П 1. Рейтинговый контроль знаний

I. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ

1. Какая экономическая проблема возникает на рынке труда при превышении спроса на рабочую силу над предложением:

1) временная безработица;

2) переквалификация кадров;

3) нехватка рабочих мест;

4) перемещение работников;

5) вакансия рабочих мест?

2. Как определяется уровень производительности труда в машиностроительном производстве:

1) выработкой продукции в единицу рабочего времени;

2) затратами рабочего времени на единицу продукции;

3) количеством выработанной продукции на одного работающего;

4) объемом выработки продукции на одного рабочего;

5) объемом выпущенной продукции в год?

3. Каким показателем характеризуется уровень роста производительности труда на предприятии:

1) снижением трудоемкости единицы продукции;

2) внедрением новых технологических процессов;

3) внедрением нового оборудования;

4) сокращением общей численности работающих;

5) применением передового опыта?

4. Как рассчитывается явочная численность основных рабочих на предприятиях машиностроения:

1) отношением фонда времени рабочего к трудоемкости продукции;

2) вычитанием трудоемкости продукции из фонда времени рабочего;

3) отношением числа рабочих мест к норме обслуживания;

4) отношением трудоемкости продукции к фонду времени рабочего;

5) суммированием трудоемкости продукции и фонда времени рабочего?

5. Что служит основным источником образования фонда оплаты труда на предприятии в рыночной экономике:

1) доход от реализации продукции;

2) доход на капитал;

3) доход на акции;

4) дотации государства;

5) налог на прибыль?

II. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ, ЦЕНЫ И ПРИБЫЛИ

1. Что характеризует категория себестоимости продукции в машиностроительном производстве:

1) отраслевые затраты;

2) общественно необходимые затраты;

3) индивидуальные затраты предприятия;

4) средние народнохозяйственные затраты;

5) минимальные мировые затраты?

2. По отношению к каким факторам переносятся косвенные общецеховые и общехозяйственные расходы на себестоимость единицы продукции машиностроения:

1) к цеховой себестоимости;

2) к материальным затратам;

3) к трудовым затратам;

4) к основной зарплате рабочих;

5) к основной и дополнительной зарплате рабочих?

3. Что представляет собой цена товара в рыночной экономике:

1) денежное выражение стоимости товара;

2) потребительскую стоимость товара;

3) сумму общественно необходимых затрат;

4) денежную сумму на оплату прибавочного труда;

5) денежную сумму, уплаченную за товар?

4. Что учитывает общая (балансовая) прибыль предприятия:

1) общую сумму доходов и расходов от производственной и внепроизводственной деятельности предприятия;

2) общую сумму доходов от реализации продукции;

3) общую сумму доходов от реализации продукции и услуг промышленного характера;

4) общую сумму всех доходов предприятия;

5) общую сумму доходов за вычетом налогов на прибыль?

5. Какой показатель определяет степень доходности (норму прибыли) предприятия:

1) прибыль производства;

2) рентабельность производства;

3) доход производства;

4) эффективность производства;

5) фонд потребления?

III. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ

1. Какой показатель определяет возможный годовой объем выпуска продукции на предприятии:

1) производственная программа;

2) производственная мощность;

3) производственный план;

4) производственные фонды;

5) производительный труд?

2. Что означает показатель нормативно-чистой продукции:

1) сумму выручки от реализации продукции по действующим ценам;

2) разность между ценой продукции и материальными затратами;

3) выручку от реализации продукции по договорным ценам;

4) разность между розничными и оптовыми ценами;

5) продукцию, сданную с первого предъявления?

3. Как планируется прибыль от реализации продукции на предприятии:

1) разностью между плановой и фактической ценой;

2) разностью между договорной и плановой ценой;

3) вычитанием из общей прибыли налога на прибыль;

4) разностью между рыночной ценой и себестоимостью;

5) разностью между плановой ценой и себестоимостью?

