Конкуренция: сущность, формы, методы
В настоящее время конкуренция как неотъемлемая часть мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется значительной масштабностью и динамизмом. Ее масштабность обусловлена ростом числа участников внешнеторговых операций, которые вовлечены в обмен под воздействием международного разделения труда в самых различных областях. Интернационализация и либерализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями в рыночную борьбу вступают средние и мелкие компании. К соперничеству стран с развитым экспортом присоединяются новые страны, которые стремятся к изменению ситуации на мировом рынке в свою пользу. Кроме того, в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций принимают активное участие правительства и региональные экономические объединения.
Таким образом, конкуренция является движущей силой развития общества, основным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.
Конкуренция(от лат. concurrentia – сталкиваться)–понимается соперничество на каком-либо поприще, между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.С точки зрения функциональной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей [23, с.14].
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема – экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров.
Основные виды конкуренции.Понятие рыночной конкуренции является более узким по сравнению с понятием «конкуренция», но не менее многозначным. Различают множество видов рыночной конкуренции, которые можно выделить по следующим основным признакам:
§ по сфере действия выделяют: внутриотраслевую, межотраслевую конкуренцию, конкуренцию на локальных рынках, конкуренцию в общенациональном масштабе, внутринациональную, международную конкуренцию. Каждый из названных видов может быть разделен на подвиды;
§ по субъектам конкурентных отношений различают: конкуренцию между покупателями, конкуренцию между продавцами, конкуренцию между продавцами и покупателями. В свою очередь, каждая из них может включать в себя особые виды конкуренции – конкуренцию между покупателями отдельных видов товаров или отдельных видов ресурсов и др. Отдельным и очень важным видом рыночной конкуренции является конкуренция между производителями,включающая в себя множество подвидов. Например, конкуренция производителей может быть разделена на конкуренцию между крупными предприятиями, малыми предприятиями, крупными и мелкими предприятиями;
§ по соответствию правовым нормамконкуренцию можно делить на: добросовестную (честную) и недобросовестную (нечестную), а также конкуренцию на «черном» или «теневом» рынке и конкуренцию на легальном рынке;
§ в соответствии с методами ведения конкурентной борьбы конкуренция бывает ценовой и неценовой(названные уже виды добросовестной и недобросовестной конкуренции тоже могут быть выделены по данному признаку). Разновидностью ценовой конкуренции является демпинг.В современных условиях особо выделяют такую разновидность неценовой конкуренции, как конкуренция качества.Другими ее подвидами являются конкуренция по условиям продажи, по послепродажному обслуживанию, конкуренция с помощью рекламы и др.;
§ по проявлению следует выделить: реально существующую конкуренцию и потенциальную конкуренцию;
§ по возможности влияния на рынок конкуренцию делят на таких два вида, как: совершенная и несовершенная;
§ по влиянию государства на конкурентный механизм говорят о конкуренции свободной, конкуренции в условиях регулируемого рынка[54, с. 9–10].
§ 8) по степени интенсивности конкуренция может быть: привлекательной, умеренной, ожесточенной для объекта конкуренции, ожесточенной для субъекта конкуренции[55, с.153–154].
Формы конкуренции:
1) функциональная– конкуренция между товарами (объектами) – заменителями.
2) видовая– конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, различающимися по каким-то важным для потребителей параметрам;
3) предметная–между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися качеством изготовления товаров различных производителей.
Конкуренция может происходить на следующих уровнях:
§ местном (в группе, отделе, организации и т. п.);
§ региональном (районе, городе, области и т. п.);
§ национальном (в стране);
§ межнациональном (в нескольких странах);
§ глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу: размер рынка; темпы роста рынка; мощности; препятствия для входа или выхода из рынка; цена; уровень стандартизации товаров; требования к размерам необходимых капитальных вложений; вертикальная интеграция; экономия на масштабе; быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции и т.д. [55, с. 153–155].