Безопасность технологических процессов и производств
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
УЧЕБНАЯ(по технологическим процессам на промышленных предприятиях)
вид практики
Направление подготовки (специальность)
Техносферная безопасность»
код и наименование направления
Профиль подготовки (уровень бакалавриата)
Безопасность технологических процессов и производств
Квалификация (степень) выпускника
________________бакалавр_________________
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 12.09.2013 № 1061)
Форма обучения
Очно, заочная
(очная, очно-заочная, заочная)
Пермь, 2016
Программа практики составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования направления подготовки/специальности 20.03.01 «Техносферная безопасность»
Разработчик: к.т.н. доцент Крашевский Л.В
Ученая степень, должность, Ф.И.О.
Рецензенты к.т.н. доцент директор ООО «Текос» Ковин М.И.
Рабочая программа дисциплины рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности.
Протокол от 29.04.2016 г. № 8.
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании методической комиссии инженерного факультета _04.05.2016 , отвечающего за подготовку выпускника данного направления подготовки/специальности. Протокол от 04. 05. 2016 г. № 9.
Согласовано:
1. Культурно-информационный центр ______________/__________
«__» _______ 2016 г.
2. Отдел качества и информатизации ______________/_____________
«__» _______ 2016 г.
© ФГБОУ ВО Пермская ГСХА,2016
© __________, 2016 Ф.И.О. разработчика
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Место практики в структуре ОПОП
Цель практики
Задачи практики
1.4. Место практики в профессиональной подготовке выпускника
Вид практики
Способы проведения практики
Формы проведения практики
Место и время проведения практики
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Структура практики
Содержание практики
Организация практики
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
(ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРАКТИКЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ,
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) бакалавриата. Направлена на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО) и ОПОП вуза.
Место практики в структуре ОПОП
Учебная практика базовом профессиональном цикле. Прохождение учебной практики студентами направлено на приобретение практических знаний и навыков работы по направлению подготовки, ознакомление с системами безопасности предприятий, работой по обеспечению безопасности труда, приобретение навыков применения средств индивидуальной защиты,первичных средств пожаротушения. Учебная практика является основой профессионального образования студентов и дает представление об основных задачах профессиональных дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Надзор и контроль в сфере безопасности», «Теория горения и взрыва», «Ноксология», «Электробезопасность», «Система защиты среды обитания», «Управление техносферной безопасностью».
Цель практики
Основной целью учебной практики является закрепление теоретических знаний и практическое знакомство с действующей системой обеспечения безопасности на объектах хозяйственной деятельности, приобретение студентами практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.
ОК-15: готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
ПК-16: способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов.
Задачи практики
· Изучение технологической схемы предприятия, процессов производства, аппаратов, машин и механизмов, состава перерабатываемого и добываемого сырья и получаемых продуктов.
· Изучение источников вредных и опасных факторов на объектах хозяйственной деятельности, аварийной опасности предприятий и их структурных подразделений.
· Знакомство с работой систем безопасности и оптимизации условий труда, технических методов и средств защиты персонала от опасных и вредных факторов.
· Знакомство с нормативными документами по безопасности труда, промышленной безопасности.
· Изучение работы служб и должностных лиц по охране труда, их функций, системы управления охраной труда на предприятии, ответственных за технику безопасности.
· Освоение порядка проведения и оформления вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового и целевого инструктажей, порядка освидетельствования, приема и сдачи оборудования и установок после ремонта, приема и сдачи рабочих смен на промышленном объекте в соответствии с требованиями безопасности.
· Приобретение навыков применения средств индивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения, работа с приборами контроля уровня опасных и вредных производственных факторов.
· Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве, изучение причин травматизма, аварий и пожаров на основании актов расследований.
· Ознакомление с системой государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ по охране труда и промышленной безопасности, с системой производственного и общественного контроля за охраной труда.
1.4. Место практики в профессиональной подготовке выпускника
Учебная практика базовом профессиональном цикле. Прохождение учебной практики студентами направлено на приобретение практических знаний и навыков работы по направлению подготовки, ознакомление с системами безопасности предприятий, работой по обеспечению безопасности труда, приобретение навыков применения средств индивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения. Учебная практика является основой профессионального образования студентов и дает представление об основных задачах профессиональных дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Надзор и контроль в сфере безопасности», «Теория горения и взрыва», «Ноксология», «Электробезопасность», «Система защиты среды обитания», «Управление техносферной безопасностью».
Вид практики
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Способы проведения практики
ВЫЕЗДНАЯ
Формы проведения практики
а) непрерывно – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных ОПОП В.
