Анализ рынка и потребительских предпочтений мясных консервов
В настоящее время на рынке мясных консервов наблюдается некоторая стабилизация потребления. Отдельные сегменты данного рынка имеют разные тенденции. Наиболее перспективными направлениями являются детские мясные консервы и паштеты, в которых наметилась положительная динамика как в спросе, так и в предложении продукции.
На рисунке 1 представлена структура потребления мясных консервов по видам в Российской Федерации за 2009 г.
Рисунок 1-Структура потребления мясных консервов по видам за 2009 г.
потребительский мясной консервы ассортимент
Основную долю рынка мясных консервов РФ составляют консервы из говядины – 37% и 26% из свинины. Структура потребления определяется, в первую очередь, уже сложившимися предпочтениями. По многим качественным показателям тушеная говядина наиболее приемлема и привычна для покупателей.
Несколько лет назад рынок мясных консервов характеризовался сильно выраженной сезонностью спроса. В последнее время сезонность спроса на мясные консервы стала сглаживаться. Основная доля покупок приходится на весну и лето. В данный период мясные консервы используют как продукт быстрого приготовления. Уровень объемов реализации в летние месяцы превышает уровень объемов продаж в другие сезоны: зимой – на 23%, осенью – 22%, весной – на 15%.
Самую высокую долю рынка занимают консервы из говядины, выпущенные в соответствии с ГОСТ (примерно треть российского рынка мясных консервов). Мясные консервы из свинины, изготовленные по ГОСТ, занимают чуть более 10% рынка, остальные виды – 6–8%.
Всё большим спросом у покупателей пользуются мясные консервы из мяса птицы и паштеты. Ежегодный рост объемов реализации мясных консервов из говядины составляет 2%, из свинины – 1,5–2%, паштетов – 13%, из мяса птицы – до 20%.
Рисунок 2-Структура годовых объемов продаж по всем сегментам российского рынка мясных консервов за 2009 г.
На фоне большого выбора мясной продукции покупатель стремится разнообразить свое питание, пробуя новые продукты и новые вкусы. Потребление мясных паштетов увеличивается в первую очередь благодаря выработке паштетов с различными добавками, имеющими оригинальный и своеобразный вкус. Темпы роста потребления паштетов доходят до 15%, паштетов с добавками – 20–25% в год.
Для основной массы покупателей мясных консервов решающий фактор – качество продукта, а не его цена. В настоящее время люди готовы приобретать дорогую продукцию, если она будет удовлетворять качеству.
Анализ данных рисунка 3 показывает, что ситуация с производством мясных консервов за рассматриваемый период складывалась неоднозначно[16]. Такое колебание объемов производства мясных консервов на рынке связано, прежде всего, с изменениями объемов российского и импортного сырья для их изготовления: говядины, свинины и мяса птицы. Другой причиной сокращения выпуска мясных консервов является переориентация большей части населения на более дорогую мясную продукцию.
За период 2000–2009 гг. рост объемов производства мясных консервов составил 38%. За 2010 г. объем выпуска мясных консервов составил 427 млн.банок, что на 5% ниже соответствующего периода 2009 г.
Рисунок 3-Динамика производства мясных консервов за 2000–2009 гг.
В таблице 1 приведены ведущие регионы – производители мясных консервов за 2010 г., их объемы выпуска, доли в российском объеме производства[16].
Анализ этой таблицы показывает, что на долю трех лидирующих регионов по выпуску мясных консервов (Калининградская область – 22,1%, Московская область – 11,6% и Оренбургская область – 11,2%) приходится 44,9%.
Отечественные мясоперерабатывающие предприятия вынуждены использовать импортное сырье. Как правило, это прессованное мясо глубокой заморозки, более дешевое, но существенно уступающее по качеству отечественному сырью. В этом – главная причина снижения качества готовой продукции. Деятельность некоторых известных российских производителей мясных консервов представлена на рисунке 4.
