Полная автоматизация грузового транспорта
Для обеспечения грузоперевозок между САС могут использоваться следующие виды транспорта:
- автомобильный;
- железнодорожный;
- трубопроводный;
- авиационный.
Водный транспорт исключается из рассмотрения, поскольку российский климат на большей части территории не допускает круглогодичную навигацию.
Для перечисленных транспортных средств существует большой задел по автоматизации. Однако, необходимым условием для перехода к полностью автоматическим перевозкам с минимальным контролем со стороны диспетчерских центров является выделение особых магистралей, не пересекающихся с используемыми для перевозок пассажиров. Поэтому в рамках экономики изобилия следует стремиться к:
- минимальной стоимости прокладываемых путей сообщения;
- максимальной роботизации процесса прокладки;
- максимальному ускорению дорожного строительства.
Первый тезис означает, что в качестве магистралей для перевозки грузов между САС должны использоваться не высококлассные автобаны, а дороги с бетонным, а то и щебеночным покрытием из местных материалов. Железнодорожное сообщение может, особенно на первых порах, осуществляться по узкоколейкам. Необходимо в полной мере учитывать возможность использования существующей малоиспользуемой или заброшенной транспортной сети, тем более что предлагаемая концепция использования быстровозводимой транспортной сети пониженной классности хорошо вписывается в принцип приоритетной ориентации экономики изобилия на провинцию.
Второй тезис указывает на необходимость провести большой комплекс работ по оснащению существующих средств строительства дорог и рельсовых магистралей системами автоматического управления. Третий тезис означает широкое использование опыта военного строительства. Имеющаяся в распоряжении армии дорожно-строительная и рельсоукладочная техника, совмещенная с упомянутыми системами автоматического управления, приведет к желаемому эффекту.
Что касается трубопроводного транспорта, то он может применяться для транспортировки не только жидких и газообразных сред, но и сыпучих веществ, а также контейнеров с любым содержимым. В двух последних случаях дальность транспортировки будет, по-видимому, невелика и ограничится территорией, занимаемой собственно САС, или ее ближайшим ареалом.
Пути сообщения неотделимы от подвижного состава. Соответствующие транспортные средства не должны отличаться выдающимися скоростными и маневренными характеристиками, но иметь низкую стоимость и высокую надежность. Возможно, следует вспомнить опыты первой половины ХХ века по созданию универсальных машин, способных передвигаться как по автодорогам, так и по рельсовым путям.
Помимо магистралей и подвижного состава, транспортная сеть САС должна включать погрузочно-разгрузочные технические средства, складские помещения, пункты технического обслуживания, депо, заправочные или зарядные станции и, наконец, систему управления движением. Все транспортное хозяйство должно быть в максимальной степени роботизировано, в первую очередь погрузка/разгрузка. Создание универсальных роботов-грузчиков является более сложной задачей, чем разработка транспортных средств. Поэтому целесообразны любые решения, позволяющие ее упростить - например, транспортировка грузов в стандартных контейнерах.
В соответствии с общими принципами экономики изобилия, управление транспортной системой должно быть в максимальной степени автоматизировано и децентрализовано. В части автоматизации к настоящему времени накоплен богатый опыт, в первую очередь в железнодорожном сообщении. Что касается децентрализации, то в существующей дефицитной экономике в полном объеме она недостижима, поскольку неизбежны конфликты в узлах пересечения транспортных потоков, терминалах погрузки/разгрузки и т.п. Эти конфликты влияют на продолжительность транспортировки, которая в условиях дефицитной экономики является критичной. Для разрешения транспортных конфликтов в кратчайший срок необходимо вмешательство более высокого уровня управления, что ведет к централизации. Но для экономики изобилия, имеющей большие резервы продукции, полуфабрикатов и сырья, продолжительность доставки не столь критична и разрешение транспортных конфликтов может быть достигнуто и в условиях децентрализации в соответствии с заранее принятой системой приоритетов.