Гигиеническая оценка условий труда по показателям вредности и опасности факторов. Классификация условий труда.

Гигиеническая оценка условий и характера труда на рабочих местах проводится с целью:

1) контроля условий труда работника на соответствие действующим нормативным документам по охране труда (СН, ГОСТов и т.п.);

2) установления приоритетности в проведении оздоровительных мер и оценки их эффективности;

3) аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;

4) применения мер административного воздействия при правонарушениях, а также привлечения виновных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности;

5) установление уровней профессионального риска для разработки профилактических мероприятий и обоснования мер социальной защиты работающих и т.д.

Гигиеническая оценка условий труда проводится на основании положений Руководства Р2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда…»

Гигиенические критерии оценки условий труда – это критерии, оценивающие степень отклонения фактических параметров показателей факторов производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов с помощью показателей. Гигиенические нормативы представлены в нормативных правовых документах по охране труда (СН, ГОСТ, СанПиН и т.д.)

Отклонения фактических параметров показателей факторов от гигиенических нормативов могут привести к функциональным изменениям в организме человека в результате вредного воздействия факторов.

Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса:

1-й класс – оптимальные условия труда;

2-й класс – допустимые условия труда.

1-й и 2-й классы соответствуют безопасным условиям труда.

3-й класс –вредные условия труда.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на четыре степени вредности: 3.1; 3.2; 3.3; 3.4.

Выраженность изменений в организме работников проявляется в ухудшении их состояния здоровья, например, в неблагоприятном состоянии некоторых органов, систем, а также в развитии профзаболеваний разных форм (легких, средней тяжести и т.п.).

4-ый класс– опасные (экстремальные) условия труда.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе, но не более 40 часов в неделю, в течении всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами, в процессе работы или отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

В гигиенических критериях даны понятия 1,2,3 и 4 классов условий труда.

1 класс – оптимальные условия труда –такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

2 класс – допустимые условия трудахарактеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, и которые не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем или отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомства.

Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.

3 класс – вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений (последствия) в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности (3.1; 3.2; 3.3; 3.4).

4 класс – опасные (экстремальные) условия труда, характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействия которых в течении рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Заметим, что работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением законов Российской Федерации («Об охране здоровья граждан», «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и т.д.).

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий и т.п.

В тех случаях, когда по обоснованным технологическим причинам работодатель не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, органы Госсанэпидслужбы могут разрешить работу при обязательном использовании средств индивидуальной защиты и ограничения времени воздействия на работников вредных производственных факторов (защита временем).

При этом каждый работник должен получит полную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, о необходимых средствах защиты, режимах труда и отдыха.

Гигиенические критерии могут иметь различные формы выражения:

- абсолютная форма:

1) ФП – ГН < Пк

2) ФП ≤ ГН → ФП – ГН ≤ 0 и т.д.,

где ФП – фактический параметр показателя производственного фактора;

ГН – гигиенический норматив показателя производственного фактора (нормативное значение);

ПК – показатель оценки (устанавливает класс условий труда).

- относительная форма:

1) ФП / ГН ≤ 1;

2) ФП / ГН = (Пк1 ÷ Пк2);

3) ФП / ГН ≤ Пк, и т.д.,

где Пк1 и Пк2 - границы показателя оценки.

- альтернативная форма:

1) ФП ≤ Пк;

2) ФП ≥ Пк;

3) ФП < Пк * ГН и т.д.

Рассмотрим примеры.

I) Определение класса условий труда в зависимости от содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

1) Если Кф / ПДК ≤ 1, то класс – допустимый,

здесь ГН = ПДК

2) Если Кф / ПДК = (1,1 ÷ 3,0), то вредный класс I степени (3.1),

где Кф – фактическая концентрация вещества;

ПДК – предельно допустимая концентрация вещества.

II) Определение класса условий труда по показателю тяжести трудового процесса – «подъем и перемещение тяжести постоянно…»

1) Если масса до 3 кг (для женщин), то – оптимальный класс;

2) Если масса до 10 кг (для женщин), то вредный класс I степени (3.1).

Рассмотрим алгоритм оценки условий труда работника по степени вредности и опасности.

1. Определяются фактические параметры (значения) показателей производственных факторов среды и трудового процесса различными методами (расчетом, измерением).

2. Установление класса условий труда по показателям каждого фактора производственной среды (шум, вибрация, освещение, микроклимат, инфразвук и т.д.)

3. Установление класса условий труда по отдельным показателям тяжести трудового процесса.

4. Установление класса условий труда по отдельным показателям напряженности трудового процесса.

5. Установление общей гигиенической оценки условий труда, т.е. класса условий труда.

Гигиеническая оценка и классификация условий труда проводится по каждому фактору производственной среды и трудового процесса.

Градация условий труда в зависимости от степени отклонения действующих показателей факторов производственной среды и трудового процесса от гигиенических нормативов представлены в соответствующих таблицах (по производственным факторам) Руководства.

