Определение рыночной структуры
С точки зрения фирмы рынок представляет собою сферу конкурентного взаимодействия фирм. Но так как продукты фирм различаются, то такое взаимодействие будет иметь место только тогда, когда отличительные особенности товара каждого продавца препятствуют взаимозаменяемости их товаров. Степень взаимозаменяемости благ определяется перекрестной ценовой эластичностью спроса на товары конкурирующих фирм Еху = (ΔхQ/Qх)/(ΔPу/Pу) — процентное изменение продаж товара х из-за однопроцентного изменения цены товара у. Положительное и относительно большое значение перекрестной эластичности указывает на то, что данные товары взаимозаменяемы, и повышение цены на товар х приведет к существенному сокращению спроса на него и росту спроса на товар у. Это означает, что данные товары, несмотря на существующие между ними различия, входят в единую товарную группу, а их продавцы — в одну отрасль.
Отрасль — это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой.
Поскольку конституирующим признаком отраслевого рынка является взаимозаменяемость товаров, то фирма, производящая не входящие в одну товарную группу блага, будет одновременно функционировать на разных отраслевых рынках.
Как институциональное образование каждый отраслевой рынок имеет свои характерные признаки организации, комбинация которых представляется в виде рыночной структуры или модели рынка. Тип рыночной структуры зависит от множества факторов как со стороны производства, так и спроса. Однако можно выделить два важнейших фактора, которые в конечном счете и определяют тип отраслевого рынка. Это количество продавцов и степень схожести продукции.
Рыночная структура — это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли.
Количество продавцов является производным от уровня концентрации производства в отрасли, который в свою очередь зависит от а) эффекта масштаба, б) вертикальной интеграции и г) политики государства. Если особенности отраслевой технологии таковы, что позволяют фирме извлечь значительную экономию от масштаба производства, то это неизбежно приведет к концентрации производства в отрасли и, как следствие, к сокращению числа действующих фирм, что в свою очередь модифицирует поведение продавцов. Другой причиной концентрации производства является вертикальная интеграция. Вызванная стремлением фирм к снижению трансакционных издержек, она будет тем выше, чем менее конкурентным является рынок, где фирма выступает в качестве покупателя, и чем более масштабным является собственное производство фирмы. Воздействие государства на характер организации рыночных структур связано с его способностью регулировать уровень концентрации производства посредством налоговой и тарифной политики, влияния на совокупный спрос и осуществления антимонопольных мер.
Так как степень концентрации производства является важнейшим фактором, определяющим тип рыночной структуры, то ее измерение должно быть начальным шагом в характеристике рынка. Простейшим показателем в этом отношении может служить индекс концентрации, показывающий процентное соотношение рыночных долей одной фирмы или групп фирм. Если значение индекса CRi = Sqi (где q — объем выпуска в стоимостном выражении, а i — количество фирм) составит для четырех фирм до 35%, то рынок считается слабо концентрированным, если до 70% — средней концентрации, свыше 70% — высококонцентрированным*. (* В российской экономике индекс концентрации, рассчитанный как доля трех, четырех, шести и восьми предприятий отрасли, в 1997 году составил для: нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, черной и цветной металлургии – CR3=31.5-34.6%; CR4=38.4-41.8%; CR6=46.4-55%, CR8=52.5-64.2%; топливной, электроэнергетики, машиностроения — CR3=16.8-17.2%; CR3=18.5-21.1%; CR6=20.4-28.2%, CR8=22.0-34.8%; целлюлозно-бумажной и химической — CR3=10.7-12.9%; CR4=13.5-15.1%; CR6=17.2-19%, CR8=20.5-22.6%; пищевой, легкой и промышлен-CR3=3.9-4.1%; CR4=4.8-5%; CR6=6.3-6.6%,промышленности стройматериалов — CR3=3.9%-4.1%;CR4=4.8%-5%;CR6=6.3%-6.6%;CR8=7.7%-8.2%. //Российский статистический ежегодник.-М.,1999.- с.307). Недостаток данного индекса состоит в том, что он не учитывает долей фирм и будет одинаковым для рынков, где четыре фирмы разделят рынок по 25%, где одна фирма будет иметь долю в 70%, а три другие по 10%.
