Совершенная и несовершенная конкуренция
В сущности, конкуренция — процесс борьбы фирм за платежеспособный спрос, так как несмотря на многообразие форм проявления, суть отраслевого взаимодействия фирм сводится к одному — укреплению своего положения путем расширения контролируемой доли рынка. Однако содержание самого процесса конкуренции зависит от факторов, обусловливающих тип рыночной структуры и характер взаимодействия фирм отрасли. Главные критерии размежевания типов конкуренции связаны с объективностью конкурентных действий (продукт, цена, объем продаж) и принципами взаимодействия продавцов (учитывают или не учитывают поведение друг друга). Исходя из этого, различают совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция — тип конкуренции, при котором фирмы не обладают рыночной властью и конкурируют по цене.
Характерной особенностью совершенной конкуренции является то, что продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения цены, и единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства, а совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики. Совершенная конкуренция представляет собою скорее теоретическую модель, нежели тип реального соперничества фирм. Во-первых, сами условия совершенно конкурентного рынка на практике мало осуществимы, так как обычно рынки не являются атомизированными, а продукция фирм чаще всего дифференцирована. Фирмы используют разные технологии, а капиталоемкость современного производства такова, что сильно затрудняет межотраслевой перелив капитала. Во-вторых, посылка о пассивном приспособлении фирм к рыночным условиям и ценам не соответствует реальному характеру их деятельности, связанному с активным воздействием на окружающую рыночную среду. В-третьих, неполная доступность информации, а именно ее асимметрия является движущим мотивом конкуренции. Наконец, если мы где и встретим условия, соответствующие требованиям совершенной конкуренции, то они будут всего лишь отражать результат процесса конкуренции, ничего не говоря о самом способе конкуренции.
Несовершенная конкуренция — способ соперничества, при котором обладающие рыночной властью фирмы конкурируют за объем продаж
Несовершенная конкуренция представляет собой способ соперничества фирм, имеющих разные размеры и издержки, отличительные характеристики продукта и разные цели, а также применяющих различные конкурентные стратегии. Экономическое содержание этого типа конкуренции состоит в том, что рыночное взаимодействие фирм представляет собою постоянно модифицирующийся процесс противодействия господству на рынке отдельных фирм. А его отличительной особенностью является использование преимущественно неценовых факторов конкуренции. Наиболее распространенные формы несовершенной конкуренции — это: а) монополистическая конкуренция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена уникальными особенностями их товара и б) олигополистическая конкуренция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена их рыночной долей.
Конкуренция реализуется не только через цены, но и посредством типа продукта, способов производства и сбыта. Она направлена не только по отношению к потребителям, а затрагивает и других участников конкурентных сил — поставщиков ресурсов, посредников, производителей товаров-заменителей и т.д. Как функция рыночной структуры, конкуренция может быть более или менее ограниченной.
Главное, однако, состоит в том. чтобы определить, насколько соответствуют количество, качество и иены товаров запросам потребителей. В этом смысле конкуренция может быть эффективной и неэффективной.
Движущие силы конкуренции
Конкурентная среда любого отраслевого рынка формируется под влиянием пяти основных сил, определяющих интенсивность конкуренции (концепция М. Портера): 1) отраслевых производителей, 2) покупателей, 3) поставщиков ресурсов, 4) наличия потенциальных конкурентов, 5) наличия товаров-заменителей.
Движущие силы конкуренции — совокупность факторов, определяющих условия получения фирмами прибыли и интенсивность их соперничества за рынок.
Конкурентная сила отраслевых производителей зависит прежде всего от численности действующих в отрасли фирм и соотношения их производственных мощностей. В то же время интенсивность соперничества между фирмами будет зависеть от отраслевых особенностей производства (доля постоянных издержек, сезонность, возможности хранения продукции), динамики и особенностей спроса (соперничество усиливается при медленном росте спроса и когда издержки потребителей по замещению продукции низки), экономического состояния отрасли (рост, спад) и финансового положения фирм (уровень прибыльности), условий выхода из отрасли (большие безвозвратные издержки), типа конкурентных стратегий, применяемых фирмами, и национальной принадлежности последних.
Конкурентная сила покупателей связана с их способностью влиять на цены и другие условия сделки и зависит от рыночной доли отдельного покупателя и величины издержек по замещению, т.е. перехода к заменителям.