4. Какая система оперативного планирования может быть использована в единичном производстве:

1) позаказная;

2) подетальная;

3) покомплектная;

4) поузловая;

5) смешанная?

5. Что определяет норматив опережений в оперативном планировании производства:

1) выполнение задания раньше планового срока;

2) выпуск изделий с последующей стадии раньше предыдущей стадии производственного процесса;

3) запуск изделий на предыдущую стадию обработки раньше последующей стадии;

4) опережение времени доставки заготовок на рабочие места;

5) увеличение объема выпуска изделий?

П 2. Методика курсового проектирования

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

Курсовые работы по планированию производства являются завершающей стадией обучения и способствуют закреплению у студентов теоретических знаний и приобретению практических навыков в разработке оптимальных плановых показателей с учетом действующих ограничений ресурсов на конкретном предприятии. В соответствии с основными задачами планирования на различных предприятиях и фирмах выпускающей кафедрой должна устанавливаться примерная тематика курсового и дипломного проектирования для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». На кафедре производственного менеджмента Самарского государственного технического университета студентам предлагается самостоятельно выбрать себе тему проекта по одному из следующих направлений в плановой сфере деятельности фирмы.

1. Комплексный план социально-экономического развития предприятия или фирмы с различными формами собственности (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, акционерные общества или их объединения, ассоциации и союзы, а также некоммерческие организации, фонды и другие учреждения).

2. Разработка бизнес-плана производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления других мероприятий на различных коммерческих и некоммерческих предприятиях и в организациях.

3. Методы оптимизации системы плановых показателей и совершенствования отдельных видов внутрипроизводственного планирования в условиях рыночных отношений предприятий (технико-экономическое, организационно-технологическое, социально-трудовое, финансово-инвестиционное, оперативно-производственное, бизнес-планирование, а также стратегическое, перспективное, тактическое и текущее планирование).

4. Совершенствование планирования различных показателей иповышение социально-экономической эффективности производства за счет снижения затрат и роста результатов (развитие потенциала предприятия, расширение производственной мощности, рациональное использование ресурсов, рост производительности труда, снижение издержек и себестоимости продукции, повышение прибыли и рентабельности производства, совершенствование финансово-кредитного механизма).

5. Анализ и оценка современного уровня развития производства, разработка стратегических и текущих планов его стабилизации и роста эффективности за счет привлечения внутреннего и внешнего капитала и других источников финансирования.

В соответствии с выбранной темой работы каждый студент уточняет ее содержание и совместно с руководителем разрабатывает предварительный план подготовки проекта. Обычно независимо от темы проекта и ее направленности (расчетно-аналитический или проблемно-исследовательский подход) каждая курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В каждой главе, как теоретической, так и практической, может быть три-четыре параграфа, уточняющих ее содержание. Объем курсовой работы вместе с приложениями составляет 40–50 страниц рукописного или 25–30 страниц машинописного текста. Выпускная квалификационная или дипломная работа может содержать 3–5 глав до 100 и более страниц текстового материала.

ИСХОДНЫЕ ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

В курсовом и дипломном проектировании по планированию производства используются самые разнообразные исходные материалы теоретического и практического характера. Как правило, первая глава представляет собой теоретический анализ выбранной проблемы, во второй и третьей главах разрабатываются методические положения и практические рекомендации по совершенствованию системы плановых расчетов и показателей. Поэтому для качественного выполнения работы каждому студенту следует иметь наиболее полные литературные (учебные) материалы и справочные (нормативные) показатели.

В качестве первичных исходных данных рекомендуется составить общую характеристику выполняемой работы по следующим примерным направлениям или факторам научной и учебной деятельности [8. С. 5]:

– наименование темы проекта и его содержание;

– объект планирования и его определение;

– значение темы для разработки системы планов предприятия;

– связь темы с другими показателями планов;

– целевая направленность темы работы;

– основные задачи разработки темы проекта;

– плановые показатели темы и их виды;

– факторы, влияющие на показатели плана;

– методы расчета плановых показателей;

– существующая практика разработки плана;

– новые требования рынка к разработке темы;

– главные направления совершенствования темы;

– уточненный план выполнения работы.

