Модель ломаной кривой спроса

Модель дуополии Курно может быть дополнена моделью ломаной кривой спроса, разработанной английским экономистами Р. Холлом, С. Хитчем и американцем П. Суизи. Эта модель исходит из предположения, что конкуренты поддержат любое снижение цены одной из фирм, но будут игнорировать ее повышение. Такое предположение отражает практику ценообразования в олигополистических отраслях.

Допустим, что на рынке присутствуют две фирмы – А и В, которые имеют приблизительно одинаковые доли производства дифференцированного продукта, и не существует сговора между фирмами о разделе рынка (рис. 10.7). Возможны два варианта поведения фирм:

1) при изменении цены одной фирмой другая фирма в точности повторяет ее стратегию – тогда график спроса для первой фирмы имеет достаточно крутой наклон (D2ED2’). Доля рынка для обеих фирм практически не изменяется, общий объем продаж изменяется лишь за счет других отраслей. Однако рост валового дохода, связанный с увеличением продаж, будет полностью перекрыт его снижением, связанным с уменьшением цены;

2) при изменении цены одной фирмой другая не реагирует на ее действия – тогда график спроса для первой имеет более пологий наклон (D1ED1’). Если фирма увеличивает цены, то она теряет часть рынка (так как некоторые клиенты перейдут к конкурентам), но не весь рынок, так как товар дифференцирован. Отдельные покупатели, даже при определенном повышении цены, предпочтут продукцию фирмы 1 и она не будет полностью вытеснена с рынка. Если фирма снижает цены, то она отвоевывает часть рынка у конкурентов.

MR1FMR1’ и MR2GMR2’– графики предельного дохода исследуемой фирмы в обоих случаях.

 
  Модель ломаной кривой спроса - student2.ru

Рис. 10.7. Ломаная кривая спроса.

В реальности конкуренты не будут выбирать чистую стратегию поведения – скорее всего, они будут снижать цены при снижении цен первой фирмой, чтобы не потерять рынок, но не будут повышать цены при повышении цен рассматриваемой фирмой.

Поэтому кривая спроса на продукцию фирмы будет ломаной, состоящей из эластичного отрезка D1Е и неэластичного ЕD2 (на рисунке отрезки объединены жирной линией). Кривая предельного дохода фирмы также будет ломаной. Из-за резкого различия в эластичности кривой спроса выше и ниже равновесной цены существует разрыв между эластичным отрезком предельного дохода MR1 и его неэластичным отрезком MR2. Этот разрыв FQ можно рассматривать в качестве вертикального отрезка кривой предельного дохода MR1FQMR2’ рассматриваемой фирмы. При любом смещении кривой предельных издержек в рамках этого вертикального отрезка обеспечивается условие максимизации прибыли олигополистической фирмой: MR=MC.

Модель ломаной кривой спроса объясняет негибкость цен при олигополии. Если при исходной равновесной цене P0 прибыли олигополистических фирм достаточны, то ни для одной из них нет смысла изменять эту цену, даже при определенном увеличении издержек. В противном случае или произойдет перераспределение рынка в пользу тех фирм, которые воздержались от повышения цен, или в отрасли начнется ценовая конкуренция и все фирмы уменьшат свои прибыли. Таким образом, положение фирмы, которая изменила цену, только ухудшается.

Одновременное установление цен (равновесие по Бертрану).

Ценовые войны

Фирмы могут устанавливать цены своих товаров, оставляя установление объема продаж рынку. Так как фирмы не знают, а лишь предполагают действия конкурентов, то для победы на рынке они будут снижать цену до предельно низкой величины, в крайнем случае – до уровня предельных издержек. Примером такого взаимодействия фирм могут являться аукционы, тендеры. Например, организации-потребителю необходим какой-либо товар или услуга. Данная организация объявляет тендер, в ходе которого все заинтересованные предприятия-продавцы данного товара или услуги предлагают свои продажные условия (цены). Потребитель выбирает поставщика с самыми выгодными условиями (самыми низкими ценами при равном качестве). Разумно ожидать что, если фирмы-поставщики не сговариваются между собой, и не знают условий, предложенных конкурентами, то для победы в борьбе за потребителя они предложат максимально низкие продажные цены. Равновесии на рынке установится на уровне, близком к конкурентному.