Общая оценка условий труда устанавливается:

- по наиболее высокому классу и степени вредности;

- при сочетании 3-х и более факторов, относящихся к классу 3.1, общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;

- при сочетании 2-х и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 – условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше.

Рассмотрим примеры.

I Задача – определить классы условий труда в зависимости от уровней шума.

Допустим, что предельно допустимый уровень шума на рабочем месте программиста, а точнее, уровень звука, в дБА, составляет 50 дБА (СН2.2.4/2.1.8.562-96, ГОСТ12.1.003-83).

Рассмотрим следующие варианты:

1) Если уровень звука ≤ ПДУ, то класс условий труда в соответствии с Гигиеническими критериями – допустимый (класс 2) (УЗ ≤ ПДУ, где ГН ≡ ПДУ).

2) Если уровень звука превышает ПДУ до 5 дБА, то класс условий труда – вредный первой степени (класс 3.1) (УЗ – ПДУ ≤ 5).

3) Если уровень звука превышает ПДУ больше, чем на 35 дБА, то класс условий труда – опасный (класс 4) (УЗ – ПДУ > 35)

II Задача – определить общую оценку условий труда, если класс условий труда по факторам производственной среды – 3.1, класс условий труда по тяжести – 2; класс условий труда по напряженности труда 3.2.

Общий класс условий труда – 3.2.

§ 12 Человек и его характеристики (качества).

Человек – сложная, целостная, саморегулирующая и само обновляющая система с определенной структурой.

Основной структурой и функциональной единицей всего живого является клетка. Клетки и межклеточные вещества образуют ткани различных видов. Ткани образуют органы, органы – системы органов (функциональные подсистемы и т.д.), а системы органов – целостный организм.

Важнейшей функцией нервной системы является то, что она связывает в единое целое все клетки, ткани, органы, системы организма человека, образуя многоуровневую структуру.

Человека и его характеристики (качества) можно оценивать с нескольких точек зрения.

Во-первых, человека рассматривают как индивид (или индивидуум), т.е. отдельный живой организм (сложную биологическую систему). При этом выделяют физико-биологические параметры.

Во-вторых, человека можно рассматривать как личность. В этом случае рассматривают конкретную совокупность социально значимых черт (социально-психологических качеств), человека оценивают как специалиста. В этом случае говорят о профессиональных качествах.

Психологические и психофизиологические качества (параметры) характеризуют человека как субъекта деятельности.

О человеке говорят как об индивидуальности, т.е. о неком своеобразном сочетании, комплексе отдельных, особых качеств человека.

Единичный (конкретный) человек как индивидуальность может быть представлен структурой его свойств (качеств), состоящей из его свойств как личности, специалиста, субъекта деятельности и его природных качеств как индивидуума (свойства находятся в единстве и во взаимосвязи).

В аспекте безопасности нас в большей степени интересует индивидуальность человека.

Индивидуальные качества характеризуют не только человека, но и его поведение, т.е. формы взаимодействия с окружающей средой.

Человек (индивидуальность)
Воздействия качества (характеристики)

Ограничения состояние

поведение

Выделим (условно) следующие группы качеств (характеристик) человека:

1) биологические качества (характеристики безусловных рефлексов, т.е. врожденных форм поведения и т.д.).

Безусловные рефлексы делятся на четыре группы: оборонительные или защитные; пищевые; половые; ориентировочно-исследовательские.

2) Физиологические качества (характеристики сердечно-сосудистой системы, пищевой системы и т.д.)

3) Психологические (психофизиологические) качества (концентрация внимания, наблюдательность, сенсомоторная координация, эмоциональная устойчивость, склонность к риску, мотивация, мышление и т.д.)

4) Антрометрические характеристики (статические и динамические характеристики (размеры) частей тела человека и т.д.)

5) Социальные качества (ценности, социальные контакты и т.д.)

6) Профессиональные качества (знание, умения, опыт, навыки)

7) «Анкетные» характеристики (возраст, пол, образование и т.д.)

8) Состояние человека (физическое, психологическое и т.д.)

Для обеспечения безопасности человека из всего многообразия качеств (характеристик) человека нужно выделить те качества и их сочетания, которые способствуют (или усиливают) предрасположенность человека к опасности или, наоборот, уменьшают ее.

На основании исследований (на базе инструментальных, тестовых методик, испытаний, анализа несчастных случаев и т.д.) была выделена следующая классификация групп факторов, определяющих способность человека противостоять опасности в процессе труда:

1) чисто биологические факторы (вытекают из природных свойств человека, связаны с комплексом безусловных рефлексов, которыми человек неосознанно отвечает на опасности, угрожающие его организму);

В основе безусловных рефлексов лежит принцип: поступающая информация от рецепторов непосредственно переключается на исполнительные органы.

2) факторы, определяющие особенности психического отражения и психических функций человека, т.е. психофизиологические качества и состояния человека;

3) факторы, вытекающие из опытачеловека, его навыков, знания, умений;

4) факторы,характеризующие направленностьчеловека, т.е. его мотивы, интересы, установки и т.п., т.е. психологические качества.

