Шерстяные ткани. Классификация. Ассортимент, товароведная характеристика. Оценка качества, хранение
Шерстяные ткани вырабатывают из чистой шерсти или из смеси шерсти с другими, главным образом химическими волокнами.
По прейскуранту шерстяные ткани в зависимости от вида применяемой пряжи и способа выработки подразделяют на камвольные, тонкосуконные и грубосуконные. В свою очередь их делят на чистошерстяные и полушерстяные. К чистошерстяным относят ткани, содержащие наряду с шерстью до 5 % других волокон, добавленных с целью улучшения внешнего вида.
По назначению шерстяные ткани в прейскуранте подразделяют на платьевые, костюмные гладкокрашеные, костюмные пестротканые и фасонные, пальтовые, сукна, драпы, ворсовые ткани, одеяла и специальные ткани.
Камвольные ткани характеризуются гладкой лицевой поверхностью с отчетливо выраженным ткацким рисунком. В смеску для полушерстяных тканей добавляют лавсановые, нитроновые, капроновые и вискозные волокна. Лавсановые и нитроновые волокна чаще всего вводят в количестве 40—60 %, капроновые—5—10%. Ткани с добавлением синтетических волокон прочны, упруги и не сминаются. На тканях с лавсаном хорошо сохраняются складки и плиссе. Ткани с нитроном отличаются чистотой и яркостью окраски, но имеют меньшую устойчивость к истиранию, чем ткани с лавсаном. Камвольные ткани с содержанием вискозных волокон имеют повышенную сминаемость.
По назначению камвольные ткани делят на платьевые, костюмные и пальтовые.
Платьевые — это наиболее тонкие, легкие и малоплотные ткани в камвольной группе. Вырабатывают их из тонкой и полутонкой шерсти, различными переплетениями (полотняным, саржевым и др.) преимущественно из крученой пряжи по основе и однониточной по утку. По волокнистому составу они бывают чистошерстяными и полушерстяными. Среди чистошерстяных платьевых тканей преобладают ткани креповых структур (с мелкозернистой поверхностью) из пряжи повышенной крутки, вырабатываемые мелкоузорчатыми переплетениями. Крепам присущи жестковатость на ощупь, повышенная растяжимость и хорошая драпируемость.
Ассортимент полушерстяных платьевых тканей более разнообразен за счет применения синтетических волокон (лавсана, нитрона и др.) в виде короткого волокна или комплексных нитей, скрученных с шерстяной пряжей, а также колористического оформления. Если чистошерстяные платьевые ткани выпускают чаще всего гладкокрашеными, чтобы лучше выявить их фактуру, то полушерстяные имеют рисунок главным образом в клетку, полоску. Для их выработки используют пряжу фасонной крутки. В выпуске полушерстяных платьевых тканей наибольший удельный вес занимают ткани полотняного и саржевого переплетений; небольшую часть составляют ткани креповых структур и совсем малую — ткани жаккардовых переплетений.
Костюмные ткани, как и платьевые, бывают чисто- и полушерстяными. Вырабатывают их из тонкой, полутонкой и полугрубой шерстяной крученой пряжи с высокой плотностью по основе и утку. От платьевых тканей они отличаются большей толщиной, массой, шириной и внешним оформлением. По характеру отделки различают ткани гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые и др. К наиболее типичным гладкокрашеным чистошерстяным тканям относят бостон — саржевого переплетения, с четко выраженным ткацким рисунком в виде диагональных рубчиков, а также костюмные крепы — с мелкозернистой поверхностью, крепового переплетения.
Полушерстяными гладкокрашеными костюмными тканями классического ассортимента являются шевиоты — саржевого переплетения, из смешанной с хлопком пряжи (содержание шерсти колеблется от 32 до 63%), диагонали — диагоналевого переплетения, из смешанной крученой пряжи, крепы — из шерстяной пряжи вприкрутку с комплексными вискозными и другими нитями. Применяют крепы для пошива мужских вечерних костюмов. Среди полушерстяных гладкокрашеных костюмных тканей немалую долю составляют ткани для школьной формы мальчиков; основа ткани — из шерсти с содержанием 50% лавсана, а уток—из вискозы (70%) и лавсана (30%).
