I. быстрый взгляд в глазок истории
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра международной журналистики
Курсовая работа по «Истории отечественной журналистики» на тему: «Павлово-на-Оке: мечтатели в снопе искр. Путешествие юной москвички
по следам "Павловских очерков" В.Г. Короленко»
студентки II курса ф-та МЖ-МЖ
2 академ. группы
Казаковой М.П.
научный руководитель:
к.ист.н., профессор Шевцов Н.В.
Москва, 2017 год
Оглавление:
· Дисклеймер 3
· I. Быстрый взгляд в глазок истории 3
· II. Дорога туда 3
o 1. 22:00 3
o 2. 01:30 5
o 3. 1890 и 2017 5
o 4. 02:53 6
· III. В библиотеке 7
o 1. Рассказ Анатолия Николаевича: «Земли минувшая судьба» 7
o 2. По улице моей который год… 9
o 3. «Москве наша жизнь неинтересна» 10
o 4. Штанге, Зернов, Щеткин – локомотивы павловской истории 11
o 5. Закулисье артели 14
o 6. Маята без моста 14
o 7. Зернов и братья Фаворские – новаторы на гране пропасти 15
o 8. Акифьев и Варыпаев – защитники «бедноты» 16
o 9. Из истории павловской архитектуры. Заметки о павловской религиозности 17
o 10. Курочки в центре внимания 18
o 11. Волшебные павловские пылинки 20
o 12. Фактики со всей галактики 20
· IV. Из рассказа доброй женщины из села Лаптево, что в 3,5 км от Павлова
o 1. О топонимах 20
o 2. Подтверждение из жизни (заметки автора) 21
o 3. О 90-х годах 21
o 4. Об уме 22
o 5. Для сравнения: об уме в «Павловских очерках» 22
o 6. О добре 22
· V. Попутные заметки автора 23
· VI. Заключение 24
· Библиография 26
Дисклеймер[1]
1. В ходе опроса подписчиков паблика ВКонтакте «Подслушано в Павлове»[2] от 07.05.2017 было выявлено, что предпочтительнее говорить «в Павлове», однако, не все жители города употребляют эту форму. В прямой речи сохранены авторские окончания собеседников.
2. По просьбе собеседников была сохранена их относительная анонимность.
I. Быстрый взгляд в глазок истории
Река Ока, металл и искры.
Город Павлово располагается в Нижегородской области – там, где река Тарка впадает в Оку. Здесь живут 58 с половиной тысяч человек[3] на площади ~40 км2 (то есть в 212 раз меньше людей, чем в Москве, проживают на территории, чуть превышающей половину Центрального АО Москвы).
Изначально на месте Павлова располагался «Павлов острог». Относительная близость от Выксунских рудников, обилие лесов (а, значит, и древесного угля), пересечение сухопутных и торговых путей в этой местности привели к зарождению кузнечного дела. В XVII веке село Павлово славилось своими оружейниками, а в XVIII – частично переквалифицировалось на производство столовых и складных ножей, вилок, сахарных щипцов, бритв и замков. Соседние сёла не отставали: в Ворсме производили медико-хирургические инструменты, в Тумботино – ножницы, а в Горбатове жили канатопрядильщики.[4]
В 1890 году журналист и писатель Владимир Галактионович Короленко публикует «Павловские очерки» – картины из жизни бедного, но трудолюбивого кустарного села. Мария Казакова, студентка факультета Международной Журналистики МГИМО (У) МИД РФ, решила посмотреть, как спустя 127 лет изменилась павловская жизнь.
II. Дорога туда
1. 22:00
- Пристегнитесь! Все, быстрее, пристегнитесь!
Автобус Москва-Павлово вот уже три часа, как следует по нижегородскому направлению. Крик водителя будит только-только кое-как заснувших пассажиров. Спросонья никто не понимает, что происходит, но замешательство разрешается само собой: в автобус медленно, вальяжно вплывает огромная жующая глыба. Не обращая ни капли внимания на ремни пассажиров, полицейский целенаправленно подходит к не-славянам.
- Первое, на что я обращаю внимание, - знание русского языка. Даже на основании незнания русского языка я могу вас переправить в органы внутренних дел. Понимаете? Это первое, на что я обращаю внимание. Прописка есть?
- Да…
- Где?
- В Москве.
- Улица?
- …
- Сколько здесь?
- Недавно.
- Сколько недавно?
- Месяц.
- За месяц название улицы уж можно было и выучить.
Группка мигрантов хлопает и хлюпает глазами и губами, как ничего не понимающие рыбки. Их уводят из автобуса.
- Кого-то ищут, - улыбается водитель. - Этих увёл. Вот геморрой-то ещё. В Заволжье работают?.. Он (полицейский) заходит к нам в автобус и начинает ремнями щекотúться[5]. Как их отпустят, так и поедем. Что «примерно»?? Сиди в автобусе смирно, а то сейчас и тебя заберут.
