Объектно-ориентированный язык моделирования UML. Объектно-ориентированное моделирование.

UML (англ. Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) — язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. UML является языком широкого профиля, это — открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования, в основном, программных систем. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация кода. (вики)

Бурное развитие 1980-ые годы.

Главное не процедура или функция, а объект.

Для различных ЯП созданы библиотеки стандартных классов объектов которые могут выполнять действия.

Появились средства визуального программирования (RAD), где программист создаёт прогу мышкой, а код программы генерируется автоматически. Внимание программистов переключилось с написания кода, на предшествующие этапы – анализ предметной области и проектирование программы.

Появились методы объектно-ориентированного анализа и проектирования OOA/OOD. Они позволяют проектировать системы до написания кода, так чтоб проект был задокументирован. С помощью модели можно исправить недочёты без затрат.

2 вида диаграмм:

1) Структурные модели

2) модели поведения

В дальнейшем UML стал использоваться не столько для проектирования ИС, сколько для анализа и перепроектирования БП.

Моделирование бизнеса с помощью UML предполагает построение двух моделей:

1) прецедентная модель (вопрос 16)

2) объектная модель (анализ структурной модели, описывающийся внешней структурой бизнеса и т.д)(вопрос 17).

Прецедентная модель бизнеса

Так же как и для прецедентов так и для акторов, различают понятия класса и экземпляра. Класс – описывает общие характеристики некоторого типа акторов, а экземпляр – характеристики конкретного актора. На диаграмме вариантов использования, как правило отображаются классы прецедентов и классы акторов. Причем их расположение может быть произвольное. Акторы принадлежащие к разным классам могут иметь общие характеристики или общие обязательства по отношению к бизнесу. Можно ввести обобщенный класс акторов объединяющие общие характеристики нескольких более конкретных классов. Например, для классов покупатели мебели и покупатели компьютеров может быть введен общий класс покупатель. В этом случае между обобщенном типом акторов и более конкретным устанавливается отношение-обобщение.

Между прецедентами и акторами устанавливается отношение коммуникации. Они моделируют информационные и материальные потоки, т.е. обмен прецедентов с субъектами окружения материальной и информационной природы (данными, документами, сырьем и т.д.).

Для каждого из элементов модели составляется спецификация. Спецификацией актора указывается наименование, стереотип, описание, перечень связанных с прецедентом поддиаграмм и документов. Наиболее важным для описания прецедентов является документ, называемый потоком событий. Он описывает сценарий осуществления прецедентов в виде последовательности шагов процесса.

Каждый шаг или событие прецедента представляет собой некоторое действие, переводящее прецедент в новое состояние. В свою очередь новое состояние прецедента является стимулом для выполнения следующего шага или события. Т.о., прецедент рассматривается как последовательность состояния и событий.

Объектная модель бизнеса.

Прецедентная модель иллюстрирует функции бизнеса. Однако для полного понимания бизнеса необходима модель, показывающая кем и с помощью чего реализуются прецеденты. Объектная модель раскрывает внутреннее устройство бизнеса: какие виды ресурсов используются и каким образом они взаимодействуют. Эту модель называют также моделью бизнес анализа. Основным понятием этой модели является понятие объекта.

Объекты модели бизнеса представляют людей, участвующих в выполнении процессов, и различного рода, сущности, которые обрабатываются или создаются бизнесом. Участники процессов называются активными объектами, сущности – пассивными. Похожие объекты группируются в классы, каждый конкретный объект рассматривается как экземпляр некоторого класса. Например объекты, соответствующие конкретным служащим могут быть объединены в класс «служащие». Свойство объекта описывается с помощью характеристик, называемых атрибутами, при этом состав атрибутов одинаков для всего класса. Класс «служащий» может иметь атрибуты: фамилия, стаж, и т.д. Разные объекты будут иметь разные значения (которые могут меняться во времени). Поведение представляется с помощью набора операций, которые может выполнять объект. Пример операций класса «служащий»: Принять заказ, оформить договор, принять оплату и т.д.

Виды анализа БП.

Существуют различные классификации видов анализа. Классификация по объекту анализа позволяет выделить:

1. Анализ окружения

~ Анализ макроокружения (Политического, Экономического, технологического)

~ Анализ микроокружения (клиентов, поставщиков, конкурентов)

2. Анализ бизнеса (Продукции, Оборудования, Кадров).

Анализ макроокружения включает анализ налоговой политики, трудового законодательства, изучение политической системы региона, анализ новейших достижений в производстве и т.д.

Важнейшими направлениями анализа микроокружения является изучение требование клиентов, анализ поставщиков и партнёров и анализ конкурентной позиции компании. В процессе анализа бизнеса производится анализ БП, технологии их выполнения, анализ выпускаемой продукции, анализ и оценка кадров.

Классификации в соответствии с анализируемыми состояниями системы (текущим, прошлым, будущим) – позволяет выделить сравнительный, ретроспективный и прогностический анализ.

Классификации по методам анализа – позволяет выделить две основные группы:

· количественный (основан на объективном измерении и дальнейшей обработке количественных параметров)

1) статистический (корреляционный, регрессионный, кластерный)

2) экономический (детерминированный факторный анализ, балансовый)

3) вычислительный (линейное программирование, анализ чувствительности и т.д.)

· качественный анализ (основан на мнениях, субъективных суждениях и оценках экспертов). При этом, как правило, используются неформальные или слабо-формализованные методы, такие как: Методы экспортных оценок, метод ДЭЛФИ, морфологический анализ, метод сценариев и метод построения дерева решений.


Наши рекомендации