Ассортимент пестротканых и меланжевых костюмных тканей более разнообразен, чем гладкокрашеных. Типичным представителем этих тканей является трико — пестротканые, меланжевые или со структурными эффектами ткани. В чистошерстяных трико полосы более мелкие, мягких тонов, с едва заметными переходами, в полушерстяных — полосы или клетка более яркие, создаваемые разноцветной пряжей или переплетениями (комбинированным, ломаная саржа и т. д.).
Пальтовые ткани применяют для пошива плащей, мужских летних и женских зимних пальто. К ним относят габардин и различные пальтовые ткани. Габардин — ткань диагоналевого или саржевого переплетения, с крутым рубчиком (больше, чем у шевиотов, бостонов) и высокой плотностью по основе. Применяют его для пошива летних пальто. Ткани для женских пальто относительно легкие, разнообразных (в том числе и жаккардовых) переплетений, с рельефным рисунком.
Ткани для плащей вырабатывают полотняным или саржевым переплетением, из смешанной пряжи (с лавсаном и др.), с гладкой поверхностью и водоотталкивающими пропитками.
Тонкосуконные ткани выпускают чистошерстяными и полушерстяными из аппаратной одиночной пряжи, состоящей из тонкой, полутонкой и полугрубой шерсти. В смеси добавляют вискозные, лавсановые, нитроновые и другие волокна (в количестве не более 25—40% для сохранения валкоспособности тканей).
По назначению тонкосуконные ткани делят на платьевые, костюмные и пальтовые.
Платьевые ткани вырабатывают из аппаратной пряжи 50 — 100 тексов. Они предназначены для осенне-зимней повседневной одежды: платьев, платьев-костюмов, юбок, детской одежды. От камвольных платьевых тканей отличаются большей массой, толщиной, мягкостью и теплозащитностью, но уступают им по эстетическим свойствам. Изготовляют эти ткани чаще гладкокрашеными, реже меланжевыми и пестроткаными.
Костюмные ткани также вырабатывают из аппаратной пряжи толщиной 50—125 тексов и преимущественно пестроткаными с рисунком в клетку и полоску. Некоторые ткани подвергают незначительной валке, через которую виден ткацкий рисунок. Типичными представителями этих тканей являются трико, шевиоты и сукна.
Сукна — это ткани полотняного, реже саржевого переплетения с войлокообразным застилом на поверхности. Некоторые сукна ворсуют, т. е. начесывают, ворс подстригают и запрессовывают так, что волокна располагаются в одном направлении, поэтому поверхность ткани гладкая, с некоторым блеском. По волокнистому составу сукна делят на чистошерстяные и полушерстяные. Чистошерстяные сукна выпускают в небольшом количестве, для ведомственной одежды. Полушерстяные сукна используют для пошива женских и детских костюмов и пальто, мужских костюмов, школьной форменной одежды.
Пальтовые ткани входят в две прейскурантные подгруппы: в подгруппу пальтовых тканей и в подгруппу драпов. Собственно пальтовые ткани вырабатывают в большом ассортименте (около 500 артикулов), причем 95% тканей выпускают полушерстяными. Применяют преимущественно однослойные (саржевое, атласное и др.) переплетения. Большинство тканей имеют рельефную рисунчатую поверхность, которая образуется вследствие применения меланжевой, мулине, фасонной пряжи и мелкоузорчатых переплетений.
Драпы — это плотные, толстые и тяжелые ткани, вырабатываемые из аппаратной пряжи сложными переплетениями, в образовании которых участвует несколько систем нитей, например одна основа и два утка или две основы и два утка. По волокнистому составу различают драпы чистошерстяные и полушерстяные; по отделке — гладкокрашеные, меланжевые и пестротканые; по характеру выработки — однолицевые и двухлицевые. У двухлицевых драпов тщательно отделаны обе поверхности — и лицевая, и изнаночная, поэтому изделия из них можно перелицовывать. Большинство драпов ворсуют с лицевой стороны, некоторые — с двух сторон. Применяют драпы для пошива зимних и демисезонных пальто мужских, женских и детских. Грубосуконные ткани вырабатывают из грубой и частично полугрубой шерсти чистошерстяными и полушерстяными. В отличие от тонкосуконных тканей они более тяжелые и жесткие, но обладают высокой износостойкостью и хорошими теплозащитными свойствами. В ассортимент грубосуконных тканей входят сукна и пальтовые ткани. Из них шьют пальто и шинели. Доля их в общем ассортименте шерстяных тканей постепенно снижается за счет увеличения выпуска аналогичных по назначению, но более высококачественных тонкосуконных.