Спустя примерно 15 минут мигрантов возвращают, и мы отправляемся дальше.
«Ночь была темна, снег едва белел по сторонам, а вдали по горизонту, казалось, клубились неясными очертаниями какие-то дымные столбы, без огней. Это были, должно быть, кустарники и перелески»[6], – пишет Короленко, а вижу я.
Белые призрачные деревья освещаются фарами автобуса. Создаётся впечатление, будто мы едем меж ворса гигантской зубной щётки, и тьма между щетинок может навеки проглотить наше маленькое существование.
Наверное, в 1890 году такого не было: проезжая в ночной тьме по возвышению, мы обманываемся, будто по левую руку раскинулось настоящее море. Оно равномерно усыпано золотыми и серебряными звёздочками, как кулич на Пасху сладкими крошечками. Однако это не море, а населённый пункт.
На одной из остановок посреди небытия в автобус заходит мужчина, напоминающий сразу всех маленьких, но изворотливых людей из русской литературы XIX века.
- Вы меня уж там высадите… Вот так проедьте и меня там высадите… Уж пожалуйста.
- Да высадим, высадим.
- Вот, держите, пожалуйста.
- До вашей точки проезд 50 рублей.
- Ну, у меня только сорок, уж разрешите. Не взыщите, ну позвольте, я аж от Сотенки еду, уж простите. Я устал, аж от Сотенки еду, уж пропустите…
Пока мужчина проделывает эти словесные реверансы, он продвигается вглубь посмеивающегося над ним автобуса, садится и замолкает. Водитель машет рукой и едет дальше: мол, ну а что с таким сделаешь?
2. 01:30
Остановка в Нижнем Новгороде. Я ошарашена: все пассажиры автобуса выходят. Водитель искренне удивляется, что я остаюсь до Павлово, считая, что здесь какая-то ошибка и что я просто спросонья не поняла, что вот уж и моя остановочка.
Итак, дальше в ночную тьму двигаемся только я, два водителя и чьи-то военные штаны, растянувшиеся в самом конце автобуса. В темноте я даже не очень могу понять, есть ли в штанах кто-то или они лежат сами по себе.
Сочетание я и огромный пустой автобус немного пугает: еду туда, куда люди не ездят. Чувствую себя гордячкой-богачкой в индивидуальном лимузине. Проезжаем мимо огромной вывески «Муравьиные цены», и я, смотря на окружающую меня россыпь пустых кресел, понимаю, что это я — муравей, каким-то странным порывом сознания занесённый в российские глубинки.
Вот уже полчаса, как только я, треск в заложенных ушах, грудной кашель водителя и золотые огоньки в море мрака вокруг.
И 2017
Владимир Галактионович Короленко добирался до Павлово-на-Оке гораздо проще и спокойнее — правда, дольше и холоднее. Один раз он пишет, что «приехал» в (тогда ещё) село «на пароходе». В другой раз Владимир Галактионович и некий виноторговец, «недавно вернувшийся из Парижа», «наняли просторные сани». Кажется, только просторностью и похожи его сани на мой опустевший автобус.
Спутник Короленко докучает ему рассказами «о парижской толпе, о весёлых французах». В моём случае даже на пути до Нижнего Новгорода не было никого, кто был бы похож на человека, только что прибывшего из-за границы. Ну, разве что из стран СНГ… Треть автобуса — мигранты, треть - мужчины трудоспособного возраста с сильными надбровными дугами, как у питекантропа («Поехали, ё-моё!» - раздаётся от одного из них), треть — женщины старше 35 лет. Девятнадцатилетняя я здесь явно самая молодая.
В моём случае также никто не разговаривает, только радио вмешивается в некрепкие сны: «Исламистские организации опасны. Необходим запрет исламского фундаментализма. Мечети должны быть закрыты. Братья-мусульмане представляют угрозу», - говорится по радио. «Нет, Мухаммед», - раздаётся посреди этой радиотирады за моей спиной.
Однако одно нынешних пассажиров автобуса и Короленко точно объединяет: ни он, ни мы не вслушивались «особенно внимательно» в «характерные рассказы» вокруг нас. Нас «укачивало тихое поскрипыванье» автобуса по шоссе и «полозьев по мягкому снегу», «и туманная, неопределённо клубившаяся даль наводила дремоту».
4. 02:53
Я прибываю в Павлово в тот же час, что и Короленко. Он пишет, что «приехав, ходил с трёх часов утра в понедельник по павловским улицам», а мой автобус оставляет меня наедине с безлюдным городом в понедельник, в 2:53.
Павлово встречает тотальной тишиной, прерывающейся на собачий лай, безлюдьем и Большой Медведицей над головой. Наверное, именно так ощущаются прогулки по городу призраков. Происходящее кажется абсолютно нереальным. Я иду, собачий гул нарастает. После внезапного чаячьего звона к музыке ночи прибавляются звуки кита. Это какое-то странное, кажется, предприятие: из стройной медной трубы, возвышающейся над низким кирпичным зданием, с гулом выходит пар. Эта «китогласная» труба находится напротив «Мехинструмента» на территории Сбербанка. Я так и не смогла выяснить даже при свете дня, что заставляет эту трубу издавать посреди ночи столь душераздирающие звуки. Днём труба скрытно молчит. Местные жители, которых я о ней расспрашивала, не подозревают о её предназначении.
