Тротуары и пешеходные дорожки
Работы по мощению
Планирование работ по проведению мощения будет зависеть от многих параметров. Серьезно стоит отнестись к выбору мощности слоя материала, размеру швов и виду укладки, исходя из которых будет рассчитываться нагрузка, которая сможет выдерживаться покрытием. Оптимально, если используются элементы, обеспечивающие водоотлив, что упростит задачи по благоустройству поверхностей с мощением. Соблюдение всех правил поможет предотвратить деформационные изменения, которые не возникнут при воздействии значительных механических нагрузок.
Мостова́я — твёрдое дорожное покрытие городских улиц.
В богатых лесом районах России пешеходные дороги нередко делали дощатыми. Характерный пример — деревянные мостовые Великого Новгорода, наслаивавшиеся друг на друга в течение нескольких веков. Эта традиция сохранилась в Архангельске и таёжных посёлках и до настоящего времени. В Петербурге до 1924 года главные улицы, в том числе Невский проспект, были замощены торцами— шестиугольными деревянными плитками, которые всплывали во время наводнений. Движение грузовых обозов (ломовиков) по торцовым мостовым было либо запрещено, либо ограничивалось несколькими часами в сутки.
Сейчас декоративное деревянное торцовое покрытие выполняют из деревянных шашек, пропитанных смолой, креозотом или битумом или 10% - ным раствором медного купороса. Шашки могут быть квадратными 10 × 10 см или круглыми d= 10 - 20 см, реже шестигранными, они имеют высоту 15 см и укладываются на слой гравия, который дренирует основания под шашками. Швы между шашками толщиной 3 - 5 мм заполняют песком. Для изготовления шашек применяют в основном дуб.
Что касается проезжей части улиц, то исторически первым способом их мощения было использование необработанного камня — булыжника.
Булы́жник, булыжный камень (устаревшее — булыга) — относительно небольшой (12-28 см) валун округлой формы, разновидность бутового камня. Грубообработанный каменный материал. Применяется для мощения мостовых и укрепления откосов, балластировки железнодорожных путей, устройства оснований под дорожные одежды, кладки фундаментов жилых зданий высотой не более двух этажей. Также является исходным материалом для получения щебня.
Как материал для мощения дорог булыжный камень использовался ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Булыжное дорожное покрытие дорог является отличительной чертой древнеримской культуры. Хорошо сохранились мостовые и в развалинах Помпеи, свидетельствующие о внимании её жителей к созданию необходимых удобств при передвижении по улицам. Например, путём пространственного разделения собственно мостовой для движения повозок и прототипа современного тротуара для пешеходов.
В России булыжные мостовые появились в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге было велено собирать дикий камень. Всем петербургским домовладельцам было указано мостить улицу перед домом. Одним из первых распоряжений генерал-полицмейстера Петербурга были правила мощения улиц.
Согласно ОДН 218. 046 — 01 «Проектирование нежестких дорожных одежд» покрытие из булыжного камня относится к переходному типу дорожной одежды.
В последнее время булыжник широко применяется в декоративно-строительных целях, и при благоустройстве территорий исторических и культурных памятников.
Со временем булыжные мостовые начали заменять брусчаткой, а затем асфальтовым покрытием.
Каменная брусчатка может состоять из гранита, булыжников, порфира, известняка, песчаника, сланца. Это достаточно прочный вид брусчатки, предполагающий продолжительный срок службы, который не будет требовать особого технического обслуживания, и способен выдержать самые негативные атмосферные явления
Брусчатка, каменный дорожно-строительный материал в виде брусков из прочных горных пород(гранит, диабаз, базальт и др.), имеющих форму, близкую к параллелепипеду. Размеры (см): длина 15—30, ширина 9—15, высота 10—16. Б. изготовляется колкой на камнекольных машинах с последующей притёской лицевой грани и краев. Иногда применяется для устройства покрытий на наиболее грузонапряжённых участках автомобильных дорог, мощения городских улиц и площадей (например, Красной площади в Москве).
В отличие от других видов мостовых, брусчаткаобычно представляет собой грубо обработанный камень, обколотый до приблизительно прямоугольной формы и выложенный упорядочными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность. Кроме колотых, применяются также пиленые разновидности брусчатки. Поверхности брусков и плитки, особенно пиленых, иногда подвергаются шлифовке.
