Модели социально-трудовых отношений.
В мировой практике используется несколько моделей социально-трудовых отношений: бипартизм, трипартизм, тетрапартизм, мультипартизм. Каждая имеет свои особенности, которые состоят в следующем:
· бипартизм, двусторонние отношения, где переговоры ведутся в двустороннем диалоге между работодателем и профсоюзом без какого-либо посредника, а также между работником и работодателем. В последнем случае эти отношения зафиксированы в трудовом договоре, по которому работник обязуется выполнять работу по специальности на занимаемой должности, подчиняться внутреннему распорядку организации, а работодатель обязуется выплачивать работнику зарплату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде. Заключив трудовой договор с работодателем, гражданин становится его наемным работником и с этого момента он вправе претендовать на социальные гарантии и защиту, предусмотренные законодательством о труде. Со своей стороны работодатель приобретает право требовать от работника подчинения установленным правилам поведения в процессе трудовой деятельности. Основное содержание трудового договора составляют взаимные обязательства, принятые сторонами при его заключении. Эти обязательства касаются условий трудовой деятельности, которые могут быть обязательными и дополнительными. К обязательным относятся: место работы (наименование организации, структурного подразделения, где будет работать нанимаемое лицо); должность, с которой связаны оплата труда, льготы и компенсации, пенсионное обеспечение; срок действия трудового договора. К дополнительным обязательствам могут относиться как трудовые, так и социально-бытовые вопросы: испытательный срок; переподготовка и повышение квалификации работника; его обучение другим профессиям; особенности режима рабочего времени (полный, неполный, сокращенный рабочий день или неделя); продолжительность ежегодного дополнительного отпуска; обеспечение жилой площадью, местом в детском учреждении ребенка работника и прочее. Достоинством бипартизма является оперативность решения сложных вопросов с учетом сложившейся в организации социально-экономической ситуации.
· трипартизм, трехстороннее сотрудничество путем диалога всех социальных партнеров, которыми выступают государственные органы, организации работодателей и представители наемных работников (профсоюзы) по поводу формирования и реализации трудовой, социальной или экономической политики. Эта модель социально-трудовых отношений включает ряд мероприятий: консультации, согласование механизма принятия решений, контроль за реализацией достигнутых договоренностей (о минимальном размере оплаты труда, о нормальных условиях труда, о льготах и компенсациях за работу в опасных, вредных и тяжелых условиях труда), переговорный процесс по возникающим проблемам. Предметом трехстороннего сотрудничества являются вопросы социально-экономической политики, гарантии занятости населения, трудовое и пенсионное законодательство, рынок труда (его структура и инфраструктура), подготовка и переобучение работников, социальное страхование, обеспечение безопасности труда.
В российской практике трипартизм как модель сотрудничества и диалога социальных партнеров реализуется в деятельности Российской трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эта Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. Численный состав каждой из сторон комиссии не может превышать 30 человек.
Основными задачами Комиссии являются:
- ведение коллективных переговоров и подготовка проекта Генерального соглашения между вышеназванными представителями;
- содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
- проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
- согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
- рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникающих в ходе выполнения Генерального соглашения;
- распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Российской трехсторонней Комиссии;
- изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам ратификации и применения международных трудовых норм.
· тетрапартизм, четырехсторонняя модель социально-трудовых отношений, в рамках которой работодатели и профсоюзы ведут диалог с государством и независимыми экспертами.
· мультипартизмкак модель социально-трудовых отношений помимо независимых экспертов включает уполномоченных представителей различных отраслей, союзов, ассоциаций. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, которые существенно усложняют переговорные процессы и регулирование социально-трудовых отношений.
Рассмотренные модели социально-трудовых отношений существуют в различных странах. Но время не стоит на месте, изменяется содержание и характер труда, меняется роль профсоюзов, появляются предприятия, не укладывающиеся в сложившуюся отраслевую структуру, а значит для них уже не подходят отраслевые стандарты в вопросах регулирования трудовых отношений; внедряются трудосберегающие технологии и гибкие формы занятости, что затрудняет функционирование сложившихся моделей социально-трудовых отношений и вынуждает рассматривать большое число новых и трудно-предсказуемых факторов. Особой проверке на прочность подвержена система социального партнерства в период национальных и глобальных экономических кризисов. Взаимодействие социальных партнеров на всех уровнях позволяет в такие периоды разработать и реализовать комплекс антикризисных мер для регулирования социально-трудовых отношений на рынке труда.