Продление сроков расследования
Если возникает необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств НС, в том числе с проведением соответствующих медицинских, технических и иных экспертиз, дополнительного получения соответствующих медицинских и иных заключений, то сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Решение о дополнительном продлении срока его расследования принимается по согласованию с руководителем ГИТ, с последующим информированием об этом соответствующего правоохранительного органа. В случае, если закончить расследование НС в указанные сроки не представляется возможным, в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия либо в суде, то решение о продлении срока расследования НС принимается по согласованию с этими организациями, органами или с учетом принятых ими решений. Распоряжение о продлении сроков расследования, а также все документы, подтверждающие правомерность продления сроков прикладываются к материалам расследования НС.
Расследование НС при изменении степени тяжести
О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (его представитель) в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующую ГИТ, уполномоченную на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, территориальное объединение организаций профсоюзов и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу, а о страховых случаях - в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Далее организуется расследование по установленному порядку.
Раздел 3.
Завершение расследования несчастного случая
Итоговое заседание комиссии по принятию решений.
Квалификация НС
По окончанию проведения мероприятий, связанных с расследованием НС, изучения собранных членами комиссии материалов а также подготовки проектов актов расследования несчастного случая (форма 4) и о несчастном случае на производстве (форма Н-1) (в случае необходимости), председатель комиссии назначает время окончательного заседания комиссии и место заседания (как правило, в специально отведенном и оборудованном для этих целей помещении ГИТ). О времени заседания представитель работодателя, по требованию председателя комиссии, заблаговременно оповещает всех членов комиссии.
Во время заседания комиссия (в предусмотренных законом случаях инспектор, самостоятельно проводивший расследование несчастного случая) изучает материалы расследования, на основании которых устанавливает обстоятельства и причины НС, лиц допустивших нарушения требований охраны труда и вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин НС.
Анализ причин НС должен включать следующие этапы:
выявление всех причин, которые привели к травме;
установление взаимосвязи тех причин, которые непосредственно повлияли на ход событий;
определение основной причины НС (в том числе технической), вызвавшей травмирование пострадавшего.
При установлении основной причины НС в первую очередь следует обращать внимание на:
- конструктивные недостатки производственного оборудования (аппаратов, приборов, установок и т.д.), транспортных средств, автомобильного транспорта, транспортно-технологического оборудования, приспособлений и инструментов, оградительных или предохранительных устройств, а также на отсутствие ограждений, блокировочных устройств, средств пассивной безопасности и других средств коллективной защиты;
- нарушения конструкций машин, механизмов, оборудования, средств коллективной защиты, приспособлений и инструментов или их узлов и деталей, происшедшие в процессе эксплуатации;
- отсутствие или неправильное проведение планово-предупредительного ремонта автомобильного транспорта, грузоподъемных механизмов, транспортных средств, производственного и транспортно-технологического оборудования, приспособлений и инструментов, блокировочных устройств; разладку или износ устройств защиты, управления и т.д.; неисправность средств коллективной защиты и СИЗ; разрушение или поломку деталей оборудования, инструмента, предохранительных и оградительных устройств и т.д.;
- неудовлетворительное (неисправное, не соответствующее санитарным и строительным нормам и правилам) техническое состояние зданий, сооружении и их элементов, обрушение элементов производственных зданий (крыш, стен, потолков, полов, лестничных клеток, проходов, проездов и т.д.); неточный учет требований системы стандартов безопасности труда при разработке прогрессивных технологических процессов;
- недостаточную механизацию тяжелых и опасных операций (погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ);
- отсутствие подъемно-транспортных средств для перемещения тяжелых деталей при установке их на оборудование или ремонте и монтаже последнего;
- несоответствие средств механизации, предусмотренных действующей нормативной документацией (правила, стандарты, нормы и т.д.), при установке заготовок для обработки и съеме деталей с оборудования и т.д.;
- отсутствие необходимой технической документации;
- нарушения работающими технологических процессов, предусмотренных технологическими картами, правилами и нормами по охране труда (нарушение правил эксплуатации котлов и сосудов, работающих под давлением, нарушение санитарных правил хранения, транспортирования и применения ядохимикатов);
- несоблюдение установленных нормативами документами требований безопасности к технологическим процессам;