Конкурентная сила поставщиков состоит в их способности навязать условия сделки и зависит от степени дефицитности ресурса, степени концентрации ресурсов, наличия заменителей, значения ресурса для отрасли (доля ресурса в издержках отрасли), дифференциации поставок (одной отрасли или нескольким), возможности вертикальной интеграции. Если конкурентная сила поставщиков слаба, они стремятся оптимизировать свои отношения с покупателями ресурсов, связывая свое благополучие с благополучием отрасли, для которой осуществляются поставки. Если же поставщики обладают значительной конкурентной силой, то они стремятся перераспределить отраслевую прибыль в свою пользу, перекладывая издержки на плечи покупателей.
Конкурентная сила потенциальных конкурентов состоит в их способности оказывать влияние на ценовую политику фирм отрасли посредством угрозы проникновения в отрасль. Она зависит от высоты барьеров входа в отрасль, доступа к технологиям, отраслевой капиталоемкости, перспектив роста отрасли, наличия нормативных ограничений, вероятной реакции на их появление, действующих в отрасли фирм.
Конкурентная сила товаров-заменителей проявляется в их способности воздействовать на уровень цен отраслевой продукции и зависит от эксплуатационных особенностей продукта и величины издержек замещения для потребителей.
Сформированная под воздействием названных сил, конкурентная среда не является статичной, а постоянно изменяется, находясь под воздействием факторов, которые приводят к изменению конкурентных условий, выступая в качестве движущих сил конкуренции. Движущие силы конкуренции — это: 1) изменения в динамике роста отрасли, влияющие на отраслевое равновесие, отраслевые барьеры и приток инвестиций; 2) изменения потребительских предпочтений и способов использования продукта, приводящие к модификациям каналов сбыта и наборов услуг; 3) технические изменения, оказывающие влияние на изменение границ отрасли, уровень издержек и оптимального размера предприятия; 4) изменения продукции, определяющие степень дифференциации продукции, границы отрасли и рыночные доли фирм; 5) глобализация производства, влияющая на уровень издержек, размещение производства и характер управления; 6) изменения в образе жизни, обусловливающие трансформации в отраслевом спросе и отраслевой структуре экономики; 7) перемены в государственной политике, которые скажутся на структуре отрасли, уровне издержек, отраслевом спросе и стратегии поведения фирм.
Конкурентные стратегии фирм
Завоевание и удержание конкурентного преимущества является едва ли не определяющей задачей фирмы, поскольку именно это обеспечит ей как надежный источник получения прибыли, так и хозяйственную устойчивость в долгосрочной перспективе. Фирма имеет конкурентное преимущество, когда она лучше своих конкурентов преодолевает силы конкуренции, а ее конкурентная стратегия является успешной, если фирма получает более высокую, нежели соперники, прибыль.
Конкурентная стратегия — деятельность фирмы, направленная на приобретение и удержание конкурентных преимуществ в отношении конкурирующих с нею фирм.
Результативность той или иной конкурентной стратегии зависит от трех факторов: 1) правильного выбора типа конкурентной стратегии. основанного на учете отраслевых особенностей, и степени ее разработанности. 2) способности фирмы гибко реагировать на изменения условий, 3) стратегий, реализуемых конкурентами. Уже поэтому однозначно эффективных стратегий не существует, а сами они могут быть представлены в разнообразных комбинациях. Тем не менее, следует выделить три типа принципиального подхода к завоеванию конкурентного преимущества.
Стратегия лидерства по низким ценам нацелена на то, чтобы добиться осуществления производства с наиболее низкими отраслевыми издержками. Конкурентное преимущество здесь очевидно — низкие по сравнению с конкурентами издержки позволяют фирме диктовать нижний предел рыночной цены и, как следствие, увеличить свою долю рынка. Это обеспечивает фирме не только большую устойчивость по отношению к отраслевым конкурентам, но и большие возможности в противодействии проникновению на рынок посторонних фирм и товарам-заменителям. Применение этого типа стратегии эффективно тогда, когда отрасль характеризуется высокой степенью стандартизации продукции, а отраслевой спрос чувствителен к изменению цен.
