Продукция на которой были онулирован сертификат или лицензия может
быть заявлена на повторную сертификацию только после устранения замечаний инспекционной проверки. Новая процедура сертификации
проводится по отдельному соглашению без учёта предыдущих результатов сертификации.
В случае несогласия решения органов сертификации об онулировании сертификата, клиент подаёт аппеляцию в руководящий комитет. Руководящий комитет подает аппеляцию в руководящий комитет. Руководящий комитет выносит окончательный результат, который обжалованию не подлежит.
В случае если при инспекционной проверки обнаруживается не санкционирование применения сертификата, кроме выше приведенных мер, клиент платит штрафы, размеры которых оговорены в лицензионных соглашениях или в руководящих документах системы сертификации.
Порядок проведения сертификации систем управления качеством и управления производством.
Сертификация систем управления качества - это действие 3 стороны,
доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицирована система качества, соответственно выбранной модели, регламентирована международными стандартами или другими нормативными документами заявленные клиентом.
Оценка системы качеством - это определение степени соответствия фактической информации о системе качества (её элементов) выбранной модели системы качества.
Аттестация производства - это действие 3 стороны доказывающая, что обеспечена необходимая уверенность, что проявление производства и используемого оборудования обеспечивает стабильность определённых показателей качества выпускаемой продукции.
Аттестация производства - это документ удостоверяющий, что производство обеспечивает стабильность определённых (перечисленных) в аттестате показателей качества выпускаемой продукции.
Консультант-это специалист клиента прошедший обучение в системе сертификации и обладающий необходимой квалификацией для проведения работ по внедрению функционирования и внутренним проверкам системы качества, а также по аттестации систем производства.
Процедуры сертификации систем качества может проводиться отдельно или в рамках схем сертификации. В случае положительного результата клиенту выдается сертификат или аттестат. Сертификат подтверждает обществу и клиенту, что клиент разработал, внедрил и эксплуатирует систему качества, которая соответствует требования установленной, выбранной модели, с учётом специфики технологической модели, продукции и организации модели производства клиентом.
Процедуры сертификации осуществляются по следующим принципам:
1.Заявка на сертификацию систем качества.
2.Предварительная оценка.
3.Сертификационная проверка.
4.Утверждение корректирующих воздействий и последующая проверка.
5.Утверждение сертификата, выдача и регистрация.
До подачи заявки на сертификацию системы качества, клиент имеет право провести организационное совещание с представителями органов по сертификации.
После проведения совещания клиент подаёт заявку в которой отмечает:
1.Описание производства и функций систем управления качества.
2.Нормативно-техническая документация на действующую систему качества с обязательной ссылкой на международные или национальные стандарты.
3.Нормативно-техническая документация на производстве (в общем виде) и его узлы.
4.Перечень продукции.
5.Перечень предприятий и потребителей.
Вопросы рассматриваемые на организационном совещании:
1.Информацию представителя органом сертификации по правилам проведения сертификации.
2.Информацию представителя клиента о системе качества внедрения на производстве.
3.Возможные оперативные изменения, которые клиент может внести до начала сертификации.
4.Объекты сертификации системы качества, перечень продукции.
5.Объекты сертификации систем качества, которые имеют уникальную специфику и требуют особого подбора аудиторской группы.
6.Возможны консультационные услуги, которые может оказать орган по сертификации клиенту до начала сертификации.
7.Информация о затратах клиента, связанных с сертификацией системы качества.
Клиент оплачивает в виде предоплаты сумму необходимую на рассмотрение заявки, эта сумма в случае положительного решения вычитается из первого этапа сертификации. Орган сертификации, в случае положительного решения, создаёт и направляет клиенту проект проведения сертификационных работ. После согласования клиентом проекта, орган сертификации в 2-х недельный срок подписывает с клиентом лицензионное соглашение, в котором отражаются условия проведения сертификационных работ. После заключения лицензионного соглашения, орган по сертификации направляет клиенту специальную анкету, а также перечень документов необходимых для проведения предварительной оценки системы качества. На основании документов представленных на предварительную проверку, орган по сертификации окончательно утверждает группу специалистов, которые будут заниматься сертификацией и информируют о составе группы клиента. По результатам предварительной проверки создается план корректирующих воздействий, которые утверждаются вместе с клиентом. В течении предварительной проверки главный аудитор имеет право затребовать у клиента любые документы касающиеся деятельности клиента. В случае утверждения плана, корректирующих воздействий, совместно с клиентом утверждается окончательный график проведения сертификационных работ.
Сертификационные работы производятся на базе клиента и состоят из трех этапов:
1)предварительное заседание;
2)проведение проверки;
3)заключительное заседание.
В предварительном заседании принимают участие:
1.Представитель руководства клиента, непосредственно, отвечающий за организацию и функционирование системы качества.
2.Представитель клиента назначаемый приказом для работы с аудиторской группой(работник обязательно должен быть освобожден от других обязанностей на время проведения сертификационных работ).
3.Руководители подразделений клиента.
