Прямой метод распределения накладных расходов
В компании наряду с производственными подразделениями, которые напрямую связаны с производством продукции, имеют место обслуживающие подразделения, оказывающие услуги как производственным подразделениям так и друг другу.
Наиболее распространенным методом распределения затрат обслуживающих подразделений на основное производство является прямой метод. Согласно данному методу, затраты Обслуживающих подразделений напрямую относят на производственные подразделения.
Рассмотрим весь процесс на примере разнесения затрат сервисных подразделений (отделов управления и снабжения) на три цеха. Начнем с распределения арендной платы. Подразделения занимают следующие плошали (см. табл. 10).
| |||||||||||||||||||||
Несмотря на то, что два сервисных подразделения занимают 25% арендуемых площадей, они расположены в задней части здания и оцениваются дешевле, нежели площади занимаемые цехами в передней части здания. Предполагается, что эти 25% площадей стоят лишь 1200 из всей суммы в 12 000. Поэтому мы распределяем эти 1200 между двумя отделами в пропорции занятых ими плошадей (табл. 11).
Отдел | Площадь, М2 | Удельный вес | Распределенная часть затрат, руб. |
Управление | 30/60 = 0,5 | ||
Снабжение | 30/60 = 0,5 | ||
Всего | 60/60 = 1 |
Затем распределяем оставшиеся 10 800 руб. стоимости аренды среди трех департаментов продаж (табл. 12).
Таблица 12
Цех | Площадь, мг | Удельный вес | Распределенная часть затрат, руб. |
Молоко | 81/180 | ||
Йогурт | 54/180 | ||
Сыры | 45/180 | ||
Всего | 180/180 | 10 800 |
Заметим, что три из четырех статей непрямых затрат, кроме рекламы, распределяются между всеми пятью подразделениями. Затраты на рекламу распределяются на основе объема выпуска, а отделы никакой продукции не выпускают, поэтому мы распределяем рекламу только между цехами.
После подсчета прямых и распределения непрямых затрат отдел управления имеет всего 15 300 затрат, а отдел снабжения 9700. Теперь нам осталось распределить затраты двух сервисных подразделений на три цеха.
При прямом методе распределения затраты каждого отдела распределяются только между цехами. Взаимодействие отделов между собой игнорируется (табл. 13).
Таблица 13
Цех | Кол-во занятых, чел. | Удель- ный вес | Распре- делен- ные затраты, руб. | Заказов на снаб- жение, шт. | Удель- ный вес | Распре- делен- ные затраты, руб. |
Молоко | 5/10 | 72/240 | ||||
Йогурт | 3/10 | 132/240 | ||||
Сыры | 2/10 | 36/240 | ||||
Всего | 10/10 | 240/240 |
Когда таблица распределения затрат будет заполнена, ее нижняя часть будет выглядеть, как показано в таблице 14.
Статья затрат | База распределения | Общая сумма затрат, руб. | Распределение затрат по подразделениям | ||||
Управление | Снабжение | Молоко | Йогурт | Сыры | |||
Всего затрат у подразделений | |||||||
Затраты отделов: | |||||||
Управление | Кол-во работающих | (15300) | |||||
Снабжение | Кол-во заказов | (9700) | |||||
Всего затрат |
Прямой метод распределения затрат сервисных отделов является самым простым. Пошаговый метод распределения затрат сервисных отделов применяется, если отделы оказывают друг другу значительный объем услуг. |
36. Основные факторы, влияющие на решения по ценообразованию.
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Основные факторы, влияющие на решения по ценообразованию
Цена на продукт или услугу зависит от спроса и предложения. Три основных фактора влияют на спрос и предложение товаров и услуг:
Покупатели
Покупатели влияют на спрос товаров и услуг. Поэтому руководство компании при установлении цены на свою продукцию должно принимать во внимание своих клиентов. Например, неоправданно высокая цена может снизить спрос на товары и услуги. Зачастую, менеджеры стремятся установить привлекательные с точки зрения покупателя цены на свои товары, чтобы увеличить объем продаж и максимизировать прибыли.
Они существенно влияют на деятельность предприятий в области ценообразования. Для того чтобы правильно реагировать и учитывать поведение потребителей, предприятию необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения на рынке. Прежде всего необходимо обращать внимание на психологические аспекты поведения покупателей: потребности, нужды, запросы, мотивацию при выборе товара или услуги, способы потребления, отношение к продукции и появлению новых предложений, чувствительность к ценам и качеству товаров или услуг.
Помимо психологических существуют и экономические аспекты поведения потребителей: покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями. В связи с тем что бюджет покупателя ограничен, а цены постоянно подвержены изменениям, он всегда стоит перед выбором: как использовать свой бюджет самым рациональным образом, какой товар покупать, а какой нет. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора покупатель предпочтет тот товар, который в наибольшей степени соответствует его личному представлению о полезности предстоящей покупки с учетом финансовых возможностей.
Конкуренты
Компании должны быть в курсе действий своих конкурентов. Знание производственной технологии конкурента, его производственные возможности и поставщиков помогает компании оценить издержки конкурента, что является важной информацией при установлении цены на свои товары и услуги.
Кроме платежеспособного спроса и издержек производства на уровень цены оказывают влияние цены конкурентов. Если качество товара фирмы близко к качеству основного конкурента, то фирма должна установить цену, близкую к цене конкурента. Более высокую цену можно назначать при наличии у вашего товара преимуществ.