Брусчатые мостовые были популярны в мире вплоть до 20-х годов XX века, хотя их распространение и было ограничено в основном крупными городами, поскольку только в них интенсивность дорожного движения могла оправдать их довольно высокую стоимость, а городские бюджеты позволяли достаточный уровень расходов. Гораздо более дешёвый и простой в укладке асфальт и несколько более дорогой, но почти столь же долговечный бетон быстро вытеснили брусчатку из дорожного строительства, за исключением особо нагруженных участков, а также тротуаров и пешеходных зон, где она применяется из эстетических соображений, причём, как правило, в виде облегчённой тротуарной плитки.
Во многих местах брусчатые мостовые не были разобраны, но послужили в качестве прочных и надёжных оснований для нового асфальтового или бетонного покрытия. В процессе износа такого покрытия в глубине трещин и колдобин часто можно видеть сохранившуюся брусчатую основу (ул Ленина в районе Универсама).
Покрытия из камня. В районах, где камень является местным дешевым строительным материалом, он может быть интересно и разнообразно использован и сейчас для устройства покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и проездов.
Каменные покрытия долговечны; их выполняют из каменных плит крупных и мелких, правильной и неправильной формы. Дорожка может быть вымощена целиком мелкими камнями или в сочетании с крупными. Отдельные, разной величины камни вкрапливаются в бетон либо свободно укладываются среди газона. Из плит можно делать разнообразные садовые дорожки.
Интересны композиции из камней и гальки. Плоские камни удлиненной формы укладываются с добавлением гальки или щебня, что дает чрезвычайно своеобразные покрытия, часто применяемые для дорожек в японских садах.
Достоинства
· Очень высокая надёжность и долговечность. Брусчатый камень обычно имеет высокую несущую способность и мало изнашивается. Вымощенные гранитными плитами дороги времён Древнего Рима во многих местах до сих пор пригодны к использованию.
· Подобно булыжной мостовой, брусчатка укладывается на песчаную подушку, что обеспечивает прекрасный дренаж и устойчивость к размытию покрытия.
· Брусчатая мостовая не является жёстким покрытием и отдельные элементы могут двигаться относительно друг друга. Это позволяет покрытию сохранять целостность при подвижках почвы и чрезмерных нагрузках.
· С эстетической точки зрения, чётко структурированный рисунок брусчатой укладки, в сравнении с однородной поверхностью асфальта, выглядит лучше.
Недостатки
· Высокая стоимость как материалов, так и установки. Брусчатый камень не только недёшев сам по себе, но также требует больших затрат труда квалифицированных рабочих по его укладке
· Довольно высокая стоимость обслуживания. Брусчатая мостовая склонна к вспучиванию и проседанию, особенно при некачественной укладке, а также к раскалыванию при повышенной нагрузке.
· Высокие требования к качеству дренажа. Неправильный дренаж приводит к накоплению воды в песочной подушке и размыву мостовой.
· За исключением качественно уложенной пиленой плитки, брусчатые мостовые имеют весьма высокий уровень шума по сравнению с асфальтовым и бетонным покрытиями.
· Комфортность езды по брусчатке невысока, вызывает неприятную вибрацию в едущей машине.
· Сцепление колес с мокрой брусчаткой (особенно шлифованной) очень низкое, что может вызвать занос даже при малой скорости; мокрая брусчатка особенно опасна для мотоциклистов.
· Неудобна при ходьбе, особенно при использовании высоких и тонких каблуков типа "шпилька".
На улицах, по которым систематически передвигались тяжёлые грузы, иногда использовали металл. Таковы чугунные мостовыеКронштадта. В США чугунные мостовые были уложены в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго, однако в связи с периодическими всплесками дефицита металла ни одна из них не сохранилась до наших дней.
