В области новых материалов и технологий»

СЕРТИФИКАЦИЯ И МАРКЕТИНГ

В ОБЛАСТИ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

И ТЕХНОЛОГИЙ

В области новых материалов и технологий» - student2.ru

Ирма Алексеевна Гоголадзе, к.т.н., доцент.

Дисциплина: «Сертификация и маркетинг

В области новых материалов и технологий»

Понятие сертификации

Термин "сертификат" известен с XIX, слово «сертификация» образовано от лат. «Sertifico» - означает подтверждаю, удостоверяю; (certum – верно + facere - делать), т.е. «сделано верно».

Впервые термин "сертификация" сформулирован специальным комитетом ИСО (международная организация по стандартизации, International Organization for Standardization, ISO) по вопросам сертификации (СЕРТИКО) и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК 2) версии 1982 г. Согласно документу «Общие термины и определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательной лаборатории». Сертификация – это действие третей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту. Данное определение положено в основу принятому понятию сертификации соответствия в системе сертификации ГОСТ Р в РФ.

Идентификация – это установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

Комитет ИСО по сертификации (ИСО/СЕРТИКО, который затем стал называться Комитетом по оценке соответствия - ИСО/КАСКО) разработал рекомендации по организационным принципам сертификации продукции, на основе которых должны действовать национальные системы сертификации.

С середины 60-х годов на базе национальных систем сертификации разных стран создаются региональные международные системы сертификации закрытого типа (например, в рамках Европейской зоны свободной торговли).

В конце 60-х годов в рамках ИСО, Европейской экономической комиссии Организация Объединенных Наций (ЕЭК ООН), Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) развертывается работа по международной сертификации.

Если национальные системы сертификации соответствуют требованиям ИСО, то выданные ими сертификаты признаются другими странами - членами ИСО. В противном случае продукция подвергается дополнительным сертификационным испытаниям за счет поставщика.

В настоящее время в рамках ИСО/КАСКО разработана серия стандартов по оценке соответствия: ИСО/МЭК 17000, ИСО/МЭК 17011, ИСО/МЭК 17020, ИСО/МЭК 17021, ИСО/МЭК 17024, ИСО/МЭК 17025, ИСО/МЭК 17040.

МЭК - Международная электротехническая комиссия (IEC/CEl).

КАСКО (итал. casco) - страхование транспортных средств.

Государство в лице законодательной власти устанавливает юридическую, административную и гражданскую ответственность за ввод в обращение недоброкачественной продукции, а также определяет основные обязательные требования характеристик продукции в целом и отдельным ее параметрам. Сертификаты ГОСТ Р являются подтверждением соответствия качества и безопасности продукции установленным требованиям и выдаются только аккредитованными при Ростехрегулировании органами по сертификации. Сертификатом удостоверяют какой-либо факт, например происхождение, подлинность товара.

Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации

В области новых материалов и технологий» - student2.ru

Участники сертификации

Права и обязанности заявителя в области

Лекция 3

Этапы сертификации

Основные этапы процесса сертификации неизменны независимо от вида и объекта сертификации. В ней можно выделить пять основных этапов:

В области новых материалов и технологий» - student2.ru

В области новых материалов и технологий» - student2.ru

Этап заявки на сертификацию

Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, орган по сертификации рассматривает ее и непозднее 15 дней после ее получения сообщает свое решение заявителю. При наличии нескольких органов по сертификации заявитель может обратиться в любой из них при условии, что в область аккредитации органа по сертификации включен заявляемый объект.

2. Этап оценки соответствия.Этап оценки соответствия имеет особенности в зависимости от объекта сертификации.

2.1. Оценка соответствия продукции

Применительно к продукции он состоит из отбора и идентификации образцов изделий и их испытаний. Образцы должны быть такими же, как продукция, поставляемая потребителю. Образцы выбираются случайным образом по установленным правилам из готовой продукции. Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора. Составляется акт отбора образцов. На всех стадиях хранения, транспортирования и подготовки образцов к испытаниям, а также в процессе испытаний должны соблюдаться требования, установленные в нормативной документации на продукцию. Все этапы движения образцов в ходе работ по сертификации должны документироваться и подтверждаться подписью ответственных лиц.

Испытательная лаборатория или орган по сертификации может включить в отбираемую выборку дополнительно по одному образцу каждого вида продукции (кроме скоропортящейся) для хранения в качестве контрольного экземпляра с целью сохранения наглядности сертифицируемой продукции. Срок хранения контрольного образца должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции, по истечении которого образцы возвращаются заявителю.

Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория или по ее поручению другая компетентная организация. По результатам отбора составляется акт (рис. ). В случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов для испытаний может быть осуществлен органом по сертификации (при необходимости с участием испытательных лабораторий).

Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции.

При отсутствии аккредитованной испытательной лаборатории, или значительной ее удаленности (что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки) допускается проводить испытания с целях сертификации в испытательных лабораториях под контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции.

Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший ей их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата.

Конкретные сроки хранения копий протоколов устанавливают в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.

2.2. Оценка соответствия услуг

зависит от их вида. Услуги нематериального характера (например, оценка движимого и недвижимого имущества) оцениваются экспертным или социологическим методами.

Проверка материальных услуг (например, услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств) основана на оценке результата услуги.

Оценке результата услуги проводится в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке, или на базе заявителя экспертами органа по сертификации с использованием его испытательного и технологического оборудования.

Это оборудование должно быть проверено или откалибровано органами метрологической службы. При проведении испытаний осуществляется выборочная проверка отремонтированных изделий, если сертифицируются услуги по ремонту, например автомобиля или печатной машины. Если вид услуг попадает под требования обязательной сертификации, то оцениваются показатели безопасности изделий после ремонта или обслуживания.

При добровольной сертификации услуг в основном оцениваются функциональные показатели. Количество проверяемых изделий и порядок их отбора определяет орган по сертификации в соответствии с нормативными документами системы сертификации. По результатам испытаний оформляется протокол, который направляется органу по сертификации, а копия - заявителю.

Материальные услуги - услуги, обусловленные обслуживанием процесса производства, доведением готовых продуктов до потребителя: транспортировка, заготовка, хранение и др.

Нематериальные услуги - услуги, несвязанные с товаром в его материальной форме. Затраты труда на осуществление нематериальных услуг не учитываются в стоимости товара: здравоохранение, образование, консультационные и банковские услуги и т.д.

Неразрушающий контроль (сокращённо НК) — контроль свойств и параметров объекта, при котором не должна быть нарушена пригодность объекта к использованию и эксплуатации.

2. 3. Оценка соответствия систем качества - включает в себя предварительную оценку степени готовности проверяемой организации и оценку системы качества непосредственно на месте. Предварительная оценка состоит в анализе описания системы качества в документах, присланных предприятием вместе с заявкой на сертификацию. Этап предварительной оценки системы качества завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения второго этапа сертификации системы качества. В договоре определяют цель, объем и сроки проводимых работ, ответственность сторон, а также порядок оплаты работ по проверке и оценке системы качества.

2. 4. Оценка соответствия персонала После подачи заявки в орган по сертификации специалист получает комплект документов для заполнения. Они необходимы органу для предварительной оценки возможности сертификации заявителя. При положительном результате по предварительной экспертизе входных документов со специалистом, желающим пройти сертификацию, заключается договор. В нём указываются сроки и порядок проведения экзамена, а также условия оплаты. Экзамен проводится в специальном аккредитованном испытательном (экзаменационном) центре. Экзамен, как правило, состоит из теоретической и практической частей. Результаты экзамена сообщаются заявителю после обсуждения и утверждения протокола экзамена в органе по сертификации. Обсуждение является тайным.

3. Этап анализа практической оценки соответствияобъекта сертификации установленным требованиям заключается в рассмотрении результатов испытаний, экзамена или проверки системы качества в органе по сертификации. При сертификации продукции заявитель представляет в орган документы, указанные в решении по заявке, и протокол испытаний образцов продукции из испытательной лаборатории.

Эксперты органа по сертификации проверяют соответствие результатов испытаний, отраженных в протоколе, действующей нормативной документации. После этого принимается решение о выдаче сертификата соответствия или проведении недостающих испытаний. Аналогичные действия производятся органом по сертификации услуг при проверке соответствия результата услуги.

При сертификации систем качестваанализ результатов оценки соответствия проводится на основании акта о проверке. Выводы по акту сводятся к одному из трех вариантов: 1) система полностью соответствует заявленному стандарту; 2) система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по элементам системы качества; 3) система содержит значительные несоответствия.

4. Решение о сертификацииили отказе в ней принимает руководство органа по сертификации совместно с главным экспертом комиссии. В системе сертификации ГОСТ Р окончательное решение принимает Технический центр Регистра систем качества.

