Товарная экспертиза. Цели, задачи, объекты, субъекты, принципы.
"Экспертиза (от фр. espertise, от лат. espertus - опытный) - исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в областях науки, техники, экономики, торговли и других".
В зависимости от области профессиональной деятельности различают следующие важнейшие группы экспертизы: товарная, технологическая, судебная, юридическая, врачебно-трудовая, медицинская, бухгалтерская (аудиторская), экологическая и др.
Предметомтоварной экспертизы является экспертиза потребительских товаров, ее важнейшие структурные элементы.
Товарная экспертиза- оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.
При проведении экспертизы оценке могут подвергаться все основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная или только их часть.
Экспертная оценка- совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик потребительских товаров или других объектов, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям и/или товарной информации. При экспертной оценке требования к характеристикам товаров или иных объектов могут устанавливаться не только нормативными документами, но и экспертами.
При этом под товарной информацией следует понимать сведения, указанные на маркировке, в товарно-сопроводительных документах и/или других источниках информации (нормативных, технических документах, учебной, научной, справочной литературе и т. п.). Подробнее товарная информация рассматривается в дисциплине "Теоретические основы товароведения потребительских товаров".
Экспертной оценке могут подвергаться единичные экземпляры, упаковочные единицы товаров, а также товарные партии. Наиболее часто проводится товарная экспертиза именно товарных партий, которые определяются как совокупность единичный экземпляров и/или упаковочных единиц, объединенных общностью признаков: единовременностью выработки, общностью сырья, производства, едиными транспортными средствами.
Цель товарной экспертизы- проведение количественных и порядковых оценок основополагающих характеристик товара, а также процессов, которые влияют на них, но зачастую не поддаются непосредственному измерению и основываются на суждениях специалистов-экспертов.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:правильно выбирать свойства, показатели ассортимента и качества товаров с учетом конкретных целей экспертизы; выявлять соответствие действительных значений показателей установленным требованиям; определять предполагаемые значения показателей качества и/или коэффициентов их весомости; измерять количественные и определять стоимостные характеристики товаров; осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее для целей экспертизы; анализировать и оценивать полученные данные для составления заключений или рекомендаций.
Принципы товарной экспертизы.При проведении экспертизы эксперты должны соблюдать принципы объективности, компетентности, независимости, системного подхода, эффективности, безопасности для потребителей и окружающей среды.
Объективность заключается в предупреждении и/или устранении субъективизма при проведении экспертных оценок. Соблюдать этот принцип непросто, так как в основе экспертных оценок, осуществляемых отдельными экспертами, изначально заложены элементы субъективизма. Каждый эксперт отличается индивидуальными вкусами, взглядами, определенной профессиональной компетентностью и другими особенностями личности, что неизбежно влияет на характер и уровень экспертных оценок. Для преодоления субъективизма применяются определенные средства и методы, обучение которым имеет чрезвычайно важное значение. Независимость экспертов является важнейшим принципом, на котором базируется их объективность. Сущность принципа состоит в том, что эксперт должен быть независим от любых заинтересованных в результатах экспертизы сторон. Заинтересованной стороной могут быть и изготовители, и продавцы товаров, и потребители.
Компетентность экспертов обеспечивается их подготовкой в определенной области товароведных знаний и опытом работы с товаром. Для проведения товарной экспертизы необходимо в первую очередь глубокое знание товаров, их химических, физических и физико-химических свойств, а также процессов, влияющих на эти свойства. Кроме того, эксперт должен хорошо разбираться в вопросах технологии производства товаров, организации и учета товародвижения, коммерческой деятельности, ценообразования, документоведения, маркетинга, менеджмента, права.
Системный подход необходим эксперту при любых экспертных оценках. Сущность его заключается в обобщении, группировке и приведении в определенную систему данных, необходимых для проведения экспертизы. Например, при экспертной оценке товаров очень важно уметь отнести их к определенной группе, подгруппе, виду, разновидности или типу. Такая систематизация должна основываться на правильном выборе признаков группировки и/или классификации. При этом очень важно, чтобы эти признаки носили принципиальный, а не случайный характер.
Принцип эффективности заключается в том, что окончательные результаты товарной экспертизы должны способствовать рациональному использованию товара, организации оптимального товародвижения и сокращению расхода сырья, материалов, электроэнергии, затрат труда, а также материальных и товарных потерь.
Безопасность товаров или связанных с ними торговых услуг является одним из важнейших принципов, на котором базируется их экспертиза.
При проведении товарной экспертизы эксперты обязательно должны учитывать реальную и/или предполагаемую степень вреда, который наносят или могут нанести в дальнейшем товары и связанные с ними торговые услуги жизни, здоровью и имуществу потребителей, а также окружающей среде. Принцип безопасности положен в основу экологической экспертизы, в задачи которой входит оценка безопасности товаров для потребителя и окружающей среды.
В качестве субъектов товарной экспертизы могут выступать физические и юридические лица. Их классифицируют по юридическому статусу, а также по специализации. Физические могут быть кандидаты в эксперты, эксперты, главные эксперты – независимые эксперты; юридические лица – системы: ТПП «Эксперт», сертификации ГОСТ Р, экспертные группы, а также дегустационные советы и комиссии.
Основными объектами ТЭявляются потребительские товары (продукция, реализуемая потребителю и используемая им для личных целей). Однако в ряде случаев при проведении комплексной экспертной оценки возникает необходимость ввести дополнительные объекты ТЭ, к которым относятся сырье, материалы, полуфабрикаты; документы; технологические процессы по производству, хранению, транспортированию, подготовке к реализации; услуги по упаковыванию, маркированию, послепродажному обслуживанию; определение стоимости товаров; правила эксплуатации или использования потребителем. Классификация объектов ТЭ представлена на рисунке.