Трамвайные переезды.В настоящее время большинство железнодорожных и трамвайных переездов находятся в неудовлетворительном состоянии. Это связано с тем, что на них приходится дополнительная ударная нагрузка от проезжающего автомобильного и железнодорожного транспорта и при их обустройстве не применяется никаких дополнительных материалов. Асфальтовое покрытие по своим техническим характеристикам не может обеспечить долговременную и надежную эксплуатацию трамвайного переезда. Кроме того, скопление воды и льда создает дополнительный риск возникновения аварийных ситуаций на трамвайных переездах.
Плита чугунная для трамвайных переездов предназначена для укладки в местах пересечения трамвайных путей с автодорогами с целью исключения образования дефектов дорожного покрытия и придания хорошего эстетического вида городским перекресткам. Размеры 900х715 (500)х70мм. Предусмотрены крепёжные элементы и метизы, соединяющие плиты в единое полотно.
Асфальтовые покрытия. Асфальт является наиболее распространенным в настоящее время материалом для покрытий проездов, проходов, тротуаров и площадок.
Асфальтовые покрытия имеют ряд положительных качеств: ровную поверхность, уменьшающую износ шин автомобилей и облегчающую движение пешеходов, достаточную прочность, возможность механизировать уборку. Однако наряду с достоинствами асфальтовые покрытия обладают рядом существенных недостатков.
Асфальт невыразителен, особенно при сплошном покрытии больших поверхностей. Уныло-безрадостный серый цвет асфальта является плохим фоном для зданий и малых форм архитектуры. К тому же асфальтовые покрытия отличаются воздухо-, свето-, водо- и газонепроницаемостью. Это пагубно отражается на биологических качествах расположенной под ним почвы, что в свою очередь отрицательно влияет на окружающую растительность. Самый существенный недостаток асфальтовых покрытий — значительное нагревание их в жаркие летние дни. Температура воздуха над асфальтовым покрытием на 15° выше, чем над открытым грунтом, что, естественно, создает неблагоприятные условия для населения и особенно для детей.
Недостатком асфальтового покрытия является также трудность вскрытия его для прокладки подземных коммуникаций. Ремонт покрытия при кажущейся легкости осложнен; после инженерных работ и ремонта на асфальте остаются трудноустранимые следы. Возможность механизации работ по устройству асфальтовых покрытий имеет существенное значение только при асфальтировании больших территорий, для узких, сложных по конфигурации внутриквартальных проездов и тротуаров это достоинство асфальтовых покрытий теряет свое значение, поскольку зачастую приходится переходить на ручную укладку и укатку асфальта. Асфальтовые покрытия требуют к тому же устройства дорогостоящего жесткого основания.
Все это делает применение асфальтовых покрытий, особенно внутри микрорайона, маложелательным. Там, где заменить асфальтовое покрытие лучшими материалами невозможно, его внешний вид может быть в какой-то степени улучшен обрамлением рядами плиток, вкраплением отдельных полос из бетона, плит, керамических вставок, натурального камня.
На асфальтовое покрытие может быть нанесен также слой цветной мастики из полимерных материалов. Такой мастикой можно создать сплошную однотонную цветную поверхность или нанести ею любой рисунок. Яркий рисунок из мастики голубого, желтого или красного цвета будет выглядеть особенно эффектно на сером фоне асфальта. Эти приемы оживляют однообразную поверхность асфальта, делают его более интересным и выразительным.
Бетонные покрытия. Покрытия из монолитного бетона значительно распространены как в практике благоустройства у нас, так и за рубежом, несмотря на свои существенные недостатки — необходимость производства работ непосредственно на площадке строительства, большую трудоемкость ручных процессов, сезонность работ и значительные сроки ввода в эксплуатацию. Кроме того, подобно асфальтовым покрытиям, они обладают полной воздухо-, свето-, водо- и газонепроницаем остью, что пагубно отражается на почве и окружающей растительности.
Несмотря на сказанное, применение бетонных покрытий обусловливается, с одной стороны, отсутствием организации заводского изготовления плит, а с другой — полной свободой в выборе формы, очертания, рисунка и членения дорожек и площадок, что особенно существенно при живописно-ландшафтной планировке участка. Широкий ассортимент добавок, фактурных поверхностей, цвета расширяет композиционные возможности применения бетонных покрытий.