Стать лидером по цене фирма сможет лишь в том случае, если она: а) обеспечит лучшее управление издержками (контроль над факторами производства) и б) окажется способной трансформировать цепи издержек в направлении их снижения. Первое может быть достигнуто путем интенсификации производства за счет отработки технологии, модернизация оборудования и распространения по подразделениям производственного опыта, а также наращивания экономии от масштаба производства посредством увеличения доли рынка и сокращения дифференциации продукции. Второе может быть реализовано за счет сокращения производственных издержек путем упрощения продукции, использования иной технологии, более дешевых материалов и автоматизации дорогостоящих процессов, а также за счет сокращения трансакционных издержек посредством использования новых методов продвижения товара, перемещения производства в экономически благоприятные регионы (близость источников сырья и покупателей, низкие налоги) и углубления вертикальной интеграции как в сторону поставщиков, так и каналов сбыта.
Вместе с тем, концентрация усилий фирмы на снижении издержек делает ее уязвимой со стороны изменений в спросе. В случае технологических прорывов (создание нового типа продукта) и изменения потребительских предпочтений фирма может потерять весь спрос, несмотря на низкую иену. Кроме того, стратегия лидерства по низким ценам имеет тот недостаток, что может легко имитироваться конкурентами, сокращая возможности ее длительной эксплуатации, что ограничивает ценность этой стратегии для фирмы.
Стратегия дифференциации связана с приданием продукту специфических свойств, которые обеспечат фирме лояльность потребителей к ее продукции. Конкурентное преимущество фирмы состоит в том, что она добивается не только расширения спроса на свою продукцию, но и делает его неэластичным. Это позволяет фирме извлекать сверхприбыль за счет сокращения рыночной власти покупателей и установления повышенных цен, а также защищать себя от конкурентных стратегий соперников путем повышения отраслевых барьеров и противодействия товарам-заменителям. Применение стратегии дифференциации эффективно в том случае, когда имеет место высокая оценка потребителем отличительных свойств продукта и разнообразные способы его использования, а сама дифференциация продукта имеет множество аспектов. Она может быть достигнута на основе технического превосходства, качества, предоставления услуг, повышения ценности денег (продажа в кредит). Наиболее привлекательна такая дифференциация, которую трудно или дорого имитировать.
Главная задача разработки стратегии дифференциации состоит в том, чтобы обеспечить снижение совокупных издержек потребителей по использованию продукта, что достигается в результате увеличения удобства и легкости пользования и расширения спектра удовлетворения нужд потребителя. Для этого фирма должна направить усилия на выявление источников ценности для потребителя, придание продукту свойств, повышающих удовлетворение потребителя, и обеспечение поддержки в процессе потребления продукта. Все это связано с проведением обширных НИОКР и активной маркетинговой деятельности. Так как успех стратегии дифференциации зависит от восприятия потребителем ценности продукта, то риски данной стратегии связаны с ошибками выбора базы дифференциации, изменениями потребительских предпочтений, превышением продажной цены над потребительской ценностью, игнорированием необходимости информирования потребителей.
Стратегия конкуренции на основе рыночной ниши представляет собою такой тип стратегии, при которой фирма концентрирует свои усилия на узкой части рынка. Порождаемое специализацией деятельности конкурентное преимущество фирмы может быть связано как с более низкими издержками, так и с уникальностью продукции. В первом случае источником конкурентного преимущества будет выступать различие в издержках обслуживания разных рыночных ниш (pиc. 6.6), когда до определенного объема выпуска, в данном случае Q1, малая фирма имеет более низкие издержки. Во втором случае источники конкурентного преимущества связаны с близостью к потребителям и лучшим
АС АС крупной фирмы
Рис. 6.6. Преимущество в издержках при ограниченном спросе
знанием рынка. Стратегия, направленная на обслуживание рыночной ниши, эффективна при условии наличия разных сегментов спроса и достаточном для обеспечения прибыльности размере ниши, а также ограниченности ресурсов фирмы. Выгоды такой стратегии обусловлены лояльностью потребителей, компенсирующей воздействие эффекта масштаба. Фирма может реализовать такую стратегию, если она способна обеспечить эффективное обслуживание ниши, а размер самой ниши достаточно мал, чтобы не привлекать крупные фирмы. Что же касается рисков стратегии рыночной ниши, то к ним следует отнести угрозы, связанные с вероятностью исчезновения ниши из-за изменения потребительских предпочтений и переполнением ниши конкурентами из-за ее высокой прибыльности.