Город в ту ночь разительно отличался от картины, развернувшейся перед глазами Владимира Галактионовича Короленко: «Улицы были полны шороха и той особенной нешумливой суеты, которая как будто приглушается покровом ночи. Мимо нас то и дело проходили группы деревенских кустарей с кошелями за спиной. По сторонам улицы стояли сани, хозяева спали на них, а лошади чавкали сено. Невидимый топот, невидимые голоса и возрастающее в темноте оживление вливались из переулков, наполняя глубокую, тёплую и сыроватую ночь».
Что моя гостиница «Уют», что гостиница Владимира Галактионовича «Париж и Лондон» располагаются на втором этаже, и мы оба добирались туда «с великим трудом и немалой опасностью»: я - из-за гор песка, так как двор новёхонького дома ещё ремонтируется, а Владимир Галактионович — из-за «узкой» лестницы. Он пишет: «Передо мной раскрывались внезапно то какие-то пропасти, откуда слышалось тихое чавканье и жалобные вздохи лошадей, то вдруг отверстие в стене ставило меня в непосредственное соседство с наружною пустотой, где белели старые крыши. Где-то всё мелькал фонарик, где-то кто-то тихо, но свирепо ругался, где-то стучали копыта лошадей и полозья саней тёрлись по деревянному помосту. Вообще царило то же движение в темноте наряду со сном, как на улице».
Владимира Галактионовича встретили «не особенно приветливо» и ему пришлось выдать себя за еврея, чтобы найти хотя бы пару метров для того, чтобы прилечь, потому что везде вповалку лежали «валенщики». «Место, куда я лёг, не раздеваясь, было согрето моим предшественником, подушка пахла чем-то кислым, а по стенам что-то очень подозрительно шуршало», - пишет Короленко.
За век с четвертью условия в павловских гостиницах заметно улучшились. Меня встречает маленькая, приветливая, пожилая женщина, уверяя, что её прерванный сон вовсе не стоит моих переживаний. Кроме меня постояльцев нет, только на днях ожидается некий «командировочный». Меня поселяют в светлую комнату с большим балконом. Нежное бельё в акварельно-розовый цветочек на двуспальной кровати свежо и похрустывает. Бросив взгляд на рассвет, занимающийся над светящейся синей надписью «Артель», я засыпаю, радуясь, что, как минимум, моя гостиница несравненно уютнее, чем постоялый двор во времена Короленко.
III. В библиотеке
Закулисье артели
Анатолий Николаевич продолжает импровизированную экскурсию по выставке:
– Нет ли здесь фотографии… Нет, значит, я пожадничал, не дал. Там как раз сидит мужчина–хозяин и мальчишка-паренёк работает. А на этих фотографиях уже начало советского времени. Здесь была артель «Металлист», где тоже производили металлические товары. Вот всё оборудование, какое было в этой артели: тиски, молоток – и вся механизация! А вот можете себе представить? Крутится огромный шлифовальный круг, и от него сноп искр летит вместе с вредоносной пылью, с щепями. И вот эта дамочка затачивает режущий инструмент. Видите? Её руки ничем не защищены даже. Они все так работали. Причём ведь, допустим, зима, открытые помещения, тут пылища! В основном почти все болели туберкулёзом, чахоткой тогда это называлось, потому что по-другому не получалось! Жуткое дело.
– А это вот – в той же артели химические ванны для обработки готовой продукции. Там делали уже готовый нож столовый, не обязательно перочинный, складной. Чтобы он не ржавел, в этих ваннах покрывали его никелем. А вот кузнецы. Здесь обрезок дерева, как табуретка, на нём нáковаленя – это металлический такой, здоровенный, весом в килограмм тридцать-сорок-пятьдесят куб, и вот на нём нагретый материал куют. Вот делают коромысло, древние меры веса. Оно подвешивалось, как весы: на одном плече чаша, а на другом – гири. Коромысла делались поштучно, на заказ. В месяц из Павлова штук десять-пятнадцать-двадцать выйдет. Если замки сотнями, сотнями, сотнями производились, то таких коромысел делали немножко.
– Токарь – универсальная профессия, ой-ой-ой! Это художник по металлу! Из болвашки, чушки сделать замысловатые такие по чертежам детали! У нас авиационный завод[26], и моя деталь летала – и, может быть, до сих пор летает! – там, наверху.