При сертификации персонала протокол экзаменационной комиссии должен направляться в комиссию по сертификации, состоящую из руководства органа и экспертов, не участвовавших в приеме экзамена. Положительное решение данной комиссии по утверждению протокола экзамена является основанием для выдачи сертификата. Решение по сертификации сопровождается выдачей сертификата соответствия заявителю или отказом. При положительных результатах испытаний (проверок), предусмотренных схемой сертификации, и экспертизы представленных документов орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и выдает лицензию на право применения знака соответствия. Этим знаком маркируется продукция или документация на услуги, прошедшая сертификацию. При отрицательных результатах сертификационных испытаний, несоблюдении требований, предъявляемых к объекту сертификации, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

Вид сертификата соответствия и срок его действия устанавливаются правилами системы сертификации. Обычно действие сертификата распространяется на срок ее службы, эксплуатации или реализации, на продукцию и на услуги - до 3 лет, на системы качества предприятий - 3 года, на персонал - 5 лет.

5. Инспекционный контрольза сертифицированным объектом проводится органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертификации. Он проводится в течение всего срока действия сертификата (обычно один раза в год в форме периодических проверок). Внеплановые проверки назначаются органом по сертификации в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций и контролирующих органов. Цель инспекционного контроля заключается в подтверждении соответствия реализуемой продукции установленным требованиям. Общие правила инспекционного контроля за конкретными видами сертифицированной продукции устанавливаются в документах, определяющих правила по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, и правила сертификации однородной продукции. Инспекционный контроль включает в себя анализ информации о сертифицированном объекте, проведение выборочных проверок образцов продукции, услуг или элементов системы качества. При контроле сертифицированного специалиста проверяется соответствие его работы принятым критериям. По итогам инспекционного контроля составляется акт, где дается заключение о возможности сохранения действия сертификата или о приостановление его действия. Информация о приостановлении доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей, Ростехрегулирования и других участников системы сертификации. Приостановление действия сертификата происходит в случае выявления нарушений его использования, которые можно устранить в достаточно короткое время. При этом орган по сертификации предписывает заявителю выполнение корректирующих мероприятий и устанавливает сроки реализации. Заявитель, со своей стороны, должен уведомить потребителей его продукции или услуг о выявленных несоответствиях и предпринять соответствующие меры. Действие сертификата и право применения знака соответствия отменяется в случае, если продукция и услуги не отвечают требованиям нормативных документов. Отмена сертификата действует с момента исключения его из реестра системы сертификации.

Лекция 4

Знаки соответствия

Знаки соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требования системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Знак соответствия системы сертификации несут в себе всю полезную информацию, которая:

- убеждать потребителя в надлежащем качестве товара, в его безопасности;

- может использоваться изготовителем в рекламных целях;

- помогает органам государственного надзора принять решение о возможности реализации продукции; для страховых компаний являются гарантий безопасности товара.

Знаки соответствия бывают национальными, международными, отраслевыми или даже предназначенными для определенной группы товаров. Свои знаки соответствия имеют почти все промышленно развитые страны, а также многие международные организации и компании.

Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях.

Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.

Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

Знак соответствия продукции российскому ГОСТу – знак Ростеста – наносится на продукцию, подлежащую обязательной сертификации в системе сертификации ГОСТ Р.

До 1998 г. действовал один знак соответствия системы обязательной сертификации ГОСТ Р.

Системы обязательной сертификации однородной продукции, имеют право применять указанный знак, но им не запрещено вводить и собственные знаки.

Примеры знаков соответствия, применяемых в российских системах сертификации

Знаки соответствия системы обязательной сертификации

Кроме документального удостоверения (подтверждения соответствия) продукция, соответствующая национальному стандарту, маркируется знаком соответствия, а продукция, соответствующая техническому регламенту, - знаком обращения на рынке.

Орган по сертификации предоставляет заявителям право на применение знака соответствия или знака обращения на рынке.

Знак обращения на рынке

Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 189-ФЗ)

Лекция 6-7

Схемы сертификации

Декларирование соответствия

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

· принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

· принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны (органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра)).

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Схемы сертификации

При выборе схем должны учитываться особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Рекомендуется использовать общепризнанные схемы, в том числе и в международной практике табл.

Обозна-чение Содержание схемы и ее исполнители Обозначение прежней схемы сертификации
  1с Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Аккредитованный орган по сертификации Выдает заявителю сертификат соответствия  
  2с Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Аккредитованный орган по сертификации Проводит анализ состояния производства. Выдает заявителю сертификат соответствия   1а
    3с Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Аккредитованный орган по сертификации Выдает заявителю сертификат соответствия. Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (испытания образцов продукции)     2, 3,4
    4с Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Аккредитованный орган по сертификации Проводит анализ состояния производства. Выдает заявителю сертификат соответствия. Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (испытания образцов продукции и анализ состояния производства)   2а, 3а, 4а
    5с Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания типового образца продукции Аккредитованный орган по сертификацииПроводит сертификацию системы качества или производства. Выдает заявителю сертификат соответствия. Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (контроль системы качества (производства), испытания образцов продукции, взятых у изготовителя или продавца)    
    6с Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания партии продукции Аккредитованный орган по сертификации Выдает заявителю сертификат соответствия    
    7с Аккредитованная испытательная лаборатория Проводит испытания каждой единицы продукции Аккредитованный орган по сертификации Выдает заявителю сертификат соответствия    