4.Другие представители клиента, которые клиент считает необходимым подключить для сертификационных работ(обязательное присутствие всех консультантов).
5.Аудиторская группа с главным аудитором во главе.
На предварительном заседании рассматриваются следующие вопросы:
1)знакомство аудиторской группы с персоналом клиента;
2)оформление взаимоотношений официальных между аудиторской группой, руководством персоналов клиентов, включая выделение консультантов, технического персонала, помещения, орг - техники, средств передвижения и т.д.
3)разъясняется и принимается решение по всем вопросам, возникшим ранее в начале сертификации.
4)согласовываются подготовленные аудиторской группой предложения по
проверке узлов системы качества.
5)согласовывается подготовленные экспертами аудиторской группы план
проверки работы оборудования и контроля измерительной техники.
2.Сертификационная проверка проводится в 2-х направлениях:
1)в продолжении предварительной оценки окончательная проверка
выбранной модели системы качества и функционирования всех её элементов.
2)проверка всех аспектов деятельности клиента.
В результате сертификационной проверки аудиторской группы должна быть утверждена:
1)система качества -полностью учитывает специфику технологических
особенностей клиента, а также специфику организации управления производством.
2)документы системы качества внедрены
3)деятельность клиента полностью соответствует нормативным документам на систему качества, а также внутренним и внешним требованиям.
4)проверяемое производство может быть аттестовано без всяких ограничений.
Представители клиента должны постоянно находиться вместе с аудиторской группой, они обязаны руководить действиями персонала предприятия в целях оказания помощи аудиторской группе сертификационной проверки.
Представители клиента должны обеспечить аудитора всей необходимой документацией.
В случае обнаружения недостатка аудитора они должны письменно описываться и утверждаться совместно с представителями клиента.
В конце каждого рабочего дня аудиторская группа проводит с представителями клиента обязательное совещание на котором рассматривают:
1)обнаружение несоответствия.
2)предложения и рекомендации аудиторов о быстрой ликвидации несоответствия.
3)возникшие организационные препятствия.
4)отклонения от графика проведения сертификационных работ.
Если в течении сертификационной проверки аудиторская группа
обнаруживает серьёзное не соответствие, которые не могут быть
оперативно исправлены, главный аудитор обязан остановить проведение сертификационных работ и незамедлительно информировать сертификатный орган и клиента.
При невозможности положительного решения о сертификации, главный аудитор предлагает клиенту дополнительное соглашение по одному из
следующих направлений:
1) о продолжении сертификационной проверки, чтобы получить представление о всех недостатках системы (продолжение полной сертификации).
2) о продолжении сертификационной проверки на более низком уровне с целью сертификации отдельных элементов системы качества.
3) о полном сокращении проверки с возможным её возобновлением через чётко оговоренный период.
Заключительное заседание проводится в последний день сертификационной проверки. В работе заседания принимают участие те же лица, что и в предварительном, а также обязательно все эксперты, которые даже незначительно привлекались к проверке в течении всего периода.
Главный аудитор делает устное сообщение в котором обязательно указывает следующие моменты:
1) результаты работ аудиторской группы.
2) обнаруженные не соответствия и корректирующие воздействия, которые были произведены или планируются к проведению в чётко указанные сроки.
3) проект решения, который представляется аудиторской группой в руководящий комитет по сертификации.
Руководящий комитет обязан рассмотреть проект решений в течении календарного месяца со дня окончания проверки и предоставить клиенту своё решение. В решении руководящего комитета указывается возможность или не возможность выдачи сертификата, а также в случае необходимости утверждённый план корректирующих воздействий с возможной дополнительной проверкой. В случае если после окончания проверки необходимо проводить корректирующие воздействия клиент согласовывает с органом сертификации сроки корректирующих воздействий и заключает дополнительные соглашения. В течении срока проведения корректирующих воздействий клиент предоставляет в орган по сертификации всю документацию подтверждающую эти воздействия, а орган по сертификации принимает решение о проведении или не проведении дополнительной проверки. По результатам дополнительной проверки, которую осуществляет орган по сертификации либо аудиторская группа, руководящий комитет в течении одной недели принимает решение о выдачи или не выдачи сертификата.
Инспекционный контроль.
Орган по сертификации обязательно проводит инспекционные контроли не реже одного раза в год. Цель инспекционного контроля:
1) подтверждение того, что требования положенные в основу сертификации полностью выполняются.
2) в систему качества клиента не внесены изменения, которые меняют модуль системы сертификации.
Главными объектами инспекционного контроля являются элементы системы качества по которым были обнаружены и устранены недостатки в течении сертификации. По результатам инспекционной проверки орган по сертификации согласовывает с клиентом отчёт инспекционной комиссии, а также план устранения выявленных недостатков. В случае обнаружения большого количества недостатков орган по сертификации имеет право в течении 6 месяцев провести внеплановый инспекционный контроль за счёт клиента. Орган по сертификации имеет право проводить внезапные инспекционные контроли с периодичностью не чаще одного раза в 6 месяцев за свой счёт.