Раздел 7. Экономическое обоснование модернизации судовой энергетической установки
Раздел 7. Экономическое обоснование модернизации судовой энергетической установки
Экономический расчёт эффективности СЭУ предполагает, что новая установка, по сравнению с ранее используемой на судне–прототипе, обеспечивает выполнение, одного или нескольких из нижеперечисленных условий:
-снижение строительной стоимости СЭУ, а, следовательно, и судна–прототипа в целом;
-снижение удельных расходов топлива и масла на единицу мощности СЭУ;
-увеличение технического ресурса двигателей до капитального ремонта (списания);
-увеличение скорости хода;
-снижение расходов на ремонт СЭУ.
Важнейшим этапом экономического обоснования проекта СЭУ является выбор показателей, которые бы достаточно полно и всесторонне доказывали бы её более высокую эффективность.
При экономическом обосновании нового судна его эффективность обычно проверяется по целому ряду показателей:
-срок окупаемости дополнительных капитальных вложений, осуществляемых как за счёт собственных средств, так и за счёт банковского кредита:
-удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы);
-экономия капитальных вложений;
-себестоимость перевозок;
-производительность труда экипажа судна
Выбор и расчёт эксплуатационных показателей
Определяем техническую скорость судна–прототипа:
=0,8•20,5=16,4 км/ч
где V = 20,5 км/ч— скорость судна в полном грузу на глубокой спокойной воде,
= 0,8;
Тогда техническая скорость нового судна:
км/ч
Таблица 7.1
Эксплуатационные показатели сравниваемых судов
Судно | Эксплуатационные показатели | ||||||
Длительность эксплуатационного периода, сут | Техническая скорость, км/ч | Нагрузка на 1 т. грузоподъ–емности εГ | |||||
Всего | в том числе | С грузом UГ | Порож–нем UП | ||||
tЭ | Ходовое время с грузом tХГ | Ходовое время порожнем tХП | Прочие составляю–щие tП | ||||
Прототип | 16,4 | н/д | 0,8 | ||||
Новое | 24,7 | н/д | 0,8 |
Расчет годового объема продукции.
За среднегодовой объем продукции может быть принята транспортная работа (грузооборот):
B=24• tпхг•Uг• εг •Q=24•105•16,4•0,8•3000=99187200 т.км,
где Q – грузоподъемность судна;
Расчет эксплуатационных затрат на годовой объем продукции судов.
Расчет сопутствующих капитальных вложений (оборотных средств в грузах).
Размер оборотных средств в грузах пропорционален продолжительности нахождения грузов на транспорте:
Где К’ – среднегодовой размер оборотных средств твердых грузах;
ΣQ – годовой объем перевозок грузов;
Цгср – средняя цена 1т груза; Цгср=6,3тыс.руб;
tg – время доставки груза;
Где В – грузооборот судна;
lср=1300км – средняя протяженность линии;
где nр – среднегодовое количество рейсов;
Вычисляется по формуле:
Вывод
Модернизацию судовой энергетической установки считаем целесообразной. Так как, при пересчете себестоимости перевозок на единицу продукции происходит прирост на 9,45% за счет увеличения скорости судна, уменьшения ходового времени и соответсвующих затрат на перевозки грузов.
Таблица 7.5
Сопоставление технико-экономических показателей судов
Наименование показателя | Величина показателя | Соотно-шение, % | |
Судно прототип | Новое судно | ||
Исходные данные 1.Тип и мощность главных двигателей, кВт | 6НВДС48A 2 640 | 6ЧН30/38 2 2200 | |
2.Габариты двигателя, м | 110 13 3.35 | 110 13 3.35 | |
3.Масса двигателя, т | 19.1 | 27.5 | 7,54 |
4.Технический ресурс до капитального ремонта, тыс. час | |||
5.Техническая скорость в грузу, км/ч | 16,4 | 24,7 | 50,6 |
Расчетные показатели: 1.Строительная стоимость судна, тыс.руб. в том числе СЭУ | 1,23 7,87 | ||
2.Годовой объем продукции, млн.т•км | 72.32 | 76.12 | 5,25 |
3.Эксплуатация затраты на сопоставленный объем продукции, тыс.руб. | 4622,2 | 4135,2 | 10,5 |
4.Капитальные вложения в сфере эксплуатация, тыс.руб. | 7422,327 | 7396,283 | 0,35 |
5.Экономия капитальных вложений, тыс.руб. | 2325.98 | 2757.76 | -18,6 |
6.Удельные капитальные вложения в единицу продукции, руб./т•км | 0.556 | 0.592 | -6,47 |
7.Производительность труда экипажа, млн.т•км/чел | 4.52 | 4.75 | 5,09 |
8.Себестоимость перевозок, руб./т•км | 0.1111 | 0.1006 | 9,45 |
Раздел 7. Экономическое обоснование модернизации судовой энергетической установки
Экономический расчёт эффективности СЭУ предполагает, что новая установка, по сравнению с ранее используемой на судне–прототипе, обеспечивает выполнение, одного или нескольких из нижеперечисленных условий:
-снижение строительной стоимости СЭУ, а, следовательно, и судна–прототипа в целом;
-снижение удельных расходов топлива и масла на единицу мощности СЭУ;
-увеличение технического ресурса двигателей до капитального ремонта (списания);
-увеличение скорости хода;
-снижение расходов на ремонт СЭУ.
Важнейшим этапом экономического обоснования проекта СЭУ является выбор показателей, которые бы достаточно полно и всесторонне доказывали бы её более высокую эффективность.
При экономическом обосновании нового судна его эффективность обычно проверяется по целому ряду показателей:
-срок окупаемости дополнительных капитальных вложений, осуществляемых как за счёт собственных средств, так и за счёт банковского кредита:
-удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы);
-экономия капитальных вложений;
-себестоимость перевозок;
-производительность труда экипажа судна