Схема 1ссодержит следующие операции:

- подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации;

- рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации;

- проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией;

- анализ результатов испытаний и выдача заявителю сертификата соответствия;

- маркирование продукции знаком обращения на рынке.

Заявитель подает заявку на сертификацию своей продукции по своему выбору в один из аккредитованных органов по сертификации. Испытания типового образца (типовых образцов) проводятся аккредитованной испытательной лабораторией по поручению органа по сертификации, которому выдается протокол испытаний.

При положительных результатах испытаний орган по сертификации оформляет сертификат соответствия по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, и выдает его заявителю, который на основании полученного сертификата соответствия маркирует продукцию знаком обращения на рынке.

Схема 2ссодержит те же операции, что и схема 1с. Добавляется лишь проведение органом по сертификации анализа состояния производства.

Схема 3симеет те же операции, что и схема 1с и 2с. Добавляется инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, но упраздняется анализа производства.

Орган по сертификации проводит инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в течение всего срока действия сертификата соответствия путем периодических испытаний образцов продукции. Место отбора образцов (у изготовителя и (или) у продавца) устанавливается в техническом регламенте.

По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает одно из следующих решений:

- считать действие сертификата соответствия подтвержденным;

- приостановить действие сертификата соответствия;

- отменить действие сертификата соответствия.

Схема 4спомимо операций в схеме 3с содержит операцию проведения органом по сертификации анализа состояния производства.

Схема 5ссодержитте же операции что и схема 4с, но вводятся сертификация системы качества и анализ результатов испытаний и сертификации системы качества. Инспекционный контроль осуществляется за сертифицированной продукцией и системой качества.

При положительном результате орган по сертификации систем качества выдает сертификат на систему качества.

Сертификация системы качества не проводится, если заявитель представил сертификат на систему качества, уже выданный органом, аккредитованным в установленном порядке, и подтверждающий соответствие системы качества требованиям документа, определенного в техническом регламенте.

Схема 6свключает операции схемы 1с, но не предусматривает проведение испытаний партии продукции аккредитованной испытательной лабораторией. Испытания партии продукции (выборки из партии) проводятся аккредитованной испытательной лабораторией по поручению органа по сертификации, которому выдастся протокол испытаний.

При положительных результатах испытаний орган по сертификации оформляет сертификат соответствия на данную партию продукции по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, и выдает его заявителю.

Заявитель на основании полученного сертификата соответствия маркирует продукцию знаком обращения на рынке.

Схема 7симеет операции схемы 6с, но включает испытания каждой единицы продукции, проводимые аккредитованной испытательной лабораторией по поручению органа по сертификации, которому выдается протокол испытаний.

Лекция 8

Аккредитация

Аккредитация – это официальное признание полномочным органом по аккредитации права физического или юридического лица выполнять работы в определенной (заявленной) области, (Руководство ИСО/МЭК 2) .

Согласно ФЗ необходимым условием деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является их аккредитация.

Аккредитация проводится в отношении работ, связанных с установленными формами подтверждения соответствия добровольной сертификацией, декларированием и обязательной сертификацией всех объектов технического регулирования.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях (ст. 31 ФЗ):

n подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

n обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

n создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

n добровольности;

n открытости и доступности правил аккредитации;

n компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

n недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

n обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

n недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

n недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Согласно требованиям, орган по аккредитации должен:

n иметь руководителя по аккредитации лабораторий, несущего всю полноту ответственности за свою работу перед организацией, органом или правлением, которым он подотчетен;

n располагать штатным персоналом, соответствующим тому виду, области и объему работ, которая выполняется под руководством главного администратора;

n иметь организационную структуру, которая обеспечивает независимость его штатного персонала от воздействия со стороны кругов, имеющих финансовую заинтересованность в результатах аккредитации, и гарантирует, что указанный персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, оказывающему влияние на его суждения или результаты выполненной работы;

n располагать соответствующими соглашениями, обеспечивающими привлечение независимых экспертов в качестве технических консультантов.