Рыночные цены, близкие издержкам, могут установиться в условиях олигополии не только при одновременной стратегии установления цен, но и при последовательной игре. «Ценовая война» – это цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами. Каждый продавец желает увеличить свою долю на рынке, или даже завоевать весь рынок, снижая цену. Однако его конкуренты зачастую думают так же. Война цен продолжается до тех пор, пока не упадет до уровня средних издержек, или до уровня предельных издержек. В равновесии оба продавца назначат примерно одинаковую цену Р=АС=МС, т.е. отрасль придет в состояние, близкое к совершенной конкуренции. Ниже данного уровня фирмы не смогут установить цену, так как это приведет к разорению, а повысить цену они не смогут, так как будут опасаться потери рынка.

Ситуация жесткой ценовой конкуренции между олигополистами выгодна потребителям, однако обычно недолговечна. Во-первых, фирмы стремятся вступить в сотрудничество, чтобы увеличить свои прибыли; а во-вторых, если одна из воюющих фирм сильнее другой, она может выиграть борьбу и стать монополистом на рынке.

Кооперативная игра (сговор)

Фирмам в условиях олигополии зачастую выгодно выбрать объем производства, максимизирующий общую прибыль отрасли, и затем разделить рынок межу собой, учредив таким образом картель, или другую подобную монополистическую структуру. Каждая фирма будет желать максимизировать собственную прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек, но цены на рынке одни для всех, и поэтому предельные издержки также должны выровняться (см. рис. 10.8). Если какая-то фирма (например фирма 2) имеет меньшие издержки, то она будет увеличивать свой объем продаж на рынке до тех пор, пока ее предельные издержки не возрастут и сравняются с предельными издержками конкурента (фирмы 1). Фирма 2 будут продавать на рынке больше товара, чем фирма 1, но обе они будут продавать товар по одинаковой цене, имея одинаковые предельные издержки.

Если фирмы-олигополисты объединяются в организацию картельного типа для раздела рынка, то анализ их рыночного равновесия становится аналогичным анализу равновесия фирмы-монополиста (см. главу о монополиях).

Модель ломаной кривой спроса - student2.ru

Рис. 10.8. Рыночная цена и предельные издержки фирм-дуополистов.

 
  Модель ломаной кривой спроса - student2.ru

Рис. 10.9. Возможные точки равновесия в ситуации дуополии при игре

с кооперативной стратегией установления объемов производства.

Так как фирмы должны иметь одинаковые предельные издержки, то возможные точки равновесия будут лежать на точках касания изопрофитных кривых обеих фирм (A, B, C, D на рис. 10.9). Предельная прибыль фирм должна быть одинакова, так как иначе было бы выгодно, чтобы более прибыльная фирма продавала больше товара. Комбинации объемов производства обеих фирм, лежащие на в точках касания изопрофитных кривых, показывают максимальную прибыль для всей отрасли.

Однако видим, что вариантов равновесия в ситуации с картелем может быть несколько. Если одна из фирм будет полагать, что другая фирма поддержит свой объем продаж постоянным, то она пожелает увеличить собственный объем продаж, перейдя на более низкую изопрофитную кривую. Таким образом, у фирм есть стимул смошенничать и нарушить правила раздела рынков. Поскольку каждая из фирм видит возможность мошенничества, она постарается первой нарушить договор, и картель, чтобы существовать, должен иметь возможности наказывать подобное поведение своих участников.

Еще одним препятствием для сговора между олигополистами и раздела рынков являются различия в спросе и издержках для различных фирм в отрасли. Оптимальные цены для разных участников отрасли могут быть разными, поэтому может не возникнуть взаимопонимания между игроками.

Чем больше в рассматриваемой отрасли взаимодействует фирм, тем труднее им договориться между собой, и тем меньше вероятность заключения картельных соглашений. Кроме того, хотя вступление новых фирм в олигополистическую отрасль и затруднено, но возможно, и такое вступление в игру новых игроков нарушит достигнутое равновесие.