Выбрав современную тему проекта, составив план работы и определив структуру, студент приступает к ее написанию и сбору необходимых данных. К исходным данным в первую очередь относятся различные плановые нормы и нормативы, действующие на базовом предприятии. Приведем важнейшие плановые показатели, используемые при разработке курсовых и дипломных проектов в машиностроительном производстве.

1. Показатели расхода материальных ресурсов на единицу продукции (сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо, энергия, пар, сжатый воздух, вода), стоимость единицы различных материалов, нормативы отходов и потерь, нормы запасов оборотных средств и т.д.

2. Нормы затрат труда на единицу продукции (времени, выработки, обслуживания, численности, управления, трудоемкости), коэффициенты выполнения норм, средний разряд рабочих, часовые тарифные ставки, минимальная месячная ставка, системы премий и величины (проценты) доплат и др.

3. Характеристики использования средств производства (режим работы оборудования, годовой фонд рабочего времени, коэффициенты загрузки станков, фондоотдача, фондоемкость).

4. Нормативы организации производства и качества выпускаемой продукции (длительность производственного цикла, размеры партий запуска деталей, периодичность запуска, величина производственных заделов (запасов), объем незавершенного производства и др.).

5. Финансово-экономические показатели (себестоимость и цена продукции, рентабельность производства, показатели эффективности инноваций, нормативы налогообложения, учетные ставки за кредит и т. п.).

6. Социально-экономические показатели (условия труда, состояние окружающей среды, текучесть кадров, удовлетворенность работников трудом и т. д.).

При отсутствии перечисленных показателей на производстве и в современной справочной литературе студент должен самостоятельно разработать их в процессе выполнения соответствующих планово-экономических расчетов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТОВ

Каждая курсовая или дипломная работа должна содержать как общие научные рекомендации по совершенствованию планирования на предприятии, так и конкретные выводы и предложения, их отличительные особенности, вытекающие из своеобразия конкретной темы проекта, объекта научного исследования, содержания (плана) работы, современных требований рынка, методических советов руководителя, наличия исходной информации, уровня подготовки студентов, их профессиональных знаний и умений. При этом все проекты могут быть построены по общей схеме или технологии планирования на основе единых методических указаний выпускающей кафедры и требований действующего стандарта к подготовке экономистов-менеджеров. Содержание же каждого проекта должно отражать индивидуальный, самостоятельный и творческий характер работы студента над своим плановым заданием.

Приведем общие методические рекомендации и требования к подготовке курсовых проектов по планированию производства, накопленные многолетним опытом подготовки специалистов в отечественной высшей экономической школе [8, 17, 26, 38].

Во Введении излагается краткое обоснование разрабатываемой темы проекта, ее актуальности, определяются цели, задачи и основные пути решения исследуемой проблемы, дается характеристика объекта исследования и имеющихся теоретических и практических работ. При необходимости здесь можно привести краткий аналитический обзор литературы по теме проекта. Объем этого раздела составляет 2–3 страницы.

В первой главе раскрываются теоретические основы соответствующей плановой проблемы с учетом современных требований рыночной экономики. Здесь необходимо сопоставить различные точки зрения отечественных и зарубежных авторов на поставленную проблему, дать их критический анализ и на этой основе определить свой подход к ее решению, сформулировать предлагаемые методы планирования. Эта глава служит теоретической базой для последующего исследования фактических данных и разработки практических рекомендаций по совершенствованию планирования. Завершается глава краткими выводами, позволяющими перейти к последующему изложению учебного материала. Ее примерный объем – до 15 страниц.