Конкуренция на мировых рынках может реализоваться в форме конкуренции на рынках многих стран, когда конкуренция на одном национальном рынке не зависит от конкуренции на другом национальном рынке, и в форме глобальной (международной) конкуренции, когда конкуренция на одном национальном рынке влияет и подвержена влиянию конкуренции на другом национальном рынке. В первом случае ее эффективность связана с институциональными (развитие рыночных институтов, антимонопольная и торговая политика), законодательными и экономическими (объем спроса, цены ресурсов, уровень конкуренции, налогов и инфляции) различиями между странами. При этом фирма выбирает конкурентную стратегию, исходя из особенностей того национального рынка, на котором она присутствует. Во втором — эффективность обусловлена глобализацией взаимодействия продавцов, которые конкурируют независимо от национальных условий. Такой тип конкуренции имеет место тогда, когда рассредоточение деятельности по национальным рынкам обусловливает снижение издержек из-за больших транспортных расходов или высоких торговых барьеров и необходимость более глубокой дифференциации продукта из-за национальных особенностей в спросе. При этом конкурентное преимущество фирмы будет связано не только с эффектом масштаба, что имеет место при конкуренции на нескольких национальных рынках, но и универсальностью (применение одних и тех же методов управления и маркетинга в разных странах, распространение опыта, полученного в одной стране, на другие), позволяющей координировать конкурентную стратегию в международном масштабе. В этом смысле рыночная сила глобально конкурирующей фирмы прямо пропорциональна количеству ее конкурентных преимуществ в каждой стране.
Что касается собственно конкурентных стратегий на мировых рынках, то они могут быть направлены на достижение преимуществ в издержках, дифференциации продукта и нишевой специализации.
Стратегии ценообразования
В конкурентном соперничестве фирм цена всегда играет важную роль. Не являясь целевым фактором, она в значительной степени обусловливает достижение преследуемых фирмой целей. Выступая в таком качестве, цена характеризуется определенной противоречивостью. С одной стороны, она должна способствовать расширению или по меньшей мере сохранению контролируемой фирмой доли рынка, а с другой — обеспечить должный уровень доходности. Разрешение этой проблемы находит свое проявление в стратегии ценообразования, которая будет отражать приоритетность целевых установок фирмы. Наиболее распространенными на практике являются такие стратегии ценообразования, как: 1) цена целевого дохода, 2) цена повышения доходности, 3) цена проникновения, 4) снятие «ценовых сливок», 5) цена ведомого.
Стратегия цены целевого дохода представляет собою стратегию, нацеленную на получение желаемого уровня прибыли, который устанавливается под влиянием множества факторов, отражающих особенности отраслевого рынка и типа фирмы. Данная стратегии может быть реализована при помощи метода ценообразования по принципу «издержки плюс», когда цена устанавливается путем добавления к средним издержкам приемлемою процента. Другой способ реализации этой стратегии связан с обеспечением определенного уровня доходности на инвестированный капитал. В этом случае фирма определяет приемлемую для себя величину ежегодной прибыли и нормальный (отвечающий практическим возможностям производственных мощностей) ежегодный объем выпуска. Надбавка к средним издержкам единицы продукции в этом случае составит величину, равную частному от деления плановой прибыли на объем выпуска продукции. Стратегия ценообразования целевого дохода наиболее широко практикуется фирмами, поскольку позволяет достичь приемлемого дохода без дорогостоящего анализа рыночных и производственных факторов.
Стратегия ценообразования в целях повышения доходности, называемая также принципом «потеря—лидер», используется в том случае, когда при много номенклатурном производстве или широком ассортименте продукции (торговые фирмы) в условиях жесткой конкуренции определяющим фактором доходности является увеличение совокупного объема продаж. Устанавливая низкие цены на некоторые товары, фирма добивается положительной по отношению к себе реакции потребителей и, соответственно, роста совокупного объема продаж, при котором прирост совокупной выручки от увеличения реализации одних товаров перекрывает ее потери от снижения цены
на другие товары.
Стратегия цены проникновения состоит в установлении низкой цены (близкой к уровню средних издержек) и применяется при решении узко целевых задач — расширение доли рынка или проникновение на новый рынок, создание отраслевого барьера для потенциальных конкурентов, выведение на рынок нового продукта. Использование данной стратегии ценообразования эффективно тогда, когда спрос характеризуется высокой ценовой эластичностью, а производство большой положительной экономией от масштаба. Применение ее всегда имеет ограниченные временные рамки, так как она основана на отказе от краткосрочной прибыли в пользу долгосрочной.
