Вредные и опасные факторы в машинном отделении

По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные.

Квредным относятся такие факторы, которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности.

Опасными называют такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья.

В машинном отделении присутствуют следующие вредные и опасные факторы: физические, химические и психофизиологические.

Физические вредные и опасные факторы.В машинном отделении возможны следующие физические вредные и опасные факторы.

- Высокие уровни шума и вибрации;

- значительные тепловыделения, приводящие к повышению температуры воздуха;

- инфракрасное излучение от сильно нагретых поверхностей;

- недостаточная естественная и искусственная освещённость;

- возможность поражения током при различных ситуациях;

- неограждённые движущиеся части машин и механизмов;

- сильно нагретые и недостаточно изолированные части оборудования;

- взрывы в картерах двигателей;

- недостаточная ширина, высота и загромождённость проходов;

- крутые трапы недостаточной ширины без специальных площадок.

Химические вредные факторы.К химическим вредным факторам можно отнести опасность проникновения в организм человека токсических вредных веществ, например пары нефтепродуктов.

Психофизиологические вредные факторы.К психофизиологическим вредным факторам в машинном отделении можно отнести:

- физические перегрузки при некоторых работах;

- повышенное напряжение зрения и слуха в связи с неправильным расположением на нем приборов управления, неудачным выбором световой и звуковой сигнализации;

Нормативные документы

Вредные и опасные факторы в машинном отделении регулируются следующими нормативными документами:

- ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы.

- ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

- ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

- ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.

- ГОСТ 12.1.047-85. Вибрация. Метод контроля на рабочих местах и в жилых помещениях морских и речных судов.

- ГОСТ 12.1.020-79. Шум. Метод контроля на морских и речных судах.

- ГОСТ 12.1.001-89 ССБТ. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряжённости и требования к проведению контроля на рабочих местах.

ГОСТ 12.1.045-84 ССБТ. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля.

ГОСТ 12.4.124-83 ССБТ. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования.

ГОСТ 12.1.005-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

Нормы по вредным факторам

Шум.В машинном отделении нормируемые параметры – это эквивалентные уровни звука в дБА и эквивалентные уровни звукового давления (дБ) в октавных полосах частот. ПС – предельный спектр уровней шума.

Допустимые параметры шума для речных судоввнутреннего и смешанного плавания
Таблица 5.1
Уровни звукового давления (дБ) на средних частотах октавных полос, Гц Уровень
звука,
дБА
Машинное помещение (отделение)* :
Постоянная вахта (ПС 80)            
Периодическое обслуживание (ПС 100)        
Безвахтенное обслуживание (ПС 105)        
Центральный пост управления ЦПУ (ПС 70)        
Вибрация Предельно допустимые уровни вибрации (по ускорению) в помещениях  
судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания Таблица 5.2  
Помещения Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц  
 
 
Машинное отделение              
Суда 1 и 2 группы (ПС 57)  
Суда 3 группы (ПС 60)  
                 

Освещенность.В случае, если освещённость поверхности превышает нормативное значение, то она считается соответствующей норме. Таблица 5.3

Нормируемая освещённость Е (лк) на судах
Производствен- Рабо- Люминесцентные Лампы
ные помещения чая лампы накаливания
    поверх- Комбинирован- Одно Комбинирован-   Одно
    ность ное освещение общее, ное освещение общее,
      Общее + Общее, Еоб. Общее + Общее, Еоб.
      местное, Екоб.   местное, Екоб.  
      Екоб. +     Екоб. +    
      Ем.     Ем.    
Машинные отделения, На палубе Горизон-      
помещения вспомога-   тальная          
тельных двигателей, Шкалы Вертикаль-      
распределительных приборов ная          
щитов, постов Ступеньки Горизон-      
управления. трапов тальная          
    Шкалы при- Вертикаль-      
    боров ГРЩ ная          
                   


Микроклиматические условия.

Таблица 5.4

Назначение помещения Холодный период года Тёплый период года
Темпера- Скорость движения Перепад между Скорость движения
тура воз- воздуха V, м/с внутренней и наруж- воздуха V, м/с
духа, tоС     ной температурой    
      не больше    
Жилые каюты 19-21 - 0,15-0,5
Рулевые рубки 15-17 0,15-0,25 0,15-0,5
Камбузы   15-17 0,25-0,5 0,2-0,7
Машинные не ниже - 0,5-1,5
отделения 12оС          
Центральный пост 19-21 0,15-0,5 0,3-0,8
управления (ЦПУ)              
Мастерские, 15-17 - 0,5-1,0
электростанции              
                 

Нормируемые значения показателей микроклимата в судовых помещениях,

оборудованных системами отопления и вентиляции.

Предельно допустимые концентрации пыли в воздухе рабочей зоны

Таблица 5.5

Пыли ПДК, q мг/м3 Класс опасности
Окиси алюминия (глинозём, электрокорунд)  
Кремнеземосодержащие    
Цемента, апатита, глины, нефелинового        
концентрата      
Каменного угля      
Чугуна        
Чугуна в смеси с электрокорундом  
Электрокорунда в смеси с легированными        
сталями        
Электрокорунд хромистый    
Известняк      
Кремния карбид (карборунд)  
Легированные стали и их смеси с алмазом
Медно-никелевая руда    
Нефелин концентрат    
Мучная, хлопчатобумажная, древесная
Асбест        
Кокс сланцевый      

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных газообразных веществ и аэрозолей в воздухе рабочей зоны

Таблица 5.6

Вещество ПДК, q мг/м3 Класс опасности
Ацетон        
Аммиак              
Бензин-растворитель    
Бензин топливный    
Бутилацетат      
Ксилол, толуол      
Озон         0,1
Окись углерода      
Ртуть (пары) аэрозоль     0,01
Соляная кислота (пары)    
Серная кислота (аэрозоль)    
Сероводород      
Спирт метиловый    
Тетраэтилсвинец     0,005
Окись железа с примесью окиси марганца
(аэрозоль)            
Фенол         0,3
Формальдегид       0,5
Хлор        
Циклогексанон      
                 

Наши рекомендации