Изготовление топ-бетона. В бетонную смесь добавляют микрофибру. Она может быть натуральной или полимерной, главное, чтобы выдерживала щелочную среду. Ее функция — микроармирование бетона в массе. Это приводит к улучшению устойчивости поверхности на истирание, а также предохраняет от появления микротрещин и сколов, особенно на торцевых гранях.Смесь заливают в опалубку, уплотняют виброрейкой и осаждают крупную фракцию щебня вглубь, затем роллером «топят» мелкую фракцию. На следующем этапе заглаживают поверхность до тех пор, пока сверху не останется только цементное молочко.
Далее химическая обработка верхнего слоя. В поверхность втирают цветной отвердитель. Он выполняет две функции — повышает прочность верхнего слоя и окрашивает его в основной тон. Затем выполняют процедуру заглаживания, одновременно выравнивая цельность окрашивания.
Когда бетон немного затвердеет, но не потеряет пластичность, сверху наносят специальный гидрофобный порошок. Он во-первых, не позволит штампам прилипать к поверхности, во-вторых, замедляет испарение влаги и улучшает гидратацию бетона, в-третьих, придает поверхности вид натурального камня, создавая неравномерность тонировки и эффект патины в прожилках и неровностях штампа.
Затем приступают к штамповке специальными формами. Чаще всего штампы имитируют брусчатку из натурального камня. Они могут иметь разные виды укладки, с разной величиной отдельных элементов. Комбинируя и переставляя маты, можно добиваться уникальных декоративных эффектов.
После штампования бетон выдерживают сутки, в это время отвердитель и гидрофобный порошок вступит в реакцию с раствором. Затем верхний слой надо промыть с помощью моющих средств и щетки. Если порошок не смыть, поверхность станет очень темной. Регулируя степень воздействия щетки, можно добиваться разных оттенков (чем сильнее тереть, тем светлее получается тон).
Иногда бетонные плиты сочетаются с полосами шероховатого замощения из гальки; такое покрытие способствует уменьшению скольжения на уклоне.
Заслуживает внимания соединение гальки, крупного гравия, которое представляет собой хотя и грубую, но своеобразную форму покрытия дорожек и площадок.
Мозаичные покрытия выполняются из небольших шашек гранита, известняка и песчаника. Наилучшими считают шашки из известняка песчаника, так как камень этого вида не отшлифовывается под влиянием пешеходного движения и поэтому не вызывает скольжения. Благодаря небольшому размеру каменных шашек (от 5×5 до 6×8 см), мозаикой можно создавать любые рисунки вплоть до сложных орнаментных композиций. Особенно красивые узоры получаются из разноцветной шашки.
Все орнаментные композиции они имеют очень простой и четкий рисунок. Другим достоинством мозаиковых покрытий является их долговечность и простота устройства основания (песок).
К недостаткам следует отнести: неровную поверхность, по которой трудно двигаться длительное время, и кустарное выполнение работ.
Поэтому при всех своих высоких архитектурных качествах мозаиковые покрытия не могут быть рекомендованы к широкому применению, особенно в микрорайонах нового строительства. Поскольку мозаиковые покрытия имеют неровную поверхность, их целесообразно использовать для проходов и тротуаров со значительным уклоном.
Мозаиковые покрытия могут сочетаться с плитами из естественного или искусственного камня, уложенными в виде полос или простого геометрического рисунка.
Покрытия из плит. Лучшим типом покрытия внутриквартальных проездов, тротуаров и пешеходных дорожек следует считать покрытия из плит. Плиты из естественных камней ввиду их большой стоимости применяются редко. Все более широкое распространение получают плиты из искусственных материалов. Достоинствами покрытий из плит являются:
· производство плит в заводских условиях;
· сборность и экономичность покрытия;
· быстрый ввод покрытия в эксплуатацию;
· удобство частичной разборки для ремонта и перекладки подземных коммуникаций;
· удобство ремонта покрытия путем замены отдельных поврежденных плит;
· лучшая воздухо-, свето- и газопроницаемость.
Применяемые для покрытий плиты могут быть изготовлены из различных материалов: бетона, железобетона (крупноразмерные плиты), керамики, литого камня, резины, полимеров и других материалов с возможной обработкой поверхности различными способами.
