Классификация товаров. Принципы. Классификация торговая, таможенная (номенклатура гармонизированной системы), статистическая, стандартная, ТН ВЭД.

Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект — элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из мно­жества всех товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назна­чения и товары для управленческой деятельности (оргтех­ника).

Принципами классификации являются: установление цели, выбор метода классификации, установление числа классифицируемых признаков.

Признак классификации — свойство или характерис­тика объекта, по которому производится классификация.(назначение, сырьевой, технологи­ческий, конструкторский, рецептурный, компонентный, структурный).

Признаки могут иметь качественное или количествен­ное выражение, называемое значением признака класси­фикации.

В результате деления множества на подмножества соз­даются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми. Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.

Иерархический метод классификации — последова­тельное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. (школьно-письменные товары делятся на чертежные принадлежности и принадлежности для письма; в свою очередь последние делятся на ручки, карандаши, фломастеры;а ручки на автоматич.и обычные)

Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группиров­ками, выявляемая через общность и различия основопола­гающих признаков. В основу деления множества на под­множества по основополагающему для данного этапа при­знаку положена ступень классификации.

Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. Глубина классификации теоретически, бесконечна, но на практике такая классификации чересчур громоздка и за­путана, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во мно­гих классификаторах.

При необходимости увеличить число признаков приме­няют фасетный метод.

Фасетный метод классификации — параллельное разделение множества объектов на независимые класси­фикационные группировки.

Особенностью фасетного метода является то, что раз­ные признаки не связаны между собой. Разные клас­сификационные группировки при фасетном методе неза­висимы и не подчиняются друг другу (см. рис.).

Благодаря этому фасетная система отличается боль­шой гибкостью, возможностью ограничивать число призна­ков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.( вина подразделяются на крепленые и некрепленые).

Существуют основные виды классификации товаров: общегосударственная, торговая.

Общегосударственная классификация представлена в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопостави­мости и обработки информации в таких сферах деятельно­сти, как стандартизация, экономика, статистика и другие и включает систематизированный свод кодов и наименова­ний группировок продукции, построенных по иерархичес­кой системе классификации. Его используют при решении задач каталогизации продукции, сертификации, для анализа производства, реализации и использования продук­ции, осуществления снабженческо-сбытовых операций.

Общероссийский классификатор продукции выделяет 98 классов продукции.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифро­вой код, контрольное число (КЧ) и наименова­ние группировки продукции.

В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирова­ния. На каждой ступени классификации деление осуществ­лено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

На первой ступени классификации располагаются клас­сы продукции они кодируются двухразрядными кодами - от 01 до 99; на второй подклассы; на третьей — группы; на четвертой — под­группы и на пятой — виды продукции. Коды двух-, трех-, четырех- и пятиразрядных группировок продукции дополнены нулями до шести раз­рядов и записываются с интервалом между вторым и тре­тьим разрядами. Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

Торговая классификация используется для товаров широкого потребления и применяется для облегчения и ускорения торгово-оперативных процессов. Она не является последовательной системой классификации и основывается на распределении товаров на группы по таким признакам, как исходный ма­териал, способ производства, назначение и др.

Продовольственные товары по торговой классифика­ции объединяют в следующие группы: хлебобулочные, мяс­ные, рыбные, молочно-масляные, пищевые жиры, яичные, кондитерские, плодоовощные, винно-водочные, табачные изделия.

В торговой практике продовольственные товары под­разделяют на гастрономические и бакалейные. К группе гастрономических товаров относят готовые к употребле­нию продукты — колбасы, мясную кулинарию, копчености, консервы, сыры, молочные продукты, алкогольные напит­ки и др. В группу бакалейных товаров относят крупу, муку, макаронные изделия, сушеные плоды, грибы, дрожжи, са­хар, крахмал, чай, кофе, соль, пряности и др.

Продовольственные товары подразделяются также на виды, разновидности и сорта. Различают природные (видо­вые) и товарные сорта. Товарный сорт продукта зависит от его качества и определяется в соответствии с требования­ми стандарта.

