Кластеры в российской практике
В Российской Федерации уделяется значительное внимание кластерному вопросу. Примером тому являются не только разработки учёных в данной сфере, но и законодательное закрепление экономики ряда субъектов.
Кластеры возникают и успешно развиваются в тех регионах России, где существуют объективные условия для формирования этого типа объединений предприятий и организаций. Такими условиями, как отмечалось ранее, являются наличие групп предприятий, тесно связанных технологиями производства какого-либо конечного продукта, сложившаяся территориальная система распределения ресурсов, разделения труда и специализация отдельных территориально-производственных комплексов, поддержка органов государственного управления как федерального, так и регионального масштабов.
Итак, в качестве «кандидатов» на роль российских кластеров обычно указываются фирмы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и аэрокосмическая отрасль, поскольку по существу лишь в этих отраслях можно говорить об общепризнанно высокой международной конкурентоспособности российской продукции. Российские нефть, газ, алюминий, боевые самолеты, ракеты ПВО и т.п. несомненно зарекомендовали себя на мировых рынках.
Бесспорно, производство перечисленных товаров в России конкурентоспособно по самым строгим международным меркам. Справедлив вопрос, следует ли в данном случае говорить именно о кластерах? Ведь их преимущества приобретены не в результате конкуренции, а внерыночным путем: либо как «советское наследие» (фирмы оборонно-промышленного комплекса), либо как дар природы (компании сырьевого сектора)15.
Дело тут, разумеется, не просто в истории возникновения, а в сути ситуации. Конкурентные преимущества, достигнутые благодаря взаимному противостоянию фирм кластера, являются самоподдерживающимися, а, следовательно, и устойчивыми. Ни одна из компаний не может позволить себе расслабиться из-за угрозы того, что конкуренты немедленно воспользуются заминкой в ее развитии. Иное дело – преимущества нерыночного происхождения. Они неорганичны для фирмы и потому вполне могут не только поддерживаться и наращиваться, но и растрачиваться, проедаться. Ведь и созданы-то они были некогда не усилиями самой фирмы (или, точнее, не одними ее усилиями), но, прежде всего, внешними факторами.
К примеру, не каждый российский нефтегазовый комплекс способствует формированию вокруг себя кластера высоко конкурентоспособных фирм. Вполне вероятна растрата конкурентных преимуществ как самим ядром кластера (скажем, сокращение разведанных нефтяных запасов), так и вовлеченными в его орбиту предприятиями.
О том, что такие негативные явления далеко не единичны говорят многие именитые специалисты. К примеру Майкл Портер в рамках презентации рейтинга международной конкурентоспособности Мирового экономического форума за 2003 г. отмечал: «Главная сила вашей страны — это огромные запасы природных ресурсов, хорошая рабочая сила и научно-техническая база, а также доставшаяся ей в наследство от закрытой советской экономики отлаженная система обеспечения. К сожалению, все эти сильные стороны недостаточно эффективно используются. Да, у России есть такие ресурсы, которым позавидует подавляющее большинство остальных стран, — необходимы десятилетия для того, чтобы сформировались рабочая сила и научно-техническая база, подобные российским. Но Россия не может использовать все эти богатства, поскольку никак не выберется из проблем регулирования экономики. До сих пор все ее экономические успехи были связаны в основном с эксплуатацией природных ресурсов. Иными словами, ваша страна пока проживает унаследованные богатства и не слишком хорошо сама создает новые богатства» 16.
Из данного утверждения следует, что в России «готовых» кластеров пока нет (или на тот момент ещё не было). В любом случае, нет таких, которые добились значимой по мировым меркам конкурентоспособности в ходе взаимного соперничества и соревнования.
Однако можно смело утверждать, что формирование кластеров в стране осуществляется. В Российской Федерации на самом высоком уровне подчеркивается актуальность повышения конкурентоспособности экономики страны. Реализация данной цели осуществляется, в том числе, в рамках проекта «Формирование и поддержка кластерных инициатив». Цель стратегии развития кластерных инициатив – идентификация 3-4 перспективных кластеров с целью создания индустриальной основы для повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики, а также подтверждения жизнеспособности кластерного подхода в России. Таким образом, национальная конкурентоспособность - лишь вершина пирамиды, основа которой – конкурентоспособные территориальные промышленные кластеры, а среднее звено – конкурентоспособность регионов (см. Приложение 4).
Рассмотрим некоторые регионы, в которых ведётся кластерная политика. Одним из таковых является Нижегородская область, где ещё в условиях централизованной экономики начали формироваться следующие промышленные кластеры:
энергетический кластер (производство энергии, средства её передачи и распределения, оборудование для них);
кластер лесной и деревообрабатывающей промышленности (производство целлюлозы, картона, бумаги, мебели, строительных материалов, заготовка и транспортировка леса, машин и оборудования для них, химикатов для производства);
кластер химической и нефтехимической промышленности (переработка нефтепродуктов, промышленная химия, химикаты специального применения, продукция химической промышленности общего назначения);
металлургическая промышленность (металлопрокат, литьё, трубы, оборудование);
металлообработка (производство станков, спецсталей, автоматизация производства, программное обеспечение) и другие17.
Что касается Красноярского края, то здесь можно говорить о возможности формирования кластеров в лесопромышленности, агропромышленности, ювелирной промышленности и в транспортной сфере.
Рассматривая экономическое развитие Самарской области следует упомянуть такие кластеры как Поволжский автомобильный и Самарский космический (см. Приложение 5), а так же Авиационный промышленный кластер.
В Томской области в последние годы идёт активное формирование регионального кластера, функционирующего в интересах нефтегазового комплекса Западной Сибири. В его состав входят университеты, научные и проектно-технические институты, машиностроительные и строительно-монтажные организации, малые наукоёмкие предприятия18. Формирование кластера осуществляется в процессе выполнения программы сотрудничества предприятий и организаций г. Томска с наиболее крупными добывающими и транспортирующими нефтегазовыми компаниями, работающими на территории Томской области.
Итак, несмотря на фактическое наличие формирующихся кластеров в различных регионах Российской Федерации, кластеризация экономики остаётся одной из целей экономической политики страны, эффективным средством решения тех масштабных задач, которые стоят перед Россией.