Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П)»
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П)»
I. Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда в Дирекции тяги (КСОТ-П)
Целью КСОТ-П является:
1- вовлечение руководителей среднего звена, профсоюзных организаций и непосредственных исполнителей работ к управлению охраной труда, предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;
2-ведение визуального контроля за состоянием охраны труда
в структурном подразделении Дирекции тяги;
3-формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с балльной оценкой по каждому критерию;
4-оценка факторов рисков и несоответствий (нарушений) в области охраны труда на рабочих местах (с соответствующей их бальной оценкой)
и выработка мероприятий по их минимизации;
5-на перспективу разработка алгоритма автоматизированной оценки факторов рисков, влияющих на процессы технического обслуживания и ремонта подвижного состава в эксплуатационных локомотивных депо.
Одной из задач КСОТ-П является выработка у работников поведенческих навыков по выявлению факторов рисков и опасностей, которые могут привести к травмированию.
II. Общие сведения о применении в Дирекции тяги
Комплексной системы оценки состояния охраны труда
III. Порядок проведения КСОТ-П
Ежедневный (ежесменный) контроль по КСОТ-П
При проведении ежедневного (ежесменного) контроля результаты проверки визуально отражают в бланке «КСОТ-П» (приложение № 1) путем закрашивания одной ячейки соответствующим цветом.
Бланк «КСОТ-П» может закрашиваться зеленым, синим, желтым, оранжевым или красным цветом.
Так же в бланк «КСОТ-П» вносятся данные о количестве дней в подразделении без травм.
Выявленные в ходе проверки нарушения дополнительно вносятся в ведомость несоответствий (далее – Ведомость) (приложение № 2). Ведомости несоответствий рекомендуется оформлять в прошнурованных и пронумерованных журналах по форме приложения 2.
При отсутствии нарушений, выявленных в ходе проверки оформлять в ведомости несоответствий запись о факте проверки и лице ее проводившем.
При наличии микротравмы в ведомость нарушений записываются данные травмированного работника – фамилия, имя, отчество, вид повреждения здоровья, основные причины, время отсутствия работника на рабочем месте.
В цехе эксплуатации результаты проверок, проведенных машинистами локомотивов, отражаются в хронологическом порядке в бортовых журналах локомотивов формы ТУ-152, с пометкой «проведен ежесменный контроль по КСОТ-П» и указанием выявленных несоответствий.
В начале рабочей смены руководители проверяют:
1-выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
2-отсутствие у работников признаков алкогольного опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);
3-состояние рабочих мест в производственном участке, наличие необходимого для работы исправного инструмента, оборудования, приспособлений;
4-состояние прилегающей территории, служебных проходов и проездов;
5-наличие и исправность оградительных и предохранительных устройств;
6-исправность вентиляции, освещения, индивидуальных и коллективных средств защиты;
7-наличие у работников удостоверений по электробезопасности, охране труда, талона по охране труда;
8-обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью, другими СИЗ и правильность их применения;
9-наличие и исправность первичных средств пожаротушения;
10-наличие и комплектацию на рабочих местах (в производственном участке) медицинских аптечек.
В течение рабочего дня (смены) следует контролировать:
1-соблюдение работниками требований правил и инструкций по охране труда, а также других правил безопасности труда, специфичных для работ на данном участке;
2-соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
3-отсутствие у работников признаков алкогольного опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);
4-наличие и правильность использования работниками спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты.
При проведении проверки машинист локомотива должен проверить:
1-наличие и исправность блокирующих устройств, заземлений кожухов электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин, наличие защитных кожухов электропечей электроотопления и электрокалориферов, ограждений узлов и оборудования;
2-исправность межсекционных площадок и суфле (на многосекционных локомотивах);
3-наличие и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей, пожарного инвентаря, а также защитных средств в необходимом количестве согласно перечню инструмента и инвентаря на локомотиве (диэлектрических перчаток, диэлектрических ковров, штанг для снятия емкостных зарядов с силовых цепей и заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для электровозов переменного тока), штанг изолирующих, противогазов (выдаются при работе на тепловозах и дизель-поездах, оборудованных установками газового пожаротушения, а также, независимо от этого, эксплуатирующихся на тоннельных участках железных дорог), шумоизолирующих наушников (на тепловозах и электровозах);
4-исправность кресел машиниста и помощника;
5-исправность зеркал обратного вида;
6-исправность осветительного оборудования и защитных плафонов;
7-наличие и исправность ручных аккумуляторных фонарей и переносных светильников;
8-наличие и исправность первичных средств пожаротушения и систем пожарной автоматики;
9-исправность, надежность крепления и чистоту обходных площадок, ступеней, лестниц, поручней, креплений щитков пола;
10-исправность лючков в шахтах холодильника тепловозов;
11-наличие и укомплектованность аптечек медикаментами и средствами медицинского назначения;
12-наличие на локомотивах знаков безопасности труда и т.д.
