Международная торговая политика и ее инструменты
Развитие международной торговли непосредственно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций. С начала зарождения торговли между странами в мировой практике сложились два подхода к международной торговле. Первый подход– свободная торговля, которая осуществляется без всяких ограничений, второй– протекционизм, обосновывается необходимостью вмешательства государства в международный товарооборот с учетом интересов национальных хозяйств.
Свободная торговля (фритредерство, от английского freetrade) – принцип внешнеторговой политики государства, предоставление участникам внешнеторговых отношений полной свободы ведения всех операций. В чистом виде политика свободной торговли сводится к тому, что основным регулятором является рынок. Система свободной торговли означает свободный обмен товарами без всяких пошлин и ограничений или облагаемого лишь незначительными пошлинами ввоза товара.
Свободная торговля имеет некоторые преимущества. Во-первых, она приводит к положительным политическим последствиям, т.к. в этом случае страны становятся в большей степени взаимосвязанными, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. Во-вторых, при свободной торговле в полной мере реализуется принцип сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Именно в этих условиях страны могут производить только те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивать эти товары на те, издержки производства которых в данной стране выше относительно других стран. Все это позволяет каждой стране специализироваться на производстве определенных товаров, свободно торговать ими, получать дополнительную прибыль.
Таким образом, свободная торговля позволяет получать наибольшую выгоду, особенно экономически развитым странам. Но практически свободная торговля нигде и никогда не применялась.
История международной торговли – это одновременно и история развития и совершенствования государственного регулирования международной торговли. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей.
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основные цели внешнеторговой политики:
§ изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
§ изменение объема экспорта и импорта;
§ изменение структуры внешней торговли;
§ обеспечение страны необходимыми ресурсами;
§ изменение соотношения экспортных и импортных цен [2 с.234].
Государственное регулирование международной торговли может быть: Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультации с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).
Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.
Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского Союза (ЕС) [8 c.198].
Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух тенденций:
· либерализации– связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.
· протекционизма – политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков [2 с.234].
Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
§ селективный протекционизм – направление против отдельных стран или товаров;
§ отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
§ коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
§ скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики [8 с.199].
Объектамивнешнеторговой политики страны являются: экспорт, импорт и транзит.
Методы воздействия на внешнеэкономическую деятельность разделяются на две группы: экономические и административные.
Под экономическимиметодами понимают все принимаемые меры, которые приводят к удорожанию импортного товара, снижают его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с отечественным товаром, так называемые тарифные барьеры.
К административным методам относятся любые меры правительства, которые ограничивают экспорт и импорт товаров – нетарифные барьеры.
Государства, проводя свою политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей.К инструментам регулирования внешней торговли относятся:
1) тарифные методы государственного регулирования – методы, основанные на использовании таможенных тарифов (таможенный тариф, таможенные пошлины, тарифные квоты);
2) нетарифные – методы, связанные с установлением различных запретов, квот,лицензий и ограничений в сфере внешнеторговой деятельности.
Основная задача государства в области внешней торговли – поддержать экспортеров, сделать их конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.
К тарифным барьерам относятся таможенный тариф(customstariff) – систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы.
Под таможенным тарифом понимается:
· систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;
· инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;
· ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины)[19 с.53].
Различают одноколонный тариф – одна ставка пошлины налагается на все импортируемые товары. Подразумевает, что независимо от страны происхождения для каждого импортируемого товара определенной номенклатуры устанавливается единая ставка. Развитие тарифа происходит путем увеличения номенклатуры товаров.
Многоколонный тариф – устанавливает две или большее количество ставок для каждой группы товаров. Наиболее сложные тарифы существуют в Конго, Венесуэле, Мали (до 17 колонок)[12 с.256].
Структура тарифов многих стран, прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов. Тарифная эскалация (tariffescalation) – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере степени их обработки.
В настоящее время таможенные тарифы строятся таким образом, что уровень налогообложения увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара (удерживает развивающиеся страны в монокультуре).
Тарифные методы регулирования международной торговли. Таможенная пошлина (customsduty) – государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.
Основные функции таможенных пошлин:
· фискальная, относится как к импортным, так и экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
· протекционистская (защитная), относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
· балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по группам:
1) По направлению движения товара (по объекту обложения):
- экспортный тариф– пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко.
- импортный тариф– пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;
- транзитный тариф – пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин – обеспечить дополнительные поступления в бюджет.
2) По способу установления (взимания):
- адвалорные тариф – таможенная пошлина, устанавливаемая в виде процента от таможенной стоимости товара. Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. В мировой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины, на долю которых сейчас приходится около 80% всех таможенных пошлин. Средний уровень ставок адвалорных пошлин составляет около 4–6%.