Хранят тканив сухих проветриваемых складских помещениях при температуре 15—18 °С и относительной влажности воздуха 60—70 %. При более высокой температуре ткани пересыхают, становятся жесткими, стареют. При понижении температуры создаются благоприятные условия для их отсыревания. Повышенная влажность способствует развитию микроорганизмов (плесневых грибов и др.), которые разрушают волокна. Отрицательное воздействие на ткани оказывают прямые солнечные лучи, под влиянием которых они изменяют окраску и выгорают. Шерстяные ткани предохраняют от повреждения молью. Размещают ткани при хранении на стеллажах на расстоянии от отопительной системы не менее 1 м, от стен и пола — не менее 20 см и от электрических ламп — 50 см.
109. Швейные изделия. Товароведная характеристика ассортимента. Экспертиза качества. Правила хранения
По назначению одежду делят на следующие классы: бытовая, спортивная, специальная, ведомственная и национальная.
Бытовую одежду по условиям эксплуатации подразделяют на домашнюю, повседневную, для службы, выходную (вечернюю), для торжественных случаев и др. Одежду для спорта различают в зависимости от вида спорта: для мотовелоспорта, для конькобежного, лыжного, водного спорта, для тенниса, футбола и др. Производственная одежда предназначена для людей различных профессий, работающих в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, на специальных работах. Ведомственная (форменная) одежда имеет различное назначение и используется в армии, милиции, ведомствах. Национальная одежда — это национальные костюмы различных народов.
Все многообразие форм одежды по стилевому решению можно разделить на три основные группы: классическая (строгая), спортивная и форма «фантази».
Одежда классического стиля характеризуется подчеркнутой строгостью формы, минимумом деталей. Декоративная отделка в одежде почти отсутствует. Одежда спортивного стиля характеризуется подчеркнутой свободой формы, разнообразием покроя рукавов: втачной, реглан, цельнокроеный, комбинированный. Одежда форм «фантази» отличается большой декоративностью и разнообразием форм и деталей, сложным покроем, нарядностью отделки.
Силуэт в одежде может быть различным и характеризует степень приталенности изделия (прилегающий, полуприлегающий, прямой и свободный).
Ассортимент одежды группируют по материалу, сезонности, половозрастному признаку, размеру, росту, полноте, сложности модели и виду.
По материалу различают одежду из тканей, нетканых, пленочных и дублированных материалов, искусственной и натуральной кож, а также их различных сочетаний. По сезонности изделия могут быть летними, демисезонными, зимними и внесезонными. По половозрастному признаку различают одежду женскую, мужскую, детскую (для школьного, дошкольного и ясельного возрастов). По размерам, ростам и полнотам вырабатывают одежду в соответствии с типовыми шкалами, утвержденными для каждой республики. По сложности модели одежду различают в зависимости от силуэта (степени прилегания к фигуре) — прямого, полуприлегающего, прилегающего или свободного, покроя (характера втачивания) рукава: с рукавом втачным, реглан, цельнокроеным и комбинированным. В зависимости от сложности модели и вида ткани швейные изделия могут быть обычного пошива и пошива высшего качества.
Виды (наименования) одежды очень разнообразны. Верхняя одежда — это костюмы, куртки, пальто, полупальто и др.
Костюмы — одежда, состоящая из двух-трех частей: жакета и юбки или брюк, а иногда и жилета-безрукавки; дополняются блузкой или свитером. Куртка — разновидность жакета, разрезанная с застежкой снизу доверху. Это одежда спортивного стиля. Блузон — разновидность куртки, имеет более свободную форму, внизу на поясе. Жакеты — швейные изделия женского ассортимента; могут быть с длинными и укороченными рукавами, с формоустойчивой прокладкой или без нее. Пальто по степени защиты от холода и непогоды различают летние, демисезонные, зимние. Длина пальто различна и меняется в зависимости от моды. Полупальто — это короткое пальто, которое длиннее жакета, но короче пальто. Пиджак — основной вид мужской одежды, по покрою напоминает пальто, отличается воротником пиджачного типа и застежкой, фасон однобортный или двубортный. Плащ — это пальто для защиты от дождя, изготовляемое из водоотталкивающих материалов. Платье — вид легкой одежды, отличающейся большим разнообразием фасонов и наиболее подверженной влиянию моды. Длина платья разнообразная — до колена, ниже колена и до пола.