Основной формой проведения практики является проведение учебных практических занятий на объектах хозяйственной деятельности, а также самостоятельная работа студентов на предприятиях по выполнению индивидуальных заданий.
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Структура практики
Общая трудоемкость практики составляет _2___ з. е., 14___ дней,2___ (недель(и)).
Содержание практики
Этапы и распределение часов по практике представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Содержание практики
№ п/п | Этапы практики (Указываются разделы (этапы) практики. Например: подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике и т.д.) | Трудоем-кость, дней | Форма текущего контроля | Время проведения и форма промежу-точной аттестации |
Организационное собрание на кафедре по проведению учебной практики. Знакомство с целями и задачами практики. Проведение инструктажа. | За 2 недели до начала практики | Отметка в журнале регистрации инструктажей.Ответственный по практике на кафедре. | ||
Групповое занятие по ознакомлению с с/х предприятиями, на которых будет проходить практика. Прохождение инструктажа по технике безопасности и противопожарнрго инструктажа. | 1-ый день практики | Отметка в путевке. Руководитель учебной практики. | ||
Экскурсии по с/х предприятиям. Знакомство с системами охраны труда,безопасности оборудования и технологических процессов. | 2-6-ой день практики | Ведение дневника практики. Руководитель учебной практики. | ||
Составление отчета по 1-му этапу практики. | 7-ой день практики | Отметка в дневнике практики. Отметка в отчете по практике. Руководитель учебной практики. | ||
Прибытие на предприятие ( в организацию)для выполнения индивидуального задания по учебной практике. Прохождение вводного и первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, получение спецодежды. Знакомство с деятельностью предприятия (организации). | 8-ой день практики | Отметка в путевке. Отметка в журнале регистрации инструктажей. Руководитель практики от предприятия. | ||
Выполнение программы практики: Изучение технологической схемы предприятия; Изучение источников вредных и опасных факторов; Знакомство с работой систем безопасности, методами и средствами защиты персонала; Знакомство с нормативными документами по безопасности труда, промышленной безопасности; Изучение работы служб и должностных лиц по охране труда; Освоение порядка проведения инструктажей; Изучение причин травматизма, аварий и пожаров; Ознакомление с системой контроля по охране труда. | 9-13-ый день практики | Ведение дневника практики. Руководитель практики от предприятия. | ||
Составление отчета по 2-му этапу практики. Получение характеристики от руководителя практики от предприятия. | 14-ый день практики | Отметка в путевке, дневнике практики. Руководитель практики от предприятия. | ||
Сдача отчета по практике. | В соответствии с графиком учебного процесса | Отметка в зачетной ведомости. Руководитель практики от кафедры. |
Организация практики
Руководитель учебной практики от кафедры:
• оформляет студентов на базы прохождения практик;
• устанавливает связь с руководителем практики от организации, пред-приятия и знакомит его с программой проведения практик;
• выдаёт студентам индивидуальные задания на практику;
• готовит договора на прохождение производственной практики и обеспе-чивает их подписание;
• обеспечивает студентов бланками дневников практики;
• принимает участие в распределении студентов по рабочим местам;
• осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и выполнением её содержания;
• оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими инди-видуального задания;
• принимает участие в работе комиссии кафедры по приему отчёта о прак-тике;
• представляет в учебный отдел письменный отчёт по практике.
Руководитель практики от предприятия (организации):
• проводит соответствующие инструктажи по охране труда со студентами;
• заносит в дневник практиканта информацию о проведении вводного ин-структажа по технике безопасности;
• знакомит с Правилами внутреннего распорядка на предприятии;
• обеспечивает студентам доступ к научно-технической, нормативно-правовой и законодательной литературе и документации;
• знакомит студентов с видами деятельности объекта экономики, основ-ными технологическими процессами, машинами, аппаратами и механизмами, выпускаемой продукцией, оказываемыми услугами;
• проводит экскурсии по предприятию;
• оказывает методическую помощь студенту в подготовке отчёта по прак-тике;
• подписывает отчёт студента о производственной практике;
• предоставляет характеристику студента первому руководителю предприятия для составления отзыва о прохождении студентом производственной практики.
Приложение 1
Приложение 1
КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ
Код и название КОМПЕТЕНЦИИ:
ОК-15: готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
ПК-16: способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПО МЕРЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП:
Итоговый контроль сформированности компетенции ОК-15, ПК-16 осуществляется в форме зачета
§ Отчет и защита
§ Проведение конференций по результатам практики
§ Зачет
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
УЧЕБНАЯ(по технологическим процессам на промышленных предприятиях)
вид практики
Направление подготовки (специальность)
Техносферная безопасность»
код и наименование направления
Профиль подготовки (уровень бакалавриата)
Безопасность технологических процессов и производств