Более точное представление о концентрации рынка дает индекс Херфиндаля-Хиршмана, рассчитываемый как сумма квадратов долей фирм.
HHI = q12 +q2:2...+...qn2 = Sqi2 , где qi — доля продаж фирм, выраженная в процентах. Чем больше значение индекса, тем более концентрированным является рынок и наоборот. Причем значение индекса будет тем больше, чем менее равномерным является распределение рыночных долей фирм.
Например, HHI = 602 +302 + 102 = 3600+ +900+100 = 4600 и НН1= 402 +302 + 302 = 1600 + 900 +900 = 3400.
При абсолютной монополии индекс достигает своего максимального значения, равного 10000. Для характеристики неравномерности распределения долей рынка среди фирм используется коэффициент Джини, показывающий процентную долю рынка, приходящуюся на процентное число фирм, - G = D/N. где D — кумулятивный процент размера рынка, а N — кумулятивный процент числа фирм на рынке. Коэффициент Джини будет равен нулю, когда все фирмы отрасли имеют одинаковые доли рынка, и — единице при абсолютной монополии. Чем больше коэффициент, тем выше концентрация отраслевого рынка.
Степень схожести продукции разных продавцов находит свое выражение в способности одного блага быть заменителем другого блага. Когда предпочтения потребителей не связаны с конкретным производителем блага, как, например, в отношении данного сорта пшеницы, марки стали или бензина, такие блага являются абсолютными заменителями, а определяющим конкурентным параметром между производящими их фирмами выступает цена блага. Если же предпочтения потребителей связаны с фирмой-производителем или наличием отличительных свойств блага, то такие блага являются дифференцированными, что находит выражение в торговой марке. Источники дифференциации могут быть самые разнообразные, от реальных — различия в технических характеристиках, дизайне, предоставляемых услугах, до надуманных — имидж посредством рекламы. Дифференциация продукта меняет характер взаимодействия между продавцами, что приводит к изменению типа отраслевого рынка. Чем более уникальным является продукт каждого отдельного производителя, тем слабее конкурентное взаимодействие между ними, а тенденция к обособлению рынков их продуктов сильнее.
Рыночная власть
Рыночная власть — это способность производителя или потребителя оказывать влияние на рыночную цену благ. Источниками рыночной власти могут служить:
* доля фирмы в отраслевом предложении;
* эластичность рыночного спроса;
* степень взаимозаменяемости продукта;
* характер взаимодействия фирм.
Чем более значительной долей отраслевого предложения располагает фирма, тем более чувствителен рынок к изменениям ею объема выпуска, а ее влияние на рыночную цену сильнее. Чем менее эластичным является спрос на продукцию фирмы, тем более свободна фирма в выборе цены, не боясь отрицательной реакции потребителей. Отсутствие товаров заменителей также способствует укреплению рыночной власти фирмы. Рыночная власть может стать и результатом взаимодействия фирм, когда им удается достичь соглашения в отношении отраслевых предложения и цены путем сговора.
Наличие у фирмы рыночной власти отнюдь не означает, что она может произвольно устанавливать цены. Рыночный спрос функционально не зависит от фирмы, а кривая спроса на ее продукцию подвержена действию закона спроса. Поэтому даже обладая рыночной властью, она может лишь выбирать подходящий для каждого уровня цены объем выпуска. (рис. 6.5). Фирма может повысить цену на свою продукцию, сократив ее предложение, и наоборот, увеличивая предложение, она должна будет снижать цену.
Рыночная власть производителя — это обусловленная особенностями рыночной организации его способность воздействовать на рыночную цену блага посредством регулирования объема его предложения.
В случае убывающей кривой спроса изменение совокупной выручки (ΔТR) будет зависеть от изменения цены и количества. ΔTR = = P(Δ Q) + Q(ΔP).