Во второй главе даются анализ и оценка объекта исследования на основе собранных материалов, раскрываются методы планирования и система действующих показателей, выявляются их достоинства и недостатки. Здесь необходимо раскрыть основные факторы, оказывающие наибольшее влияние на состояние исследуемой проблемы, и наметить пути совершенствования методов и показателей планирования с учетом действующих на рынке законов спроса и предложения. Объем данной главы – около 15 страниц.

В третьей главе раскрываются конкретные рекомендации по совершенствованию плановой работы на предприятии, обязательно отражаются элементы новизны и личный вклад автора в их разработку. Здесь студентам необходимо привести свои творческие предложения по решению поставленных в проекте планово-экономических задач.

Совершенствование планирования на предприятиях в рыночных условиях, как известно, может затрагивать одну из сторон теории и практики микроэкономического анализа – собственно плановую или экономическую деятельность, а также методические или методологические рекомендации и предложения. Сюда можно отнести новый или усовершенствованный метод разработки планов, систему или элементы плановых показателей и методику их расчета, методы анализа и оценки выполнения планов на предприятиях, пути наиболее рационального использования экономических ресурсов и повышения на этой основе эффективности производства.

Все предложения и рекомендации по совершенствованию планирования должны быть подтверждены в проекте соответствующими расчетами экономической эффективности или социального, экологического, технического и других видов эффекта. Выводы и предложения этой главы должны иметь научное обоснование и возможность практического подтверждения. Эта глава имеет наибольшее значение, и ее объем должен быть свыше 20 страниц.

В Заключении отражаются полученные в проекте научные и практические результаты, раскрывается уровень достоверности решения поставленных задач и область возможного использования рекомендаций. Объем заключения составляет 1–2 страницы.

Библиографический список должен включать не менее 20–25 научных, учебных и справочных источников.

Приложения в проекте приводятся по мере необходимости.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПЛАНОВ-ПРОЕКТОВ

1. Комплексное социально-экономическое планирование. Социально-экономическое планирование развития предприятия включает разработку системы показателей, характеризующих маркетинговую, производственную, социальную, экономическую, финансовую и все другие сферы его деятельности.

План комплексного социально-экономического развития предприятия должен предусматривать разработку следующих основных вопросов:

1) планирование производственной программы;

2) планирование потребности производственных ресурсов;

3) планирование социально-трудовых показателей;

4) планирование себестоимости продукции и цен;

5) планирование и распределение прибыли;

6) планирование экономической эффективности и инвестиций.

Подробные рекомендации о выполнении основных разделов комплексных планов социально-экономического развития отечественных предприятий в современных рыночных условиях содержатся в соответствующих главах настоящего учебника, а также в учебно-методических пособиях [4, 8].

При планировании экономической эффективности от применения отдельных организационно-технических мероприятий может быть использована сравнительная оценка роста результатов или снижения затрат, учитывающая уменьшение трудоемкости, материалоемкости или повышение объемов производства, производительности труда и влияние других конкретных факторов.

Общая величина планируемых результатов должна превышать значение затрат как по отдельным инновациям, так и по всему предприятию в целом. В тех случаях, когда планируемые результаты не обеспечивают покрытие затрат, необходимо обосновать получение на соответствующую сумму банковских кредитов или иных инвестиций.

2. Разработка бизнес-планов производства. Бизнес-планы являются новым видом планирования, получившим наибольшее распространение в условиях рыночной экономики в основном на предприятиях малого и среднего предпринимательства. Бизнес-планирование служит в настоящее время основой успешной производственной и предпринимательской деятельности.

Состав и степень детализации бизнес-плана определяется такими факторами, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия, размер предполагаемого рынка сбыта продукции, наличие конкуренции, степень риска, перспективы роста предприятия и т.п.

При разработке бизнес-плана необходима разнообразная маркетинговая, производственная, финансовая и многие другие виды информации. Рассмотрим примерную структуру бизнес-плана, раскрывающую более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на ее основе плановые показатели.