Во время работы машинист также проверяет соблюдение требований охраны труда, наличие и правильность применения средств индивидуальной защиты помощником машиниста.
Машинисты-инструктора локомотивных бригад ежедневный (ежесменный) контроль проводят в рамках штатной работы в депо, а так же во время контрольно-инструкторских поездок (далее – КИП) и целевых проверок (далее – ЦПр). Каждый машинист-инструктор должен ежемесячно проверить не менее 5 локомотивов, независимо от приписки, на предмет их соответствия требованиям безопасности.
При проведении ежедневного (ежесменного) контроля, кроме вышеперечисленных вопросов, машинист-инструктор локомотивных бригад должен проверять:
1-состояние рабочих мест на локомотивах на предмет удовлетворения требованиям содержания локомотивов правилам охраны труда, исправность блокировок, оградительных, защитных и предохранительных средств, средств коллективной защиты, освещенности, исправности электрооборудования и т.д.,
2-наличие необходимого для работы исправного инструмента и приспособлений, наличие и исправность обустройств жизнеобеспечения, средств связи и т.д.
3-наличие предупредительных надписей, плакатов, предупреждающей окраски, знаков безопасности и сигнальной разметки.
Кроме того, при проверке локомотива машинист-инструктор локомотивных бригад должен проверить бортовой журнал ТУ-152 на предмет устранения сервисными компаниями несоответствий, выявленных машинистами при проведении ежесменного контроля.
При проведении КИП и ЦПр (не менее 3 проверок в месяц) машинист- инструктор локомотивных бригад должен проверить выполнение локомотивной бригадой требований Правил и Инструкций по охране труда при выполнении ТО-1 и эксплуатации локомотива, обеспеченность и правильность применения локомотивной бригадой спецодежды, сигнальных жилетов, средств индивидуальной защиты, наличие у локомотивной бригады удостоверений по электробезопасности, формуляров, талонов по охране труда;
соблюдение мер безопасности при производстве маневровых работ и при прицепке и отцепке локомотивов от подвижного состава;
устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
безопасное состояние служебных проходов и проездов;
санитарное состояние служебных и санитарно-бытовых помещений цеха эксплуатации.
По прибытию в основное или оборотное депо (пункт подмены) машинист-инструктор должен все нарушения, допущенные локомотивной бригадой при выполнении КИП и ЦПР занести в бланк визуализации «КСОТ-П» путем закрашивания соответствующей ячейки (красным, оранжевым, желтым, синим или зеленым цветом) и в Ведомость несоответствий (текстом). Ведомости несоответствий для заполнения машинистами-инструкторами рекомендуется оформлять в прошнурованном и пронумерованном журнале по форме приложения 2, хранящегося у дежурного по депо.
Бланк визуализации «КСОТ-П» заполняется каждым машинистом инструктором индивидуально в даты фактически проведенных проверок.
Дежурные по депо при проведении ежесменного контроля обязаны проверять:
1-состояние рабочих мест работников единой смены в цехе эксплуатации;
2-состояние тракционных путей депо, закрепленность локомотивов, находящихся в отстое на тракционных путях депо, закрытие их на ключ;
3-исправность установок вентиляции и освещения на рабочих местах;
4-наличие и исправность необходимых средств пожаротушения;
5-безопасное состояние прилегающей территории, служебных проходов и
проездов;
6-наличие и комплектацию на рабочих местах в цехе эксплуатации медицинских аптечек.
В течение рабочей смены дежурные по депо обязаны проверять:
1-наличие у локомотивной бригады формуляров, удостоверений по электробезопасности, талонов по охране труда;
2-обеспеченность локомотивных бригад спецодеждой, спецобувью, другими СИЗ и правильность их применения; в случае неприменения спецодежды, спецобуви, других СИЗ или их неисправности локомотивную бригаду от работы следует отстранить;
3-наличие ключей от входных дверей локомотивов и ключей КУ;
4-соблюдение работающими правил безопасности труда на каждом рабочем месте.
Таблица № 1
Таблица № 2
от 90 до 100 баллов | Полностью соответствует |
от 80 до 90 баллов | В основном соответствует |
от 60 до 80 баллов | Частично соответствует |
от 0 до 60 баллов | Не соответствует |
Контрольные листы № 2 заполняются до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и передаются специалисту по охране труда эксплуатационного локомотивного депо для подготовки анализа состояния охраны труда.
Контрольные листы № 2 хранятся у специалиста по охране труда в течение года. Копии контрольных листов № 2 направляются руководителю проверяемого подразделения.
Рассмотрение итогов ежеквартального контроля проводит начальник (или по его поручению один из его заместителей) структурного подразделения на совещании с участием членов комиссии, руководителей подразделений, специалистов и представителей профсоюзной организации.
