Анализ «затраты – объем – прибыль»

Цикл принятия управленческого решения: определение целей и задач, поиск альтернативных вариантов, выбор оптимального курса действий, осуществление выбранного варианта, сравнение полученных и планируемых результатов, корректировка действий.

Управленческий учет и отчетность как база управленческого анализа. Виды управленческого анализа и его роль в управлении производством.

Производственная мощность: теоретическая мощность, практическая мощность и нормальная мощность.

Допущения анализа «затраты – объем – прибыль». Математический (с помощью уравнений) и графический способы анализа. Критический объем производства.

Понятие «маржинальный доход (маржинальная прибыль)». Анализ показателей в критической точке с использованием графика маржинальной прибыли.

Определение объема производства при целевой прибыли. Определение минимальной цены, максимальной суммы переменных и постоянных затрат. Особенности анализа при многопродуктовом производстве; если объем производства задан в стоимостном выражении.

Примеры принятия управленческих решений: решение о прекращении деятельности неприбыльного сегмента, определение ассортимента выпускаемой продукции, решение о принятии специального заказа, определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора, решение о производстве или покупке комплектующих изделий, решение о модернизации оборудования и др.

Тема 10.Организационные аспекты управленческого учета

Факторы, влияющие на выбор системы управленческого учета. Классификация систем организации управленческого учета. Интегрированная (монистическая) и автономная системы. Система учета прошлых затрат и «стандарт-кост». Система учета полной и ограниченной себестоимости.

Функции бухгалтера по управленческому учету. Внутрихозяйственная отчетность в системе управленческого учета. Учет и отчетность по центрам ответственности. План счетов в системе управленческого учета.

Проблемы адаптации западного управленческого учета к российской теории и практике учета.

2. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Способы деления полупеременных и смешанных затрат на переменные и постоянные: методы «мини-макси», статистический и метод наименьших квадратов.

2. Перераспределение затрат вспомогательных подразделений между основными подразделениями, производящими продукцию и услуги для реализации вне предприятия.

3. Учет затрат по их видам: учет расхода и остатков материалов; учет затрат труда и заработной платы.

4. Учет затрат по системе «директ-костинг»: определение маржинального дохода, формирование отчета о прибыли, учетные записи, сравнение системы полного учета затрат и системы «директ-костинг».

5. Нормативный учет затрат система «стандарт-кост»: построение гибких бюджетов, определение отклонений по прямым трудовым, материальным и общепроизводственным затратам.

6. Позаказный и попередельный методы учета затрат и калькулирования. Определение себестоимости заказа. Определение себестоимости единицы продукции, себестоимости готовой продукции и остатков незавершенного производства методом ФИФО.

7. Бюджетирование: подготовка бюджета производства, бюджета закупки и использования материалов, бюджета затрат труда и других составных частей главного (общего) бюджета организации.

8. Анализ «затраты – объем – прибыль»: планирование объема производства в натуральном и стоимостном выражении, продажной цены, величины затрат и т.д. при помощи анализа «затраты – объем – прибыль».

9. Принятие управленческих решений на основе данных управленческого учета: решения о прекращении деятельности неприбыльного подразделения, определение ассортимента выпускаемой продукции, о принятии специального заказа, определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора, о производстве (покупки) комплектующих изделий и др.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа представляет собой и имеет целью детальную проработку одного из разделов дисциплины и состоит из 2 частей: теоретический аспект темы и практическая иллюстрация предложенной темы (решение задач).

При выполнении теоретической части рекомендуется приводить примеры с учетом отраслевой специфики лесного сектора. Следует использовать отраслевую нормативно-правовую литературу в области учета, например, Методические рекомендации (инструкцию) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса. Решение задач должно сопровождаться пояснениями.

Для выполнения работы студентам необходимо самостоятельно изучить литературу по заданной теме. Примерный список литературы приводится на стр. ….

Тема (номер вариант) курсовой работы выбирается по последней цифре зачетной книжки студента. Тема курсовой работы и перечень задач по темам (вариантам) приводятся в таблице. Стоимостные показатели в условиях задач даются в условных денежных единицах (ДЕ).

Задание на курсовую работу

Номер варианта Тема курсовой работы Номера задач
Затраты и их классификация в зависимости от задач управленческого учета 1А, 2, 4, 22
Учет затрат на производство продукции по элементам затрат и статьям калькуляции 4, 5, 7, 23
Учет затрат на производство продукции по местам возникновения и центрам ответственности 6, 8, 20
«Директ-костинг» как важнейшая система управленческого учета 1В, 9А, 10, 20
Фактическое и нормативное калькулирование. Использование системы «Стандарт-кост» для планирования и контроля затрат 11 - 14
Попередельный и позаказный методы учета затрат и калькулирования себестоимости, их модификации 7, 15 - 17
Калькулирование себестоимости и управление затратами за рубежом 9С, 11, 3, 21
Бюджетное (сметное) планирование 14, 18, 19
Использование данных управленческого учета и внутрихозяйственной отчетности для принятия управленческих решений. Анализ «затраты – объем – прибыль». 1С, 2, 21, 22
10 (0) Организация управленческого учета и ведение внутрихозяйственной отчетности в современных условиях 9В, 11, 24

Курсовая работа должна содержать:

- оглавление;

- введение;

- 2-3 главы, посвященные теоретическому изучению темы;

- развернутое решение задач с пояснениями;

- заключение;

- список использованной литературы.

Работа выполняется на листах формата А-4 в компьютерном наборе шрифтом 13-14. Страницы должны быть пронумерованы и указаны в оглавлении работы. При оформлении таблиц указываются номер таблицы и ее заголовок. Объем работы – 20-25 страниц. Курсовые работы, оформленные ненадлежащим образом, к защите не допускаются.

Наши рекомендации