Анализ положения дел на предприятии,характеризующий текущую ситуацию и тенденции ее развития, потенциальных конкурентов и предполагаемых потребителей.

Существо предлагаемого бизнес-проекта,в котором обосновываются спрос на выпускаемую продукцию, выполняемые работы и услуги, потребность в необходимых помещениях и оборудовании, требуемый административный и производственный персонал.

Производственный план,где рассматриваются содержание технологического и производственного процессов, предполагаемые субподрядчики и партнеры, стоимость основных производственных фондов, номенклатура и объем выпуска продукции, перечень применяемых материалов, поставщики сырья и т.д.

План маркетинга,содержащий предполагаемые цены на продукцию, возможные каналы сбыта, рекламу продукции, прогноз новых видов изделий, целевые показатели.

Организационный план,раскрывающий формы собственности, сведения о партнерах (пайщиках), меры ответственности партнеров, состав руководящих органов, организационную структуру фирмы, распределение обязанностей и функций.

Финансовый план,в котором отражаются план доходов и расходов, денежные поступления и платежи, балансовый план, точка самоокупаемости, основные источники денежных средств, порядок использования доходов и т.п.

Оценка риска,где раскрываются слабые стороны предприятия, вероятность появления новых технологий, альтернативные стратегии, надежность партнеров и поставщиков и т.д.

Как видно из приведенного перечня вопросов, разработка основных разделов и показателей бизнес-плана не вызывает особых затруднений. При их возникновении можно воспользоваться научными и методическими рекомендациями, изложенными в главах учебника о комплексном социально-экономическом планировании и в специальной экономической литературе [4, 17, 26], а также консультациями научного руководителя проекта.

3. Совершенствование планирования системы показателей. При выполнении курсовых и дипломных проектов, темы которых предусматривают совершенствование отдельных плановых показателей или системы планов, составляется в соответствии с ранее изложенными общими рекомендациями. План-схема их выполнения: введение, три главы и заключение. Приведем примерное содержание проекта на тему «Совершенствование планирования прибыли и рентабельности машиностроительного производства» с развернутым планом выполнения работы и кратким изложением Введения и Заключения.

Введение

Прибыль и рентабельность – главные показатели экономической эффективности в условиях рынка. Роль и значение прибыли в развитии производства, стимулировании труда и повышении его оплаты. Прибыль и рентабельность в производственном и финансовом менеджменте.

Глава 1. Сущность прибыли и рентабельности в рыночной экономике

1.1. Экономические категории «прибыль» и «рентабельность» в рыночных отношениях.

1.2. Прибыль предприятия как основа его самофинансирования в условиях рынка.

1.3. Рентабельность производства и экономические границы его эффективности.

Глава 2. Механизм планирования прибыли и рентабельности в современных условиях хозяйствования.

2.1. Основы взаимодействия между затратами и результатами.

2.2. Прибыль производства и платежеспособность предприятия.

2.3. Рентабельность производства и уровень рыночных цен.

Глава 3. Система распределения прибыли на предприятии и ее совершенствование.

3.1. Существующая налоговая система и пути ее улучшения.

3.2. Основные направления повышения прибыли на производстве.

3.3. Планирование повышения рентабельности производства.

Заключение

Совершенствование планирования прибыли и рентабельности имеет важнейшее производственно-хозяйственное, социально-экономическое и финансово-инвестиционное значение на предприятиях. Необходимо создать для каждого предприятия надлежащие условия для высокоэффективной, прибыльной работы.

Завершается работа библиографическим списком, в котором должна быть приведена использованная экономическая литература (не менее 20 научных и учебных публикаций).

ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

В курсовых и дипломных проектах следует обратить особое внимание на анализ и оптимизацию использования основных производственных фондов, персонала работников и других планируемых показателей, определяющих конечные результаты производства, и в первую очередь такие, как производительность труда, рентабельность производства, прибыль предприятия.