Стратегия снятия «ценовых сливок» состоит в установлении высокой цены и является формой реализации рыночной власти, возникающей на базе инноваций (новый продукт), позволивших фирме значительно опередить конкурентов. Иногда она реализуется в форме ценовой дискриминации, когда существуют существенные различия в ценовой эластичности спроса для разных групп потребителей.
Стратегия цены ведомого представляет собою имитирование цен отраслевых лидеров, когда данная фирма не способна оказывать влияние на рынок, а рыночная цена позволяет ей извлекать приемлемую прибыль.
Краткие выводы
1. С точки зрения хозяйственной практики, фирма — это хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность.
2. В экономической теории фирму рассматривают в нескольких аспектах:
— как действующую в условиях рыночной неопределенности сложную иерархическую структуру, представляющую собой контракт между владельцами ресурсов, призванный обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов (институциональная теория);
— как активно взаимодействующую с рыночной средой и эволюционирующую под воздействием внешних и внутренних факторов сложную хозяйственную структуру, поведение которой обусловлено особенностями внутренней организации (бихевиористская теория);
— как технологическую единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли (неоклассическая теория).
3. В рамках микроэкономического анализа (неоклассическая теория) определяющими принципами исследования поведения фирмы являются заданность условий деятельности фирмы (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен) и отсутствие альтернативности в выборе решений.
4. В зависимости от особенностей рыночного поведения различают следующие типы фирм:
— предпринимательская фирма, для которой характерны объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли;
— капиталистическая фирма, для которой характерны разделение функций собственности от управления, наличие сложной иерархии целей;
— самоуправляющаяся фирма, представляющая собой образование, принадлежащее коллективу работников, главной целью которого является максимизация трудового дохода;
— государственная фирма, целевые ориентиры которых устанавливаются государством, а объем выпуска и цена регулируются государственными органами.
— директорская фирма, характеризующаяся размытостью прав собственности и ориентацией на максимизацию выгод, получаемых высшим управленческим аппаратом.
5. На практике — целевые установки фирм, представляющих собой иерархическую систему, которая эволюционирует как во времени, так и в зависимости от складывающихся рыночных условий. В качестве цели фирмы могут выступать максимизация прибыли, максимизация выручки, экономический рост, выживание в долгосрочной перспективе, стремление к удовлетворенности.
6. Общий результат рыночной деятельности фирмы выражается в показателе совокупной (валовой) выручки, которая представляет собой функцию от цены и количества реализованной продукции. Так как рыночная цена блага является функцией спроса, то кривая спроса на продукцию фирмы одновременно является кривой ее дохода от единицы продукции, то есть кривой средней выручки. А поскольку функция спроса является убывающей, то и доходность от реализации, выраженная в показателе предельной выручки, показывающей прирост совокупной выручки от дополнительно реализованной единицы продукции, будет убывающей. Прибыль фирмы образуется как разница между совокупной выручкой и совокупными издержками производства для данного объема выпуска.
7. Так как величина прибыли функционально зависит от количества проданной продукции, то максимальная величина прибыли будет получена тогда, когда дополнительно реализованная единица продукции не даст приращения прибыли, следовательно, фирма максимизирует прибыль в случае равенства предельной выручки и предельных издержек.
8. Принцип максимизации прибыли говорит о том, что в целях достижения максимальной прибыли фирма должна выбрать такой объем выпуска, при котором значения предельной выручки и предельных издержек равны.
9. Группа фирм, производящих взаимозаменяемые блага, образует отрасль, а их взаимодействие, — отраслевой рынок.
10. Каждый отраслевой рынок представляется в виде определенного типа рыночной структуры, представляющей собой комбинацию признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены, объема выпуска и характер взаимодействия фирм отрасли.
11. Определяющими тип рыночной структуры факторами являются эффект масштаба, вертикальная интеграция и политика государства. Наличие в отрасли существенного положительного эффекта масштаба и устремлений к вертикальной интеграции способствует росту концентрации производства, проявляющейся в увеличении размеров и уменьшении количества действующих в отрасли фирм.
12. Концентрация отраслевого выпуска у отдельных фирм приводит к возникновению у продавцов рыночной власти, проявляющейся в их способности оказывать влияние на рыночную цену посредством регулирования объема своего предложения. Степень рыночной власти зависит от доли фирмы в отраслевом предложении, эластичности спроса на ее продукцию, степени взаимозаменяемости ее продукта, характера взаимодействия фирм отрасли.
