Международная торговля: структура и современные особенности. Торговая политика государства.
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. На долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.
Международная торговля – форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их экономическую взаимозависимость. Международная торговля опосредует движение всех межстрановых товарных потоков и подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира, состоящий из двух потоков: импорта – закупок товаров резидентами данной страны за рубежом и экспорта – продажи товаров резидентами данной страны за рубеж.
Объем международной торговли – это совокупный объем общего мирового импорта либо общего мирового экспорта. Для каждой страны участие в международной торговле определяется как ее внешняя торговля, составляющая сумму ее импорта и экспорта.
Экспорт – товары и услуги, производимые внутри страны и продаваемые за рубежом.
Импорт – товары и услуги, которые производятся за пределами страны и продаются на ее внутреннем рынке.
Чистый экспорт – разница между объемами экспорта и импорта какой-либо страны – важный макроэкономический показатель, который выражается формулой: X = ex – im
Состояние внешней торговли страны отражается в особом документе – торговом балансе, в котором должны быть учтены все импортные и экспортные операции страны за определенный период времени.
Активное сальдо торгового баланса (положительное сальдо) – превышение экспорта над импортом.
Пассивное сальдо торгового баланса (отрицательное сальдо) – превышением импорта над экспортом.
Нетто-баланс – ситуация равенства экспорта и импорта.
Сравнивая структуру международной торговли первой половины ХХ века и периода после второй мировой войны, можно выделить существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу XX века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли на рубеже веков – это торговля машинами и оборудованием. Три четверти объема мировой торговли приходится на обмен между экономически развитыми странами.
Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, развивающиеся страны представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции.
В последние десятилетия ХХ века заметной тенденцией в международной торговле являлась экспортная экспансия “новых индустриальных стран”, а также возрастание роли азиатско-тихоокеанского региона в области международного товарообмена. По оценке Всемирного банка, в 2000 году 40% всего объема мировой торговли сосредоточивалось в бассейне Тихого океана. Новые индустриальные страны сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышении в нем доли готовой продукции, в том числе машин и оборудования, что помогает им сохранять высокие темпы экономического роста.
Значительное место в современной международной торговле занимает реализация услуг. Среди них – услуги пассажирского и грузового транспорта, связи, компьютерные и информационные услуги, бизнес-услуги (лизинг, посредничество, страхование, финансы) и др. По данным МВФ, общий объем торговли услугами составляет около 25% общемирового экспорта.
Более половины стоимостного объема экспорта услуг приходится на международный транспорт, туризм и деловые поездки. Около 75% услуг экспортируется развитыми странами, 24% – развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% – международными организациями.
Регулируя международную торговлю, государства проводят определенную внешнеторговую политику, склоняясь к ее большей либерализации (принцип «свободы торговли»), либо к защите, поддержке внутреннего производителя (протекционизм). Поэтому каждая страна в большей или меньшей степени использует протекционистские методы.
Внешнеторговая политика – государственная политика, непосредственно влияющая на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке, и ограничить импорт, снизив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке. Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные, основанные на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы.
1. Таможенные тарифы,взимаемые в виде импортных и экспортных пошлин – своеобразные налоги на импортируемые и экспортируемые товары, повышающие цены на них и тем самым затрудняющие их сбыт в данной стране или вывоз за рубеж. Таможенные тарифы часто выполняют не только защитную (протекционистскую) функцию, но и фискальную, когда они одновременно пополняют доходы бюджета страны.
2. Нетарифные барьеры– разнообразные ограничительные меры на товарный импорт и экспорт. Так, импортные и экспортные квоты ограничивают объем торговли определенными товарами, устанавливая количественные пределы их ввоза или вывоза. Лицензирование предполагает, что импорт и экспорт тех или иных товаров осуществляются только по специальным разрешениям (лицензиям) государственных органов. Наконец, запреты попросту закрывают пути ввоза или вывоза определенных товаров. При этом для обоснования запретов могут вводиться чрезмерно жесткие стандарты качества товаров, которым, возможно, не отвечает импортируемая продукция. По соображениям национальной безопасности, политическим и идеологическим мотивам особо жестко контролируется передача военных технологий и технологий «двойного назначения».
3. Поддержка экспорта предполагает содействие государства продвижению продукции национального производства на зарубежные рынки. Здесь используются такие меры, как предоставление отечественным производителям-экспортерам субсидий, налоговых льгот, дешевых кредитов, юридической, политической и другой поддержки. В частности, финансовая помощь позволяет экспортерам без ущерба для себя завоевывать иностранные рынки путем демпинга – продажи своих товаров на внешнем рынке по заниженным ценам.