Размеры плит могут колебаться в широких пределах от самых мелких— 20×20 см до крупноразмерных — с площадью в несколько квадратных метров. Что касается формы плит, то она может быть чрезвычайно разнообразна.
Покрытия из крупноразмерных плит. Наиболее индустриальным типом покрытия для проездов и тротуаров в микрорайоне является покрытие из крупноразмерных плит. Оно допускает механизацию укладки плит, ускоряет темпы строительства и имеет ряд других, указанных выше преимуществ.
Эти покрытия особенно целесообразны в районах массового жилищного строительства, где новые дороги используются уже во время строительства.
Плиты значительных размеров изготовляются из предварительно напряженного бетона.
Для уменьшения скольжения автомашин и пешеходов поверхность плит делается рифленой или шероховатой с обнаженным заполнителем. Она может быть также цветной или обработана вкраплением отдельных камней крупного гравия; реже встречаются плиты с нанесенным на них рисунком.
Несмотря на то, что покрытие из крупноразмерных плит имеет толщину на 10—15% больше, чем покрытие из мелких плит, оно все же экономично благодаря своей высокой индустриальности.
Вместо армированных крупноразмерных плит можно применять крупноразмерные часторебристые неармированные плиты, которые благодаря ребрам хорошо держатся даже на слабом грунте.
Большой интерес представляют плиты с шипами и шпунтами, при помощи которых они соединяются между собой. Это создает большую связанность покрытия и возможность лучшего совместного восприятия усилий 6—12 плитами, благодаря чему повышается несущая способность покрытия и оно нуждается в устройстве лишь легкого песчаного основания. Шестигранные плиты лучше в эксплуатации, так как их тупые углы в 120° обладают большей прочностью, в то время как прямые углы квадратных плит легко обламываются.
Железобетонные крупноразмерные плиты изготовляются обычно методом вибропроката и могут быть использованы для устройства проездов внутри микрорайона с ездой преимущественно легковых машин. Движение тяжелых грузовых автомашин исключается. Размеры плит колеблются от 750×750 до 3000×3000 мм, толщина от 6—7 см для тротуаров, до 12—25 см для проезжей части. Наряду с квадратными и прямоугольными широкое распространение получают шестигранные плиты.
Покрытия из бетонных плиток применяются в основном для тротуаров, пешеходных дорожек, а также дли различных площадок. Этот отделочный дорожный материал появился в стране в середине 90х годов. На смену дорогостоящему и порой дефицитному бетону и асфальту пришла тротуарная плитка различных видов.
Наиболее часто применяются плитки размером 30×30 см, 40×40 см, 50×50 см.
Толщина плиток для тротуаров и дорожек колеблется в пределах от 4 до 7 см, для проезжей части - от 15 до 20 см.
Плитки укладывают на песчаном основания толщиной 8 - 10 см. При слабых и неустойчивых грунтах - на щебеночном или гравийном основании.
Плитки укладывают вплотную, либо с промежутками, заполняемыми гравием или газоном. Покрытия этого типа могут быть рекомендованы для повсеместного применения в микрорайонах.
Бетонным плиткам можно придать любое очертание, любую фактуру, различный цвет в зависимости от введенных в бетон красителей или цветовых добавок; из них можно создавать разнообразные рисунки покрытий.
Мелкие плиты обладают по сравнению с крупноразмерными рядом недостатков:
- дают обилие швов, требуют тщательной укладки для получения ровной поверхности покрытия;
- механизация работ значительно сложнее. Эти недостатки могут быть уменьшены при предварительном соединении мелких плит в звенья или секции.
Наряду с бетонными плитками для замощения тротуаров и пешеходных дорожек могут применяться плитки из керамики, полимеров, каучука, литого камня и других материалов.
Бетонная тротуарная плитка ГОСТ 17608-91в настоящее время является наиболее оптимальным решением, которое будет не только экономить средства, но и поможет придать мощенным поверхностям оригинальный вид.
Прочность бетона плит на сжатие В22,5; В25; В30; В35.
Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе Ввtв3,2; Ввtв 3,6; Ввtв4,0; Ввtв 4,4.