- специфический тариф– ставка таможенной пошлины устанавливается в абсолютном выражении с единицы измерения: веса, объема, длины, площади и т.д. Специфические пошлины, чаще всего являются экспортными пошлинами, особенно при вывозе сырьевых товаров.
- комбинированный (смешанный) тариф - включают оба способа установления величины пошлин, рассмотренных выше.
- альтернативный тариф – применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.
3) По характеру происхождения (в зависимости от страны происхождения товара):
- автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;
- конвенциональный (договорной тариф)устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений;
- преференциальный - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.
4) Классификация тарифов по направлению действия:
- сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;
- преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т.е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;
- дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить или ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на: ответный, компенсационный, антидемпинговый.
В ряде случаев в международной практике используются так называемые тарифные квоты. Они дают возможность применять установленные пониженные ставки в случае, если общий объем импорта не превышает ограничения – квоты, и повышенную ставку, когда объем превышает ее. Вариантом тарифного квотирования выступает предоставление льготного (преференциального) режима для импорта определенного количества товаров по льготной ставке пошлины. Тарифное квотирование является торгово – политическим инструментом комбинированного характера, сочетающим элементы экономического и административного воздействия. Оно активно применяется, например, в ЕС, а также предусмотрено Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ГАТТ/ВТО [12 с.260].
Нетарифные методы регулирования международной торговли.В научной литературе средства нетарифного характера, ограничивающие международную торговлю, называют как нетарифными ограничениями, так и нетарифными мерами или нетарифными барьерами.
Нетарифные ограничения представляют собой комплекс мер, действующих в отношении импорта и экспорта товаров, за исключением таможенного тарифа. Классификационные схемы, получившие признание, насчитывают более 300 только основных видов нетарифных ограничений (схемы ГАТТ/ВТО, МБРР, ЮНКТАД, Международной торговой палаты).
Существуют различные подходы к классификации нетарифных ограничений. Так, например, ЮНКТАД классифицирует нетарифные ограничения внешней торговли на семь категорий [12 с.266–267]:
1. Паратарифные методы. К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние.
2. Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Сюда входят антидемпинговые меры, предусматривающие борьбу с занижением цены экспортного товара, и компенсационные меры, направленные против экспортных субсидий. Кроме того, для защиты некоторых уязвимых секторов экономики (прежде всего аграрного) могут применяться скользящие импортные сборы, направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.
3. Финансовые меры. Могут вводиться особые правила совершениявалютных операций с целью регулирования внешней торговли, в частности ограничение импорта.
4. Автоматическое лицензирование. Для ввоза (вывоза) определенных товаров требуется получить установленный документ (как правило, лицензию). Таким образом, осуществляется наблюдение (мониторинг) за торговлей этими товарами. Такое наблюдение не является ограничительной мерой, но облегчает введение подобных мер в случае необходимости.
5. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).
6. Монополизация. Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.
7. Технические барьеры. Они включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности и качества.
Нетарифные барьеры включают очень широкий перечень различных инструментов. Дело в том, что современная международная правовая система исключает возможность принятия односторонних мер по повышению или изменению таможенно – тарифных ставок. Для их изменения требуются длительные консультации на международном уровне. Применение нетарифных барьеров позволяет государству быстро реагировать на изменяющуюся обстановку.
Контрольные вопросы к теме 5
1. В чем состоит различие между внешней и международной торговлей?
2. Перечислите показатели, характеризующие международную и внешнюю торговлю.
3. Дайте определения закона абсолютных преимуществ. При каких условиях он выполняется?
4. Что такое альтернативные издержки производства?В чем сущность закона сравнительных преимуществ?
5. В чем состоит ограниченность закона сравнительных преимуществ?
6. Какие допущения лежат в основе теории соотношения факторов производства?
7. В чем сильные и слабые стороны теории соотношения факторов производства? Почему возможно лишь ограниченное ее применение?
8. В чем заключается парадокс Леонтьева? Почему его нельзя считать полным опровержением теории соотношения факторов производства?
9. Из каких этапов состоит цикл жизни товаров в международной торговле?
10. Почему в результате действия эффекта масштаба снижаются издержки производства?В чем различие внутреннего и внешнего эффекта масштаба?
11. В чем сущность теории конкурентных преимуществ? Перечислите основные детерминанты конкурентного преимущества страны.
12. Что понимается под внешнеторговой политикой? Каковы основные цели внешнеторговой политики?
13. Чем протекционизм во внешней торговле отличается от политики либерализации?
14. Назовите тенденции и особенности развития внешнеторгового регулирования в современных условиях?
15. Дайте характеристику методам внешнеторговой политики государства и чем они различаются?
16. Дайте определение и характеристику таможенного тарифа.Какие ставки (пошлины) таможенного тарифа используются в международной торговле?
17. Дайте характеристику нетарифным ограничениям.