Маята без моста
– А тут у нас мост через реку Тарку. Многие-многие годы, десятилетия его не затапливало, но был один год, 1926, когда было много воды. И в 1932, кажется, затопило и мост сам. А вот через реку Оку у нас моста постоянного нет, и не было. После того, как вода в реке встанет на место, уровень её успокоится, ставили мост наплавной. Река широкая, больше сотни метров. На зиму этот мост, естественно, снимали, иначе его льдом изуродует. А в эту зиму, 2017 года, решили мост наплавной не снимать, а оставить его вмерзшим в лёд. Удобно, конечно, потому что когда мост уберёшь, там лёд тонкий, машина не проходит, только пешком. А у нас Тỳмботино[27] рядом – это большое село. И оттуда люди работают в Павлове, и из Павлова – туда, и каждый день туда-сюда по несколько раз. Так вот, оставили мост, нашли техническое решение такое: пусть он будет вмёрзший. Всю зиму техника ездила по этому мосту, и все были от-так довольны, прям вот хлопали: «Ура! На самом деле!» Только в момент, когда началось интенсивное таяние, мост снова выломали и сняли. Поэтому сейчас в городе разговоры: «Когда поставят назад?» Раньше ходил небольшой катер, таскал на прицепе большую такую баржу. Катер причаливал баржу к берегу, на эту баржу заезжали машины, катер брал на прицеп это дело, и вот так туда-сюда, туда-сюда. Это в совсем ранний период на буксире, на верёвке-канате, катерочек таскал через реку баржу с техникой, а потом и до последнего времени приобрели небольшой технический паромчик, который уже на себя принимал транспорт.
Так же, на пароме, перебирались из села Тумботина в село Павлово и в XIX веке. Короленко пишет о прибытии Николая Петровича Зернова: «На небольшой круче села Тумботина, отделенного половодьем от глинистых павловских гор, стоял молодой человек. Он недавно еще протащился несколько часов по самой ужасной дороге, продрог, потерял калошу и узнал, что в Тумботине придется еще ждать перевоза. <...> Молодой человек смотрел и забывал скучную дорогу по грязи, забыл о том, что он продрог и промок... Первый паром должен был доставить его в родное село, куда он вез с собою новое дело...»
Курочки в центре внимания
Короленко записывает слова Аверьяна Иваныча Щетинкина: «Кто знает, отчего это цена, Бог с ней, все низнет! Кто говорит - Москва цены сбила. Конечно, может и это быть. У нас говорится: "В Москве заест, - в Павлове стопорит". Вот все равно на станке: в одном месте заест, - все колеса станут». Я спросила у сотрудниц библиотеки, есть ли сейчас такая же зависимость Павлова от Москвы или от какого-то другого города:
– Раньше мы ездили в Москву за продуктами, когда их здесь не было, но такой прямой экономической зависимости от Москвы, как пишет Короленко, сегодня, конечно же, нет. Мы самодостаточный город, со своими заводами, сами себя обеспечиваем. У нас фабрика своя со своими продуктами. «Павловские курочки», например, и правда, наши, павловские. Магазинчики по всему городу разбросаны, видели?
От курочек пищевых мысль невольно перенеслась к курочкам боевым. Меня заинтересовало, есть ли сегодня кочетиные бои, о которых Короленко пишет как о типичном пристрастии павловчан. Алла Олеговна ответила: «У нас до сих пор проводятся гусиные бои на площади около Дворца культуры». Петушиные бои также не забыты – «уже три сотни лет кипит ими павловская округа» каждую весну. «Павловская порода бойцовых петухов была известна в стране не меньше прославленных английской и малайской»[32], – сообщается в статье «Павлово: слесарная столица России» нижегородского туристического буклета. Кроме того, в городе проводится фестиваль канареек[33].
– Люди, которые любят, туда ходят. Как-то раз во время гусиных боёв я проходила мимо и немножко постояла. Они у нас проводятся на окраине города, у кладбища. Гусятники съезжаются с разных мест, привозят гусей разных пород, любители также собираются поглядеть. У нас даже есть памятник гусиным боям, – наперебой рассказывают мне сотрудницы библиотеки, сплетая личные воспоминания в единый рассказ.
Во время нашего разговора в библиотеку пришёл пожилой мужчина, похожий на доброе облачко, с маленьким молочным хохолком на почти полностью облысевшей голове. Он попросил распечатать текст песни Михаила Круга.
- А ведь по Вам и не скажешь, что десятый десяток идет! – воскликнула одна из сотрудниц.
- Да, мне вот уж 91.
- Не скажешь!
- Не меньше сорока минут я каждое утро гимнастикой занимаюсь. Бывает, и не хочется, а надо. Сначала в постели, затем встаю.
- Я вот тоже собираюсь начать, и никак. Хочу скандинавской ходьбой заняться
- Это правильно! Я вот зимой похаживал, очень хорошо.
Как не улыбнуться: теперь мы знаем секрет долголетия!
О топонимах
Вот у нас как? Все говорят "Низ": "на Низу, к Низу", - потому что все дороги вниз идут, к Оке. Кажется, там ведь есть названия: Базарная площадь, Сенная... А никто так не говорит - там всё "на Низу".