Промышленные (непродовольственные) товары в прак­тике торговли подразделяют на следующие группы: изде­лия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, ке­рамические, строительные, мебельные, металлохозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары куль­турно-бытового назначения.

Стандартная классификация – это классификация, которая приведена в стандартах.

Номенклатура гармонизированной системы (НГС) . В нее включены все товары, обращающиеся в международной торговле. Существуют переходные ключи от ОКП к НГС.

Структура НГС:

Структура шестиразрядного кода обозначения построена по десятичной системе и включает код группы, товарные позиции и товарные субпозиции.

При группировке товаров используется следующий метод: из группы товаров выделяется один или несколько видов товаров, наиболее широко представленных в мировой торговле, а для остальных видов предназначается обобщенная классификационная группировка – «прочие». Они расположены на всех уровнях детализации, но основное количество на последнем уровне. «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России» (ТН ВЭД РФ). ТН ВЭД России явл.строгой классификации товаров, построенной по иерархическому принципу, предполагающему использование в классификации нескольких признаков, среди которых сущ.опред.зависимость, подчиненность (иерархия). Такие классификации наз.еще многоуровневыми.

Гармонизированная система имеет пять уровней детализации:

Высший- раздел, группирующий товары по отраслям промыш.(в разделе 1 объединены живые живот.и продукция животноводства)

Группы, где собраны товары в соответствии с материалом из которых они изготовлены (группа 10 хлебные злаки), функциями которые они выполняют(группа 92 музык.инструмент), со степенью обработки).

Товарная позиция- здесь товары детализируются по признакам более специфическим (в группе 10 на уровне товарных позиций отдельно детализируются пшеница и рожь)

Два более низких уровня детализации: одно и двух дефисные субпозиции, в которых используются те же критерии детализации, а также могут применятся и дополнит.критерии (жирность молока и сливок).

Для проведения различия м/д товарами в ГС используются два основных критерия: материал, из которых товар изготовлен и функции выполняемые этими товарами. Данные критерии могут применятся как одновременно, так и по отдельности.

Код товара по ТН ВЭД России состоит из 10 знаков (цифр), первые четыре из которых представляют собой номер товарной позиции, остальные шесть цифр- детализацию на уровне субпозиций.

Субпозиции- это классификационные группировки, на которые разделяются товар.позиции. поскольку товар.позиции последовательно разделяются по разным признакам и, следовательно, на разных уровнях, то для облегчения работы с номенклатурой субпозиции каждого уровня сопровождаются в тексте номенклатуры дефисами.

Число дефисов в соответствии с количеством уровней детализации товарных позиций может быть от 1 до 5.

Первые шесть цифр десятизначного кода товара ТН ВЭД России совпадают с кодом НГС, первые восемь цифр десятизначного кода- с кодом КН ЕС(комбинир.номенклатура Европ.союза), первые девять цифр- с кодом ТН ВЭД СНГ. Для детализации характеристик товаров, представляющих интерес для России, предназначен уровень субпозиции, которому соответствует десятый знак кода.

140. Виды информации о товарах. Информация о товарах в свете закона РФ "О защите прав потребите­лей". Сроки годности, хранения, реализации, гарантийный

Товарная информация— сведения о товаре, предназначенные для пользователей — субъектов коммерческой деятельности.

Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяютна три вида: основополагающую; ком­мерческую; потребительскую.

Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации от­носятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназна­ченные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит

данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах про­дукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, на­дежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.

Изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: обозначение стандартов, которым соответствуют товары; сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания- сведения о составе, весе или объеме, калорийности; цену и условия приобретения товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила безопасного использования товаров; срок службы или срок годности; реквизиты изготовителя; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров и т.д.

Срок годности- период по истечению которого товар считается не пригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров ( продовольственные, медикаменты, парфюмерия) устанавливается Правительством РФ.

Гарантийный срок- период в течение которого изготовитель обязан удовлетворять требования потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков.

Изготовитель и продавец вправе устанавливать гарантийные сроки. Если гарантийный срок не установлен, потребитель может предъявить претензии по качеству товару в течение 6 месяца, а если товар нанес ущерб имуществу или здоровью гражданина в течение 10 лет.

