Потребность в машинах и механизмах, технологической оснастке и материалах. 9

Состав бригады по профессиям.. 10

Решения по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. 11

Схемы операционного контроля качества. 20

Схемы производства работ. 26

Лист ознакомления. 29

1. Общие требования

Технологическая карта на устройство буронабивных свай (далее «Технологическая карта») предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, для работников служб комплектации и технического надзора, а также инженерно-технических работников.

В настоящей технологической карте рассмотрены вопросы устройства фундаментов из буронабивных свай диаметром 350 мм и длиной от 6 до 10 м.

Строительно-монтажные работы по объекту производятся в соответствии с настоящим Проектом Производства Работ при соблюдении Правил и инструкций:

- «Правила безопасности при строительно-монтажных работах».

- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»;

- СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».

- СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции».

- СНиП 12-03-01 «Безопасность труда в строительстве». Часть 1. «Общие требования».

- СНиП 12-04-02 «Безопасность труда в строительстве». Часть II. «Строительное производство».

- ГОСТ 18105-2010. «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности».

- ГОСТ 7473-2011. «Смеси бетонные. Технические условия»

- ГОСТ10180-2012. «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам»

- ГОСТ 12.1.004-91 изм.1. «Пожарная безопасность. Общие требования».

- Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390;

- РД 34.03.284-96 «Инструкция по организации и производству работ повышенной опасности».

- РД 102-011-89 «Руководящий документ. Охрана труда. Организационно-методические документы».

- Федеральный закон № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (принят Государственной Думой 21.07.1997 г.).

- Правила безопасности при работе с инструментами и приспособлениями.

- СП 48.13330.2011 «Организация строительства».

- СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений»;

- «Перечень Приемо-сдаточной документации на объектах строительства»

- РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю».

- РД 11-02-2006 «Требования к составу исполнительной документации».

- Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"

Порядок производства работ

2.1. Работам по устройству буронабивных свай должны предшествовать:

- планировка строительной площадки на заданной отметке;

- геодезическая разбивка осей сооружения;

- подготовка мест для складирования элементов арматурных каркасов, инвентарной опалубки, инвентаря, а также площадок для строительных машин и оборудования.

2.2. Готовность объекта к производству работ по устройству свай определяется представителем строительного контроля, с составлением разрешения на выполняемые виды работ.

2.3. В технологической карте рассматриваются следующие технологические операции по устройству буронабивных свай, выполняемые в следующей последовательности:

- подготовительные работы по стройплощадке;

- бурение скважин;

- установка арматурного каркаса;

- установка бетонолитной трубы;

- бетонирование свай;

- снятие бетонолитной трубы.

Технологические схемы производства работ

Технологические схемы разработаны для технологических операций согласно п. 2.3. При этом принята последовательность выполнения технологических операций, приведенная в таблице 1. Основные этапы устройства свай приведены на рисунке 1.

Геодезическая разбивка

Произвести геодезическую разбивку относительно продольных и поперечных осей трассы.

Результаты разбивки фиксируются специальными знаками-колышками, шнуром и оформляются соответствующим актом.

Для закладки реперов и знаков, закрепляющих оси сооружений, должны быть подготовлены свободные места. Для измерения линий и углов должны быть расчищены полосы шириной не менее 1 м.

Работы по построению на местности геодезической разбивочной основы надлежит выполнять по проекту или схеме, составляемыми в соответствии с генеральным планом объекта строительства. К указанному проекту (схеме) должны быть приложены каталоги (ведомости) координат и, при необходимости, расчеты точности построения основы и чертежи знаков, а также пояснительная записка.

Бурение скважин

Бурение скважин производится с помощью буровой установки, при этом уклон площадки во всех направлениях должен быть не более 0,5%. После установки качательного механизма — стола повторно проверить уклон площадки и в случае отклонений выровнять стол.

Перестропить качательный механизм за передние проушины. Приподнять и наехать на ось сваи, привязываясь к геодезическим закреплениям контуров сваи.

В начале бурения необходимо тщательно выставить ножевую секцию по уровню, так как этим задается дальнейшее направление всей скважины.

После проведения работ по бурению необходимо с помощью погружного насоса откачать из скважины образовавшуюся грунтовую воду (при её появлении).

Между зачисткой забоя скважины и началом бетонирования скважины, включая все промежуточные работы по установке арматурного каркаса, бетонолитных труб и окончательной подготовкой к бетонированию, должно пройти не более 8 часов.