Как правило, в штате органа по аккредитации кроме руководителя работают 1- 2 эксперта (один из них отвечает за систему обеспечения качества органа), бухгалтер и секретарь. На период аккредитации, если необходимо, привлекаются внешние эксперты.

Механизмом обеспечения доверия является аккредитация,чтопредполагает решение следующих задач в области аккредитации:

n установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации;

n установление общих правил аккредитации и требований к органам по аккредитации;

n создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам;

n сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны.

Лекция 9

Сертификация по отраслям

В последние годы широкое распространение получила добровольная сертификация систем менеджмента качества предприятий и организаций. Российский ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008) Руководство по качеству.

Сертификат ISO 9000 – это международный стандарт, определяющий требования к деятельности предприятия, обеспечивающий производство высококачественной продукции. Стандарты серии ИСО 9000 появилась в 1987 г. Вторая редакция серии вышла в 1994 г. третья версия международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 утверждена в декабре 2000 г. (Рис. )

В области новых материалов и технологий» - student2.ru

Сертификация систем менеджмента качества включает следующие этапы:

n Организация работ.

n Анализ документов системы менеджмента качества организации-заявителя.

n Подготовка к аудиту (проверке) «на месте».

n Проведение аудита (проверки) «на месте» и подготовка акта по результатам аудита.

n Завершение сертификации, выдача и регистрация сертификата.

n Инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента качества.

Деятельности по сертификации систем менеджмента качества приведена на рис. .

Этап 1

Заявка на сертификацию СМК.

Оплата регистрационного взноса заказчиком.

Решение по заявке.

Договор на сертификацию.

Представление сведений о СМК в орган по сертификации.

Формирование комиссии по сертификации

Этап 2

Анализ документации СМК заказчика в орган по сертификации.

Заключение по результатам анализа.

Решение об аудите СМК «на месте»

Этап 3

Предворительное взаимодействие с заказчиком

Разработка плана аудита СМК.

Распределение обязанностей в комиссии экспертов.

Подготовка рабочих документов для аудита

Этап 4

Проведение предварительного совещания.

Обследование СМК «на месте».

Подготовка акта по результатам аудита.

Заключительное совещание.

Этап 5

Рассмотрение акта и результатов корректирующих действий.

Решение по акту.

Оформление сертификата соответствия СМК или отказ в этом.

Представление в ТЦР решения органа по сертификации.

Выдача сертификата заказчику.

Оформление договора на инспекционный контроль СМК.

Этап 6

Инспекционный контроль СМК.

Базовые принципы СМК, которые сформулированы в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

1. Ориентация на потребителя.Организации зависят от своих потребителей и других заинтересованных сторон. Мы должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.

2. Лидерство руководителя.Руководство обеспечивает единство цели и направления деятельности организации. Ему следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут быть полностью вовлечены в достижение поставленных целей и решение задач организации в области качества.

3. Вовлечение работников. Сотрудники всех уровней составляют основу организации. Их положительная мотивация, полное вовлечение в улучшение деятельности и рациональное использование их потенциала дает возможность с выгодой использовать их способности и приносит пользу организации.

4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов организации, определению ответственных за эти процессы и документальной регламентации этих процессов.

5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе фактов, данных и информации. Это предполагает построение действенной системы сбора и анализа информации обо всех аспектах деятельности вуза и его взаимоотношениях с внешней средой. Такая информация должна включать все определенные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности и ориентированных на степень достижения целей, указанных в стратегическом плане его развития.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее партнеры взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Сертификация производства

В мировой практике многие фирмы осуществляют взаимоотношения со своими поставщиками на основе систем качества на базе сертификации производства.

Сертификация производства представляет собой действие независимой компетентной организации (третьей стороны), доказывающее необходимую уверенность в том, что соответствующим образом идентифицированное производство и его условия обеспечивают стабильность определенных качественных характеристик производимой продукции, работ или услуг, установленных нормативными документами.

В качестве основных стимулов, побуждающих предприятия к сертификации

своих производств, можно назвать следующие:

- выполнение основного этапа сертификации системы качества. Сертификацию производства можно считать либо самостоятельной процедурой, либо составной частью системы обеспечения качества (как и схемы сертификации продукции);

- повышение конкурентоспособности продукции и облегчение ее выхода на мировой рынок;

- сокращение затрат на испытания на этапе инспекционного контроля за сертифицируемой продукцией, так как сертификация продукции по схеме 5 (с сертификацией производства) предусматривает возможность уменьшения частоты или даже полного исключения инспекционных испытаний.

При сертификации производства оценке подвергаются следующие объекты:

· продукция предприятия (оценка качества продукции в сфере реализации и потр

Наши рекомендации