Срок реализации- дата до которой пищевой продукт может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских характеристик.

Срок хранения- это период в течение которого пищевой продукт при соблюдение установленных условий хранения сохраняет все свои свойства указанные в нормативной или технической документации и/ или в договоре купли-продажи.

141.Принципы кодирования товаров. Кодирование товаров по ОКП, в государственной системе тамо­женного контроля. Штриховое кодирование, цели, принципы, распространение

Кодирование –образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекту классификации.

Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекту классификации.

Штриховой код (ШК)— знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информа­ции о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

ШК наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требования­ми проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным усло­вием его экспорта. Отсутствие ШК отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизиро­ванное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без штрихового кода.

ШК в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функ­ции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функ­ций. Дополнительные функции ШК: автоматизированная идентификация товаров с помо­щью машиносчитывающих устройств; автоматизированные учет и контроль товарных запа­сов; оперативное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения по­вышается на 30%, в некоторых случаях — до 80%); повышение скорости и культуры обслу­живания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Классификация ШК. ШК делятся на два вида: европейский — EAN и американский — UPC. Среди нескольких десятков схем кодирования (или символов), принятых к упот­реблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/UPC наиболее распространенные. Кроме них довольно часто встречаются коды Inter­leaved 2 of 5, Code 39, Codabar. Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13 и EAN-14 (только для транспортной тары).

Общегосударственная классификация представлена в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП), при­нятом и введенном в действие с 1 июля 1994 г. ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопостави­мости и обработки информации в таких сферах деятельно­сти, как стандартизация, экономика, статистика и другие и включает систематизированный свод кодов и наименова­ний группировок продукции, построенных по иерархичес­кой системе классификации. Его используют при решении задач каталогизации продукции, сертификации, для анализа производства, реализации и использования продук­ции, осуществления снабженческо-сбытовых операций.

Общероссийский классификатор продукции выделяет 98 классов продукции.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифро­вой код, контрольное число (КЧ) и наименова­ние группировки продукции.

В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирова­ния. На каждой ступени классификации деление осуществ­лено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

На первой ступени классификации располагаются клас­сы продукции (XX 000), они кодируются двухразрядными кодами - от 01 до 99; на второй подклассы (XX Х000); на третьей — группы (XX XX00); на четвертой — под­группы (XX XXX0) и на пятой — виды продукции (XX ХХХХ). Коды двух-, трех-, четырех- и пятиразрядных группировок продукции дополнены нулями до шести раз­рядов и записываются с интервалом между вторым и тре­тьим разрядами. Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

Номенклатура гармонизированной системы (НГС) с 1991 г. применяется в РФ. НГС рекомендуется Советом таможенного сотрудничества, который был организован в 1953 г. для унификации систем таможенного контроля, улучшения техники таможенного дела. НГС была разработана в 1983 г. В нее включены все товары, обращающиеся в международной торговле. Существуют переходные ключи от ОКП к НГС.

Структура НГС:

Разделов 21(нумеруются римскими цифрами), групп 97 (нумеруются арабскими цифрами, в т.ч. 77 группа – резерв, дополнительные 98, 99 группы), п/групп 33 (в т.ч. разделы , группы, имеющие п/группы: VI – 28, 29, VII – 39, XI – 63, XIII – 69, XIV – 71, XV – 72), товарных позиций 1241, п/позиций 3558, субпозиций 5019 (в т.ч. 317 неделенных субпозиций).

Структура шестиразрядного кода обозначения построена по десятичной системе и включает код группы, товарные позиции и товарные субпозиции.

При группировке товаров используется следующий метод: из группы товаров выделяется один или несколько видов товаров, наиболее широко представленных в мировой торговле, а для остальных видов предназначается обобщенная классификационная группировка – «прочие». Они расположены на всех уровнях детализации, но основное количество на последнем уровне. На них приходится ¼ всех товарных субпозиций. В НГС принято выделять субпозиции «прочие» на уровне 5 и 6-го знака шестиразрядного кода цифрами 8 и 9. При необходимости последние могут быть детализированы в ВТО без нарушения общей системы.