ΔТR P(ΔQ) Q(ΔP) ΔР
Так как MR = ——, то ——— + —— —— = P+Q=MR,
ΔQ ΔQ ΔQ ΔQ
поскольку Edf = P∆Q / Q∆P , то ∆P / ∆Q = P / Qedf , тогда
MR = Р + Q(∆P/∆Q) = Р + Q(P/QEdf) = Р + P/Edf = P + P (1 / Edf) = P( l + l / Edf)
MR=P(1+ I/Edf)
Это позволяет прийти к выводу о том, что для убывающей кривой спроса предельная выручка фирмы (MR) а) меньше рыночной цены (Р), так как эластичность спроса по цене на продукцию фирмы (Edf) отрицательна; и б) находится в прямой зависимости от цены и обратной от эластичности спроса по цене* . Максимизирующая прибыль: фирма выберет такой объем выпуска, при котором предельная выручка от реализации и предельные издержки производства будут равны. (Рис. 6.5 ) В соответствии со спросом на свою продукцию она назначит цену Р, которая превышает предельные издержки производства для данного объема предложения. Возникающая разница между ценой реализации и предельными издержками производства (Р-МС) свидетельствует о наличии у фирмы рыночной власти. Чем больше эго превышение, тем сильнее рыночная власть фирмы.
Степень рыночной власти фирмы (L — коэффициент Лернера) определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене фирмы. L = (Р — МС)/Р и выражается в абсолютных величинах, изменяясь от 0 для совершенной конкуренции до 1 для монополии. Учитывая, что для обладающей рыночной властью фирмы MR = Р + P(l/Edf), для случая максимизации прибыли можем записать МС = Р + P(l/Edf).
MC2
(б) Q2 D2
Рис. 6.5. Рыночная власть и прибыль фирмы
Использовав это выражение предельных издержек для определения степени рыночной власти фирмы, получим:
Р-МС 1 MC
L = —— = – — , a P = ————
P Edf l + ( l / Edf)
Нетрудно заметить, что превышение цены над предельными издержками производства будет тем больше, чем менее эластичным является спрос (чем круче кривая спроса), и наоборот. Отсюда следует вывод, что при снижении эластичности спроса рыночная власть {Р — mc(q)} растет, а при увеличении эластичности спроса — снижается, исчезая, то есть становясь равной нулю, при абсолютной эластичности.
Рыночная власть фирмы находится в обратной зависимости от эластичности спроса на ее продукцию, а обладающая рыночной властью фирма будет назначать цену, превышающую ее предельные издержки на величину, обратно пропорциональную этой эластичности
Хотя наличие у фирмы рыночной власти создает предпосылки для получения ею сверхприбыли, прямой зависимости между ними нет, так как прибыль зависит от уровня средних издержек и объема реализации. П = TR- ТС = (Р - AC)Q. Так фирма (рис. 6.5(а)), обладающая незначительной рыночной властью (Р1 – МС1), может получать большую экономическую прибыль (Р1 – AC1)Q1, нежели фирма (рис. 6.5(б)), обладающая значительно большей рыночной властью (Р2 – MС2), но имеющая меньшую прибыль (P2—AC2)Q2,. В этом смысле получаемая фирмой экономическая прибыль будет свидетельствовать о мере реализации рыночной власти, которой обладает фирма. В то же время из приведенного примера не следует, что имеющая более эластичный спрос фирма всегда получает большую прибыль. Напротив, будучи в большей степени подверженной влиянию конкуренции, обладающая незначительной рыночной властью фирма на практике может рассчитывать на меньшую фактическую прибыль, чем фирма, обладающая сильной рыночной властью.
Типы рыночных структур
Типология рыночных структур базируется на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка.Это: 1) численность продавцов и их рыночные доли, 2) степень дифференциации продукта, 3) условия вступления в отрасль и выхода из нее, 4) степень контроля производителей над ценами, 5) характер поведения фирм. В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются различные типы отраслевых рынков, характеризующихся разной степенью конкурентности.
Численность продавцов на каждом рынке важна в смысле определения их способности оказывать влияние на рыночное равновесие. При большом количестве продавцов на рынке, при прочих равных условиях, спрос на продукцию каждого из них будет столь эластичным, что изменение любым из производителей цены или объема выпуска не повлечет за собой изменений в рыночном равновесии. Напротив, при малом количестве продавцов влияние каждого из них будет достаточным, чтобы привести к возникновению рыночной власти. К тому же, нескольким фирмам легко вступить в сговор.