Наконец, антимонопольное законодательство различных стран так или иначе пытается препятствовать монополизации рынков и сговору между фирмами. В большинстве развитых стран открытое картельное соглашение почти невозможно или, во всяком случае, затруднено. Тайный сговор между участниками отрасли государству конечно, труднее проконтролировать, однако в случае тайного сговора меньше и надежность данных соглашений, у фирм есть больше возможностей смошенничать, меньше возможность наказать мошенничество других.

10.10. Ценообразование по принципу «издержки плюс».

Игра «угроза вхождению»

Рыночная экономика подвержена спадам деловой активности, в результате которых изменяются объемы выпуска продукции, уровень издержек и размеры прибыли, получаемой олигополистическими фирмами. Поэтому, чтобы компенсировать потери, вызванные ухудшением конъюнктуры рынка, в олигополистических отраслях часто используется стандартная цена, построенная по принципу «издержки плюс».

При расчете такой цены к средним общим издержкам, рассчитанным исходя из типичной 75–80% загрузки производственных мощностей, добавляется определенная накидка, которая обеспечивает получение заданной прибыли, обычно в размере средней нормы прибыли, сложившейся в отрасли за длительный период времени.

Используя стандартную цену как базовую для своей ценовой политики, фирма может вносить в нее коррективы, чтобы учесть влияния технического прогресса на изменения деловой конъюнктуры, ожидаемую конкуренцию, долгосрочные стратегические цели и другие факторы. Ценообразование по принципу «издержки плюс» получило широкое распространение. Во-первых, оно имеет преимущества для фирм, производящих большой ассортимент продукции, так как позволяет исключить дорогостоящий процесс определения условий спроса и издержек для сотен различных видов продукции. Во-вторых, этот метод установления цен совместим с тайным сговором или лидерством в ценах. Использование олигополистическими фирмами одинаковых методов ценообразования, делает поведение конкурентов более предсказуемым, что позволяет им проводить согласованную ценовую политику, не вступая в прямой сговор друг с другом.

Часто наблюдаемой особенностью олигополистической отрасли является неполная загрузка производственных мощностей олигополистов (обычно указанные выше 75–80% загрузки). Среди прочих факторов, эта неполная загрузка служит в качестве сдерживающего момента для фирм конкурентов. Подробнее поясним это на примере последовательной игры двух фирм. Пусть одна фирма (назовем ее лидер, но не потому, что она главная, а потому что она первой делает ход), принимает решение, начинать ли производить какой-то новый для себя продукт, или входить на новый для себя рынок, тем самым вступая в конкуренцию с фирмой 2, уже производящей такой продукт или работающей на данном рынке (рис. 10.10). Если в ответ фирма 2 начнет бороться с новым конкурентом (снижать цены, например), то обе фирмы не получат прибыли. Если же фирма 2 уступит долю рынка, то лидер получит 2 единицы прибыли, вторая фирма получит одну единицу прибыли. Если фирма 1 решит не вступать на новый рынок, то она будет продолжать получать прибыль в размере 1 денежной единицы, а фирма 2 будет пользоваться отсутствием конкуренции и получать 2 единицы прибыли. Входить фирме 1 на рынок или нет? Ответ на этот вопрос зависит от ожидаемой реакции со стороны фирмы 2 – если она решит активно бороться за свой рынок, то это не принесет пользы ни одной из фирм, и первой фирме лучше не входить на рынок. Но если фирма 1 все же войдет на рынок, фирме 2 выгоднее не бороться, а уступить долю рынка без боя. Таким образом, если фирма 2 даст достаточно сильный сигнал фирме 1 о том, что она вступит в конкурентную борьбу, то первая фирма не пожелает входить на это рынок.

 
  Модель ломаной кривой спроса - student2.ru

Рис. 10.10. Игра «угроза вхождению».

Сигналы такого рода могут быть различными, например, наличие избыточных производственных мощностей. Фирма-олигополист показывает потенциальным конкурентам, что у нее есть в запасе возможности значительно увеличить объемы производства и продаж, снизить цены и тем самым дать отпор попыткам конкурентов завоевать данный рынок.

Роль неценовой конкуренции.

Наши рекомендации