Таблица 1-Объемы и доля производства мясных консервов по регионам Российской Федерации
Регион | Объем производства, тыс. банок | Доля, % |
Российская Федерация | 100,0 | |
Калининградская область | 22,1 | |
Московская область | 11,6 | |
Оренбургская область | 11,2 | |
Новгородская область | 5,9 | |
Республика Марий Эл | 4,6 | |
Владимирская область | 4,5 | |
Орловская область | 4,0 | |
Рязанская область | 3,5 | |
Республика Бурятия | 3,3 | |
Смоленская область | 2,6 | |
Республика Хакасия | 2,4 | |
Саратовская область | 2,2 | |
Город Москва | 2,2 | |
Курганская область | 1,7 | |
Ленинградская область | 1,7 |
Рисунок4-Доли ведущих российских производителей мясных консервов в общем объеме выпуска за 2010 г.
Компания «Главпродукт» – лидер отечественного рынка мясных, молочных, овощных и рыбных консервов. Шесть заводов-производителей «Главпродукта», расположенные в Краснодарском крае, Орловской, Московской и других областях, имеют суммарную мощность производства свыше 500 млн.банок консервов в год. Общая численность персонала предприятия 5000 человек.
Продукция компании под торговой маркой «Главпродукт» востребована в более чем 60 регионах России и стран ближнего зарубежья.
«ОВА» является одним из крупнейших игроков на рынке мясных консервов. За 13 лет планомерного развития холдинг превратился в мощное производтвенно-сбытовое предприятие полного цикла. Предприятие имеет в своем составе три перерабатывающих завода (КМПЗ «Балтпроммясо», КМПЗ «Дейма», «Соверен»), развитую сбытовую сеть федерального уровня, собственные пастбища, угодья и поголовье скота, а также мощные производственные линии переработки и выпуска готовой продукции, которая пользуется неизменным успехом у потребителей.
В состав агрохолдинга «Йола» вошли ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» и ЗАО ПЗ «Шойбулакский». Комбинат находится в экологически чистом регионе, и здесь расположена собственная сырьевая база ЗАО Племзавод «Шойбулакский». Это позволяет контролировать весь процесс производства – от выращивания кормов для животных до выпуска готовой продукции. Мощность свинокомплекса – 30 тыс.гол. откорма в год, 10 тыс.га пахотных земель позволяют полностью обеспечить поголовье экологически чистым кормом. На сегодняшний день аргохолдинг «Йола», – крупнейшее мясоперерабатывающее предприятие Республики Марий Эл, выпускающее мясные консервы, колбасные изделия и мясные полуфабрикаты.
Рассмотрим состояние внешнеэкономической деятельности в России по мясным консервам.
Рисунок 5 – Динамика объемов импорта мясных консервов за 2000–2009 гг.
Анализ данных рисунка 5 показывает, что начиная с 2007 г. наблюдается сокращение поставок импортных мясных консервов. Практически во всех сегментах данного рынка доля импорта снижается. Исключение составляет производство детских мясных консервов, в котором рост выработки собственной продукции сопровождается увеличением импортных закупок[17].
Рисунок6-Доли основных стран-отправителей мясных консервов за 2009 г. в общем объеме импорта
Анализ данных рисунка 6 показывает, что по поставкам мясных консервов лидирует Украина (36%), которая поставляет традиционные консервы типа «Свинина тушеная в собственном соку», консервированные продукты из мяса крупного рогатого скота и мяса кур. Франция поставляет деликатесные мясные консервы, относящиеся к высокому ценовому сегменту. Это паштеты из утиной, гусиной печени, мяса кролика, гусиного и куриного мяса «кови» и печени из молодого кабана, паштет из фазана с фисташками, мусс из гусиной печени с трюфелями, утка с каштанами и др. Бельгия на российском рынке мясных консервов представлена следующими видами: язык свиной в желе, холодец свиной, бекон свиной и ветчина варено-копченая в вакуумной упаковке, а также паштеты из свиной и утиной печени. Венгрия поставляет в Россию утиную печень в специях и ветчину из грудки индейки. Основными получателями российской тушенки являются станы СНГ.
Рынок мясной консервации имеет свою специфику. Здесь еще сохранился госзаказ, крупнейшими потребителями которого являются Росрезерв, МЧС, Минобороны, МВД, ГУИН, так называемый корпоративный сектор, который является основным потребителем.
По оценкам экспертов, не более 25–30% населения потребляют мясные консервы, в корпоративный сектор крупнейшие российские производители поставляют 5–100% собственного объема производства продукции. Для данного сектора она обязательно должна соответствовать ГОСТ. Оставшуюся часть мясо-консервной продукции распределяют между крупными и мелкими оптовыми организациями, в розничную сеть отправляется меньшая часть.