Рыночные доли фирм (размер фирм) обусловливают возможности фирм оказывать влияние на рыночную цену. Небольшая фирма неспособна изменить рыночные условия и вынуждена приспосабливаться к ним, а рыночная структура, характеризующаяся присутствием множества имеющих незначительные мощности фирм, будет более конкурентной. Рынки, где действуют фирмы крупного размера, будут менее конкурентными из-за значительного воздействия отдельных фирм на рыночное предложение.
Степень дифференциации продукта отражает наличие у предназначенных для удовлетворения одной потребности продуктов фирменных особенностей, от чего продукты разных фирм не являются совершенными заменителями. Независимо от того, на каких параметрах основана дифференциация продукта — технических данных, качестве, наборе услуг или каких-то иных, она имеет то существенное значение, что определяет уровень конкуренции на рынке. Чем выше степень дифференциации продукта, тем менее конкурентным будет поведение продавцов, а их рыночная власть больше. Напротив, чем более стандартизированной является отраслевая продукция, тем выше эластичность спроса на продукт каждого отдельного производителя и тем более конкурентным является рынок. В данном случае можно сказать, что эластичность спроса — функция от числа конкурентов и степени дифференциации их продукции.
Условия вступления в отрасль и выхода из нее связаны с наличием или отсутствием отраслевых барьеров, к которым могут быть отнесены: значительный положительный эффект масштаба, патенты и лицензии, большая капиталоемкость производства, норма прибыли, согласованное поведение отраслевых фирм. Чем выше отраслевые барьеры, тем сложнее посторонним фирмам проникать на отраслевой рынок и тем больше возможностей для действующих фирм реализовать рыночную власть. Если отрасль является капиталоемкой и выход из нее связан со значительными безвозвратными издержками, фирмы склонны к проведению согласованной ценовой политики. Как и то, так и другое препятствует развитию отраслевой конкуренции.
Степень контроля производителей над ценами является наиболее очевидным показателем степени конкурентности рынка. Чем больше контроль производителей над ценой, тем менее конкурентным является рынок. Степень контроля производителя над ценой не является статической величиной. С одной стороны, она детерминирована потребительскими предпочтениями и может изменяться независимо от производителя. С другой — устойчивость контроля над ценой зависит от характера порождающих его причин. Контроль над ценой может быть следствием рыночной доли фирмы или дифференциации продукта, которая обеспечивает большую его устойчивость.
Характер поведения фирм может быть не стратегическим, когда фирмы принимают решения не учитывая реакции конкурентов, и стратегическим, когда они принимают во внимание возможность ответных действий со стороны соперников, а их рыночное поведение координируется в соответствии с поведением других фирм отраслевого рынка. Стратегическое поведение обычно присуще рынкам с небольшим количеством фирм, каждая из которых обладает значительной долей рыночного предложения. Такие рынки характеризуются тесным взаимодействием фирм, усилением их рыночной власти и снижением конкурентного потенциала отрасли.
В конечном счете, все эти признаки найдут свое выражение в характерном для каждого типа рынка количестве и размере фирм, что дает возможность схематически представить распределение основных типов рыночных структур в следующем виде.
Число фирм в отрасли
Много Мало
Совершенная Монополистическая Олигополия Чистая
конкуренция конкуренция монополия
Малый Большой
Размер фирм в отрасли
Рынок совершенной конкуренции представляет собою рыночную структуру, характеризующуюся ценовой конкуренцией между не способными оказывать какого-либо влияния на рыночную цену фирмами.