13. Характеризующими тип рыночной структуры признаками являются: 1) численность продавцов. 2) величина доли продавцов в рыночном предложении. 3) степень дифференциации продукта. 4) условия вступления в отрасль и выхода из нее. 5) степень рыночной власти. 6) характер взаимодействия фирм.
14. В зависимости от содержания каждого признака и комбинации между ними формируются различные типы отраслевых рынков. характеризующихся разной степенью конкурентности:
— рынок совершенной конкуренции, характеризующийся ценовой конкуренцией между не способными оказывать какого-либо влияния на рыночную цену продавцами, имеет место там, где действует большое число продавцов, имеющих незначительные рыночные доли, производящих одинаковую продукцию, при полной доступности рыночной информации, свободе входа в отрасль и выход из нее и не зависимости принятия решений;
— рынок монополистической конкуренции, характеризующийся конкуренцией за объем продаж между обладающими рыночной властью продавцами, имеет место там, где большое количество фирм продавцов реализуют обладающие особыми свойствами продукты, при отсутствие барьеров проникновения в отрасль и независимости принятия решений;
— рынок абсолютной (чистой) монополии, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавцов и отсутствием конкуренции, имеет место там, где отсутствуют товарные заменители, единственный продавец обеспечивает весь объем отраслевого предложения, а проникновение в отрасль блокировано;
— рынок монопсонии, характеризующийся концентрацией рыночной власти у покупателя, имеет место там, где единственный покупатель предъявляет спрос на стандартизированный товар при полной его информированности о рыночных ценах и альтернативах, наличии большого числа не координирующих свое поведение продавцов;
— олигополистический рынок, характеризующийся стратегическим взаимодействием обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм, имеет место там, где действует ограниченное количество фирм, контролирующих значительные доли рыночного предложения, при ограниченных возможностях доступа в отрасль.
15. Конкуренция представляет собой процесс борьбы фирм за платежеспособный спрос, целью которого является укрепление рыночного положения фирмы путем расширения контролируемой ею доли рынка, а ее содержание зависит от факторов, обусловливающих тип рыночной структуры.
16. Интенсивность конкуренции между фирмами на отраслевом рынке зависит от: 1) численности действующих в отрасли фирм и соотношения их производственных мощностей. 2) конкурентной силы потребителей. обусловленной рыночной долей отдельного покупателя и величиной издержек перехода к заменителям, 3) конкурентной силы поставщиков, определяемой степенью дефицитности ресурса, наличием заменителей, значением ресурса для отрасли, числом поставщиков, 4) конкурентной силы потенциальных конкурентов, обусловленной высотой барьеров проникновения в отрасль, 5) конкурентной силы товаров-заменителей, зависящей от эксплуатационных особенностей продукта и величины издержек замещения для потребителей.
17. В зависимости от объекта конкурентных действий (продукт, цена, объем продаж) и принципа взаимодействия продавцов (учитывают или не учитывают поведение друг друга) различают совершенную конкуренцию, при которой не обладающие рыночной властью фирмы конкурируют по цене, а единственным доступным для них способом увеличения прибыли является снижение издержек производства, и несовершенную конкуренцию, при которой обладающие рыночной властью фирмы конкурируют за объем продаж путем применения разных конкурентных стратегий.
18. Конкурентная стратегия как деятельность фирмы, направленная на приобретение и удержание конкурентных преимуществ в отношении конкурирующих с ней фирм, зависит от: 1) отраслевых особенностей, 2) способности реагировать на изменения условий, 3) стратегий, реализуемых конкурентами, реализоваться в таких формах, как:
— лидерство по низким ценам, связанное с обеспечением наиболее низких отраслевых издержек производства и дающее фирме большую устойчивость по отношению к отраслевым конкурентам и большую возможность в противодействии проникновению на рынок посторонних фирм и товарам-заменителям;
— дифференциация продукции, связанная с приданием продукту специфических свойств, которые обеспечат фирме большую лояльность потребителей, что приведет к расширения спроса на продукцию фирмы и делает его менее эластичным.
— нишевая специализация, при которой фирма концентрирует свои усилия на узкой части рынка, что приведет к росту конкурентной устойчивости фирмы в результате снижения издержек или уникальности предоставляемого блага.
— глобализация деятельности в форме конкуренции на рынках многих стран, которая способна создать преимущества, вызванные экономией трансакционных издержек, эффектом масштаба и универсализацией методов управления и контроля.