Марку бетона по морозостойкости принимают при Т от -15 до -45 включ. - F200
Тротуарная плитка литая
Технология производства литой плитки довольно проста, и достоинств у неё немало:.
· Широкий выбор цветов и оттенков. В производстве плитки используется белый цемент. Для получения нужного оттенка производитель добавляет пигмент. В случае нарушения пропорции может снижаться качество бетона.
· Возможность выпуска изделий разных форм
Но, несмотря на эти «плюсы», литая плитка довольно недолговечна из-за того, что при её производстве используется большое значение В\Ц, что значительно понижает выносливость плитки к эксплуатационным нагрузкам. Также большим минусом является низкая морозоустойчивость плитки, быстрое истирание. Не предназначена для использования в качестве покрытия дорог, испытывающих большие нагрузки. Литая плитка– для мощения садовых дорожек и площадок вблизи домов и дач, а также в тех местах, где нет автомобильного движения.
Прессованная плитка
Вибропрессованная плитка более долговечна и надёжна, сохраняет свою форму после многих лет эксплуатационных нагрузок. Вибропрессованная плитка имеет более шероховатую поверхность, довольно маленький выбор и затратное производство, однако отличается повышенной долговечностью и техническими характеристиками. Одним важным показателем качества плитки является её морозостойкость. У тротуарной плитки она должна быть F-200. Подходит для укладки в местах, подвергаемых интенсивной эксплуатации, например, городские тротуары, проезжая часть.
Метод вибропрессованния предусматривает использование дорогостоящего оборудования, а сам техпроцесс ориентирован на промышленное производство. Поэтому вибропрессованная плитка не производится кустарным способом.
Газонно-плиточные покрытия. Для жилой застройки большое значение имеет увеличение озелененных площадей. Однако проезды и площадки для стоянки автомашин требуют твердого покрытия, чтобы ими можно было пользоваться в любую погоду и в любое время года. Этим, казалось бы, противоречивым требованиям удовлетворяют газоны, укрепленные бетонными, так называемыми решетчатыми, плитами со сквозными отверстиями, в которых может произрастать трава. Давление от колес автомашин воспринимается бетонными плитами или отдельными их выступами и трава почти не повреждается.
Подобные плиты применяются различного вида. Отверстия в них имеют обычно квадратную, круглую или вытянутую закругленную форму, размеры не превышают 6—8 см, с тем, чтобы колесо автомашины могло целиком опираться на бетон, не портя траву, растущую в отверстиях плиты.
При ручной укладке вес плиты не должен превышать 35 - 40 кг, поэтому в данном случае применяют мелкие плиты размером 40×40, 40×60, 30×60 см в соответствии с принятыми размерами для обычных сплошных плит. Толщина плит колеблется от 6 до 12 см при марке бетона 600 в зависимости от типа автомашин, для которых предназначается проезд.
При механизированной укладке плит автокраном могут применяться крупноразмерные плиты. Размеры их принимаются до 300×175 см (две плиты дают необходимую ширину проезда 3,5 или 6 м). Их вес составляет около 1,7 т. Делаются они напряженно-армированными и изготовляются на вибростендах. Плиты выдерживают движение тяжелых грузовых автомашин. В микрорайонах, где этого не требуется, применяют крупноразмерные плиты облегченной конструкции и меньшей толщины.
Для получения большей поверхности газона применяют плиты с отдельными выступами — шипами, крепко связанными между собой под землей бетонной решеткой, предохраняющей их от опрокидывания. Плиты со сквозными отверстиями могут быть успешно использованы не только для проездов и автостоянок, но и для покрытия пешеходных дорожек, детских игровых площадок, площадок отдыха, для укрепления откосов. Они могут также найти применение и при устройстве временных дорог на строительстве. В этом случае плиты укладываются прямо на грунт, поскольку они могут держаться на любом грунте без устройства основания.
Выбор цвета кирпича
Классическийкрасный –отнюдь не единственный цвет в палитре современного клинкера. Всего вариантов более 60: белый, черный, серый, песчано-рыжий и др. Причем химические красителив производстве не используют – все эти цвета клинкерного кирпича образуются в результате смешивания разных сортов глины и особой подачи кислорода при обжиге. В отличие от некачественной тротуарной плитки клинкер сохранит свой изначальный цветна протяжении всего срока эксплуатации.