Одна из первых теорий, доказывающих потребность в экономической экспансии национальных государств за рубеж, – меркантилизм. Ассоциируя богатство стран с количеством золота и серебра, которыми они располагают, меркантилистская школа внешней торговли полагала, что для укрепления национальных позиций государство должно поддерживать положительный торговый баланс – вывозить товаров больше, чем ввозить, поскольку это обеспечивает приток золота в страну. Они подчеркивали необходимость увеличения экспорта, приносящего стране доход, и сокращения импорта, на который страна тратит накопленные средства. Вместе с тем, меркантилисты обосновывали необходимость торговых ограничений, и этим, в определенной мере, сдерживали развитие международной торговли.
Теория абсолютных преимуществ А.Смита исходит из принципа взаимовыгодности международной торговли. Международная торговля является взаимовыгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая из стран производит с меньшими издержками (т.е. по которым данная страна имеет абсолютное преимущество в издержках производства), чем страна-партнер.
Страны должны экспортировать товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), а импортировать те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам). Преимущества в издержках А.Смит в основном связывал с естественными факторами: географическими, климатическими, ландшафтными, близостью торговых путей и т.д.
Справедливость своей теории А.Смит доказывал на примере двухстрановой/двухтоварной модели, предположив, что весь мир состоит только из двух стран, которым нужны только два товара. Все затраты на производство товаров сводились им, на основании трудовой теории стоимости, к затратам труда – живого и прошлого. Взяв для примера такие страны, как Англия и Португалия, которые традиционно были связаны торговыми отношениями, А.Смит доказывал обоюдную выгодность их участия в международном обмене на основе сопоставления затрат труда этих стран на производство двух товаров.
Однако теория абсолютных преимуществ не отвечает на вопрос, почему торгуют между собой страны даже при отсутствии абсолютных преимуществ в производстве тех или иных товаров. На этот вопрос попытался ответить последователь А.Смита английский экономист Д.Рикардо. Выдвинутая им теория сравнительных преимуществ дополняет и развивает теорию А.Смита, указывая на взаимовыгодность международной торговли и в том случае, когда одна из двух стран обладает абсолютными преимуществами в производстве нескольких товаров. Используя двухстрановую/двухтоварную модель, он доказал, что страны должны специализироваться на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками. Тогда торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от наличия абсолютных преимуществ. Используя тот же пример, можно следующим образом проиллюстрировать эту теорию:
Товар | Англия | Португалия |
Вино (1 условн.ед.) | 120 ед.труда | 80 ед.труда |
Сукно (1 условн.ед.) | 100 ед.труда | 90 ед.труда |
Из таблицы видно, что Португалия может производить как вино, так и сукно более эффективно, чем Англия, но по вину ее преимущество больше, чем по сукну, поскольку на производство условной единицы вина она затрачивает на 1/3 меньше труда, чем Англия, а на производство условной единицы сукна – только на 1/10. Специализируясь на производстве вина, Португалия будет обменивать его на сукно, которое в этом случае обойдется ей не в 90, а в 80 единиц труда за 1 условную единицу. В свою очередь Англия, специализируясь на производстве сукна и обменивая его на вино, будет тратить на 1 условную единицу вина не 120, а 100 единиц труда, производя сукно и обменивая его на вино.
В отличие от теории А.Смита, где сравниваются издержки двух стран на производство одного и того же товара, в теории сравнительных преимуществ сопоставляются издержки одной страны на производство двух разных товаров с целью выявления их альтернативной цены. В соответствии с данной теорией, страны специализируются на производстве тех товаров, альтернативная цена которых ниже, следовательно, они могут производиться с большей выгодой и меньшими издержками, чем другие товары. В результате торговли на основе сравнительных преимуществ каждая страна, участвующая в международной торговле и мировая экономика в целом получат положительный экономический эффект.
Если страна в избытке обеспечена каким-либо из факторов производства, например, трудом с относительно более низкой заработной платой, то трудоемкие товары, производимые в данной стране, будут обходиться более дешево, чем в других странах. В странах с избыточным капиталом более дешевыми будут капиталоемкие товары. Соответственно странам с избыточной рабочей силой выгодно производить и экспортировать трудоемкие товары, импортируя капиталоемкие, и наоборот.
Смысл этой теории в том, что товары, требующие для производства избыточных факторов, экспортируются в обмен на товары, требующие дефицитных факторов. Страны наделены факторами производства неравномерно, поэтому для правильного определения структуры импорта и экспорта необходимо выделить относительно избыточные и относительно дефицитные факторы производства, а также виды товаров, которые выгодно экспортировать и импортировать.
Позднее стали возникать теории, связывающие причины международной торговли с появлением новых технологий (теория технологического отрыва), с рыночными факторами (теория жизненного цикла товара Р.Вернона), с международной конкуренцией (теория М.Портера). Данные теории развивают идеи предшествующих концепций применительно к современным условиям.