Определяющими признаками рынка совершенной конкуренции являются:
· атомизация рынка, свидетельствующая о присутствии большого количества покупателей и продавцов, рыночные доли которых столь малы, что субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут оказывать воздействия на рыночные цены;
· стандартизация продукции, означающая такую однородностью продукции разных фирм, что у потребителей нет оснований предпочитать продукцию одной фирмы другой;
· прозрачность рынка подразумевает то, что отрасль характеризуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах, а участники рынка располагают полной рыночной информацией;
· свободный вход в отрасль и выход из нее указывает на то, что в отрасли отсутствуют какие-либо препятствия для того, чтобы помешать новым фирмам начать производство, а действующим прекратить операции;
· автономность поведения фирм, свидетельствующая о том, что, принимая решения, фирмы не учитывают реакции своих конкурентов.
Рынок монополистической конкуренции — тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж
Основными признаками рынка монополистической конкуренции являются:
· дифференциация продукта, означающая, что хотя товары разных фирм удовлетворяют одну и ту же потребность, товару каждой фирмы присущи свои уникальные особенности, обусловливающие высокую, но не абсолютную степень замещения их товаров, приводя к возникновению ограниченной рыночной власти;
· большое число продавцов, достаточное для того. чтобы отрасль была конкурентной, однако, меньше, чем при совершенной конкуренции и при большей рыночной доле каждой фирмы, что обусловливает способность фирмы оказывать влияние на рыночный спрос;
· отсутствие барьеров проникновения в отрасль хотя и сохраняет себя в качестве отсутствия легальных (технологических и законодательных) препятствий, но при более высоких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках проникновения в отрасль, обусловленных дифференциацией продукции (лояльность потребителя торговой марке);
· отсутствие стратегического поведения из-за большого количества продавцов.
Рынок, абсолютной (чистой) монополии — тип рыночной структуры, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции.
Отличительными особенностями рынка абсолютной монополии являются:
· концентрация всего отраслевого предложения у единственного продавца, олицетворяющего собой отрасль;
· отсутствие товарных заменителей;
· блокирование входа в отрасль путем создания технологических (эффект масштаба) или законодательных барьеров (патенты, лицензии и т.п.);
· отсутствие стратегического поведения.
Рынок монопсонии — тип рыночной структуры, характеризующийся концентрацией рыночной власти у покупателя.
Основными признаками рынка монопсонии являются:
· единственный покупатель, представляющий весь объем рыночного спроса;
· наличие большого числа продавцов, имеющих небольшие рыночные доли;
· стандартизированный товар;
· полная информированность покупателя о рыночных ценах и альтернативах;
· отсутствие взаимодействия продавцов.
Олигополистический рынок — тип рыночной структуры, характеризующийся стратегическим взаимодействием немногих, обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм.
Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом (дифференцированная олигополия).
Важнейшими его признаками являются:
• ограниченное количество фирм, поделивших между собою отраслевой рынок;
• значительная концентрация производства у отдельных фирм, что делает каждую фирму большой относительно совокупного рыночного спроса*(* Данная характеристика указывает на то, что при небольших объемах рыночного спроса даже небольшая фирма может действовать в условиях олигполистического взаимодействия.);
• ограниченный доступ в отрасль, что может быть обусловлено как формальными (патенты и лицензии), так и экономическими (эффект масштаба, высокие издержки проникновения) барьерами;
• стратегическое поведение фирм, являющееся принципиальной характеристикой олигополистического рынка, означает, что осознающие свою взаимозависимость фирмы строят свою конкурентную стратегию с учетом возможной реакции конкурентов на предпринимаемые действия.
Соревновательный рынок — тип рынка, на котором объектом конкуренции являются не рыночные преимущества, а сам рынок.
Соревновательный рынок имеет место в том случае, когда поведение продавца обусловлено не характером организации рынка, а наличием потенциальной угрозы конкуренции, то есть когда объектом конкуренции являются не рыночные преимущества, а сам рынок. В этих условиях даже монополизировавшая рынок фирма вынуждена действовать в конкурентном режиме. Такая ситуация присуща рынкам, которые характеризуются:
· малым объемом рыночного спроса, так как в этом случае деятельность нескольких фирм на рынке будет заведомо нерентабельной;
· низкими безвозвратными издержками (невосполнимые потери, вызванные изменением вида или места деятельности), что обусловливает возможность проникновения на рынок потенциальных конкурентов.