Помимо рассмотренных выше в настоящее время при­меняется еще один вид классификации.

Для создания таможенного тарифа и представления сведений по международной статистике внешней торговли используется классифика­тор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России» (ТН ВЭД РФ). Классификационные группировки отдельных видов продукции выделяются для товаров, которые в достаточной сте­пени представлены в международной торговле. Товары расположены по принципу «от сырья через полуфабрикаты к готовой продукции».

Международной основой построения ТН ВЭД РФ является Гар­монизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Меж­дународная Конвенция о ГС была открыта к подписанию в Брюсселе 14 июня 1983 г.

Таможенные органы РФ классифицируют товары, то есть относят конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД РФ.1

Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Решения других органов и учреждений по классифи­кации товаров не используются в таможенных целях.

Десятизначный код товара включает в себя международную основу и уровни, применяемые странами ЕС, СНГ и Россией (в том числе страны Евразийского Экономического Сообщества). Структура кода ТН ВЭД РФ представлена на рис

ХХХХ - Товарная позиция

|

XX - Субпозиция /Уровень ГС

|

XX - Уровень номенклатуры стран ЕС (CN)

|

Х - Уровень ТН ВЭД СНГ

|

Х - Подсубпозиция / Уровень ТН ВЭД РФ

Классификация товаров осуществляется в соответствии со специ­ально разработанными правилами (Основные правила интерпретации ТН ВЭД РФ — ОПИ). Для правильной классификации товара необхо­димо буквально следовать тексту товарной позиции и примечаниям, которые даются к разделам и группам номенклатуры.

56. Международная и региональная стандартизация. Ее роль в развитии взаимопонимания и сотруд­ничества между странами. Стандарты ИСО, МЭК, евростандарты (EN) - их гармонизация

Международная организация по стандартизации (ИСО)

Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства.

При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относя­щихся к Компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совмест­ными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается и проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельно­сти в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллек­туальной, научно-технической и экономической областях.

Порядок разработки международных стандартов. Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты; подкомитеты, которые могут учреждать ТК, и рабочие группы (РГ) по конкретным направле­ниям деятельности.

Официальные языки ИСО - английский, французский, русский. На русский язык переведено около 70% всего массива международных стандартов ИСО.

Схема разработки международного стандарта сводится к следующему: заинтересованная сторона в лице комитета-члена, технического комитета, комитета Генеральной ассамблеи (либо организации, не являющейся членом ИСО) направля­ет в ИСО заявку на разработку стандарта. Генеральный секретарь по согласованию с комитетами-членами представляет предложение в Техническое руководящее бюро о создании соответствующего ТК. Последний создается при условиях: если большинство комитетов-членов голосуют "за" и не менее пяти из них намерены стать членами Р в этом ТК, а Техническое руководящее бюро убеждено в международной значимости будущего стандарта. Все вопросы в процессе работы обычно решаются на основе консенсуса комитетов-членов, активно участвующих в деятельности ТК. После достижения консенсуса вотношении проекта стандарта ТК передает его в Центральный секретариат для регистрации и рассылки всем комитетам-членам на голосование. Если проект одобряется 75% голосовавших, он публикуется в качестве международного стандарта.

Стандарты ИСО - наиболее широко используемые во всем мире, их более 10 тыс., причем ежегодно пересматривают­ся и принимаются вновь 500-600 стандартов.

Крупнейший партнер ИСО - Международная электротехническая комиссия (МЭК). В целом эти три организации ох­ватывают международной стандартизацией все области техники. Кроме того, они стабильно взаимодействуют в области ин­формационных технологий и телекоммуникации.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкрет­ной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, тех­нической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к то­вару устанавливаются в договорных отношениях.

Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Международная электротехническая комиссия создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участво­вали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой организации.

Большинство стран-членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Рос­сию представляет Госстандарт РФ), в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция, Германия, Италия, Бельгия и др.).