Или вот у нас район, где гостиница «Уют» – Ждановский. Почему Ждановский? Потому что завод тут имени Жданова. Это не официальное название района, нет такого на картах, но все всё равно знают, что тут - Ждановский.
Ещё у нас есть Байконур. Раньше там поля были, окраины, пустошь, ничего не было. А потом вдруг начали строить, застраивать. Вот и назвали "Байконур".
Часто автобусы ходят "мимо зоны на кладбище". У нас там не то чтобы тюрьма, скорее поселения заключенных. А дальше кладбище, но это не официальное название, остановки такой нет, однако получается как раз, что автобусы огибают завод и едут мимо зоны на кладбище. А кому приезжему может и показаться, что у нас так бывает... На зоне порешали и на кладбище по-тихому свезли! (Смеётся). Да, интересно.
Татаро-монгольское иго было на нашей земле. У всех нас кровь намешана, нет чисто русских. Если вглядеться в лица, можно черты увидеть. Скулы у многих выделяются.
Сейчас многие речки мельчают, и вот в соседней деревне тоже высохла. Смотрят: а оттуда человеческие кости торчат, всюду понатыканы. Испугались, конечно. Оказалось, что там когда-то было монгольское кладбище. И вот с тех пор аж всё сохранилось. Кто знает, может и вся деревня на костях стоит...
А ещё у нас Муромское направление, царь по нему ехал. Почему Лаптево деревня называется? Потому что останавливались в деревне и коней меняли, а где коней меняли, там пешие путешественники лапти меняли.
2. Подтверждение из жизни (заметки автора)
В кофейню вбегает мальчишка, щедро расцелованный солнцем и в щёки, и в волосы. Забирает у девушки, стоящей за прилавком (по всей видимости, сестры), деньги и чупа-чупс и скрывается так же мимолётно, как и появился. Девушка достаёт смартфон, набирает номер и говорит:
«Ко мне сейчас забегал метровый рыжий инкассатор. Он, конечно, сказал мне не говорить тебе, но мне кажется, тебе интересно, какого фига твой сын шляется на Низу. Да, почувствовала, надушился, Акс-эффектом за версту веет. Сказал, что математику выучил и пошёл гулять, забежал ко мне, взял денег, чупа-чупс и ускакал. Он сказал мне, что ты разрешила погулять «около дома». Пфф, от Ждановского до Низа наш дом-то ведь как раз и простирается, кто ж спорит».
О 90-х годах
Страшные времена у нас в деревне были. Выходишь - и тишина. Ни единого детского голоса. А как же деревня без голосов детских! Всегда говорили: петухи да дети, а тут - ничего! Так больно... А сейчас возвращается всё, как лето особенно - так не пройти, ни проехать спокойно: дети на великах туда-сюда! Сразу на душе радостно.
Кстати, о петухах. Приезжает как-то моя родственница издалёка и спрашивает: «А что такое петух?» Мы смеёмся и показываем: «Вот же он!» А она удивляется: «Какой же это петух! Это же кочет!» Не знаю, почему у Короленко "кочетиные бои", у нас в деревне всегда «петух» говорили. А деревня наша недалеко, 3,5 км от Павлова.
Об уме
Это заблуждение, что только городские и образованные люди умные. И наши, деревенские, люди умные, просто, как бы это сказать, на другой манер. У нас бабушка была – не голова, а компьютер! Всё помнила! У кого когда день рождения, когда день свадьбы, как всех внуков и правнуков зовут. Никогда не ошибалась. Иной раз мы от всей души удивлялись: «Бабуль, да как же у тебя всё это в голове-то умещается?» И до последнего в ней эта мощь ума сохранялась.
Я – первая в моей семье, кто получил высшее образование. Так что же, все остальные дураки что ли были? Нет, таких мудрых людей, как у нас, ещё поискать! Я вообще считаю, что всем от рождения ума одинаково даётся. Так что все эти предрассудки, будто походил-поучился и тут же жизнь познал – бред!
О добре
Душа-то, она ведь тоже изнашивается. Вот так тому отдашь, тому отдашь и, кажется, ладно. А ведь вовсе не ладно... Понимаешь это уже, когда поздно бывает. Надо для одного беречь, тогда и понимаешь, что такое любовь настоящая. Всегда есть те, кто берегут. Это берегут и несут, даже не знаю, как и словами-то описать.
Вот есть человек, пропитан добром, лучится им. И все порой про себя подумают: "Вот дурачок", а сами питаются от него, сами добром этим заряжаются. И откуда это добро, потребность в отдавании добра берётся? Ведь и не можешь ты устоять и не помочь! Есть, конечно, люди, которые скажут: "Ну, так им и надо", - но основная масса-то!.. Вот на днях сгорел дом у семьи, которая недавно поселилась в деревне у нас. Всё до тла, детишки без ничего сидят. Никто ещё их не знает, а все прибежали, стали в интернете деньги собирать. Хоть сто рублей – но помощь! А та женщина стоит и слёзы рекой: "Вы же нас совсем не знаете. Вы все тут всю жизнь живёте, а мы только приехали. Почему вы нам помогаете?" Вот и откуда эта потребность дарить добро берётся, откуда? Видно, свыше даётся.