В случае, когда предвидится значительная задержка с началом работ по монтажу каркаса и бетонированию столба, бурение скважины необходимо приостановить, не доходя 1—2 м до проектной отметки забоя.

По окончании бурения следует проверить соответствие проекту фактических размеров скважины, отметки устья, отметки забоя и расположения скважины в плане, а также установить соответствие типа грунта основания данным инженерно-геологических изысканий.

Отметка забоя скважины контролируется лотом, обваливание стенок скважины и поступление воды контролируется визуальным осмотром с использованием ручного фонаря.

Не допускается замер отметки забоя шнеком.

При устройстве буронабивных свай забой скважины должен быть очищен от разрыхленного грунта или уплотнен трамбованием. Уплотнение неводонасыщенных грунтов следует проводить путем сбрасывания в скважину трамбовки (при диаметре 1 м и более - массой не менее 5 т, при диаметре скважины менее 1 м - 3 т).

Очистка забоя от остатков шлама или остатков разрыхленного грунта выполняется вращающимся шнеком без подачи нагрузки.

Уплотнение грунта забоя скважины также может выполняться методом виброштампования, в том числе с добавлением жестких материалов (щебень, жесткая бетонная смесь и т.п.). Трамбование грунта в забое скважины необходимо производить до величины "отказа", не превышающей 2 см за последние пять ударов, при этом общая сумма "отказов" трамбовки должна составлять не менее величины диаметра скважины.

Лишний грунт, образовавшийся при бурении, погружается и вывозится а/самосвалом в место складирования (накопитель), определенное ППР.

Армирование свай

После завершения бурения скважины и ее зачистки производится установка арматурного каркаса сваи согласно рисунку 1. Эта операция производится при помощи автокрана.

При установке каркаса обратить внимание на соответствие проекту высотных отметок верха каркаса.

Не допускается непересечение арматуры каркаса с нижней арматурной сеткой фундамента.

Например: длина каркаса - 10.000 мм, глубина скважины – 9.900. Т.к защитный слой бетона нижней арматурной сетки – не менее 50 мм.

Способ строповки, подъем и опускание арматурного каркаса в скважину должны исключать появление в нем деформаций. Каркас опускают в положении, обеспечивающем его свободное прохождение в скважину. С наружной стороны каркас должен иметь ограничители, обеспечивающие необходимую толщину защитного слоя бетона.

При установке арматурного каркаса на полную глубину скважины следует принимать меры, предупреждающие нарушение структуры грунта в забое скважины. С этой целью нижняя часть каркаса с наружной и внутренней стороны должна быть снабжена двумя кольцами из листовой стали. Концы продольных стержней должны находиться внутри колец.

Арматурная сталь (стержневая, проволочная) и сортовой прокат, арматурные изделия и закладные элементы должны соответствовать проекту и требованиям соответствующих стандартов. Замена предусмотренной проектом арматурной стали должны быть согласованы с проектной организацией.

Для изготовления каркасов применяется арматура периодического профиля А-III Ø16, А-I Ø8, А-I Ø10 по ГОСТ 5781—82.

Арматурные каркасы (в поперечном сечении размером 219 мм) изготавливаются на сварочных постах строительного участка. При изготовлении каркасы разных типов необходимо маркировать краской — каждый тип каркасов отдельным цветом.

При транспортировке и хранении на строительной площадке арматурных каркасов буронабивных свай должна быть исключена возможность их повреждения. Арматурные каркасы должны храниться на подкладках, исключающих возможность загрязнения стержней каркасов или их примерзания к земле. В зимнее время необходимо принимать меры по защите арматурных каркасов от налипания снега и обледенения арматуры (накрыть полиэтиленовой плёнкой или дорнитом).

В зимний период, до установки каркаса в проектное положение, производится его визуальный осмотр. При наличии на арматурном каркасе снега и льда необходимо произвести очистку арматуры каркаса от налипшего снега и льда, при необходимости, путем его отогревания с помощью калориферов. При этом в «Журнале производства работ» делается запись об очистке каркаса.

Заготовку стержней мерной длины из стержневой и проволочной арматуры и изготовление ненапрягаемых арматурных изделий следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП 3.09.01-85.

Приемочный контроль выполненных сварных соединений арматуры должна выполнять аккредитованная испытательная лаборатория в соответствии с требованиями проекта, ГОСТ 10922, ГОСТ 14098 и СП 70.13330.2012.