- применение материалов, приспособлений и инструментов, не предусмотренных технологическими документами (картами, паспортами и т.д.);
- нарушения администрацией правил и норм безопасной организации работ из-за отсутствия или недостаточного технического надзора и контроля за соблюдением безопасности труда при ведении случайных, разовых, ремонтных, монтажно-демонтажных работ;
- недостатки в организации групповой работы (не выделение специального работника для обеспечения безопасности группе работающих на одном рабочем месте);
- выполнение работ с повышенной опасностью без наряда-допуска, определяющего порядок и методы безопасного их проведения; нарушения со стороны администрации режимов труда и отдыха;
- принятие неправильных решений администрацией в области охраны труда;
- нарушение правил охраны труда администрацией (допуск без медицинского освидетельствования и т.д.);
- неисправность или отсутствие спецобуви, спецодежды, а также несоответствие ее стандартам (например, повреждение рук, проколы пальцев концами проволочек стальных канатов из-за отсутствия или плохого состояния рукавиц);
- неисправность или отсутствие других средств индивидуальной защиты - очков, щитков, масок (например, травмы глаз осколками абразива, стружкой при заточке инструмента без защитных очков, облучение глаз ультрафиолетовыми лучами при выполнении электросварочных работ без применения специальных защитных очков);
- некачественный уход за средствами индивидуальной защиты (несвоевременная смена фильтров респираторов и др.);
- отсутствие инструктажа (вводного, на рабочем месте, повторного, периодического и др.) или его неполнота, поверхностность (не охватывает все темы или операции выполняемой работы), а также отсутствие или недостаточное обучение, направленное на повышение безопасности работающих, обслуживающих сложные агрегаты, установки или механизмы;
- обучение по специальности, не имеющей отношения к выполняемой работе;
- выполнение работником работы, не обусловленной трудовым договором.
Чтобы установить основную причину, следует рассматривать все выявившиеся в ходе расследования несчастного случая причины, и в качестве основной выбрать ту, устранение которой исключает действие остальных. При этом в первую очередь необходимо определить техническую причину.
По результатам изучения материалов расследования комиссия (в предусмотренных законом случаях инспектор, самостоятельно проводивший расследование несчастного случая) составляет акт о расследовании несчастного случая (форма 4), который подписывается всеми членами комиссии. Акт составляется в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой.
В материалах расследования должны быть указаны конкретные должностные лица, ответственные за НС. Указав фамилию, имя, отчество и должность ответственного должностного лица, необходимо конкретно указать, какие пункты и статьи законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных актов им нарушены. К материалам расследования НС должны быть приложены документы или их заверенные копии, дающие наиболее полный, объективный ответ на вопросы о причинах аварии или НС, доказывающие нарушения правил или инструкций по охране труда, приведшие к травме.
В случае возникающих среди членов комиссии разногласий о квалификации НС либо иных разногласий обстоятельств, указанных в акте расследования, решения по возникшим разногласиям принимаются комиссией путем голосования на основании большинства голосов.
Члены комиссии, не согласные с ее решением, обязаны подписать акт о расследовании, приложив при этом к Акту свое особое мнение, в котором указаны пункты, с которыми они не согласны.
Акты о НС на производстве, расследование которых проводилось в установленных ТК РФ случаях самостоятельно государственным инспектором труда (ст. 229.3 ТК РФ, пп. 16, 20 (ч. 2), 25 и 38 (ч. 2), Положения), оформляются работодателем (его представителем или иным уполномоченным им лицом) на основании и в соответствии с заключением (актом о расследовании несчастного случая на производстве), составленным инспектором, проводившим его расследование. При этом в акте о несчастном случае на производстве делается запись (вместо подписей членов комиссии) о том, что он оформлен в соответствии с заключением (актом) инспектора с указанием его фамилии и инициалов, а также даты составления заключения (акта), которая удостоверяется печатью работодателя.
По результатам изучения материалов расследования, во время окончательного заседания, одной из основных задач комиссии является установление факта, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент НС обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, вследствие чего комиссия квалифицирует несчастный случай на производстве или как не связанный с производством и каким работодателем (в необходимых случаях) будет осуществляться учет несчастного случая.
По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве, на каждого пострадавшего отдельно оформляется акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1) в трех экземплярах, обладающих равной юридической силой.
Акт (форма Н-1) подписывается всеми членами комиссии (с учетом приложенного особого мнения каждого члена комиссии, если оно имеется), утверждается работодателем и заверяется печатью организации.