Особенности социально-трудовых отношений в период экономического кризиса.
Кризис мировой финансовой системы к концу 2008 года перерос в глобальный экономический кризис. Реальных возможностей предотвратить или смягчить его последствия очень мало. Подавляющее большинство экспертов прогнозирует, что глобальный экономический кризис будет углубляться, изменяя структуру рынка, всю мировую экономику в целом и социально-экономическую ситуацию в странах.
Российская экономика является неотъемлемой частью мировой экономической системы. Экономический кризис в России окажется для страны особенно тяжелым из-за экспортно-сырьевой ориентации экономики. По этой причине действий государственной власти, направленных лишь на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики посредством денежных вливаний, защиты от иностранных конкурентов и налоговых льгот совершенно недостаточно для преодоления кризиса. Сокращается производство и рабочие места не только в экспортных отраслях – черной и цветной металлургии, топливно-энергетическом комплексе, но и в машиностроении, строительной, транспортной и других, ориентированных на внутренний рынок отраслях. Увольняются офисные работники и работники торговых сетей. Повсеместно имеет место перевод занятых в реальном секторе экономики на сокращенный рабочий график, что снижает им зарплату. У большинства собственников частных компаний возникает желание переложить экономические проблемы их бизнеса только на плечи трудящихся. Аналогично поступают и менеджеры государственных корпораций и предприятий. В условиях кризиса получило широкое распространение сокращение или замораживание в фонде оплаты труда премиальной части и различных выплат социального характера.
Такие меры сокращения издержек на содержание миллионов наемных работником ведут к серьезному сокращению их доходов и жизненного уровня. Кризис моментально обрушил серые, так называемые «премиальные» или «депозитные» зарплатные схемы. У работодателей возникла иллюзия, что как только компании уволят «лишний» персонал их положение улучшится и ситуация в социально-трудовой сфере разрядится. Однако это не так. Сокращение зарплат и массовые увольнения только ухудшает ситуацию на внутреннем рынке, еще более ослабив спрос. Растет недовольство населения вплоть до протестных выступлений. Кризис формирует серьезную социальную напряженность между наемными работниками, представляющими большинство трудоспособного населения страны, с одной стороны, и властью и бизнесом с другой стороны. Массовые случаи нарушения трудовых прав граждан, Конституции РФ, норм трудового законодательства, условий соглашений и коллективных договоров, а также международных норм в области трудового права и свободы объединения в профсоюзы, ратифицированных РФ, не могли не беспокоить российские профсоюзы, которые на VI съезде Всероссийской конфедерации труда (16.11.2008 г.) призвали Президента и Правительство РФ осознать всю серьезность создавшейся ситуации, проявить политическую волю и приступить к разработке конкретной антикризисной программы действий по социальной и экономической поддержке наиболее незащищенных слоев населения и больших групп наемных работников, а также принять меры по прекращению дискриминации работников по профсоюзной принадлежности и реальному применению статьи 136 Уголовного Кодекса РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». В рамках социального партнерства российские профсоюзы предложили Правительству РФ совместную разработку комплекса антикризисных мер для регулирования социально-трудовых отношений, а также призвали работодателей и их объединения осознать ответственность за серьезные социальные последствия.
Программа совместных действий по выходу из кризиса должна содержать принципиально важную мысл – свою, пропорциональную цену за выход из кризиса должны заплатить не только трудящиеся, но и все собственники организаций и предприятий финансового и реального сектора экономики, включая государство. Правительство РФ должно поддержать средний и малый бизнес, ориентированный на опережающее технологическое развитие, чтобы он мог получить инвестиции, модернизировать свои предприятия, создавать рабочие места, товары и услуги.
В результате совместных действий объединенных профсоюзов, работодателей и государства в рамках Российской трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений были разработаны рекомендации «По взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса» (от 29.04.2009 г.).
Российская трехсторонняя Комиссия отметила в своих рекомендациях, что целью взаимодействия социальных партнеров в этот период является согласование комплекса антикризисных мер, способствующих сохранению эффективных рабочих мест; снижению социальной напряженности в трудовых коллективах; содействующих занятости и сдерживанию массового высвобождения работников; защите их трудовых прав.
Взаимодействие социальных партнеров в условиях кризиса должно строиться на основе ряда принципов: открытости и доступности информации, сбалансированности и обоснованности принятия решений, взаимной ответственности сторон, соотнесения согласованных мер с действиями социальных партнеров на территориальном (региональном), отраслевом и федеральном уровнях социального диалога.
Основными механизмами сотрудничества социальных партнеров в период экономического кризиса Рекомендации определяют:
- взаимодействие социальных партнеров в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, коллективными договорами и соглашениями;
- использование в организациях антикризисной комиссии по заключению и контролю выполнения коллективных договоров с определением круга задач, порядка формирования, состава и полномочий создаваемого органа, процедуры подготовки предложений и порядка их утверждения;
- антикризисная комиссия может разрабатывать комплекс антикризисных мер (либо отдельный, либо как часть общей антикризисной программы организации);
- для эффективного взаимодействия социальным партнерам необходимо обеспечить: а) своевременное и объективное информирование сторон о социально-экономическом положении в организации и регионе; б) привлечение к решению проблем в организациях исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, компетентных в решении данных вопросов; в) проведение работы по разъяснению работникам организации особенностей кризисного периода, а также намеченных мер по сохранению конкурентоспособности организации, содействию занятости и социальной защищенности работников;
- содействие предупреждению возникновения конфликтных ситуаций и разрешению индивидуальных и коллективных споров в досудебном порядке с использованием процедур, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ.