Список участников совещания 01.02.99

Список участников совещания 01.02.99 - student2.ru

При необходимости список может дополняться другими вопросами. Такой список, размноженный в нужном количестве экземпляров, можно будет использовать одновременно при регистрации, для работы хозяй­ственных служб, он может быть положен на стол президиума совеща­ния, что позволит ведущим ориентироваться при непосредственной орга­низации работы совещательного органа.

Имея повестку дня, список участников, зная время и место проведе­ния совещания, приступают к оповещению участников.* Оповещение участников совещания должно быть проведено заблаговременно, чтобы они могли спланировать свой рабочий день, перенести при необходимо­сти дела, подготовиться к совещанию. В процессе оповещения одно­временно уточняется и список участников совещания.

* Особенности формирования повестки дня собраний акционерных обществ и сроки её рассылки подробно изложены в книге: Быкова Т.А, Кузнецова Т.В. Подго­товка совещаний и собраний (практическое пособие). — М.: ЗАО Бизнес-школа "Ин­тел-синтез", 1997, 76 с.

Оповещение может быть проведено двумя способами: письменно с посылкой приглашения (извещения) или устно (по телефону). Если все участники совещания-работники одной организации, достаточно их опо­вестить по телефону, переговорив лично или передав приглашение че­рез сотрудников подразделения. Распространённым способом пригла­шения на совещание являются телефонограммы. Они используются обычно для приглашения сотрудников подведомственных организаций.

Пример приглашения телефонограммой:

Список участников совещания 01.02.99 - student2.ru

В постоянно действующих коллегиальных органах: советах, колле­гиях, комиссиях и т.д. повестка дня с указанием места и времени засе­дания обычно рассылается.

Если для участия в совещании приглашаются работники других орга­низаций, составляется письмо-приглашение. В нём помимо указания, кто проводит совещание, вопросов для обсуждения, времени (даты и часа) и места проведения могут указываться дополнительные условия участия: предоставление гостиницы, стоимость, необходимость подтвер­ждения участия и т.д. Если не предполагается посылка повторного при­глашения после получения подтверждения об участии, в первом письме-приглашении даётся полный адрес места проведения совещания с подробным описанием, как проехать и пройти. Если рассылается по­вторное приглашение лицам, подтвердившим своё участие, то эти све­дения будут указаны в повторном приглашении. Например:

Список участников совещания 01.02.99 - student2.ru

Другой пример:

Список участников совещания 01.02.99 - student2.ru

Список участников совещания 01.02.99 - student2.ru

Сегодня для оперативной рассылки приглашений чаще всего исполь­зуются современные формы связи - факс или компьютерная почта. Преимущество рассылки с помощью компьютера состоит в том, что имея текст приглашения и список на рассылку, компьютер осуществляет ав­томатическую рассылку приглашений, добавляя в каждое приглашение конкретный адрес и обращение к адресату.

В случае отправки письменного приглашения любой формой связи желательно по телефону проверить, дошло ли приглашение до адреса­та. Отправив приглашение, в списке участников совещания делают от­метку о посылке письма, телефонограммы, оповещении по телефону и полученных ответах (принятие приглашения, отказ, причины отказа и т.п.).

Для успешного проведения совещания, плодотворной работы его участников и оперативного обсуждения вопросов большое значение имеет своевременная подготовка, размножение и рассылка участникам документов, намечаемых для коллегиального обсуждения. К таким до­кументам прежде всего относятся доклады (сообщения) или тезисы вы­ступлений основного докладчика и содокладчиков.

Сегодня большие доклады (сообщения) практически не зачитывают­ся. Участники совещания имеют их текст (или тезисы) и поэтому доклад­чик в ограниченные временные рамки подчеркивает лишь самые основ­ные положения своего выступления. Кроме того, заранее готовятся и размножаются информационно-справочные документы, позволяющие глубже вникнуть в рассматриваемый вопрос - отчеты, таблицы, графи­ки, справки, экономические расчеты, планы, обзоры и т.д.

Секретарю-помощнику или секретарю-референту, службе делопро­изводства руководитель может поручить сбор и предварительный анализ необходимой информации для выступления, которое он предпола­гает сделать. Обычно не требуется подготовки текста выступления, надо лишь подобрать полную, точную, предельно достоверную информацию. Это может быть подборка необходимых документов: законодательно-нормативных, распорядительных документов, отчётов, актов ревизий, справок, писем и т.д. Лучше сделать подборку в виде ксерокопий, т.к. на них можно фломастером, ярким карандашом и другими средствами выделить наиболее важные места, цифры, фамилии и другую информа­цию, необходимую для доклада. Можно составить и информационно-обзорный реферат по интересующей руководителя теме. Однако такая работа может быть выполнена только сотрудником или секретарём-ре­ферентом высокого класса с высшим образованием.

