Привязка конструктивных элементов к координационным осям.
Использование-унифицированных-объемно-планировочных-и конструк-тивных решений промышленных зданий требует соблюдения единых правил привязки конструктивных элементов к разбивочным осям. Под привязкой понимают расстояние от разбивочной оси до грани или геометрической оси сечения конструктивного элемента.
Единые правила привязки конструкций к разбивочным осям и единство систем сопряжений их между собой обеспечивают взаимозаменяемость конструкций и позволяют исключить или свести к минимуму число доборных элементов.
В одноэтажных каркасных зданиях следует рассматривать привязку колонн
- к наружним продольным и торцевым осям;
- к продольным и поперечным осям средних рядов;
- в местах устройства температурных швов;
- в местах примыкания взаимно – перпендикулярных пролётов.
К наружним продольным осям используют привязку “ нулевую”, “250” или “500”. Наиболее используемая привязка “Нулевая”. При ней ферма покрытия опирается на всю плоскость крайней колонны.
Она исключает применение доборных ограждающих и несущих элементов в местах устройства температурных швов, высотных перепадов и примыкания пролетов различного направления. Ее используют при всех видах материалов каркаса в бескрановых зданиях и в зданиях с подвесными и опорными кранами, если высота от пола до низа несущих конструкций не превышает 14,4 м, а грузоподъемность кранов - 32 т.
При "нулевой" привязке внешние грани колонн крайних продольных рядов совмещают с разбивочными (координационными) осями. При этом внутренняя поверхность продольных наружных стен и положение разбивочной оси совпадают за исключением случаев применения крупноразмерных навесных (самонесущих) конструкций стен. В этих случаях для удобства монтажа и расположения приборов крепления предусматривают зазоры 30 мм. между внешними гранями колонн и внутренней поверхностью стен.
При привязке "250" и более (кратной 50 мм.) внешние грани колонн смещают наружу с разбивочной оси на 250 мм. (рис. 1, в).
Такая привязка чаще всего встречается при стальном каркасе, допускается в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью более 32 т; при высоте пролёта более 14,4 м. и шаге колонн 6 м., а также в зданиях при шаге колон 12 м. и высоте пролётов более 12 м. Привязка “250” и более вызвана увеличением размеров сечения колонн и подколонников для ремонта и обслуживания подкрановых путей мостовых кранов.
Привязка геометрической оси колонн к наружней торцевой оси здания осуществляется со смещением внутрь на 500 мм. Такое смещение колонны от координационной оси вызвано необходимостью обустройства торцевого фахверка. Поэтому более подробно эта привязка будет рассмотрена в следующей главе.
В средних рядах продольных и поперечных осей колонны каркаса имеют центральную привязку.
Все виды рассмотренных привязок колонн и координационным осям здания показаны на рис. 1
|
Габариты промышленных цехов часто столь велики, что возникает необходимость обустройства в них температурных швов. Для железобетонных каркасов* длина температурного отсека 60 м. (в поперечном направлении допускается до 72 м.); для стального каркаса при
*.Каркас считается железобетонным, если имеет железобетонные колонны. Фермы (балки) чччпокрытия могут быть как железобетонными, так и стальными. Каркас считается стальным, чччесли его колонны стальные, при этом фермы покрытия могут быть только стальными.
обычном внутреннем температурном режиме допускается 120 м. При превышении этих габаритов здание разделяется на отсеки поперечным, продольным или и тем и другим температурными швами. Кроме того иногда возникает необходимость обустройства деформационного шва в цехах со взаимно-перпендикулярными пролётами.
Схема прохождения температурных швов показана на рис. 2
Поперечный температурный шов между парными колоннами в зданиях с пролётами равной высоты устраивают с использованием привязки колон к одной или двум разбивочным осям (рис. 3).
|
|
Привязки к двум разбивочным осям применяют в зданиях с тяжёлым железобетонным каркасом и при расстоянии между поперечными температурными швами более 144 м. В обоих случаях привязка предусматривает смещение геометрических осей сечения колонн внутрь здания 500мм. от разбивочных осей ,т.е. как при привязке колонн к крайним торцевым осям здания.
Продольный температурный шов между парными колоннами в зданиях с пролётами равной высоты осуществляют, предусматривая две разбивочные
оси со вставкой между ними(рис 4). Размер вставки зависит от способов привязок в примыкающих пролётах и может составлять 500 мм. и более, всегда кратно 50 мм.
Привязка колонн к координационным осям при наличии подстропильной фермы и при устройстве перепада высот поперёк пролёта здания приведена на рис. 5 и рис. 6.
|
|
|
При наличии продольного температурного шва между пролётами, примыкающими к перпендикулярному пролёту, этот шов продлевают до пролёта, где он будет поперечным швом. При этом вставка между разбивочными осями в продольном и поперечном швах должна иметь одинаковую величину (500,750 или 1000 мм.), а каждую из парных колонн по линии поперечного шва смещают с ближайшей парной оси на 500 мм.
Привязку колонн разновысоких пролётов осуществляют к двум продольным разбивочным осям со вставкой между ними (рис. 7). Привязка колонн к этим осям должна соответствовать правилам привязок “О” или “250”. Размер вставки С (мм.) должен быть кратным 50 мм. (но не менее 500 мм).
В местах примыкания взаимно перпендикулярных пролётов привязку колонн осуществляют также к двум разбивочным осям со вставкой между ними (рис. 8). Размер вставки С (мм.) зависит от способа привязки в поперечном (более высоком) пролёте ( “0” и “250”)
|
|