Ключевые понятия
Фирма
Предпринимательская фирма
Капиталистическая фирма
Самоуправляющаяся фирма
Государственная фирма
Директорская фирма
Совокупная выручка
Предельная выручка
Прибыль
Принцип максимизации прибыли
Отрасль
Рыночная структура
Отраслевой рынок
Отраслевые барьеры
Дифференциация продукции
Концентрация рынка
Рыночная власть
Коэффициент Лернера
Рынок совершенной конкуренции
Рынок монополистической конкуренции
Рынок абсолютной (чистой) монополии
Рынок монопсонии
Олигополистический рынок
Состязательный рынок
Конкуренция
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Движущие силы конкуренции
Конкурентная стратегия
Вопросы и задания
Вопросы для обсуждения
1. Насколько обосновано, на ваш взгляд, применение к анализу фирмы используемых неоклассической теорией допущений?
2. В какой мере приватизация предприятия трудовым коллективом может способствовать разрешению проблемы «принципал-агент»?
3. Если фирма не ориентирована на максимизацию прибыли, то к каким возможным последствиям это приведет?
4. Если фирма — производитель легковых автомобилей получает большую прибыль по сравнению с фирмой — производителем автобусов, то является ли это достаточным основанием, чтобы утверждать, что она обладает большей степенью рыночной власти?
5. К каким типам рыночных структур вы бы отнесли рынок мужской обуви и рынок видеокамер? Какие из признаков окажутся доминирующими?
Задачи и упражнения
Действующая в условиях несовершенной конкуренции, фирма имеет функцию предельной выручки MR = 60 — 2q. При этом зависимость общих издержек от объема выпуска описывается функцией
ТС = 10q - 5, Какой степенью рыночной власти обладает фирма?
Решение
Показателем рыночной власти фирмы является коэффициент Лернера (L). Значение данного коэффициента определяется по формуле L = (Р — МС) /Р. Следовательно, для решения задачи необходимо определить значения цены реализации и предельных издержек.
Предельные издержки легко найти, продифференцировав функцию общих издержек. В нашем случае их величина будет равна 10. Зная функцию выручки и предельных издержек, мы можем определить максимизирующий прибыль фирмы выпуск, исходя из принципа MR = МС. При MR = 60 - 2q и МС = 10, q = 25.
Для того чтобы определить рыночную цену, следует вспомнить, что в условиях несовершенной конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, кривая спроса на продукцию фирмы является кривой ее средней выручки. Функция средней выручки может быть найдена из функции общей выручки AR = TR/q. Так как функция предельной выручки является производной от функции общей выручки, то функция общей выручки будет иметь вид TR = 60q — q2.
Отсюда функция средней выручки AR = 60 — q. Поскольку для каждого данного объема предложения фирмы ее средняя выручка является ценой реализации, то определив AR, мы найдем и цену.
Поскольку оптимальным, с точки зрения максимизации прибыли, для фирмы является предложение равное 25, то при таком предложении фирма назначит цену равную 35 (AR = 60 — q = 60 - 25= 35). Теперь можем определить степень рыночной власти фирмы: (Р — МС)/Р, следовательно (35 - 10)/35 = 0,7. Рыночная власть фирмы равна 0,7.
Тесты
1. Определяющим степень рыночной власти продавцов фактором является:
а) эластичность спроса на продукт;
б) объем производства;
в) цена;
г) качество продукта.
2. Стремящаяся к максимизации прибыли фирма должна осуществлять выпуск такого объема продукции, при котором:
а) она способна установить максимальную цену на единицу продукта;
б) она производит с минимальными средними издержками;
в) предельные издержки производства равны предельной выручке;
г) предельные издержки производства равны средним издержкам.
3. Если средняя выручка фирмы от реализации больше предельной выручки при любом объеме производства, то это означает, что:
а) имеют место условия совершенной конкуренции;
б) средняя выручка от реализации растет с ростом выпуска;
в) средняя выручка от реализации падает с ростом выпуска;
г) предельная выручка от реализации не зависит от объема выпуска.
4. Понятие «совершенно конкурентная фирма» подразумевает что:
а) это фирма, которая использует только методы легальной конкуренции;
б) это фирма, которая не оказывает влияния на формирование рыночной цены;
в) это фирма, использующая любые формы конкуренции для захвата рынка;
г) это фирма, которая добивается установления желаемой цены.
5. Несовершенная конкуренция имеет место тогда, когда:
а) фирмы прибегают к нечестным способам