Основная цель организации, которая определена ее Уставом - содействие международному сотрудничеству по стан­дартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стан­дартов и других документов.

Международные стандарты МЭК можно разделить на два вида: общетехнические, носящие межотраслевой характер, и стандарты, содержащие технические требования к конкретной продукции. К первому виду можно отнести нормативные документы на терминологию, стандартные напряжения и частоты, различные виды испытаний и пр. Второй вид стандартов охватывает огромный диапазон от бытовых электроприборов до спутников связи. Ежегодно в программу МЭК включается более 500 новых тем по международной стандартизации.

Основные объекты стандартизации МЭК: материалы для электротехнической промышленности (жид-кис, твердые, га­зообразные диэлектрики, медь, алюминий, их сплавы, магнитные материалы); электротехническое оборудование производ­ственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехническое оборудование, реле, низковольтные аппараты, ка­бель и др.); электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы); изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т.д.); электронное оборудование бытового и производственного назначения; электроинструменты; оборудование для спутников связи; терминология.

Процедура разработки стандарта МЭК аналогична процедуре, используемой в ИСО.Европейский комитет по стандартизации (СЕН)

Европейский комитет по стандартизации существует с 1961 г. Членами СЕН состоят национальные организации по стандартизации 18 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Германии, Испании, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Португалии, Финляндии, ФРГ, Франции, Швеции, Швейцарии.

Основная цель СЕН - содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN), на которые могли бы ссылаться в своих директивах ЕС, ЕАСТ и другие межправительственные организа­ции; путем обеспечения единообразного применения в странах-членах международных стандартов ИСО и МЭК; сотрудничества со всеми организациями региона, занимающимися стандартизацией; предоставления услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).

Процедура принятия стандарта включает одобрение проекта рабочей группой технического комитета, рассылку про­екта техническим бюро всем странам—членам СЕН в лице национальных организаций по стандартизации для голосования в установленный срок. Евронорма (европейский стандарт) считается принятой, если против проекта подано не более 20% го­лосов. Принятый стандарт вводится в национальную систему стандартизации всех стран-членов, в том числе и голосовав­ших против. Далее Административный совет рассматривает степень важности этого стандарта для стран—членов ЕС. В слу­чае положительного решения на него делается ссылка в соответствующей директиве ЕС и стандарт приобретает статус обя­зательного для выполнения в странах-членах ЕС.

Кроме евронорм, СЕН разрабатывает документы по гармонизации (HD) и предварительные стандарты (ENV), направ­ленные как на устранение технических барьеров в торговле, так и на ускорение внедрения прогрессивных технических тре­бований в производство новых товаров.

Кроме разработки стандартов на продукцию, услуги, процессы, СЕН занимается стандартизацией систем обеспечения качества продукции, методов испытаний и аккредитации испытательных лабораторий. В этом направлении созданы и утвер­ждены европейские стандарты-евронормы серии 29000 (EN 29000), которые по существу представляют собой принятие ме­ждународных стандартов ИСО серии 9000 "методом обложки".

Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (СНГ)

Стандартизация, сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляются в соответствии с "Соглашением о прове­дении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации", которое является межправительст­венным и действует с 1992 г. Создан Межгосударственный совет стран-участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты.

В МГС рассмотрен вопрос об условиях прямого применения европейских стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ. При этом должны соблюдаться следующие правила: на форзаце должно быть указание о том, какому евро­пейскому стандарту соответствует стандарт СНГ; в выходных данных необходимо указать, что воспроизведение документа любыми средствами возможно только с согласия СЕН; все национальные стандарты стран СНГ, противоречащие евронор­мам, должны быть изъяты из обращения; все копии стандартов, являющихся прямым применением евронорм, необходимо в обязательном порядке направлять в СЕН.

Гармонизация стандартов

Гармонизация стандарта - это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаи­мозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандар­тах. В такой же степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.

Гармонизованные (эквивалентные) стандарты могут содержать некоторые различия: по форме, в пояснительных при­мечаниях, в отдельных специальных указаниях и т.п. В связи с этим Руководство 2 ИСО/МЭК предлагает термины: идентичные стандарты и унифицированные стандарты. Идентичные стандарты - гармонизованные стандарты, полностью иден­тичные по содержанию и по форме.