Важнейшее место в подготовке совещания занимает составление проекта решения по обсуждаемому вопросу или проектов итоговых до­кументов. Именно для принятия этих решений и утверждения итоговых документов и собирается совещание. Наличие проектов позволяет глуб­же вникнуть в документы, внести правки, оперативно их обсудить. Необ­ходимо востребовать проекты решений от сотрудников, готовящих воп­рос и организовать их оформление.

Все предполагаемые к совещанию документы должны быть собраны не менее чем за 48 часов и размножены и разосланы за 24 часа до совещания. Эта процедура также может быть выполнена с использова­нием компьютерной почты и факса.

Готовя совещание, следует выяснить финансовые затраты, необходи­мые для его проведения: аренда помещения и демонстрационных средств, покупка канцелярских принадлежностей, цветов, воды, организация кофе-паузы и т.д. Размножение информационных материалов для участников совещания также может быть существенной статьёй расхода.

На подготовительном этапе определяется общий объём работ во время обслуживания совещания и в случае необходимости вносится предло­жение о создании рабочей группы по подготовке совещания. Необходи­мо тщательно продумать состав группы, кто из сотрудников какую рабо­ту должен выполнить, в какое время каждый из них будет задействован в обслуживании совещания: встреча, регистрация, организация кофе-паузы, покупка канцелярских принадлежностей, воды и цветов, техни­ческое обслуживание совещания и т.д. При организации крупных сове­щаний с большим количеством участников вопрос организации совещания следует закрепить приказом руководства.

В случае участия в совещании иногородних лиц не менее важным является процедура размещения участников. Имея список участников совещания, ответственный за его организацию знает, кто приедет из дру­гих городов. По каждому такому участнику совещания обязательно вы­ясняется, будет ли он нуждаться в размещении в гостинице.

Готовя совещание и приглашая иногородних участников, прорабаты­вают вопрос о гостиницах или общежитии, где они смогут остановиться. По указанию ответственного за организацию совещания, бронируются места в гостиницах и общежитии. Обычно этим занимаются администра­тивно-хозяйственные службы. Готовящий совещание сообщает, сколь­ко и каких мест необходимо забронировать и держит вопрос размеще­ния под контролем. У него собираются сведения, где какой участник совещания будет размещен.

В подготовительный этап входит и забота о транспортном обеспече­нии участников. Необходимо учесть, будет ли нужна машина, автобус для встреч, проводов, доставки участников от места проживания к мес­ту проведения совещания. В случае необходимости составляется точ­ный график, когда и куда подается машина, в какое время транспорт будет в распоряжении ответственного за транспортное обслуживание.

Для больших совещаний, особенно с участием иногородних, может быть продумана культурная программа: посещение театров, выставок, музеев, экскурсии по городу, памятным местам и т.п. Программа распи­сывается по дням совещания, а количество участников каждого предла­гаемого мероприятия будет уточняться в день регистрации. Обычно за культурную программу отвечает специально выделенный сотрудник. Мож­но культурную программу предложить путем приглашения в день регист­рации выездных театральных кассиров и развешиванием музейно-выставочных плакатов-реклам, что также надо спланировать заранее.

Заканчивается подготовительный этап подготовкой помещения для проведения совещания и его техническим оснащением. Необходимость демонстрационных средств выясняется заранее, они приводятся в рабо­чее состояние. В больших помещениях проверяется исправность ра­диосети. За установку технических средств и их эксплуатацию отвечают специально выделенные работники, имеющие необходимую квалифи­кацию. Важно помнить, что в определённых случаях совещания стеног­рафируются или организуется запись совещания на магнитную ленту. В этих случаях надо подготовить рабочее место стенографистки или ве­дущего протокол и заранее проверить возможность размещения и ис­правность звукозаписывающей аппаратуры.

Таким образом при подготовке совещания можно выделить вопросы:

I Выработка повестки дня, определение круга участников и вре­мени совещания

II Определение места совещания (выбор помещения)

III Оповещение участников совещания

А. составление приглашения

В. передача приглашения

IV Уточнение списка участников

V Подготовка материалов для рассмотрения на совещании

А. основного сообщения

В. справочно-информационных материалов

С. проекта решения

VI Организация рабочей группы совещания и распределение обя­занностей

VII Определение финансовых расходов

VIII Проведение организационных мероприятий

А заказ гостиницы

Б заказ транспорта

С организация кофе-паузы

В организация культурно-массовых мероприятий

Г закупка канцелярских принадлежностей, воды, цветов и т.д.

IX Проверка готовности помещения (количество мест и техничес­кая оснащённость).