Результаты рассмотрения оформляют протоколом, в котором указывают мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроки выполнения мероприятий и должностных лиц, ответственных за выполнение. Протокол с намеченными в нем мероприятиями рассылают руководителям подразделений для исполнения.
Рекомендуется основные мероприятия планировать в подразделениях, набравших минимальное количество баллов для приведения их к требованиям норм и правил.
По итогам ежеквартального контроля составляется сводный отчет с бальной оценкой каждого производственного подразделения, выявляется характер несоответствий (Приложение № 6). Сводный отчет направляется в региональную дирекцию тяги для дальнейшего анализа и принятия мер и разработки корректирующих мероприятий.
Допускается не включать в график ежеквартальных проверок на следующий за отчетным квартал подразделения, набравшие от 90 до 100 баллов.
Таблица № 3
Величина тяжести травмы | Характеристика уровня травмирования |
20 (тяжелая) | Смерть, травмирование или заболевание, ведущее к постоянной нетрудоспособности. |
10 (средняя) | Травмирование, профессиональное заболевание, вызывающее остановку в работе, временную нетрудоспособность. |
6 (легкая) | Травмирование, влекущее медицинское вмешательство. |
2 (не приводящая к вреду здоровья) | Несерьезные травмы, не вредящие ходу работы и здоровью. |
В столбце 5, согласно таблице № 4, записываем величину вероятности получения травмы, которая может вызвать анализируемый опасный производственный фактор.
Таблица № 4
Вероятность воздействия | |||
Число работников, подвергшихся воздействию опасного производственного фактора | 1 раз в день | Несколько раз в день(<10) | Много раз в день (>10) |
До 3-х | |||
От 4 до 9 | |||
Свыше 10 |
Для малодеятельных участков (с численностью работников от 1 до 3 с отсутствием руководителя) «вероятность воздействия» к учету не принимается, а класс риска присваивается по соответствующим цветам тяжести травмы.
В столбце 6 рассчитываем уровень риска получения травмы. Для этого перемножаем значения 4-го и 5-го столбцов.
В столбце 7, согласно таблице № 5, определяем класс риска, взяв за основу числовое значение, полученное в 6-ом столбце.
Таблица № 5
А – недопустимые риски >100 |
В – сильные риски от 40 до 99 |
С – средние риски от 20 до 39 |
Д – допустимые риски <20 |
В столбце 8-ом фиксируем существующие средства предотвращения опасности.
Таблица № 6
Значение коэффициента | Характеристика |
0,05 | Защитные факторы хорошие |
0,3 | Защитные факторы средние |
0,7 | Защитные факторы почти отсутствуют, требуется разработка мероприятий по устранению рисков |
Защитные факторы отсутствуют |
В 10-ом столбце рассчитываем новый уровень риска (предыдущий уровень риска, рассчитанный в столбце 6, умножаем на значение коэффициента из столбца 9).
В 11 столбце определяем новый класс риска (A, B, C, D).
В 12 столбце указываются возможные улучшения по предотвращению анализируемой опасной ситуации.
Типовые визуализированные карты для отдельных профессий приведены в приложении № 9. Аналогично разрабатываются визуализированные карты с учетом специфики и штатного расписания эксплуатационного локомотивного депо.
Работодатель обязан ознакомить с визуализированными картами факторов риска всех причастных работников под роспись и обеспечить доступность ознакомления с картами каждого работника.
__________________
Приложение 1
к Методике КСОТ-П
Форма визуализированной информации «КСОТ-П»
Обозначение ячеек индикатора «КСОТ-П» осуществляется в
следующем порядке:
- при круглосуточном режиме работы;
- при ежедневном режиме работы
- выходной день, отсутствие работника
бригады в данный день
(формат листа А4)
Приложение 2
к Методике КСОТ-П
Ведомость несоответствий
Дата, время проверки | ФИО лица, выявившего нарушение | Выявленное нарушение | ФИО нарушителя | Принятые оперативные меры | Отметка о выполнении |
Приложение № 3
к Методике КСОТ-П
Пример контрольного листа по охране труда № 1 для проведения ежемесячного контроля за состоянием охраны труда
(для цеха эксплуатации)
Наименование структурного подразделения_____________________________ Наименование подразделения/колонны_____________________________
Должность проверяющего____________________________________________ ФИО проверяющего _______________________________________________
Дата составления контрольного листа «_____» _______________ 20___ г.