Форма и фактура клинкерного кирпича не менее разнообразна: гладкий, шероховатый, структурированный, искусственно состаренный кирпич выпускают в виде квадратов, брусков, мозаики, клиньев (для круговых рисунков). Мощение без острых углов, затейливые узоры вполне возможны. Если понадобится изменить размеры, рисунок или вовсе перенести дорожки в другое место, то клинкер можно разбирать и мостить им заново.
Мощение кирпича. Основные типы мощения: прямолинейное, паркетное (елочкой), диагональное, круговое, чешуйчатое.
При мощении можно класть дорожный кирпич плашмя, а можно ставить егона ребро. Также в ход идут половинки и уголки. Кладка кирпича только на ребропригодна при небольшом объеме работ или по бокам дорожки как ее обрамление. Необходимо также добавлять такой способ при большой площади укладки: подобная кладка образуетребра жесткости, которые хороши для снятия нагрузки с дороги.
Дорожным клинкером можно отделывать не только дорожки, но и площадки, открытые террасы, подъезды к гаражам, внутренние дворики, оформлять клумбы, пруды, бассейны и др. Мощение клинкером к тому же способствует выравниванию уровня влажности грунта.
Покрытия из гравия, щебня и шлака. Простейшими и наиболее дешевыми типами таких покрытий служат грунтовые покрытия, укрепляемые путем втрамбовывания гравия, щебня, шлака. Эти покрытия могут быть рекомендованы для дорожек со средней и малой интенсивностью пешеходного движения, а также детских и физкультурных площадок. Они хороши своей упругостью, которая создает условия для пешеходного движения, близкие к природным.
Для дорожек и площадок рекомендуется применять щебень, гравий и шлак с крупностью фракций до 35—50 мм.
Дорожки, с малым пешеходным движением могут быть выполнены также из утрамбованного кирпичного щебня с добавлением песка. Для придания поверхности пешеходных дорожек и тротуаров желаемой окраски применяют высевки цветных каменных материалов. Такие дорожки нуждаются в особом уходе. Их необходимо закрывать для пешеходного движения на просушку весной и в дождливые осенние периоды; в засушливое время года они требуют поливки.
Сопряжения садово-парковых дорожек с газонами могут устраиваться с помощью лотков из плиток или кирпича.
Довольно широко применяются гравий для защиты корней и стволов деревьев от вытаптывания пешеходами. Для этого около деревьев тротуар или дорожка из плит заменяется на гравий.
Поскольку крупный гравий по сравнению с плитой менее удобен для ходьбы, пешеходы избегают проходить вблизи деревьев. Гравийное покрытие хорошо пропускает воду и обеспечивает воздухообмен в почве. Для этой же цели используют замощение приствольных кругов камнем.
Тротуары из террасной доски (декинг) - древесно-полимерного композита
Моряки знают, что дек - это палуба или часть палубы. Для этого вначале и использовали ДПК.
(ДПК)— сравнительно новая группа древесно-полимерных композитов. От обычных они отличаются тем, что в качестве полимерного связующего в них используются полимерные термопласты (ПВХ, ПЭ, ПП).
Преимущества перед обычным деревом:
· не растрескивается и не деформируется под воздействием окружающей среды, соленой воды или слабых щелочей и кислот.
· отсутствие проблем с гнилью и плесенью. В процессе производства древесно-полимерного композита волокна древесины покрываются пленкой из полимеров, что защищает их от воздействия бактерий и грибков;
· сохраняет привлекательный вид в течение длительного срока эксплуатации. При этом не нужны ни лак, пропитка,
· повышенная механическая прочность. Декинг можно пилить, строгать, вбивать гвозди и заворачивать саморезы.
· стойкий цвет доски даже при длительном воздействии ультрафиолета обеспечивается качественными красителями при её производстве.
· доска из древесно-полимерного композита безвредна, так как качественные полимеры не выделяют в атмосферу летучие вещества и не имеют неприятного запаха.
· проста в обработке и монтаже, а также комфортна и безопасна в эксплуатации (ровная рифленая поверхность исключает скольжение и занозы);
· пожаробезопасна — не поддерживает горение (Г1-Г2).
