Регистрация опасных производственных объектов.
Регистрация объектов повышенной опасности является элементом системы промышленной безопасности, без которого невозможно ее нормальное функционирование.
Регистрация объекта в государственном реестре – занесение в банк данных реестра сведений о действующем объекте, присвоение ему регистрационного номера в государственном реестре и выдача свидетельства о регистрации этого объекта эксплуатирующей его организации.
Организация, которая ввела в эксплуатацию опасный производственный объект, должна предоставить в регистрирующий орган необходимые для регистрации документы не позднее 20 дней с даты начала его эксплуатации.
Зарегистрированные в реестре опасные производственные объекты должны перерегистрироваться не реже одного раза в 5 лет.
Регистрация объекта в государственном реестре осуществляется для создания банка данных государственного реестра сведений о действующих объектах, внесения в банк данных необходимых изменений, анализ и хранение систематизированной информации о зарегистрированных объектах и организациях, эксплуатирующих эти объекты.
Регистрация объектов в государственном реестре объектов производится с целью:
- присвоения объекту статуса промышленного объекта повышенной опасности, влекущего предъявление к этому объекту требований промышленной безопасности;
- постановки на учет опасных производственных объектов с последующим надзором за соблюдением требований промышленной безопасности органами государственного надзора;
- системного анализа состояния промышленной безопасности на зарегистрированных объектах и в организациях, эксплуатирующих эти объекты, для принятия на их основе управленческих решений и нормативных актов;
- предоставления информации об опасных производственных объектах и организациях, эксплуатирующих объекты, органам государственной власти и управления, а также заинтересованным организациям.
Государственный реестр опасных производственных объектов содержит сведения об опасных производственных объектах, которые эксплуатируются юридическими лицами (организациями) на территории Российской Федерации.
В реестре накапливается, анализируется и хранится систематизированная следующая информация об опасном производственном объекте:
– полное название объекта;
– местонахождение (адрес) объекта: код местонахождения объекта по классификации СОАТО;
– перечень признаков опасности объекта;
– тип объекта;
– перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия при эксплуатации объекта;
– наименование эксплуатирующей организации, адрес, данные о руководителе, код организации по ОКПО и код ведомственной принадлежности организации по ОКОГУ;
– регистрационные данные (номер и дата регистрации, дата следующей перерегистрации ит.п.).
Информация об объектах классифицируется последующим разделам:
– признаки опасности объектов, по которым они отнесены к опасным производственным объектам;
– виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия;
– ведомственная принадлежность объектов;
– территориальная принадлежность объектов.
Единый государственный реестр опасных производственных объектов включает отдельные ведомственные разделы государственного реестра.
Лекция № 2
ТЕМА: Экспертиза промышленной безопасности
Продолжительность 2 часа
Экспертиза промышленной безопасности – оценка соответствия объекта предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности.
Экспертиза осуществляется сторонней специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Экспертиза производственного объекта проводится с целью:
– идентификации опасного производственного объекта;
– выявления признаков опасности объекта;
– отнесения объекта к определенному типу по страховому признаку;
– оценки соответствия объекта требованиям промышленной безопасности.
Результат экспертизы промышленной безопасности используется:
– для разработки мероприятий по промышленной безопасности;
– отнесения объекта к категории опасных производственных объектов и регистрации его в государственном реестре;
– заключения договора страхования гражданской ответственности.
Проведение экспертизы промышленной безопасности является обязательным условием лицензирования, связанного с опасными производственными объектами.
Экспертизе промышленной безопасности подлежат:
– проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое переоснащение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
– здания и сооружения на опасном производственном объекте;
– технические устройства на опасном производственном объекте;
– декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. Процедура проведения экспертизы промышленной безопасности и правила оформления заключения экспертизы регламентируются соответствующими нормативными актами.
Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие соответствующую лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору устанавливает порядок осуществления экспертизы и требования к оформлению заключения экспертизы, рассматривает и утверждает заключения экспертизы опасных производственных объектов.
Наблюдательный совет формируется из представителей Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, его территориальных органов и подведомственных ему организаций. Состав наблюдательного совета утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью системы экспертизы.
Консультативный совет состоит из представителей организаций, заинтересованных в деятельности системы экспертизы, и имеет совещательную функцию.
Состав консультативного совета утверждается наблюдательным советом.
Отраслевые комиссии создаются наблюдательным советом и решают специфические, профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции.
Координирующий орган координирует деятельность отраслевых комиссий, а также анализирует и обобщает информацию о деятельности экспертных организаций, состояние нормативно-методической базы системы экспертизы. Функции координирующего органа выполняет научно технический центр по безопасности в промышленности (НТЦ «Промышленная безопасность»), созданный для координации работ и проведения независимой экспертизы.
Координирующий орган системы экспертизы ведет учет:
– нормативно-технических документов системы экспертизы;
– экспертных организаций;
– экспертов (специалистов, осуществляющих проведение экспертизы).
Учет ведется с целью накопления и анализа официальной информации по экспертизе промышленной безопасности, а также информационного обслуживания заинтересованных физических и юридических лиц.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, для проведения экспертизы должна представить следующие документы:
– проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию (в зависимости от объекта экспертизы);
– данные об организации и объекте экспертизы;
– акты испытаний, сертификаты, прочностные расчеты;
– образцы оборудования (в случае необходимости).
Процедура проведения экспертизы состоит из нескольких этапов.
Предварительный этап – согласование заказчиком и экспертной организацией содержания и хода экспертизы.
Подача заявки и заключение договора, а также составление других документов, устанавливающих условия проведения экспертизы (определение объектов экспертизы, размер и условия оплаты, сроки проведения экспертизы).
Процесс экспертизы:
– установление полноты, достоверности и правильности представленной заказчиком информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности;
– проведение испытаний и наблюдение за ходом работ;
– проверку компетентности сотрудников и руководителей;
– проверку пригодности помещений и приборного оборудования;
– проверку наличия систем маркировки;
– проверку наличия необходимой нормативной документации, правил и инструкций;
– проверку соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.
Составление и выдача заключения экспертизы.
Заключение по экспертизе промышленной безопасности составляется веющим экспертом на основании отчетов экспертной группы. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, поверки состояния объекта и проведения необходимых испытаний.
Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.
В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация обязана:
– немедленно поставить в известность об этом Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации объекта;
– представить заказчику обоснованные выводы о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете, или о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необходимости соблюдения требований промышленной безопасности.
Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.
Лекция № 3