Курсовое и дипломное проектирование является одним из основных учебных средств развития практических умений студентов и формирования навыков самостоятельной работы. Выполняемые на завершающей стадии профессиональной подготовки экономистов-менеджеров курсовые работы по «Планированию производства» могут стать основой для выпускных квалификационных работ и дипломных проектов, содержание которых требует более глубокой научной проработки.

Оформление проектов должно соответствовать действующим стандартам и правилам. Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается. Наименование глав и параграфов должно быть коротким, перенос слов в заголовках не рекомендуется. Текст работы следует разбивать на абзацы. Все формулы, графики и таблицы должны быть органически связаны с текстом. При необходимости проекты могут включать дополнительные материалы, оформленные в виде приложений. В тексте обязательно должны быть приведены ссылки на использованную литературу. Библиографический список свидетельствует не только о степени изученности рассматриваемой проблемы, но и об уровне творчества и самостоятельности студента. Трудно написать хорошую работу без использования современной учебной и научной литературы.

Выполненные проекты подлежат защите. Курсовые – на выпускающей кафедре, дипломные – на Государственной аттестационной комиссии. Действующий порядок защиты выпускных квалификационных работ и дипломных проектов обычно предусматривает десятиминутный доклад перед комиссией, ответы на замечания рецензента и на вопросы членов комиссии.

К защите дипломных проектов, помимо основного доклада, требуется подготовка графических материалов и справочных таблиц. Общая оценка выполненного проекта в конечном итоге определяется уровнем подготовленности каждого студента к его защите перед Государственной аттестационной комиссией.

Литература

1. Автоматизированное управление затратами на предприятии/Под ред. В. П. Кустарева. – Л.: Машиностроение, 1990. – 226 с.

2. Акофф Р. Л. Искусство решения проблем/Пер. с англ. – М.: Мир, 1982. - 224с.

3. Акофф Р. Л. Планирование будущего корпорации/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. – 326 с.

4. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 248 с.

5. Бабо А. Прибыль/Пер. с франц. – М.: Прогресс, 1993. – 176 с.

6. Барташев Л. В. Технико-экономические расчеты при проектировании и производстве машин. – М.: Машиностроение, 1973. – 384 с.

7. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений/Пер. с англ. – М.: Инфра-М., 1996. – 432 с.

8. Бухалков М. И. Планирование на предприятиях машиностроения. Учебное пособие. – Самара: СамГТУ, 1995. – 56 с.

9. Бухалков М. И., Бабордына О. А. Организация машиностроительного производства. Учебное пособие. – Самара: СамГТУ, 1996. – 44 с.

10. Бухалков М. И. Совершенствование организации и нормирования труда в современном производстве. Учебное пособие. – Самара: СамГТУ, 1997. - 96 с.

11. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы/Пер. с датск. – М.: Высшая школа, 1994. – 272 с.

12. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер/Пер. с англ. – М.: Дело, 1991. – 320 с.

13. Генкин Б. М., Петроченко П. Ф., Бухалков М. И. и др. Нормирование труда. Учебник. – М.: Экономика, 1985. – 272 с.

14. Генкин Б. М. Эффективность труда и качество жизни. Учебное пособие. - СПб.: СПбГИЭА, 1997. - 112 с.

15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. – М.: Инфра-М, 1996. – 352 с.

16. Грейсон Д. К., О'Делл К. Д. Американский менеджмент на пороге XXI века/Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991. – 319 с.

17. Деловое планирование. Учебное пособие/Под ред. В. М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 368 с.

18. Долан Э. Ю., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель/Пер. с англ. – СПб.: Автокомп, 1992. – 496 с.

19. Зубов В. М. Как измеряется производительность труда в США. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 144 с.

20. Книга делового человека. Справочник / Под ред. Г. А. Краюхина. и Э.С. Минаева. – М.: Высшая школа, 1993. – 350 с.

21. Ковалевский А. М. Перспективное планирование на промышленных предприятиях и в производственных объединениях. – М.: Экономика, 1973. – 320 с.

