Безопасность подъемно-транспортных механизмов (ПТМ)
К грузоподъемным механизмам относятся: грузоподъемные краны всех типов (башенные, козловые, мостовые, портальные, железнодорожные, автомобильные; лебедки; лифты; балочные и полиспастные блоки; электротали и электротельферы, такелаж.
Безопасность подъемно-транспортных механизмов обеспечивается следующими специальными устройствами:
1. Конечные выключатели - мех-мы переключения и подъема крюка при приближении их к крайним положениям.
2. Ограничители грузоподъемности - защита механизмов от перегрузок отключением механизма подъема с изменением вылета стрелы.
3. Тормозные и удерживающие устройства, звуковая, световая и комбинированная сигнализации и дистанционное управление.
Все грузоподъемные машины подвергаются освидетельствованию, включающий осмотр, статические и динамические испытания.
Статические испытания осуществляются перед вводом в эксплуатацию, после монтажа и капремонта - при перегрузке на 10%. При этом груз поднимается на 10 см и выдерживается 10 мин, затем определяются возможные деформации конструкции с применением специальных тензодатчиков.
Динамические испытания - повторно (не менее 2 раз) опускается и поднимается груз, на 10% превышающий номинальный. При этом проверяется действие механизмов, тормозов и конечных выключателей. Груз удерживается в промежуточном положении, результаты фиксируются в специальных журналах. Отдельно по специальным методикам используется такелаж.
Управление и обслуживание грузоподъемных механизмов и машин поручается лицам с 18 лет, годным по состоянию здоровья, прошедшим обучение и аттестацию.
Безопасность внутрицехового транспорта
Для перевозки и перемещения грузов используются транспортеры, электрокары и конвейеры (пластинчатые, скребковые и подвесные).
Все вращающиеся части конвейеров ограждаются, а органы управления обеспечивают хороший контроль и доступ. Конструкции конвейеров исключают падение груза.
У подвесных конвейеров предусмотрены механизмы, удерживающие цепь от падения при разрыве. При наличии нескольких кнопок ПУСК предусмотрена их блокировка при несогласованном пуске. У каждого транспортера или конвейера есть кнопка СТОП для экстренного торможения всей системы.
Безопасность механических станков
На токарных, фрезерных, сверлильных, заточных, шлифовальных и др. станках все шкивы, шестерни, ремни имеют жесткие ограждения. Для осмотра смазки, обслуживания имеются съемные ограждения. На токарных - стружкоотводники. Сверлильные станки имеют устр-ва, предупреждающие самовольное опускание траверса. Шлифовальные - имеют заточные круги, которые могут разрываться - они ограждаются сплошными кожухами. Зона шлифования защищается специальным прозрачным щитком; имеются местные отсосы пыли. При работе на прессахи молотах возможны повреждения рук при попадании их между пуассоном и матрицей. Поэтому каждый пресс имеет защитное устройство - двуручное включение, ограждение, фотоэлементную защиту. При работе на гильотинных ножницах применяются специальные ограждающие линейки (руки не попадают в зону резания). Круглые пилы имеют специальные устройства, обеспечивающие удержание заготовки.
Электробезопасность
Система организационно-технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредных воздействий эл. тока, эл. дуги, ЭМ поля и статического электричества. Нарушение требований эл-безопасности приводит к эл. травмам.
Электрическая травма - травма, вызванная воздействием эл. тока и дуги. Совокупность таких травм - электротравматизм.
Электрическая установка- совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для пр-ва, преобразования, трансформации, передачи и распределения эл. энергии.
Действующая эл. установка - установка, на которую подано эл. движение.
Причины электротравматизма
1. однофазное (однополюсное) от земли человека к неизолированным токоведущим частям, не ведущим к напряжению.
2. одновременное прикосновение человека к 2 токоведущим неизолированным частям от напряжения.
3. приближение на опасное расстояние человека, неизолированного от земли или к неизолированным токоведущим частям под напряжением.
4. прикосновение человека к металлическим корпусам под напряжением.
5. включение человека.