Абсолютная и относительная проблема выбора
Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, непрерывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах. Первая аксиома – потребности общества и людей безграничны, полностью неутолимы. Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Отмеченное противоречие необходимо разрешить экономической науке.
Потребность – это то в чем человек нуждается, что ему необходимо. Потребности очень многообразны, например Альфред Маршал выделяет следующие виды потребностей:
· абсолютные и относительные;
· высшие и низшие;
· неотложные и могущие быть отложенными;
· прямые и косвенные;
· настоящие и будущие.
В современной экономической литературе чаще всего используется деление потребностей на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека, и вторичные, к которым относятся все остальные.
Известный американский социолог А. Маслоу все потребности классифицировал в так называемой пирамиде (рис. 1.1):
Какие бы классификации потребностей не использовались, следует иметь в виду, что в процессе их удовлетворения формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, атмосферный воздух), они называются свободными, так как распределяются путем простого присвоения. Другие блага ограничены, они называются экономическими.
Экономические ресурсы, используемые для производства экономических благ называют факторами производства. В экономической литературе выделяют четыре основных фактора производства:
· труд – все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг;
· земля – все природные ресурсы;
· капитал – все производственные ресурсы (здания, станки, машины, оборудование и т. п.)
· предпринимательские способности – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.
Еще один новый фактор производства, который приобрел особое значение в последние годы в связи с развитием научно-технического прогресса – информация – необходимые сведения для организации производственной деятельности. Это технология производства товаров, «ноу-хау», патенты, лицензии и др.
Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Если бы ресурсы не были ограничены, не было бы необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределением между различными целями, не было бы нужды экономить ресурсы, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг. И нам ничего не стоило бы восполнить в жизнь лозунг: «Каждому - по потребностям».
Ближайшим следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их использование. Это не конкуренция между отдельными людьми. Это конкуренция между альтернативными целями использования ресурсов.
Ведь почти все ресурсы могут использоваться для удовлетворения самых разнообразных нужд. Например, нефть служит сырьем для получения топлива, в результате ее вторичной переработки можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей и т.д. Но и это не все, валютная выручка от экспорта нефти может быть использована для закупки продовольствия и т.п.
И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного, а в последние годы и сокращающегося объема добываемой в стране сырой нефти. Увеличив экспорт нефти, мы должны будем сократить поставки топлива для сельскохозяйственной техники, что стремительно скажется на объеме сельскохозяйственной продукции. Но быть может, выручка от ее экспорта позволит импортировать продовольствие в объеме, перекрывающем потери от снижения урожая или, закупив нефтяное оборудование, на следующий год увеличить добычу нефти и, значит поставки топлива сельскому хозяйству.
Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Экономический выбор – решения людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов. Методы решения этой задачи (как выбрать, чтобы поступить наиболее рациональным образом) и составляют предмет экономической науки.
Экономисты исходят в своих рассуждениях из гипотезы о рациональном поведении людей и эффективности общественного производства.
Рациональное поведение – это поведение, направленное на достижение максимального результата при имеющихся ограничениях.
Наиболее общее определение эффективности подразумевает наилучшее использование ограниченных ресурсов общества. О достижении эффективности говорят, если:
· заданный результат достигается при наименьших затратах;
· с помощью имеющихся ресурсов получается наилучший из возможных результатов.
В теории и практике вводятся количественные показатели для измерения эффективности. Как правило, они строятся как отношение результата и затрат. В данном случае речь идет о производственной эффективности. Экономическая эффективность – несколько иной показатель. Эта категория используется для оценки результативности всего общественного производства.