V. Попутные заметки автора
В Павлове минимум светофоров, особенно для пешеходных переходов. Как человеку, живущему в городе, утыканном светофорами, мне было очень непривычно перешлёпывать по свежим лужам огромные перекрёстки, вручив себя лишь собственному наитию и провидению в надежде на спасение от лихой семёрки.
Также здесь трудно найти место, чтобы просто поесть. Кафе, в основном, находятся в центре, и они подразделяются на фастфуд, кофейни и супер-дорогие рестораны с едой по изысканным рецептам. Мои попытки найти столовую с гречкой, пельменями или хотя бы блинами успехом не увенчались.
***
Останавливаюсь сфотографировать покосившийся дом с выбитыми окнами. «Что за селфи?», – спросил хозяин соседнего дома. Наверное, этим и отличаются большие города от маленьких. В больших всем всё равно, что ты и когда фотографируешь, а в маленьких это воспринимается как посягательство на свою территорию.
- Просто дом очень красивый, - отвечаю я.
- А ну тогда ладно. Фу, перестань! - крикнул мужчина своему псу, не перестающему захлёбываться в праведном лае.
***
Подростки в Павлове абсолютно такие же, как и везде: «Она как начнёт: «Полин, меня парень бросил, я не сдам экзамены!!!» – ну всё! Вскрыть вены ложкой или пластиковой вилкой! Ой, мороженое захотелось. МакФлурри...» Сочувствую этой девушке, потому что в Павлове нет ни одного ресторана «Макдоналдс».
***
Со времен Короленко что-то осталось неизменным: за промен всё так же берут деньги, даже - и особенно - в Сбербанке. Легче сходить в соседнюю Пятёрочку и купить орешков за 30 рублей, нежели разменять пять тысяч в Сбербанке.
***
Многие пожилые павловчане говорят с акцентом. Но единый говор выделить трудно: кто-то подчёркивает «о», кто-то выделяет «я», а кто-то съедает все мягкие знаки на конце глаголов.
***
Несмотря на то, что в Павлове, даже на первый взгляд, весьма много пожилого населения, со скамейками здесь проблемы. От своей гостиницы до ближайшей скамейки (у памятника Фаворскому) я шла минут 15, да и тут скамеечки оказались полуразбитыми досками в облупившейся зелёной краске, положенными на землю. Опорных конструкций для скамеек на этом пятачке много, а вот самих скамеек меньше: кажется, будто доски выкорчевали и своровали.
VI. Заключение
Не знаю, чем это объясняется: моей молодостью, одиночеством в поисках или же это характерная черта павловчан, вот только каждый, кого я встречала в этом маленьком путешествии, был ко мне необычайно добр. Люди, которых я видела в первый раз в жизни, были искренне рады мне помочь. В библиотеке мне поставили целый чайник горячего чая и угостили печеньем с конфетками, предлагали принести тёплую кофту на случай, если я вдруг замёрзла. В гостинице мне разрешили оставить свои вещи перед отъездом, не оплачивая дополнительные часы, и вечером я смогла спокойно посидеть и попить чай. В моём родном городе меня, скорее всего, попросили бы уйти, как только пробил бы последний час оплаченных суток. Целую пачку открыток с видом на памятник павловскому лимону сумела достать для меня из секретных закромов продавщица киоска у памятника ПАЗу, хотя во всем городе сувениров с Павлово – раз-два и обчёлся. Сотрудник Павловского исторического музея показал самые интересные, неприметные детали в экспонатах, хотя я не оплачивала экскурсию. За всё моё пребывание в Павлове я не услышала ни единого грубого слова в свой адрес.
Кажется, что город забрал из своего сельского прошлого только хорошее. Непосильные страдания остались только в музейных застеклённых композициях из маленьких трудящихся скульптурок. Конечно, нельзя сказать, что Павлово сегодня не нуждается в модернизации и государственной финансовой помощи, но и кустарно-скупщическая тьма оставлена далеко позади.
При этом в Павлове помнят людей, которые помогали свергнуть тиранию беспросветной бедности. Мне пришлось подождать, прежде чем я смогла подойти к памятнику Фаворского-учёного, потому что перед ним стояли родители с маленькой девочкой и что-то ей рассказывали, периодически показывая рукой на серебристую монолитную фигуру.
Сидя на берегу перед широкой блестящей рекой, смотря по сторонам на разноцветные, будто лоскутные холмы, ловя дыханьем ветер, не устаёшь радоваться тому, что «неприветное детство» Павлова прошло. Сегодня, как писал Короленко: «Вспоминая такие истории, лежащие в основе скупщицкого накопления, - собеседники благодушно смеются» – и лишь смеются, потому что из реальности то прошлое стёрто навсегда.