При устройстве арматурных конструкций следует соблюдать требования таблице 1.

Таблица 1

Параметр Величина параметра, мм Контроль (метод, объем, вид регистрации)
  1. Отклонение в расстоянии между отдельно установленными рабочими стержнями для: массивных конструкций 2. Отклонение в расстоянии между рядами арматуры для: конструкций толщиной до 1 м 3. Отклонение от проектной толщины защитного слоя бетона не должно превышать: при толщине защитного слоя до 15 мм и линейных размерах поперечного сечения конструкции, мм: до 100 от 101 до 200 при толщине защитного слоя от 16 до 20 мм включительно и линейных размерах поперечного сечения конструкций, мм: до 100 от 101 до 200 201 300 св. 300 при толщине защитного слоя свыше 20 мм и линейных размерах поперечного сечения конструкций, мм: до 100 от 101 до 200 „ 201 „ 300 св. 300     ±30     ±10     +4 +5     +4; –3 +8; –3 +10; –3 +15; –5     +4; –5 +8; –5 +10; –5 +15; –5   Технический осмотр всех элементов, журнал работ   То же     „  

Размеры конструктивных элементов сварных соединений стержневой арматуры (стержней между собой и с элементами закладных изделий) и предельные отклонения размеров выполненных швов должны соответствовать указанным в ГОСТ 14098—85.

Для выполнения монтажных соединений арматурной стали разных классов следует применять способы сварки и сварочные материалы, указанные в таблице 2.

Сварку производить согласно ГОСТ 5264-80 «Ручная дуговая сварка. Соединения сварные».

Для механизированных способов сварки следует использовать источники постоянного сварочного тока универсальные или с жесткой характеристикой до 500 А, для ручной дуговой сварки — источники постоянного сварочного тока универсальные или с падающей характеристикой и сварочные трансформаторы на токи до 500 А.

Перед сборкой конструкций необходимо установить соответствие чертежам КЖ, АС классов стержневой арматуры, марок стали плоских закладных изделий и соединительных деталей, а перед сваркой — также размеров и точности сопряжения соединительных элементов. Точность сборки выпусков арматурных стержней должна соответствовать требованиям ГОСТ 10922—75 и ГОСТ 14098—85. Длина сварных швов указана в табл.3.

Таблица 2

Класс арматуры Рекомендуемые типы электродов для сварки  
ванной, ванно-шовной и дуговой многослойными швами стыковых соединений протяженными швами стыковых и нахлесточных соединений дуговой ручной прихватками
А-I   Э42, Э46, Э42А, Э46А  
А-II   Э50А, Э55      
  A-III; Ат-IIIС     Э55, Э60 Э42А, Э46А, Э50А     Э50А, Э55
Ат-IVС     Э50А, Э55, Э60  

Примечание: При отсутствии электродов типов Э55 и Э60 ванно-шовную и дуговую многослойными швами сварку стали класса А-III, Ат-IIIС и Ат-IVС допускается выполнять электродами Э50 А.

Таблица 3

до сварки   после сварки   Класс арматуры Потребность в машинах и механизмах, технологической оснастке и материалах. 9 - student2.ru Потребность в машинах и механизмах, технологической оснастке и материалах. 9 - student2.ru Потребность в машинах и механизмах, технологической оснастке и материалах. 9 - student2.ru
Потребность в машинах и механизмах, технологической оснастке и материалах. 9 - student2.ru Потребность в машинах и механизмах, технологической оснастке и материалах. 9 - student2.ru Потребность в машинах и механизмах, технологической оснастке и материалах. 9 - student2.ru A-I   10-40   0,5 Потребность в машинах и механизмах, технологической оснастке и материалах. 9 - student2.ru но не менее 8   0,3 Потребность в машинах и механизмах, технологической оснастке и материалах. 9 - student2.ru но не менее 6  
A-II   10-32
A-III   10-28
   
   

Перед сваркой (ванной, многослойными или протяженными швами) арматурные стержни в месте соединения следует зачищать на длине, превышающей на 10—15 мм сварной шов или стык.

При превышении регламентированных зазоров между стыкуемыми арматурными стержнями допускается применение одной промежуточной вставки длиной не менее 80 мм. Вставки следует изготовлять из арматуры того же класса и диаметра, что и стыкуемые стержни. При сварке стержней встык с накладками превышение зазора должно быть компенсировано соответствующим увеличением длины накладок.