Резиновые покрытия
Резиновая брусчатка появилась сравнительно недавно и уже успешно завоевывает потребительский рынок
Тротуары и пешеходные дорожки
Покрытие подъездных дорог и пешеходных дорожек должно обеспечивать комфортное передвижение в любое время года. Для этого традиционно применяют асфальтовое, бетонное покрытие, уплотняют грунт щебнем и гранитным песком. Профиль подъездных дорог и пешеходных дорожек должен соответствовать рельефу местности, учитывая все его характерные изменения.
Дорожные покрытия. Для пешеходных дорожек и подъездных дорог в настоящее время существует довольно широкий выбор материалов, дорожное плотно из которых обеспечит высокий комфорт и дизайн. Современные материалы придают любой территории законченный и ухоженный вид, существенно повышают комфортность перемещения. Их применение предотвращает эрозию почвы и значительно сокращает количество образующейся пыли.
В последнее время для покрытий дорожек проездов и площадок начали применять самые разнообразные материалы — бетон, бетонные и керамические плиты, природный камень, цветные шлаки, каучук, древесину, полимерные и другие материалы.
Для автотранспорта важно иметь гладкую однотонную поверхность покрытия, чтобы не отвлекать внимание водителя. Для пешеходного движения из всех типов покрытий лучше поверхность, расчлененная швами на отдельные элементы. Сплошное бесшовное покрытие можно успешно использовать лишь на небольших площадках или на коротких проходах. На больших территориях и при значительной протяженности проходов однородный материал производит неблагоприятное впечатление своей монотонностью. Нерасчлененность поверхности бесшовного покрытия нарушает представление о масштабе покрытой им территории и зрительно изолирует человека от земли. Замощение желательно разнообразить путем применения различных по форме, величине, цвету и фактуре составляющих его элементов.
Для пешехода ценно, если монотонность однообразного мощения на длинном пути разбивается узором, цветными вставками, отдельными пятнами различной фактуры. Такие вкрапления другого материала создают к тому же большие возможности для игр детей. Но не следуетувлекаться излишним разнообразием материалов и тем более применять материалы по своим свойствам малопригодные для мощения.
При выборе типа покрытия в первую очередь следует учитывать назначение проездов и проходов, условия их эксплуатации, а также экономические и эстетические требования.
Но поскольку, более 30% времени при ходьбе человек смотрит под ноги, тип и характер покрытия имеет существенное эстетическое значение.
Нужно учитывать, что для элементов благоустройства вообще и дорожек в частности следует применять больший масштаб, чем в интерьерах зданий. По тем же соображениям членение и фактуру дорожек делают крупнее и грубее. Желательно, чтобы масштаб мощения был соизмерим с масштабом зданий и окружающим пространством.
Во всех случаях покрытие дорожек и площадок не должно быть бесцветно, серо и однообразно. С этой точки зрения наиболее низкими качествами обладает асфальт. Даже бетонные монолитные покрытия могут дать значительно большее разнообразие, так как имеется достаточно технических возможностей для фактурной и цветовой обработки их поверхностей, а также расчленения их любыми рисунками и придания им любых очертаний. В зависимости от назначения дорожек и площадок применяются различные виды замощений (рис. 1).
Твердое покрытие (плитки, бетон, камень) необходимо в местах массового скопления населения (пешеходная зона общественного центра, главная дорожка-аллея и т. п.). Сюда относятся также площадки у входов в общественные здания, пересечения дорожек, некоторые часто посещаемые площадки для отдыха. Следует обеспечить твердым покрытием и места, куда редко или совсем не проникают лучи солнца.
Песчаные грунтовые дорожки и площадки целесообразны в тех уголках микрорайонного сада, где движение пешеходов незначительно. Для прогулок нужна гладкая поверхность, шероховатые с грубой поверхностью дорожки малопригодны для этих целей.
Покрытия с мягкой поверхностью необходимы в местах подвижных игр детей, так как поверхность с острыми выступами (бетон, камень) может вызвать травмы у играющих детей.
Неровные, грубые поверхности (булыжник, гравий, щебень) по краям дорожек