Паблик рилэйшнз (PR) общественные связи
"Public Relations" в переводе с английского означает "общественные связи", "рассказ для публики", "общественные отношения", "изучение и формирование общественного мнения".
Паблик рилэйшнзPR стали развивать только с начала XX столетия.
Public Relations - это и наука, имеющая свои законы, методологию, принципы и приемы, и одновременно искусство.
Практика связей с общественностью имеет целью достижение и поддержание взаимопонимания между какой-либо организацией или структурой и общественностью.
В маркетинговой деятельности немаловажной задачей PR становится изменение, улучшение или даже спасение имиджа той или иной структуры или личности.
На практике между рекламой и PR есть существенная разница. Реклама занимается продажей товаров и услуг, в то время как PR направляет свои усилия на достижение понимания и благоприятного отношения к фирме и тем самым к ее товарам.
Кроме того, между ними существует разница в стоимости услуг. Реклама - это оплаченное по жестким (в условиях России все более возрастающим) тарифам место или время в СМИ. Приемы PR- семинары, пресс-конференции, презентации, демонстрационные показы и т.д., - по сути, являются мало затратными (по сравнению с рекламными) обращениями к целевой потребительской аудитории.
Основными целями PR являются:
n Позиционирование объекта PR (от англ. position - положение, нахождение) - создание и поддержание (воспроизводство) понятного, благоприятного и управляемого имиджа.
n Повышение имиджа.
n Антиреклама, т.е. снижение имиджа. Снижать имидж легче, чем возвышать, т.е. позиционировать достоинства.
n Отстройка от конкурентов - как правило, это комбинация возвышения одного имиджа при снижении другого Отстройка может быть явной и скрытой (например, зачем пить плохой кофе, если можно пить хороший чай).
n Контрреклама - восстановление случайно сниженного имиджа. Опровержение недобросовестной (ложной) и иной рекламы конкурентов. Контрреклама обязательно должна быть дана вовремя, тогда она эффективна вдвойне.
Изучение влияния внешней среды на деятельность фирмы: отслеживание изменений в государственной политике, международном положении, общественном мнении, настроении масс - потенциальных пользователей. Исследование демографических, культурно-этических и других факторов. Преодоление "барьера недоверия" к фирме и ее продукции путем влияния на стереотипы и сознание людей. Поиск, изучение и выявление спонсоров и инвесторов.
PR осуществляются на основе следующих принципов:
n говорить о себе правду, только правду и ничего, кроме правды (но никто не утверждает, что надо говорить всю правду. В этом и заключается одна из важных особенностей PR - отделять информацию, которая должна быть опубликована, от информации, которую публиковать нельзя ни в коем случае);
n искать "связки" с действительностью, уметь самостоятельно эти самые "связки" просчитывать и реализовывать;
n хорошие PR не должны быть заметными и тем более "навязчивыми (назойливыми, раздражительными), ни в коем случае нельзя забывать о чувстве меры;
n тщательно отслеживать интересы и стиль подачи материалов всех журналистов, специализирующихся в области подготовки материалов в системе PR, для их опубликования в СМИ.
Исходя из того, какие цели преследует PR, можно определить функции, выполняемые службой PR на предприятии или фирмами PR на рынке.
Функции Public Relations в соответствии с современными представлениями таковы:
n установление взаимопонимания и доверительных отношений между организацией и общественностью;
n создание "положительного образа" организации;
n сохранение репутации организации;
n создание у сотрудников организации чувства ответственности а заинтересованности в делах предприятия;
n расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды и рекламы.
Свои функции Public Relations могут выполнять в следующих сферах человеческой деятельности: общественных отношениях; правительственных отношениях; международных и межнациональных отношениях; отношениях в промышленности и финансах; средствах массовой информации.
Любые мероприятия Public Relations состоят из четырех различных, но связанных между собой частей:
n анализ исследования и постановка задачи;
n разработка программы и сметы мероприятий;
n общение и осуществление программы;
n исследование результатов, оценка и возможные доработки.
Эти части иногда называются системой RACE: Research (исследование), Action (действие), Communication (общение), Evaluation (оценка).
Программы PR создают для фирмы благоприятный социальный климат или как минимум социально неагрессивную среду, снимая возможные противоречия. Таким образом, в значительной степени решаются как коммуникативные, так и коммерческие задачи фирмы.
Проведение коммерческих переговоров - установление и поддержание коммуникаций с целью подписания взаимно выгодного контракта
Личные продажи- устная презентация товаров в беседе с одним (более перспективным) покупателем в целях совершения продажи