Калькуляционные статьи затрат

Современное производство нуждается и во внутризаводском планировании, и в изыскании резервов по оптимизации и снижению себестоимости. Экономисту нужно знать не только объем затрат по отдельному элементу, но и размеры расходов в месте их возникновения. Здесь поможет классификация затрат более развернутая, т. е. по статьям калькуляции. Вот пример подобной типовой группировки затрат для промышленных компаний. В нее входят статьи затрат:

• сырье и материалы;

• вычитаемые из первой группы возвратные отходы;

• закупаемые товары и полуфабрикаты, а также производственные услуги сторонних компаний;

• топливо и энергоресурсы, используемые в техпроцессе; • оплата труда цеховых бригад;

• отчисления от ФОТ на соц. нужды;

• затраты, направленные на освоение новых мощностей;

• общепроизводственные траты;

• общехозяйственные расходы;

• ущерб от брака;

• прочие расходы на производстве;

• расходы на коммерческую деятельность.

Сложение стоимостей первых одиннадцати позиций из этого перечня составляет производственную себестоимость, а вкупе с коммерческими затратами – полную. Таким образом классифицируют статьи затрат на производство и реализацию выпускаемой продукции.

Характеристики затратных статей: материалы

В структуре производственной себестоимости львиную долю занимают расходы на сырье и материалы. На разных предприятиях они составляют от 50 до 80% всех затрат.

Состав материальных затрат включает стоимость:

• покупного сырья и материалов;

• закупаемых комплектующих и полуфабрикатов;

• услуг, выполняемых сторонними контрагентами;

• топлива, поставляемого со стороны;

• энергоресурсов всех видов;

• комиссионные вознаграждения за услуги брокеров и посредников.

В эту группу затрат не входит только стоимость реализуемых возвратных отходов или полезных остатков, образующихся в ходе производственного процесса. Таковыми считаются любые активы, частично потерявшие свои качества. Например, при демонтаже старых, полностью изношенных станков, остается металлолом, который приходуют и реализуют, а поскольку получена прибыль от продажи, то и к расходам эти полезные остатки отнести нельзя. Материалы, переданные в порядке внутреннего перемещения в другой цех, также не учитываются в составе материальных затрат.

Затраты на заработную плату

Не менее важна статья затрат по оплате труда. Фонд зарплаты включает:

• оплату по тарифу и окладам за отработанное или неотработанное время;

• надбавки и доплаты;

• премии и поощрения;

• компенсации;

• регулярные выплаты за питание, жилье и топливо, предусмотренные уставом компании.

Отчисления на социальные нужды

Эта статья затрат создана для учета затрат по уплате обязательных взносов во внебюджетные фонды. Законодательством установлены нормативы отчислений от начисленного фонда оплаты труда. К примеру, в ПФР он составляет до 26%, ФОМС – 5,1%, в ФСС – 2,9% и др.

Расходы по подготовке и освоению производства

Элементы затрат и статьи затрат, связанные с достижениями НТП и внедрением новых производств и продуктов, сегодня занимают весомую часть расходов любой компании. К таким затратам относят расходы:

• на создание проектов новых изделий и сопроводительной оснастки к ним;

• на разработку техпроцесса изготовления продукта и инструментальной оснастки;

• на разработку норм расхода основных и дополнительных материалов;

• на корректировку технологической и конструкторской документации перед началом серийного выпуска продукта;

• на выпуск опытных экземпляров и переналадку оборудования;

• на испытания опытных образцов и др.

Амортизация основных средств

Износ или амортизация оборудования, участвующего в производственном процессе, начисляется ежемесячно по различным методам, утвержденным учетной политикой компании.

Общепроизводственные расходы

К этим затратам относятся накладные издержки на обслуживание и управление производством, например, на содержание оборудования, охрану труда, защиту окружающей среды и др.

Статьи затрат себестоимости продукции необходимы как для развития производства, так и для огромной аналитической работы, способствующей выявить необходимые резервы и продвигать новые продукты.

Наши рекомендации