Качество и конкурентоспособность товаров. Влияние различных факторов на конкурентоспособность товаров (качество, цена, этапы жизненного цикла, тип рынка и др.)
Качество продукции— это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением. Оно формируется на различных этапах производства и характеризуется рядом показателей: надежностью, долговечностью, функциональностью, эстетичностью.
Качественная продукция обладает высокими потребительскими свойствами, становится предметом повышенного спроса, полно удовлетворяет потребности. Поскольку показатели качества затрагивают интересы как производителей продукции, так и ее потребителей, которые могут не совпадать, оно должно оцениваться с точки зрения интересов общества, когда приоритет остается за потребителем. Общество признает только реальное повышение качества, то есть реализуемое в потреблении.
Классическими факторами, влияющими на качество продукции являются: моделирование или проектирование продукции, качество сырья, технологических процессов и оборудования, уровень стандартизации продукции, субъективные факторы ответственности и квалификации персонала.
Факторами, способствующими сохранению качества являются маркировка, упаковка, транспортирование и условия хранения.
В литературе идет достаточно резкий спор в определении понятия качества. Американский ученый Адлер считает, что качество – это то, что удовлетворяет (в данный момент, различные слои населения)
Отечественный ученый Фатхурпинов отличает значимость экономических аспектов в определении качества: «качество – это одна сторона, стоимость для потребителя – другая». Здесь отражено менение что очень дорогой товар с недоступной ценой не может быть назван качественным.
Японский ученый Исикава отмечает: «регулирование затрат и управление качеством – две стороны одной медали».
Японский ученый Тагути: «качество – это потери, нанесенные обществу».
Качество и конкурентоспособность (КС) понятия неоднозначные, хотя качество продукции является определяющим фактором в формировании конкурентоспособности. Качество – это фактор, который требует постоянной работы и не имеет верхних границ улучшения.
Факторы, влияющие не конкурентоспособность продукции:
1. коммерческие факторы – цена, условия поставки и платежей, ответственность и культура продавца, имидж торгового предприятия, платежеспособный спрос.
2. организационные факторы (внутри рынка) – приближенность к покупателю, сервис товаров, сервис магазина, реклама, информация, работа по ФОССТИС
3. рыночные факторы – здесь учитывается тип рынка, активность конкурентов, емкость рынка, состояние и перспективность рынка.
4. государственная политика – антимонопольная деятельность, финансовая поддержка передовых или инновационных предприятий, лицензирование деятельности, стимулирование конкуренции.
5. внутренние показатели качества продукции – они затрагивают технические показатели, себестоимость, экономичность, надежность ремонта с наличием запасных частей, потребительские свойства, новизна.
Показатели конкурентоспособности продукции:
1. Нормативные параметры. Они характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать.
2. Технические параметры. Они включают:
а) параметры назначения - свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять;
б) эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций;
в) конструктивные параметры, отражающие конструктивно-технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров;
г) эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара.
3. Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение и др.
Стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребности, покупатель в тоже время придает большое значение всем затратам, которые будут с этим связаны.
4. Организационные параметры включают:
а) систему скидок;
б)условия платежей и поставок;
в) комплектность поставки;
г) сроки и условия гарантий и т. д.
Совокупность организационных параметров также выступает как важная компонента конкурентоспособности товара.
Виды конкуренции (соперничество) могут быть различными и классифицируются по следующим признака:
1. по силе выражения (интенсивности) различаются:
привлекательную, когда она слабая, есть свободный вход и выход с рынка, конкурентов мало;
умеренная конкуренция, когда конкуренция есть, но каждый конкурент имеет свою прибыль и свою нишу рынка
ожесточенная, когда нет свободного входа на рынок, конкурентов много и идет конкурентная борьба за выживание и на каждом рынке товаров есть свой уровень конкуренции
2. по иерархии различают конкуренцию
государственную (на уровне отдельных государств) за рынки сбыта, сырье и т.д.
отраслевую – межотраслевую конкуренцию, внутриотраслевую конкуренцию (между фирмами);
личностная конкуренция
3. по методам конкуренции различают:
неценовая, когда повышают качество продукции, улучшают сервис и дизайн и уменьшают затраты, не маневрируя ценами;
ценовая конкуренция, когда снижают/повышают цены в зависимости от спроса и платежеспособного спроса. Нежелательным является применение демпинговых цен (ниже себестоимости) – это не приветствуется конкурентами. Скрытая конкуренция, когда улучшают качество, увеличивают затраты, но не повышают цены.
добросовестная, когда конкуренты соблюдают законы и правила игры;
недобросовестная конкуренция, когда дискредитируют конкурентов, вводят в заблуждение потребителей по поводу продукции конкурентов, недобросовестная реклама с некорректными сравнениями, промышленный шпионаж, переманивание специалистов, нарушение законов