Длина выпусков арматурных стержней из бетона конструкции должна быть не менее 150 мм при регламентированных нормативными документами зазорах и не менее 100 мм при применении вставки.

Конструкции, имеющие закладные изделия опирания, надлежит дополнительно собирать на прихватках с применением тех же сварочных материалов, что и основные швы. Прихватки надлежит располагать в местах последующего наложения сварных швов.

При сборке конструкций не разрешается обрезка концов стержней или подготовка их кромок электрической дугой.

После сборки под сварку несоосность стыкуемых арматурных стержней, переломы их осей, смещения и отклонения размеров элементов сварных соединений должны соответствовать требованиям ГОСТ 10922—75.

Сварку элементов конструкций следует производить в надежно зафиксированном проектном положении. Запрещается сварка выпусков арматурных стержней конструкций, удерживаемых краном.

После окончания сварки выполненное сварное соединение необходимо очистить от шлака и брызг металла.

Выполненные сварочные работы перед бетонированием следует оформлять актами приемки партии арматуры по внешнему осмотру, предусмотренных ГОСТ 10922—75 .

Конструкции сварных соединений стержневой арматуры, их типы и способы выполнения в зависимости от условий эксплуатации, класса и марки свариваемой стали, диаметра и пространственного положения при сварке должны соответствовать требованиям ГОСТ 14098—85.

На поверхности стержней рабочей арматуры не допускаются ожоги дуговой сваркой.

Бетонирование свай

Бетонирование буронабивных свай выполняется бетонной смесью по ГОСТ 26633-2012, марки В25 F150 W6, с характеристиками по ГОСТ 7473-94.

Бетон подается в скважину из автобетоносмесителя по желобу подачи бетона в бетонолитную трубу.

Бетонирование столба производится методом вертикально перемещающихся труб (ВПТ) на всю высоту из автобетоносмесителя по желобу подачи бетона в бетонолитную трубу (см. рисунок 3).

Технологическая схема бетонирования скважин приведена на рисунке 4.

Укладку бетонной смеси в скважину следует производить на всю глубину скважины без перерывов (в один этап). Для заполнения скважины бетонным раствором используется бетонолитая труба длиной 9 м. При установке бетонолитной трубы в скважину сваи ее низ не доходит до дна скважины на 2 м, что позволяет обеспечить подачу бетонной смеси в соответствии с п.12.2.2. СП 45.13330.2012. При заполнении бетоном скважины на 1 метр ниже поверхности земли бетонолитная труба извлекается, далее бетонирование производится способом свободного сброса бетонной смеси п.12.2.2 СП 45.13330.2012

По окончании бетонирования бетонолитную трубу необходимо промывать водой для предотвращения образования на стенках цементного камня.

В зимний период, после окончания бетонирования сваи, ее верх должен быть защищен от промерзания, для чего скважина по окончании бетонирования накрывается дощатым щитом, а после отвердения бетонной смеси засыпается грунтом.

В обводнённых песчаных, просадочных и других неустойчивых грунтах бетонирование сваи должно производиться не позднее чем через 8 часов после окончания бурения, в устойчивых грунтах (глинах, суглинках) не позднее 24 часов.

При извлечении и демонтаже обсадных труб должно учитываться возможное понижение уровня бетона в скважине и опускание бетонолитной трубы, величина которого устанавливается опытным путем.

Испытание свай

Проектом предусмотрено испытание свай статической вдавливающей нагрузкой, согласно раздела 8 ГОСТ 5686-2012 «Грунты. Методы полевых испытаний сваями».

Для проведения испытания свай необходимо сделать оголовок сваи. Для формирования оголовка сваи предусмотрена съемная опалубка в виде трубы, диаметр которой больше диаметра сваи. Труба должна перекрывать вверх сваи на 50-100 мм. Бетон, применяемый при формировании оголовка должен иметь такую же марку что и при бетонировании сваи (рис. 5).

Статические испытания свай, выполняемые по программе, следует производить при участии представителей:

1) заказчика строительства

2) проектной организации

3) организации, осуществляющей функции строительного контроля;

4) подрядной строительной организации, осуществляющей свайные работы;

5) специализированной испытательной организации, осуществляющей установку и наладку испытательного оборудования и приборов, а также нагружение свай.

Испытания свай проводятся при температуре окружающего воздуха от минус 30°С до плюс 40°С.

Испытания свай проводить в соответствии с программой и методикой статических испытаний свайных фундаментов.

Наши рекомендации