Библиография:
Литературный источник:
1. Короленко В.Г. «Павловские очерки»
http://dugward.ru/library/korolenko/korolenko_pavlovskie_ocherki.html
Интернет-источники:
1. http://pcbs.ru
2. https://vk.com/pavlovo4u
3. http://famous-birthdays.ru/data/13_avgusta/shtange_aleksandr_genrihovich.html
4. http://www.pzhm.ru/?id=224
5. http://www.nounb.sci-nnov.ru/projects/nmo_name/pdf/6_1.pdf
6. https://www.rutraveller.ru/place/124796
7. https://www.proza.ru/2013/12/31/531
Официальные документы:
1. Нижегородский край и его хозяйство. Материалы Нижгубплана. Сб.1. Н. Новгород, 1925. С. 175.
2. Решение от 21 февраля 2013 года №17. О Гербе Павловского муниципального района. Земское собрание Павловского района Нижегородской области.
3. Протокол №33 заседания парткома артели им. Штанге от 31 октября 1938 года.
4. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
Другое:
1. Бабич Л. Статьи «Павлово: здесь живут умельцы русской земли», «“Мехинструмент“: многолетнее качество, богатый опыт» и «Инвестиции… в людей». Инвестиции в Приволжском федеральном округе. Павлово-на-Оке 440 лет! 2006.
2. Короленко В. Г. Павловские очерки. ОАО «Павловская типография», г. Павлово. Переиздание с издания РИО Всекопромсоюза и издательства «Крестьянская газета». Москва. 1930 год. Стр. 1
3. Ларионова А.А. (составитель). Павловские святыни. 1999.
4. Милицкая А.О. (составитель). Павловские улочки. Центральная библиотечная система Павловского района. Центральная библиотека им. В.Г. Короленко. Павлово, 2013 год.
5. Спиридонов Г.В. Миронов Н.К. Ивакин С.А. Перцев Б.Н. Павлово-на-Оке: К 425-летию города. Волго-Вятское кн. изд-во. Н. Новгород, 1991. Стр. 20-21.
6. Каталог «Нижегородская область. Туризм и отдых». Типография «Нижегородская радиолаборатория». 2003. Стр. 14-15
7. Статья «Павловский левша». Pavlove.ru. Июль. №19/2011. Стр. 43
Материалы из газеты «Павловский металлист»:
1. от 31 июля 2003 года
2. от 30 июля 2011 года
3. от 29 марта 2014 года
4. Грамматин А. История переименования артели. Вырезка из газеты «Павловский металлист»
5. Заворотько И. Об истории переименования Павловской артели имени Штанге. Выпуск от 2 октября 2012 года.
6. Федотов Н. Выставки к юбилею музея. Газета «Павловский металлист». Выпуск от 17.12.2011.
[1] Письменный отказ от ответственности за возможные деликатные последствия того или иного поступка
[2] https://vk.com/pavlovo4u
[3] Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
[4] Бабич Л. Павлово: здесь живут умельцы русской земли. Инвестиции в Приволжском федеральном округе. Павлово-на-Оке 440 лет! 2006. Стр. 15
[5] Водитель имеет в виду: «выпендриваться», «придираться»
[6] Здесь и далее: Короленко В.Г. «Павловские очерки»
http://dugward.ru/library/korolenko/korolenko_pavlovskie_ocherki.html
[7] По разным данным, Короленко был в Павлове от трёх до пяти раз. «В.Г. Короленко в Павлове был трижды: в июне 1889 года, в декабре 1890 года, в 1897 году», - сообщается в разделе «К читателям» переиздания «Павловских очерков». (Короленко В. Г. Павловские очерки. ОАО «Павловская типография», г. Павлово. Переиздание с издания РИО Всекопромсоюза и издательства «Крестьянская газета». Москва. 1930 год. 1 стр.) «В.Г. Короленко в Павлове был пять раз: в июне и декабре 1889 года, в апреле и сентябре 1890 года, в феврале 1897 года», - возражает сайт Павловской ЦБС. (http://pcbs.ru/188/)
[8] Максим Петрович Дмитриев (21 августа 1858—15 октября 1948) — нижегородский фотограф XIX — XX веков, зачинатель российской публицистической фотожурналистики, член Русского фотографического общества, крупнейшего в истории Российской империи творческого союза профессиональных фотографов и фотографов-любителей, существовавшего с 1894 по 1930 год.
[9] По решению второго уездного съезда Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в Горбатове. Источник: Нижегородский край и его хозяйство. Материалы Нижгубплана. Сб.1. Н. Новгород, 1925. С. 175.
[10] Газета «Павловский металлист», номер от 29 марта 2014 года.
[11] Город в Павловском муниципальном районе Нижегородской области России, в 20 минутах езды от Павлово.