Приступая к подготовке совещания, хорошо иметь такой перечень под рукой, чтобы не упустить какую-либо деталь.

Сегодня широкое распространение получили компьютерные техно­логии, которые в сочетании с современными телекоммуникациями по­зволяют не собирать участников совещания в одном месте, а проводить обмен мнениями между сотрудниками, находящимися у своих компью­теров в реальном режиме времени. Эта форма совещания также требу­ет предварительной подготовки: выработки повестки дня, оповещения участников, предварительной рассылки рассматриваемых материалов.

В зависимости от возможностей линий связи такое совещание может быть обменом только текстовой и графической информацией, но может быть добавлена аудио и даже видеосвязь, когда участники слышат и видят друг друга. При такой форме совещания организаторы до начала совещания должны провести пробное подключение и проверить каче­ство связи с каждым его участником. С лицами, на принимавшими ра­нее участия в аналогичных совещаниях, следует связаться заранее, чтобы уточнить наличие у них необходимого программного обеспечения и проверить качество связи.

Но и при традиционной форме совещания, когда участники собира­ются в одном помещении, компьютер используется для демонстрации материалов по ходу выступления. В этом случае организатору совеща­ния необходимо заранее уточнить у выступающих, в какой программе подготовлена демонстрация и перед совещанием проверить представ­ленные материалы.

11.2 ОБСЛУЖИВАНИЕ СОВЕЩАНИЙ

Обслуживание совещания начинается в день его проведения, но если есть приглашённые из других городов, то накануне.

В день совещания помещение открывается заранее и тщательно про­ветривается, еще раз проверяется наличие необходимой аппаратуры, её рабочее состояние, готовность рабочего места стенографистки или ведущего протокол. На небольших совещаниях на место каждого учас­тника совещания кладутся необходимые документы (если они не были разосланы заранее). Кроме того на стол ставятся минеральная вода или другие прохладительные напитки, стаканы, бумажные салфетки. Если есть президиум, аналогично готовится место для каждого члена прези­диума.

К первым организационным мероприятиям обслуживания совещания относится и встреча его участников. Она во многом определяет настро­ение. Всякий срыв, накладка (не встретили, встретили с опозданием, возникли затруднения с размещением, поиском места совещания) неиз­бежно вызывают отрицательные эмоции.

При проведении совещания с ограниченным числом участников, их встречают перед входом в помещение, где будет проходить совещание, приветствуют каждого и приглашают пройти на совещание.

В ряде случаев, один из организаторов встречает при входе в зал совещания, а другой сотрудник встречает при входе в здание, привет­ствует, указывает, где раздеться, куда пройти. На больших совещаниях развешиваются указатели и таблички. Но часто бывают и такие ситуа­ции, когда какого-то участника надо встретить в аэропорту, другого на железнодорожном или автовокзале, или в день совещания заехать за участниками в гостиницу и т.д. Поэтому процедура встречи должна быть продумана до мельчайших деталей и расписана между членами рабо­чей группы: кто кого и где встречает.

Участники совещания регистрируются. Если их число ограниченно, эту работу проводит секретарь руководителя. Если совещание с боль­шим количеством участников, их регистрирует специально выделенный работник или группа работников. Обычно регистрация ведется по зара­нее заготовленным спискам участников. В тех случаях, когда принятие решения предполагает голосование, прибывший на совещание распи­сывается в заранее заготовленном списке присутствующих. При органи­зации больших конференций участники могут заполнять анкеты (карточ­ки) с последующим обобщением этих данных в списки. Анкеты (карточки) позволяют получить всю необходимую информацию об участниках. В регистрационных анкетах (карточках) как минимум указывается фами­лия, имя, отчество, место работы, занимаемая должность, на научных конференциях - наличие ученых степеней и званий.

Регистрация позволяет к моменту открытия совещания знать состав присутствующих, их количество. Количественный состав особенно ва­жен для совещаний, на которых принятие решений требует кворума, т.е. установленного законом или уставом такого количества присутствую­щих, при котором принятое решение является правомочным.

После окончания регистрации уточнённый список присутствующих, включающий фамилию, имя, отчество и название организации, переда­ётся председателю, что позволяет ведущему ориентироваться при про­ведении совещания.

Одновременно с регистрацией желательно проводить и проставле­ние отметок на командировочных удостоверениях. Если эту операцию не провести сразу, потребуется сбор, а затем раздача отмеченных ко­мандировочных удостоверений участникам совещания или же каждый участник должен будет по этим вопросам обращаться к организаторам совещания.

Во время регистрации следует сразу же собрать сведения о потреб­ности в обратных билетах. При хорошей организации совещания рабо­чая группа берет на себя задачу приобретения билетов на обратную до­рогу.