Платье-костюм — одежда, состоящая из жакета (без подкладки) и юбки или жакета и платья. Платье-пальто - это платье, разрезанное спереди, обязательно с рукавами длинными или короткими. Платья-пальто могут быть разнообразными: двубортными или с бортами встык, с застежкой или без нее, их шьют без подкладки как платье или как
пальто. Сарафан по покрою напоминает платье, но без рукавов, иногда на бретелях, обычно без воротника, но может быть и с воротником. Длина сарафана обычная или до пола. Сарафан носят с блузкой или жакетом. Платье-халат —один из видов платьев с застежкой спереди сверху донизу. Блузки по форме и крою сходны с верхней частью платья лифом. Блузки могут быть разрезными или цельными, с застежкой спереди или сзади, с рукавами и воротником и без них; носят их заправленными в юбку или поверх юбки. Фигаро — это очень короткий жакет с длинными или короткими рукавами. Длина жакета до линии талии или чуть выше. Спереди фигаро состоит из двух частей с застежкой или без нее. Носят фигаро поверх блузки с юбкой, брюками, а также с платьем. Безрукавки и жилеты — разновидность жакета без рукавов, длиной до линии бедер или чуть ниже линии талии, с воротником или без него. Жилет спереди обязательно разрезной, а безрукавка может быть разрезной или цельной. Носят безрукавки и жилеты поверх блузки с юбкой, брюками или платьем.
Юбки — одежда разнообразных форм, с поясом широким, узким или на корсаже, с застежкой или с запахом, шьют их без подкладки и на подкладке. Юбки-брюки — это очень широкие брюки, внешне сходные с юбкой, со складками спереди и сзади. Брюки — поясная одежда различных форм и различной длины, на поясе, обычно с застежкой с боков. Длинные брюки носят навыпуск или заправленными в обувь. Брюки до колена и до икр называют соответственно бриджами, гольфами, а короткие выше колен — шортами.
Пляжный ансамбль — комплект одежды, состоящий из купального костюма, сарафана, халата, блузки, юбки, головного убора и других предметов, предназначенных для пляжа. Комбинезон состоит из лифа с брюками различной длины. Комбинезоны могут быть с рукавами и воротниками или без них, отрезными по линии талии или цельными, разрезными спереди или на спине, с застежкой спереди, сзади или сбоку. Полукомбинезон состоит из брюк с нагрудной частью лифа и на бретелях. Пелерина — это одежда без рукавов и с вырезом пройм различной формы. Длина пелерины может быть до линии груди, талии, бедер, до колена, до пола. Перед разрезной с застежкой или без нее. Пелерины могут быть самостоятельной одеждой или дополнять платье, сарафан, платье-костюм, платье-пальто. Фартуки и передники — защитная одежда разнообразных форм, закрывающая фигуру человека частично или полностью. Передник закрывает только перед фигуры.
Белье швейное в зависимости от назначения подразделяют на носильное, постельное, столовое. Белье носильное классифицируют по ряду признаков: по материалу — на хлопчатобумажное, льняное, шелковое; по назначению — на верхнее и нижнее; по половозрастному признаку — на женское, мужское, детское для школьного, дошкольного, ясельного возраста и для новорожденных; по размерам, ростам, видам и фасонам. Белье постельное — простыни, пододеяльники, наволочки и стеганые одеяла. Столовое белье — скатерти, салфетки, полотенца.
Головные уборы —шляпы, шляпы-панамы, шапочки детские, чепцы, капоры, панамки, фески, кепи, фуражки, береты, тюбетейки, жокейки, матроски, шляпы ворсовые, шерстяные, велюровые, замшевые, соломенные, шлемы.