Среда, в которой цена контролируется фирмами, характеризуется ограниченной конкуренцией. Фирма может добиться успеха и при высоких ценах, т.к. потребители рассматривают предложенный товар как уникальный, представления потребителей связываются с образом товарной марки, соответствующем сервисе и т.д.
Некоторые фирмы приспосабливаются к изменениям в конкурентном окружении своей отрасли. Стратегия ценообразования легко копируется, поэтому можно предсказать реакцию конкурентов. Лишняя конкуренция в ценах может привести к ценовым войнам. В ходе таких войн фирмы стараются для привлечения потребителей, устанавливать цены ниже цен конкурентов. Обычно это приводит к низким прибылям или даже убыткам и некоторым фирмам приходиться прекращать свою деятельность.
Затраты
Затраты оказывают влияние на цены, поскольку они воздействуют на предложение товаров и услуг. Как правило, чем ниже затраты на производство товаров по отношению к их цене, тем большее количество продукта компания может поставить на рынок. Хотя затраты и являются ключевым фактором в ценообразовании, тем не менее во многих случаях они являются лишь отправной точкой при установлении цены на товары и услуги.
Фирмы решают проблему ценообразования путем выбора методики расчета цен, надеясь, что избранный метод позволит правильно рассчитать цену товара. Многие предприятия в настоящее время по-прежнему, пользуются старым, затратным методом ценообразования, потому что он наиболее прост и не требует громоздких расчетов. Но в условиях рыночной экономики затратный метод не обеспечивает полного решения проблемы ценообразования. Это объясняется тем, что при установлении цены предприятие ориентируется только на собственные затраты и желаемую прибыль, не учитывая ситуации на рынке, в частности относительно спроса, товаров и цен конкурентов, - ведь конкуренция, сложившаяся на рынке, оказывает значительное влияние на установление конечной цены.
Современные авторы утверждают, что одинаково опасна практика ценообразования, закладывающая в основу только полезность или только затраты. То есть необходимо учитывать не только собственные затраты, но еще и обязательно ориентироваться на потребителя и конкурентов.
37. Нормативная калькуляция себестоимости.
Анализ отклонений.
-Нормативная калькуляция себестоимости – это контрольный метод, который сравнивает нормативные затраты и доходы с фактическими результатами с целью получения отклонений, которые используются для стимулирования деятельности.
-Анализ отклонений – это анализ деятельности на основании отклонений. Используется для поддержки и стимулирования действий руководства на наиболее ранних стадиях.
-Стоимостная норма – это предопределенное измеримое количество, установленное в определенных условиях и представленное в денежном выражении. Она основывается на оценке составляющих стоимости. В основном она используется в качестве основы для оценки деятельности, контроля посредством особой отчетности, оценки товарно-материальных запасов и установления торговых цен.
Виды нормативов
Существует ряд основ для установления нормативов в рамках системы нормативной калькуляции себестоимости. На выбор основы будет определяться применением норматива.
• основной норматив
• идеальный норматив
• достижимый норматив
• текущий норматив
Ниже даны определения этих нормативов:
Основной норматив – это норматив, установленный для использования в течение длительного периода времени, на основании которого можно разработать текущий норматив.
Идеальный норматив – это норматив, который можно достичь при наиболее благоприятных условиях, без компенсации обычных убытков, потерь и простоя оборудования. Он также называется потенциальным нормативом.
Достижимый норматив – это норматив, который можно достичь в том случае, если нормативная единица работы выполняется эффективно, оборудование функционирует надлежащим образом или материалы используются надлежащим образом. При этом делается скидка на обычные убытки, потери и простой оборудования.
Текущий норматив – это норматив, установленный для использования в течение короткого периода времени и имеющий отношение к текущим условиям.
РАСЧЕТ ОТКЛОНЕНИЙ
1 Отклонение от нормативных затрат – это разница между запланированными, предусмотренными бюджетом или нормативными затратами и фактическими затратами. Отклонение от нормативных затрат возникает при сравнении нормативных затрат с фактическими затратами. Нормативной калькуляции себестоимости (затрат) присуща одна важная характерная черта, о которой следует помнить всегда: при нормативной калькуляции себестоимости проводится анализ отклонений с использованием обычных счетов главной книги системы двойного учета. Для этого в бухгалтерских регистрах отражаются:
(а) фактические затраты как вводные данные;
(b) стандартные затраты как конечные данные;
(c) разница как отклонение.
2 Отклонение прямых материальных затрат от нормативов
Прямые материальные затраты рассчитываются с целью определения количественного эффекта на прибыль фактических прямых материальных затрат, которые отличаются от нормативных материальных затрат. Затем, этот общий эффект анализируется с целью оценки влияния разницы на цену материалов и на расход материалов.
3 Отклонение итоговой суммы прямых материальных затрат от норматива
Цель этого отклонения – показать эффект фактических прямых материальных затрат, которые отличаются от нормативных прямых материальных затрат, на прибыль за отчетный период.
4 Анализ отклонения итоговой суммы прямых материальных затрат
Если нормативные материальные затраты определяются из расчета на единицу продукции, то они состоят из двух частей. Это оценки:
(а) количества потребляемых материалов; и
(b) цены единицы материала.
5 Отклонение цены основных материалов
Расчет отклонения производится с тем, чтобы определить, в какой степени фактическая прибыль отличается от ожидаемой прибыли в результате того, что фактическая цена основных материалов отличается от нормативной цены.
6 Отклонение нормы потребления основных материалов
Цель этого отклонения – определить количественное влияние на прибыль, вызванное различием между фактическим объемом потребления сырья и ожидаемым объемом необходимым для производства предусмотренного объема продукции.