Общая характеристика объекта практики
1. Полное наименование организации, дата создания, организационно-правовая форма, учредительные документы.
2. Форма собственности, состав собственников, учредителей.
3. Организационная структура предприятия (организации): представьте схематически, дайте свои предложения по ее совершенствованию.
4. Документы, регламентирующие внутреннюю деятельность организации - положения, инструкции, должностные характеристики, нормативы (приведите образцы в приложении к отчету).
7.2 Организация планирования
1. Охарактеризуйте состояние планирования в организации. Укажите, какие виды планов имеются в организации. Приведите состав показателей планов.
2. Укажите, какие информационные технологии используются при планировании деятельности предприятия.
3. Проанализируйте существующую или, в случае ее отсутствия, самостоятельно сформулируйте миссию организации.
4. Проанализируйте принципы, которыми руководствуется организация.
5. Проведите СВОТ-анализ:
- выявите (перечислите) возможности и угрозы для деятельности организации со стороны внешней среды;
- выявите (перечислите) сильные и слабые стороны деятельности организации;
- проанализируйте взаимодействие сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами организации.
6. Определите стратегический потенциал организации.
7. Покажите, какие стратегии может использовать организация в маркетинге и менеджменте, и какие из них фактически используются?
8. Дайте оценку применяемых и рекомендуемых стратегий.
9. Какие изменения в технической политике, в организационной структуре и культуре организации, по вашему мнению, целесообразно осуществить в организации?
Организационная структура управления
При анализе существующей структуры управления обратите внимание на следующие вопросы:
1. Существует ли ясное разграничение функций и ответственности между отделами, отдельными исполнителями.
2. Имеются ли положения о правах и обязанностях отделов, должностных лиц.
3. Каковы условия работы сотрудников и их влияние на производительность труда.
4. Соблюдается ли порядок на рабочих местах.
5. Какую рационализацию труда можно осуществить в выполняемой работе.
6. Используется ли компьютерная техника при выполнении работ и есть ли возможность для ее применения.
7. Насколько соответствует квалификация сотрудников характеру и содержанию выполняемой работы.
Для анализа существующей структуры управления могут быть использованы таблицы 1 и 2.
Таблица 1
Анализ структуры управления
№ пп | Должность руководителя | Кому подчиняется | Имеет количество подчиненных | Основание для подразделения | Выводы | |
подраз-делений | испол-нителей | |||||
Предметом изучения состава работ в структурных подразделениях аппарата управления являются Положения о них и распределение работ между ними.
Перечень работ, выполняемых каждым структурным подразделением, их периодичность записывают в табличной форме (таблица 2).
Выявление фактически выполняемой работы в структурном подразделении может быть осуществлено на основе опроса руководителя отдела или его заместителя. Это относится и к другим графам табл. 2.
Таблица 2
Перечень основных видов работ _______________________
Наименование структурного подразделения ______________
Дата составления ________________ Составитель _________
№ пп | Вид работ по положению | Фактичес-ки выпо-лняемая работа | Перио-дичность выпол-нения | Основные докумен-ты по работе | Испол-нители | Приме-чания |
Мотивация
1. Проведите анализ мотивов, оказывающих влияние на трудовое поведение человека. Анализ проводится для одного из подразделений организации или для организации в целом (небольшая организация).
Определите доминирующие потребности нескольких опрошенных сотрудников на основе ранжирования потребностей по степени значимости (Табл. 3).
Затем, обработав материалы опроса, выявите доминирующие потребности группы. Сводную таблицу приведите в отчете по практике.
После выявления пяти доминирующих потребностей предложите методы их удовлетворения (см. табл. 4).
Ниже приводится перечень потребностей, удовлетворение которых мотивирует человека в процессе труда.
Наиболее высокая оценка – 1
Наименее высокая оценка – 20.
Таблица 3
Перечень потребностей
№ п/п | Потребности | Своя оценка (порядок важности) |
Работа с коллегами, уважающими другого, как личность. | ||
Интересная, увлекательная работа. | ||
Одобрение и стимулирование хорошей работы. | ||
Возможность самосовершенствования. | ||
Взаимодействие с людьми, интересующимися моими предложениями об улучшении работы. | ||
Возможность думать самому, а не только выполнять приказы. | ||
Возможность видеть результаты своего труда. | ||
Работа под руководством достойных и квалифицированных людей. | ||
Работа, выполнение которой должно сопровождаться напряжением. | ||
Доступ к информации, касающейся своей работы и состояния дел организации в целом. | ||
Возможность реализовать себя в своем деле. |
Ощущение причастности к делам организации, коллектива. | ||
Потребность власти. | ||
Возможность служебного роста. | ||
Возможность быть полезным окружающим (обращаться за советом, оказание помощи). | ||
Искреннее внимание со стороны руководства. | ||
Ощущение того, что тебя признают и ценят (ощущение своей значимости). | ||
Ощущение справедливого отношения к себе. | ||
Возможность высокой оплаты. | ||
Наличие социальной защиты (безопасность – пенсионная система, страхование от болезней; права, обеспечиваемые стажем работы и т.д.) |
Таблица 4
№ ранга | Потребности | Конкретные способы удовлетворения |
Продумывая способы удовлетворения тех или иных потребностей, необходимо установить (определить), какими действиями руководителя может быть создана возможность их реализации.
2. Проанализируйте, какие события (факторы), происходящие в организации (базе практики), способствуют росту удовлетворенности работой.
3. Опишите, какие события (факторы), происходящие в организации (базе практики), способствуют появлению неудовлетворенности работой.