22. Количественная оценка тяжести труда. Межотраслевые методические рекомендации/Под ред. В. Г. Макушина. – М.: Экономика, 1988. - 116 с.

23. Кондратьев Н. Д. План и предвидение//Вопросы экономики, 1992, № 3. С. 3 - 15.

24. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий/Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987. – 384 с.

25. Котлер Ф. Основы маркетинга/Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990.- 736 с.

26. Краюхин Г. А. Планирование на предприятиях (объединениях) машиностроительной промышленности. Учебник. – М.: Высшая школа, 1984. – 312 с.

27. Кульман А. Экономические механизмы/Пер. с франц. – М.: Прогресс, 1993. – 192 с.

28. Лебединский Н. Я. Основы методологии планирования и автоматизации плановых расчетов. – М.: Экономика, 1989. – 272 с.

29. Лившиц А. Я. и др. Введение в рыночную экономику. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1994. – 447 с.

30. Липсиц И. В. Что такое бизнес-план и как его составить. – М.: Россия молодая, 1992. – 45 с.

31. Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. – СПб.: Формика, 1992. – 384 с.

32. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т./Пер. с англ. – М.: Республика, 1992. – 400 с.

33. Макушин В. Г. Совершенствование условий труда. Социально-экономические проблемы. – М.: Экономика, 1981. – 216 с.

34. Маршалл А. Принципы экономической науки/Пер. с англ. Т. 1. - М.: Прогресс, 1993. - 416 с.

35. Менеджмент организации. Учебное пособие / Под ред. 3. П. Румянцевой и Н. А. Саломатина. – М.: Инфра-М, 1996. – 432 с.

36. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира/Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 456 с.

37. Мескон М. X., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – 702 с.

38. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Учебное пособие/Под ред. Г. А. Краюхина. – СПб.: СПбГИЭА, 1996. - 234 с.

39. Методические вопросы создания системы норм и нормативов/ Под ред. В. В. Соколова. – М: Экономика, 1983. – 192 с.

40. Методические основы нормирования труда рабочих в народном хозяйстве. – М.: Экономика, 1987. – 225 с.

41. Монден Я. «Тоета»: Методы эффективного управления/Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 288 с.

42. Организация и планирование машиностроительного производства. Учебник. / Под ред. М. И. Ипатова. – М.: Высшая школа, 1988. – 367 с.

43. Организация производства. Учебник/Под ред. О. Г. Туровца. – Воронеж: ВГТУ, 1993. - 384 с.

44. Организация, планирование и управление машиностроительным предприятием. Учебник. Ч. 2. Внутризаводское планирование/ Под ред. В. А. Летенко и Б. Н. Родионова. – М.: Высшая школа, 1979.- 232с.

45. Основные положения по нормированию расхода и запасов сырья и материалов в производстве. – М.: Экономика, 1979. – 40 с.

46. Основы предпринимательской деятельности/Под ред. В. М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 496 с.

47. Основы управления персоналом. Учебник/Под ред. Б. М. Генкина. – М.: Высшая школа, 1996. – 383 с.

48. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона/Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. - 448 с.

49. Петроченко П. Ф. Экономика труда в промышленности. Учебное пособие. – М.: Экономика, 1978. – 264 с.

50. Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика/Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1992. – 510 с.

51. Планирование народного хозяйства. Учебник/Под ред. В. Н. Мосина. – М.: Высшая школа, 1982. – 616 с.

52. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г., № 552//Партнер. 1992. № 31. С. 26–48.

53. Практикум по организации и планированию машиностроительного производства. Учебное пособие/Под ред. Ю. В. Скворцова. – М.: Высшая школа, 1990. – 224 с.

54. Развитие рыночного механизма управления персоналом. Материалы республиканской научно-практической конференции/Под ред. М. И. Бухалкова. – Самара: СамГТУ, 1995. – 104 с.

