Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации

Проблемы пенсионного обеспечения в 80 - 90-е годы XX столетия приобрели важное политическое значение, выдвинулись в большинстве стран мира в центр научных и общественных дискуссий. Практически на всех континентах была поставлена под сомнение очевидность сложившихся крупных государственных распределительных пенсионных систем. Причины этого явления следует искать в совокупном действии факторов демографического, экономического, социального и морально-психологического характера.

Главные из них связаны с динамичным процессом старения населения в результате увеличения средней продолжительности жизни и сокращения рождаемости. Этот процесс затрагивает все общества.

По оценкам Всемирного банка, в 1990 году 18% населения развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), составляли люди старше 60 лет, в настоящее время – 20%. К 2020 году этот показатель увеличится до 27% и к 2030 году – до 30%. На долю старейших (то есть тех, кому за 80 лет) жителей в настоящее время приходится около 3% населения этих стран. К 2030 году таких людей будет почти 6%. Быстро стареет (благодаря успехам медицины, увеличению средней продолжительности жизни, политике сокращения рождаемости) сравнительно молодое на сегодняшний день население развивающихся государств. В Латинской Америке и в большинстве стран Азии доля лиц старше 60 лет удвоится до 2030 года и достигнет 16% всего населения. В Китае, где сейчас доля населения старше 60 лет составляет около 9%, она вырастет до 22% в 2030 году. Тенденции таковы, что в ближайшие три десятилетия в развивающихся странах сложится возрастная структура населения, характеризующаяся высокой долей старших возрастных групп при значительно более низком уровне доходов на душу населения, чем в развитых государствах.

Действие другой группы факторов обусловлено сдвигами на рынке труда, изменениями в масштабах, структуре и характере занятости населения (высокая безработица, распространение неформальной и неполной занятости, работы на дому и самозанятости). Все эти категории стремятся выйти из обязательной системы пенсионного обеспечения, в результате уменьшается численность работников, взносы которых являются финансовой основой пенсионной системы.

Увеличение численности пенсионеров и тенденции в сфере занятости значительно ухудшили такой важный показатель, лежащий в основе устойчивости распределительной пенсионной системы, как коэффициент поддержки – соотношение численности пенсионеров и работников, делающих взносы в рамках пенсионного обеспечения. Сохраняется тенденция к ухудшению этого показателя, то есть к увеличению пенсионной нагрузки на работающее население. В развитых странах коэффициент поддержки снизился с 3,5 работников на одного пенсионера в 50-е гг. XX века до 2,5 – в 90-е гг., в ближайшем будущем ожидается его сокращение до 2 работников на 1 пенсионера.

Уже сегодня длямногих пенсионных систем характерен дефицит потекущим платежам и, по некоторым оценкам, накопившийся долг систем пенсионного обеспечения составляет в отдельных странах от 100 до 250% ВВП. Некоторые пенсионные системы становятся неплатежеспособными.

Но не только открытые и потенциальные финансовые трудности пенсионных систем диктуют необходимость их реформирования. Одна из важных причин – необходимость повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобализации, в том числе и за счет снижения цены рабочей силы и замедления или прекращения роста социальных расходов государства. И, наконец, существовавшие в течение более сорока лет пенсионные системы испытывают воздействие тенденций, проявившихся в особенности в 80-е гг. XX столетия, ослабляющих солидарность в обществе и усиливающих индивидуализм. Повышение уровня доходов неизбежно ведет к тому, что высокодоходные слои населения требуют более индивидуализированного и диверсифицированного пенсионного обеспечения, большей свободы выбора.

Кроме того, повышение уровня благосостояния и сложившиеся во многих странах системы налогообложения стимулируют выход на пенсию раньше установленного законодательством срока. Хотя в большинстве развитых стран, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), официальный пенсионный возраст равен 65 годам, фактически в середине 90-х годов XX века он составлял 56 - 57 лет у женщин и 59 лет у мужчин. Это происходило вопреки тому факту, что, как правило, в этих странах здоровье населения старше 70 лет и условия труда улучшались. Более ранний выход на пенсию означал, что работники раньше установленного срока прекращали делать взносы в пенсионную систему, а при достижении официального пенсионного возраста начинали получать полную пенсию.

Наши рекомендации