Унифицированные стандарты - это гармонизованные стандарты, которые по содержанию идентичны, но отличаются по форме представления.

Согласованный стандарт (односторонне согласованный стандарт) - это нормативный документ, согласованный с дру­гим стандартом таким образом, чтобы продукция, процессы, услуги, испытания и информация, представляемые в соответст­вии с первым стандартом, отвечали требованиям второго, но не наоборот.

Сопоставимые стандарты - это нормативные документы на одну и ту же продукцию (процессы, услуги), утвержден­ные различными органами по стандартизации. Они содержат различные требования, но относящиеся к одним и тем же ха­рактеристикам (свойствам) объекта стандартизации, которые оцениваются с помощью одних и тех же методов. Это позволя­ет сопоставить различия в требованиях.

Гармонизация стандартов имеет важнейшее значение для расширения взаимовыгодного обмена товарами (услугами), заключения соглашений по сертификации, развития и углубления промышленного сотрудничества и совместного решения научно-технических проблем, повышения и обеспечения качества продукции, оптимизации затрат материальных и энерге­тических ресурсов, повышения эффективности мер по безопасности труда и защите окружающей среды.

57. Системы управления качеством товаров. Международные стандарты ИСО серии 9000. Их требования к обеспечению качества товаров

Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции

Мировой опыт управления качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г.

Стандарты по обеспечению качества теперь называют "семейством" стандартов ИСО серии 9000 (см. рис.).

Нормативные стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 остаются основными моделями систем обеспечения каче­ства на различных стадиях производственного процесса.

Семейство стандартов ИСО 9000 (но данным ВНИИС)

ИСО 9000-2

ИСО 9004 (МЭК 300-1)

ИСО 9004-4.

ИСО 10005.

ИСО 1006.

ИСО 10007.

ИСО 10012-1.

ИСО/ПМС 10012-2 ИСО 10013.

ИСО/ПМК 10014. ИСО/ПСК 10015. ИСО/РП 10016. ИСО/РП 10017.

Стандарты и проекты по элементам системы качества:

Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003

Руководство по управлению программой на­дежности

Руководящие указании по улучшению качества

Руководящие указанна по программе качества

Руководящие указания по качеству при управ­лении проектом

Руководящие указания по управлению конфигу­рацией

Система подтверждения метрологической при­годности измерительного оборудования

Управление процессом намерения

Руководящие указания по разработке руко­водств по качеству

Руководящие указаны по управлению эконо­мическими аспектами качества

Руководящие указания по непрерывному обу­чению и подготовке кадров

Протоколы контроля и испытаний.

Представ­ление результатов

Руководство по применению статистических методов в семействе стандартов ИСО 9000

Практика конкурентоспособных зарубежных фирм показала, что качественный товар, соответствующий за­просам покупателей, может быть изготовлен лишь с уче­том комплексного исследования рынка, и этот опыт во­площен в стандарте: "петля качества" начинается с мар­кетинга (см.рис.) и заканчивается маркетингом.

Модель петли качества

Система обеспечения качества складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии петли качества. Организационная структура системы управления качеством включается в общий процесс управления деятельностью фирмы.

Роль функции маркетинга в системе управления качеством заключается в поисках и выборе целевого рынка, установ­лении требований к качеству продукции, определении потребности в товаре (услуге), емкости рынка, в составлении подроб­ной характеристики потребителей данного рыночного сегмента. Эта информация необходима для выпуска нужного количе­ства товара, полностью соответствующего особенностям спроса покупателей по качеству, цене, срокам поставки товара (ус­луги).

Международные стандарты ИСО 9000 устанавливают степень ответственности руководства за качество. Руководство фирмы отвечает за разработку политики в области качества, за создание, внедрение и функционирование системы управле­ния качеством, что должно четко определяться и оформляться документально. К обязанностям руководства относятся под­бор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производс

Наши рекомендации