Анализируя причины аварийности, травматизма было установлено, что организационно-психологические причины составляют 60-90% от всех причин. К организационно-психологическим причинам относят низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка работников на подготовку по вопросам безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском, состояние утомления или другие психические состояния.

Поэтому, для обеспечения безопасности человека особое внимание обращают на психологические процессы (ощущения, восприятия, память и др.), качества и состояния.

Анализ результатов исследований (в основном тестовых испытаний) выявил следующие психологические показатели (отрицательные),определяющие предрасположенность человека к опасности: недостаточная сенсомоторная координация, низкая скорость и точность реагирования, низкие качества внимания, чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску, эмоциональная неуравновешенность (устойчивость), свойства темперамента (медлительность, агрессивность), причем склонность к риску выделен как наиболее яркий показатель.

Среди психологических показателей личности, влияющих на безопасность, труда занимает самое важное место, точнее сказать, система потребностей, мотивов и интересов личности. Именно эта система определяет причины поведения личности, помогает объяснить принимаемые решения.

В трудовой деятельности проявляются следующие пять основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность и нивелирование в трудовом коллективе.

Мотив – то, почему действует человек, внутреннее побуждение (желание) к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей (ради чего человек делает?).

Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается материальная выгода (заработанная плата, премии) и социальная выгода (самоутверждение, престиж и т.д.).

Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более мягкий способ выполнения задания, при котором требуются меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение. Такими способами обычно являются те, для выполнения которых у человека выработаны навыки, или которыми он лучше владеет.

Мотив удовлетворенности проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Проявление этого мотива зависит от ценностей, склонностей, интересов работника. Такой мотив особенно силен тогда, когда профессия соответствует направленности работника, представляется ему престижной.

Мотив «нивелирования" проявляется в стремлении действовать с учетом мнения работников, в стремлении быть не хуже других.

Мотив безопасности заключается в избежании опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью понимается не только производственные факторы, но и материальные опасности (связанные с поломкой техники, лишением премии, понижением в должности и т.д.), а также организационные опасности (административные наказания, потеря уважения и т.д.).

Все вышеперечисленные мотивы в той или иной мере присутствуют в трудовой деятельности каждого работника, однако, роль и вес (сила) каждого мотива в общей мотивации у разных работников неодинаковы.

Мотивы побуждают работника к определенному поведению, например, идти на нарушение требований безопасности труда.

Для того, чтобы работник (как главный элемент системы «ЧМС») выполнял функции (действия) в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности или в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности, необходимо сделать так, чтобы мотивы побуждали бы работника к этому. Сделать это можно, усилив необходимые мотивы. Из всех перечисленных мотивов наибольший интерес представляет мотив безопасности, но и немалую роль в поставленной задаче могут сыграть и другие мотивы (выгоды, удобства, удовлетворенности).

Мотив может быть усилен за счет дополнительного стимулирования (морального и материального), что подтверждается психологическими исследованиями. Кроме того, на силу мотива могут оказывать влияние навык, знания, умения работника, социальные контакты, отношение между работниками и т.д.

Человек социален, поэтому общество формирует его потребности.

Количество и разнообразие потребностей человека огромно. Выделяют первичные потребности, т.е. вызванные физиологией человека: в пище, воде, воздухе, сне и др., которые обеспечивают его существование как биологического вида (жизненно важные потребности).

Вторичные потребности вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта. Они намного разнообразнее первичных. Примеры: сохранение устойчивости, контакт с окружающими и т.п.

Все множество потребностей личности составляет мотив деятельности индивида.

Интересы человека не менее значимы для безопасной деятельности работника.

Рассмотрим взаимосвязь понятий «потребность-мотив-интерес».

Усиление интереса к работе

Мотив
Интерес
Потреб-ности
Объект интереса
Цель деятельности

Признание, Интерес к Технология Например,

Степень удовлетворения потребностей
самовыражение технологии заработать

деньги

Для каждого человека существует оптимальный уровень мотивации, дающий максимальную производительность труда.

Важную роль в поведении человека, в результатах его деятельности играют социальные качества человека. К ним относятся: нормы и ценности человека; социально определенную цель его деятельности; занимаемый человеком социальный статус, выполняемая социальная роль, социально-психологические особенности человека и т.д.

Способность работника противостоять производственным опасностям определяется физическим и психологическим состояниями.

На условия и безопасность труда, на эффективность и надежность работы человека оказывают влияние антропометрические характеристики человека.

Антропометрические характеристики определяются размерами тела человека, его отдельных частей. Используются для проектирования наиболее рациональных, а значит и безопасных условий труда. Характеристики позволяют рассчитывать пространственную организацию рабочего места, устанавливать зоны досягаемости и видимости, размеры конструктивных параметров рабочего места и приспособлений (высота, ширина, длина, глубина и т.п.).

Антропометрические характеристики подразделяются на динамические и статические.

Наши рекомендации