[12] Павловские улочки. Составитель Милицкая А.О. Центральная библиотечная система Павловского района. Центральная библиотека им. В.Г. Короленко. Павлово, 2013 год.
[13] Бабич Л. Инвестиции… в людей. Инвестиции в Приволжском федеральном округе. Павлово-на-Оке 440 лет! 2006.
[14] 1890-х
[15] Александр Генрихович Штанге действительно поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета в 1872 году, однако, был исключён вследствие политической неблагонадежности, выразившейся в участии в студенческих беспорядках. С 1879 по 1881 год он числился вольнослушателем историко-филологического факультета Дерптского университета. Изучал русский язык и литературу и вышел из университета со степенью «кандидата русского языка в особенности и славяноведения вообще».
Источник: http://famous-birthdays.ru/data/13_avgusta/shtange_aleksandr_genrihovich.html
[16] Источник: http://pcbs.ru/224/
[17] Протокол №33 заседания парткома артели им. Штанге от 31 октября 1938 года.
[18] Грамматин А. История переименования артели. Вырезка из газеты «Павловский металлист». 3 стр.
[19] Источник: http://www.pzhm.ru/?id=224
[20] Заворотько И. Об истории переименования Павловской артели имени Штанге. Павловский металлист. Выпуск от 2 октября 2012 года.
[21] Павловский металлист. 31 июля 2003 года.
[22] Источник: http://www.nounb.sci-nnov.ru/projects/nmo_name/pdf/6_1.pdf
[23] Источник: https://www.rutraveller.ru/place/124796
[24] Источник: https://www.proza.ru/2013/12/31/531
[25] Бабич Л. «Мехинструмент»: многолетнее качество, богатый опыт. Инвестиции в Приволжском федеральном округе. Павлово-на-Оке 440 лет! 2006.
[26] Павловский машиностроительный завод «Восход», основанный в 1946 году
[27] Ударение Анатолия Николаевича. В основном название села произносится как «Тумбόтино»
[28] Первые две – партии «бедняков» под руководством Ф.М. Варыпаева и «богачей» под руководством Н.П. Сорокина.
[29] Спиридонов Г.В. Миронов Н.К. Ивакин С.А. Перцев Б.Н. Павлово-на-Оке: К 425-летию города. Волго-Вятское кн. изд-во. Н. Новгород, 1991. Стр. 20-21.
[30] Составитель Ларионова А.А. Павловские святыни. 1999.
[31] Газета «Павловский металлист», выпуск от 30 июля 2011 года.
[32] Каталог «Нижегородская область. Туризм и отдых»
[33] Каталог «Нижегородская область. Туризм и отдых». Типография «Нижегородская радиолаборатория». 2003. Стр. 14-15
[34] Павловский левша. Pavlove.ru. Июль. №19/2011. Стр. 43
[35] Решение от 21 февраля 2013 года №17. О Гербе Павловского муниципального района. Земское собрание Павловского района Нижегородской области.
[36] Федотов Н. Выставки к юбилею музея. Газета «Павловский металлист». Выпуск от 17.12.2011.
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра международной журналистики
Курсовая работа по «Истории отечественной журналистики» на тему: «Павлово-на-Оке: мечтатели в снопе искр. Путешествие юной москвички
по следам "Павловских очерков" В.Г. Короленко»
студентки II курса ф-та МЖ-МЖ
2 академ. группы
Казаковой М.П.
научный руководитель:
к.ист.н., профессор Шевцов Н.В.
Москва, 2017 год
Оглавление:
· Дисклеймер 3
· I. Быстрый взгляд в глазок истории 3
· II. Дорога туда 3
o 1. 22:00 3
o 2. 01:30 5
o 3. 1890 и 2017 5
o 4. 02:53 6
· III. В библиотеке 7
o 1. Рассказ Анатолия Николаевича: «Земли минувшая судьба» 7
o 2. По улице моей который год… 9
o 3. «Москве наша жизнь неинтересна» 10
o 4. Штанге, Зернов, Щеткин – локомотивы павловской истории 11
o 5. Закулисье артели 14
o 6. Маята без моста 14
o 7. Зернов и братья Фаворские – новаторы на гране пропасти 15
o 8. Акифьев и Варыпаев – защитники «бедноты» 16
o 9. Из истории павловской архитектуры. Заметки о павловской религиозности 17
o 10. Курочки в центре внимания 18
o 11. Волшебные павловские пылинки 20
o 12. Фактики со всей галактики 20
· IV. Из рассказа доброй женщины из села Лаптево, что в 3,5 км от Павлова
o 1. О топонимах 20
o 2. Подтверждение из жизни (заметки автора) 21
o 3. О 90-х годах 21
o 4. Об уме 22
o 5. Для сравнения: об уме в «Павловских очерках» 22
o 6. О добре 22
· V. Попутные заметки автора 23
· VI. Заключение 24
· Библиография 26
Дисклеймер[1]
1. В ходе опроса подписчиков паблика ВКонтакте «Подслуша