55. Совершенствование механизма стабилизации и подъема производства в условиях рынка/Под ред. М. И. Бухалкова. – Самара: СамГТУ, 1997. - 112 с.

56. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Советская Энциклопедия, 1989. – 1632 с.

57. Соколицин С. А., Кузин Б. И. Организация и оперативное управление машиностроительным производством. Учебник. – М.: Машиностроение, 1988. – 527 с.

58. Справочник по функционально-стоимостному анализу/Под ред. М. Г. Карпунина и Б. И. Майданчика. – М.: Финансы и статистика, 1988. – 431 с.

59. Сыроежин И. М. Планомерность. Планирование. План. Теоретические очерки. – М.: Экономика, 1986. – 248 с.

60. Типовая методика разработки пятилетнего плана производственного объединения (комбината), предприятия. – М.: Экономика, 1975. – 374 с.

61. Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г Форд. – М.: Республика, 1992. – 352 с.

62. Управление по результатам/Пер. с финск./Под ред. Я. А. Лейманна. – М.: Прогресс, 1993. – 320 с.

63. Управление проектами / Под ред. В. Д. Шапиро. – СПб.: Два-три, 1996. - 610 с.

64. Управление развитием производства в промышленных концернах США/Под ред. Ю. П. Васильева. – М.: Мысль, 1977. – 336 с.

65. Уткин Э. А. Управление фирмой. – М.: Акалис, 1996. – 516 с.

66. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т./Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 384 с.

67. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 2/Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992. – 256 с.

68. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. – М.: Прогресс, 1992. – 253 с.

69. Черкасов Г. Н. Теория и практика научной организации труда в промышленности. – Л.: Лениздат, 1973. – 320 с.

70. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 1996. - 176 с.

71. Шим Д. К., Сигел Д. Т. Методы управления стоимостью и анализа затрат/Пер. с англ. – М.: Филинъ, 1996. – 344 с.

72. Эванс Д. Р., Берман Б. Маркетинг/Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1990. - 350 с.

73. Экономика предприятия. Учебник/Под ред. О. И. Волкова. – М.: Инфра-М, 1997. - 416с.

74. Экономическая стратегия фирмы. Учебное пособие/Под ред. А. П. Градова. – СПб.: Специальная литература, 1995. – 416 с.

75. Ясинский А. И., Смирнов В. М., Фрезе В. И. и др. Ускорение социально-экономического развития объединения: Опыт АвтоВАЗа. – М.: Машиностроение, 1988. – 264 с.

Михаил Ильич Бухалков

Внутрифирменное планирование

Учебник

Редактор Т.Н. Харизанова

Корректор Г.М. Короткова

Компьютерная верстка – А.А. Маркин

Художественное оформление «Ин-Арт»

ЛР№ 070824 от 21.01.93 г.

Подписано в печать 21.11.98.

Формат 60x90/16.

Гарнитура NewtonC. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 24,5.

Доп. тираж 3000 экз. Заказ 745

Цена договорная.

Издательский Дом «ИНФРА-М»,

127214, Москва, Дмитровское ш., 107.

Тел.485-70-63, 485-74-00.

Отпечатано

в ООО «Типография ПОЛИМАГ»

127247, Москва, Дмитровское шоссе, 107

содержание

Предисловие. 2

Глава 1. Методология планирования в рыночной экономике. 3

1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РЫНОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.. 3

1.2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.. 6

1.3. ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ.. 10

1.4. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.. 13

1.5. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.. 18

1.6. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ПЛАНОВЫХ СЛУЖБ НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 22

Глава 2. Система плановых нормативов и показателей. 26

2.1. ПОНЯТИЕ О ПЛАНОВЫХ НОРМАТИВАХ И НОРМАХ.. 26

2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВОВ И НОРМ... 29

2.3. ТРУДОВЫЕ НОРМАТИВЫ, ИХ ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ.. 31

2.4. МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОР

Наши рекомендации