В ходе регистрации выясняется желание принять участие в предла­гаемых мероприятиях культурной программы.

При регистрации участникам выдаются, если не были ранее разосла­ны, размноженные для них документы (тезисы, проекты решений и др.). Также могут выдаваться канцелярские принадлежности (папки, блокно­ты, авторучки и т.п.), что предусматривается заранее и закладывается в финансовые расходы.

Совещание должно начинаться точно вовремя. Желательно сразу согласовать с участниками правила совместной работы: регламент для выступлений, перерывы, время окончания совещания.

Во время перерывов не забывайте проветривать помещение. При наличии системы кондиционирования воздуха, необходимо произвести её регулировку в зависимости от степени заполнения помещения. В пе­рерыве могут быть предусмотрены кофе-паузы, когда участникам пред­лагаются кофе, чай, бутерброды, печенье и т.д., организована продажа литературы.

Ответственным этапом является документирование совещания, т.е. запись процесса обсуждения внесенных на повестку дня вопросов. В ходе совещания и после его окончания необходимо собрать тексты вы­ступлений, не представленные заранее. Ход совещания можно стеног­рафировать, вести фонограмму, видеозапись, протоколировать.

Стенограмма и фонограмма -это дословная запись всего, что гово­рилось на совещании, т.е. всех выступлений, вопросов, ответов, реп­лик. При стенографировании и фонозаписи следует учитывать, что сте­нографистки могут не знать фамилии всех выступающих, особенно подающих реплики и задающих вопросы. При фонозаписи часто трудно определить выступающего по голосу, если он не был назван. Поэтому, несмотря на стенографирование или фонозапись, необходимо фикси­ровать фамилии всех выступающих в порядке хода совещания, что по­зволит установить принадлежность каждого выступления, реплики, воп­роса в ходе расшифровки стенограммы или фонограммы. Для ведения стенограмм и расшифровки фонограмм требуются специальные работ­ники: стенографистки и диктофонистки. В расшифрованные стенограм­мы и фонограммы, как правило, вносятся редакционные правки. Это достаточно дорогостоящий вид документирования совещаний. Его це­лесообразно вести лишь для наиболее важных мероприятий или в том случае, когда заранее предусматривается публикация материалов со­вещания.

Наиболее оптимальным вариантом для оперативных совещаний яв­ляется их протоколирование.

11.3 ПРОТОКОЛ

Протокол - организационно-распорядительный "документ, фиксирую­щий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, сове­щаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов".* Более обобщенное определение дают толковые словари русского языка, опре­деляющие его как "документ с записью всего происходящего на засе­дании, собрании".

* Единая государственная система делопроизводства, с. 74.

Протокол оформляется на основании записей, которые ведутся во время заседания. В тех случаях, когда заседание стенографируется или проводится магнитная звукозапись, протокол составляется после их расшифровки. Вести запись во время заседания должен секретарь или специально назначенное лицо. От его квалификации, умения вникнуть и разобраться в существе обсуждаемых вопросов зависит качество запи­си выступлений. Поэтому назначение лица, ведущего протокол, являет­ся ответственной частью подготовки заседания. Протокол оформляет­ся по форме общего бланка.

В его формуляр входят: наименование учреждения - автора, указа­ние вида документа (протокол), дата заседания, номер, место заседа­ния, гриф утверждения (в том случае, когда протокол подлежит утверж­дению), заголовок, текст, подписи.

На протоколе проставляется дата заседания, а не окончательного оформления или подписания протокола. В том случае, если заседание продолжается несколько дней, указывается дата начала заседания и через тире-окончания.

Например, 11-13.03.98.

Номер протокола является порядковым номером заседаний коллеги­ального органа в течение года (в учебном заведении, может быть, учеб­ного года).

В реквизите "место заседания" указывается город, где состоялось заседание.

Заголовок протокола отвечает на вопрос "чего" и содержит указание вида коллегиальной деятельности (заседания, собрания, совещания) и название коллегиального органа в родительном падеже. Название вида заседания согласуются с названием коллегиального органа. Начинает­ся заголовок с прописной буквы.

Например. "Совещания студсовета", "Заседания комиссии", "Собра­ния трудового коллектива".

После оформления заголовочной части (это можно сделать до нача­ла заседания) приступают к составлению текста. Текст протокола распадается на две части:

первую - вводную, где указаны фамилия и инициалы председатель­ствующего, секретаря, присутствующих и повестка дня;

вторую - основную, фиксирующую ход заседания.

Словом "председатель" начинают протокол; оно печатается через два интервала после заголовка, прямо от полей с прописной буквы; пос­ле тире указывают фамилию председателя, инициалы. Так же оформ­ляется слово "секретарь".

Наши рекомендации