№ п/п | Оценочный фактор | Соответствие требованиям охраны труда (ДА/НЕТ) | Выявленные несоответствия (заполняется при наличии несоответствий) | Срок исполнения и ответственный | Принятые меры по устранению несоответствий | Отметка о выполнении |
Проведение инструктажей, обучения и проверки знаний по охране труда | ||||||
1. | Прохождение работниками инструктажей по охране труда. | |||||
2. | Наличие удостоверений по охране труда и электробезопасности, соблюдение сроков проверки знаний. | |||||
Содержание рабочих мест и оборудования (в т.ч. на локомотивах) | ||||||
3. | Содержание кабин подвижного состава: исправность кресел машиниста и помощника машиниста, исправность зеркал обратного вида, осветительного оборудования и защитных плафонов, устройств кондиционирования и вентиляции и т.д. | |||||
4. | Наличие и исправность блокирующих устройств, заземлений, ограждений узлов и оборудования. | |||||
5. | Наличие исправного инструмента, сигнальных принадлежностей, пожарного инвентаря, а так же защитных средств в необходимом количестве. В случае нахождения инструмента, сигнальных принадлежностей и СИЗ в специальных опломбированных ящиках проверять наличие и целостность пломб на ящиках. | |||||
6. | Исправность, надежность крепления и чистота обходных площадок, ступеней, лестниц, поручней, креплений щитков пола. | |||||
7. | Наличие и исправность ручных аккумуляторных фонарей и переносных светильников. | |||||
8. | Наличие и исправность первичных средств пожаротушения и систем пожарной автоматики. | |||||
9. | Наличие предупреждающих и предписывающих знаков безопасности и надписей. | |||||
10. | Наличие аптечек, соответствие ее содержания требованиям. | |||||
11. | Уровень освещения на рабочих местах и маршрутах служебного прохода. | |||||
Соблюдение работниками мер безопасности | ||||||
12. | Применение средств индивидуальной защиты. | |||||
13. | Соблюдение требований охраны труда при нахождении на ж.д. путях. | |||||
14. | Соблюдение требований безопасности при выполнении маневровой работы. | |||||
15. | Соблюдение требований охраны труда при спуске из кабины. | |||||
16. | Соблюдение требований охраны труда при продувке тормозной магистрали. | |||||
17. | Соблюдение требований охраны труда при отправлении ПС. | |||||
18. | Соблюдение требований охраны труда в пути следования. | |||||
19. | Соблюдение требований охраны труда при производстве ТО. | |||||
20. | Соблюдение требований охраны труда при обслуживании электрооборудования локомотива. | |||||
21. | Соблюдение требований охраны труда при осмотре локомотива. |
Контрольный лист для устранения несоответствий получил «___» _________________г.
Руководитель подразделения _________________________________________________
Подпись проверяющего ______________________________________________________
Приложение № 4
к Методике КСОТ-П
Пример контрольного листа по охране труда № 1 для проведения ежемесячного контроля за состоянием охраны труда
(для хозяйственно-ремонтного участка)
Наименование структурного подразделения_____________________________ Наименование производственного участка______________________
Должность проверяющего____________________________________________ ФИО проверяющего _________________________________________
Дата составления контрольного листа «_____» _______________ 20___ г.
№ п/п | Оценочный фактор | Соответствие требованиям охраны труда (ДА/НЕТ) | Выявленные несоответствия (заполняется при наличии несоответствий) | Срок исполнения и ответственный | Принятые меры по устранению несоответствий | Отметка о выполнении |
Проведение инструктажей, обучения и проверки знаний по охране труда | ||||||
1. | Прохождение работниками инструктажей по охране труда. | |||||
2. | Наличие удостоверений по охране труда, электробезопасности и на право производства работ, соблюдение сроков проверки знаний. | |||||
Содержание рабочих мест и оборудования | ||||||
3. | Содержание рабочего места и технологических проходов. | |||||
4. | Уровень освещения на рабочих местах и маршрутах служебного прохода. | |||||
5. | Состояние инструмента (наличие в соответствии с потребностью, наличие перечней инструмента, учет). | |||||
6. | Содержание электрооборудования, наличие средств защиты, наличие утвержденных однолинейных схем электропитания, соответствие их действующим устройствам, своевременная выверка и проверка на соответствие. | |||||
7. | Наличие предупреждающих и предписывающих знаков безопасности и надписей. | |||||
8. | Наличие аптечек (соответствие ее содержания требованиям), первичных средств пожаротушения, наличие инструкций по охране труда, ознакомление с ними работников. | |||||
Соблюдение работниками мер безопасности | ||||||
9. | Соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании автотранспорта. | |||||
10. | Соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании оборудования. | |||||
11. | Наличие и применение средств индивидуальной защиты. | |||||
12. | Соблюдение требований охраны труда при нахождении на ж.д. путях. | |||||
13. | Соблюдение требований безопасности/технологического процесса при выполнении работ. |
Контрольный лист для устранения несоответствий получил «___» ________ г.
Руководитель участка _______________________________________________
Подпись проверяющего _____________________________________________
Приложение № 5
к Методике КСОТ-П
Пример контрольного листа по охране труда № 2 для проведения ежеквартального контроля
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П)»