Осуществление стратегии и контроль
Разработка рекомендаций по выработке стратегии должна всегда вестись бок о бок с разработкой плана осуществления стратегии и определения критериев оценки и контроля осуществления стратегии, Последовательному осуществлению этих операций могут способствовать следующие вопросы:
1. Какие внутренние и внешние стейкхолдеры заинтересованы в успешной реализации стратегического плана?
2. Какие действия необходимо предпринять, чтобы смягчить издержки переходного периода или избежать недовольства стейкхолдеров процессом организационных изменений?
3. Имеются ли в достаточном количестве организационные ресурсы (капиталы, люди, технологии, время) для осуществления разработанных вами рекомендаций? Если нет, как организация сможет получить необходимые ресурсы?
4. Обладает ли организация соответствующими системами, структурами и процессами для выполнения ваших рекомендаций? Если нет, как организация сможет провести соответствующие организационные изменения?
5. Каков необходимый временной интервал для осуществления стратегического плана? Что менеджеры должны сделать в течение месяца, квартала, года и т.д.?
6. Какие результаты или изменения должны быть достигнуты и первую очередь, какие — во вторую? Как руководители узнают, что события развиваются в соответствии с планом? Другими словами, достижение каких промежуточных целей предполагает ваш стратегический план?
7. Какие вы сделали прогнозы относительно развития внешнего окружения организации, какие изменения переменных внешнего окружения потребуют корректировки стратегического плана?
Анализ конкретных ситуаций предполагает как групповую, так и индивидуальную работу. Работа группы чаще всего осуществляется в классе и предполагает обсуждение задания и поиск решения проблем посредством дискуссии в малых группах с последующим обсуждением результатов, полученных в разных группах, и оценки сильных и слабых сторон предложенных решений, как участниками обсуждения, так и преподавателем. Результаты индивидуальной работы чаще всего представляются в письменном виде. Однако при этом надо стремиться к ясности изложения, краткости. Необходимо также отвечать по существу на поставленные вопросы, избегать воспроизведения хорошо известных принципов и общих мест, а также чрезмерной детализации изложения. Необходимо обращать внимание на логику изложения и структуру работы, которая должна способствовать, а не препятствовать адекватному восприятию основных идей, представленных и конкретной ситуации.
Представленные далее конкретные ситуации отражают основные проблемы стратегического менеджмента, изложенные в теоретической части, и позволяют попрактиковаться в стратегическом анализе. Такая практика предполагает, прежде всего, ответы на вопросы, поставленные в конце каждой конкретной ситуации, и выработку альтернативного плана действий или систематизацию аргументов, которые позволяют оценить ситуацию и разрешить ее наилучшим образом. С помощью справочной табл. 22 можно выбрать ситуации, иллюстрирующие те или иные теоретические разделы курса стратегического менеджмента.
Таблица 22
Использование конкретных ситуаций для изучения
Теоретических разделов стратегического менеджмента
Наименование конкретной ситуации | Внешняя среда стратегических изменений | Принятие решений в стратегическом управлении | Анализ конкурентного окружения | Анализ организационных ресурсов | Стратегии делового и корпоративного уровней | Анализ системы стратегических стейкхолдеров | Корпоративные стратегии слияния и приобретения | Стратегии международного развития корпораций | Антикризисные стратегии корпораций | Оценка стратегий и их осуществимости | Стратегии организационных изменений |
1.Отель «Лазурный берег» | ▲ | ▲ | ▲ | ||||||||
2.Daewoo хочет уйти, но с деньгами | ▲ | ||||||||||
3.Фотоаппараты и прицелы | ▲ | ▲ |
Продолжение табл. 22
4.Акулы академического бизнеса | ▲ | ▲ | |||||||||
5.Карьера завода | ▲ | ▲ | ▲ | ||||||||
6.Английский пациент | ▲ | ▲ | |||||||||
7.АНПО «Холод» | ▲ | ▲ | ▲ | ||||||||
8.Стратегия адаптации «VIP» | ▲ | ▲ | ▲ | ||||||||
9.Отсечение лишнего | ▲ | ||||||||||
10.Сотовая связь раздавила пейджинг | ▲ | ▲ | |||||||||
11.Московская нефтяная выходит на рынок | ▲ | ▲ | ▲ | ||||||||
12.Кофейку не желаете? | ▲ | ▲ | |||||||||
13.Районный совет «БЕНЕРИ» | ▲ | ||||||||||
14.ОАО «АМЕТ» | ▲ | ▲ |
ОТЕЛЬ «ЛАЗУРНЫЙ БЕРЕГ»
Долгое время отель «Лазурный берег» предлагал «рай» отдыхающим. Под умелым руководством Джорджа Смитта отель, расположенный в Италии, получил хорошую репутацию. Смерть господина Смитта поставила под угрозу будущее отеля. Руководство делом перешло в руки Мэри Смитт, двадцатишестилетней дочери мистера Смитта. Ранее Мэри закончила двухгодичный курс подготовки в школе гостиничного дела.
Дело отца необходимо было продолжать, и Мэри начала изучать работу отеля «Лазурный берег». Отель имел 25 спален, восемь из них с ваннами, обеденный зал на 60 человек, зал для торжеств на 200 человек, общий бар для отдыха с видом на море, бар в подвале и игровую комнату для детей. Она узнала, что в последние годы дело не расширялось, а прибыли реально уменьшились. Само здание отеля в некоторых местах выглядело ветхо.
Рассмотрев финансовые показатели, Мэри обнаружила, что в 1995 г. оборот отеля был чуть больше 110 тыс. ам. долл. Это соответствовало среднему показателю по отрасли для данного количества комнат. Структура оборота в процентах приведена в табл. 23.
Без сомнения, кухня была сильной стороной отеля.
Кроме «Лазурного берега», на курорте было еще два отеля, и казалось, что дела там шли хорошо. Мягкий климат означал шестимесячный туристический сезон. «Лазурный берег» оставался открытым в течение всего года. В осенне-зимний сезон в отеле останавливалось небольшое число туристов. Мэри было ясно, что «Лазурный берег» выживал за счет репутации и кухни.
Таблица 23
Структура оборота отеля «Лазурный берег»(%)
Статья расхода | «Лазурный берег» | В целом по отрасли |
Питание | ||
Проживание | ||
Напитки | ||
Прочее | ||
Всего | 100% | 100% |
Тем не менее отель внутри и снаружи требовал обновления. Мэри решила обратиться в «Кольт» (английское консалтинговое агентство) за советом.
«Кольт» предложил провести изменения: семнадцать спальных комнат без ванных превратить в десять комнат с ванными за 94 тыс. долл.; косметический ремонт оставшихся спален и общих залов стоил бы еще 35 тыс. долл.; дополнительно предусматривалась установка системы центрального отопления за 10 тыс. долл.
Сумма вложений показалась Мэри шокирующей. Она успокоилась, когда узнала, что «Кольт», скорее всего, окажет субсидию в 36% стоимости. Более того, Мэри обнаружила, что ее отец положил на счет в банке свыше 20 тыс. долл. на модернизацию отеля. Теперь Мэри должна была решить, какую рыночную политику она выберет на будущее.
Вопросы
1. Какие факторы внешней среды оказывают влияние на отель «Лазурный берег»?
2. Как Вы охарактеризуете уровень неопределенности внешней среды?
3. Какую стратегию может избрать отель «Лазурный берег» для взаимодействия с окружающей средой?
2. DAEWOO ХОЧЕТ УЙТИ, НО С ДЕНЬГАМИ