Мм самозарядные винтовки системы Токарева образцов 1938 и 1940 годов (СВТ-38, СВТ-40), а также автоматическая винтовка Токарева образца 1940 года

Самозарядная винтовка с магазином на 10 патронов калибра 7,62×54 мм.

Всего было выпущено 1,6 млн штук. Масса – 3,8 кг.

СВТ-38 была разработана в качестве замены автоматической винтовки Симонова и 26 февраля 1939 принята на вооружение Красной армии. Первая СВТ обр. 1938 года была выпущена 16 июля 1939 года. С 1 октября 1939 года начался валовый выпуск на Тульском, а с 1940 года — на Ижевском оружейном заводе.

СВТ-40 использовалась в ходе Советско-финской войны 1940 года и Великой Отечественной войны, в ряде подразделений она являлась основным индивидуальным оружием пехоты, но в большинстве случаев выдавалась только части наиболее подготовленных солдат. В первый год Великой Отечественной войны винтовка Токарева была единственным массовым образцом индивидуального автоматического оружия, пока не было развёрнуто производство пистолетов-пулемётов.

Самозарядная винтовка требует к себе заведомо более внимательного отношения, чем простая магазинная винтовка. В первые месяцы войны погибла или была взята в плен большая часть рядового состава Красной Армии, умеющая грамотно эксплуатировать СВТ. Большинство из призванных резервистов старших возрастов не понимало ни устройства винтовки, ни необходимости тщательно следить за ней и соблюдать правила смазки. Поэтому в Красной Армии винтовка Токарева заслужила славу не слишком надёжного оружия, чувствительного к загрязнению и морозам. Тем не менее, многие подразделения и отдельные солдаты Красной армии, имевшие достаточную подготовку, в частности — морская пехота, весьма успешно применяли СВТ вплоть до конца войны. И в войсках противника СВТ использовали гораздо грамотней, что позволило сгладить её врождённые недостатки. Финны и немцы весьма ценили трофейные СВТ, немцы даже приняли эту винтовку в качестве оружия ограниченного стандарта и выдавали захваченные в виде трофеев СВТ своим войскам.

Ненадёжность СВТ во фронтовых условиях можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, низкой общей подготовкой основной массы солдат пехоты Красной армии и низким уровнем обслуживания оружия в условиях фронта (включая некачественные и/или неподходящие смазочные материалы, отсутствие морозостойких смазок, неправильную смазку оружия, неправильную установку положения газового регулятора). Во-вторых, поставляемые из США пороха имели присадки, обеспечивавшие долгую сохранность патронов и сохранявшие ствол от коррозии, но вызывавшие усиленное нагарообразование в газоотводных путях винтовки. Автоматика винтовки основывалась на коротком ходе поршня, такая конструкция требует частой чистки. Открытая газовая камера пулемётов ДП-27 и ДПМ была меньше подвержена засорению продуктами сгорания ленд-лизовских порохов. Американские пороха также имели отличную от отечественных кривую давления в стволе, что также не могло не сказаться на стабильности работы оружия с патронами, снаряжёнными различными сортами пороха без должной регулировки газоотводного узла. Кроме того, в условиях войны было неизбежно снижение качества изготовления винтовок. Конструкция винтовки не имела прочностного резерва, позволяющего компенсировать издержки производства военного времени.

Советские самозарядные винтовки отличались хорошей меткостью стрельбы, СВТ валового выпуска на дальностях до 600 м не уступала по кучности стрельбы карабину обр. 1938 г. Снайперский вариант СВТ-40 уступал по кучности и эффективной дальности стрельбы тяжёлой пулей снайперской винтовке Мосина образца 1891/30 гг. Однако снайпер, вооружённый СВТ-40, получил возможность быстро произвести второй прицельный выстрел, чтобы добить цель, что несколько компенсировало низкую дальность стрельбы. Известный советский снайпер Людмила Михайловна Павличенко, личный счёт которой составил 309 уничтоженных гитлеровцев, предпочитала использовать снайперский вариант СВТ-40. К середине войны снайперская СВТ-40 была заменёна в производстве устаревшей и менее скорострельной, но более точной на больших дальностях стрельбы «трёхлинейкой» (даже более современная винтовка СВД уступает снайперской винтовке обр. 1891/30 гг. по кучности боя).

Решение изготавливать СВТ в автоматическом варианте (АВТ-40) окончательно подорвало авторитет винтовки. Ствольная коробка, не приспособленная к такой нагрузке, попросту деформировалась при стрельбе очередями. Очевидно, что в войсках злоупотребляли автоматическим режимом огня, который полагалось применять лишь в напряжённые моменты боя.

В итоге, опыт эксплуатации винтовок Токарева помог в разработке послевоенного индивидуального автоматического оружия, которое должно было быть очень простым и крайне неприхотливым (Автомат Калашникова).

ПИСТОЛЕТЫ-ПУЛЕМЕТЫ

ППД-40

Наши рекомендации