Для автокрановщиков по безопасной
Эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных)
Общие положения.
Стреловые самоходные краны относятся к грузоподъемным машинам повышенной опасности, поэтому их должны обслуживать высоко квалифицированные и опытные автокрановщики.
Допуск к работе автокрановщиков должен оформляться приказом владельца крана. Перед допуском к работе владелец обязан выдать под роспись автокрановщику производственную инструкцию по безопасной эксплуатации крана и ознакомить его с приказом о порядке работы крана вблизи линии электропередачи.
Выполнять обязанности автокрановщика могут лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования.
Подготовка и аттестация автокрановщиков должна проводиться в учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих соответствующую лицензию автокрановщиков.
Подготовка рабочих указанных профессий должна осуществляться по программам, разработанным учебными центрами и согласованными с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Аттестованным, выдаются удостоверения автокрановщика установленной формы за подписью председателя комиссии. В удостоверении обязательно указываются тип и конструкция крана, к управлению которым он допущен. В нём должна быть вклеена фотография. Это удостоверение во время работы автокрановщик должен иметь при себе.
В случае перевода автокрановщика с крана одной модели на другую (например с модели гусеничного на автомобильный), перед назначением на должность, он должен быть обучен по соответствующим программам и аттестован в порядке, установленном Правилами. Обучение в этом случае может проводиться по сокращенной программе, согласованной с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
При переводе автокрановщика с одного крана на другой той же конструкции, но другой модели или с другим приводом, администрация предприятия обязана ознакомить их с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку. После проверки практических навыков они могут быть допущены к самостоятельной работе. Порядок проведения стажировки и проверки практических навыков устанавливается владельцем крана.
После перерыва в работе по специальности более одного года, автокрановщик должен пройти проверку знаний и при удовлетворительных результатах может быть допущен к стажировке для восстановления необходимых навыков.
Повторная проверка знаний автокрановщиков и их помощников, проводится специально назначенной комиссией в случаях:
1. периодическая (не реже 1 раза в 12 месяцев);
2. при переходе указанных лиц на другое место работы;
3. по требованию специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
4. по требованию инспектора по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме производственной инструкции автокрановщика.
Результаты аттестации и периодической проверки знаний должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.
Производственная инструкция разрабатывается владельцем крана на основании ФНП (федеральных норм и правил),типовой инструкции, с учетом требований инструкции предприятия-изготовителя по безопасной эксплуатации крана, а также специфики местных условий эксплуатации крана.
Автокрановщик, прошедший обучение и имеющий на руках удостоверение на право обслуживания и управления краном, должен знать:
1) производственную инструкцию, инструкцию завода-изготовителя по эксплуатации крана, параметры и техническую характеристику крана, (грузоподъемность крана указана в паспорте и инструкции по эксплуатации). Кроме того, крановщики автомобильных, пневмоколесных кранов, а также кранов на шасси автомобильного типа должны знать Правила дорожного движения;
2) устройство крана, устройство и назначение механизмов и приборов безопасности;
3) факторы, влияющие на устойчивость крана и причины потери устойчивости;
4) ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана;
5) установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиками;
6) основные способы строповки и зацепки грузов. Определять пригодность к работе канатов и съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс, тары);
7) установленный ФНП порядок производства работ краном вблизи линии электропередачи;
8) установленный порядок выделения и направления кранов на объекты производства работ;
9) приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение и способы оказания им первой помощи;
10) специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалиста ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии, а также специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
Автокрановщик координирует работу своего помощника и стропальщика, отвечает за действия прикрепленного к нему для прохождения стажировки ученика, за нарушение указаний по управлению и обслуживанию крана, должностных и производственных инструкций.
Термины и определения
1. Автокрановщик – лицо, прошедшее обучение и имеющее удостоверение, дающее право на управление одним или несколькими типами ПС.
2. Мобильные ПС – грузоподъемные краны на пневмо- или гусеничном ходу, краны- трубоукладчики, краны – манипуляторы, подъемники и вышки, краны–экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате или электромагнитом;
3. Строповка – технологическая операция, выполняемая в процессе подъема и перемещения груза с целью соединения последнего с ПС. Строповка производится посредством обвязки, зацепки (захватывания) или навешивания груза на крюк ПС, с использованием грузозахватных приспособлений.
4. Съемное грузозахватное приспособление – устройство для соединения груза с грузозахватным органом ПС (например крюком) которое легко снимается с последнего и отсоединяется от последнего;
5. Строп грузовой – съемное грузозахватное приспособление, у которого основным является гибкий соединительный элемент, выполненный из отрезка каната, цепи или текстильной ленты. Ветвевой строп включает в себя одну или несколько ветвей, оснащенных звеном для навески на ПС и захватами для груза;
6. Тара грузовая (тара) – многооборотное металлическое, деревянно-металлическое или полимерное средство для складирования, транспортирования и хранения грузов, имеющее строповочные элементы для зацепки грузозахватными приспособлениями и/или вилами либо крюком ПС;
7. Траверса грузовая (траверса) – съемное грузозахватное приспособление, у которого захваты присоединены к линейной, плоской или пространственной конструкции, оснащенной устройством для навески на ПС и предназначенное для раздельного либо совместного выполнения функций;
8. Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям;
9. Обрыв проволоки каната - одно- или многократное нарушение целостности отдельной проволоки на регламентированной длине участка каната, подвергаемого контролю;
10. Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта (ПС);
11. Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта (ПС) в эксплуатации при сохранении работоспособного состояния;
12. Дефект – каждое отдельное несоответствие установленным требованиям конструкторской, технологической или эксплуатационной документации ПС;
13. Инцидент с подъемных сооружением – отказ ПС, применяемого на ОПО, приводящий ПС в неработоспособное состояние, не допускающее продолжение его эксплуатации без проведения ремонта;
14. Авария подъемного сооружения – разрушение зданий (сооружений) ОПО, на которых непосредственно установлены ПС, и (или) самих ПС, в том числе падение транспортируемого груза и (или) определенных частей ПС, а также возникновение в расчетных металлоконструкциях ПС разрушений, не подлежащих ремонту;
Группа классификации (режим работы) – характеристика механизма или крана, учитывающая его использование по грузоподъемности, а также по времени и числу циклов работы;
15. Техническое обслуживание – комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (ПС) при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании;
16. Техническое освидетельствование ПС – комплекс административно-технических мер, направленных на подтверждение работоспособности и промышленной безопасности ПС в эксплуатации;
17. Срок службы – календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта (ПС) или ее возобновления после ремонта до перехода ПС в предельное состояние;
18. Состояние исправное –соответствует всем требованиям нормативно-технической и конструкторской документации;
19. Состояние неисправное – состояние объекта (ПС), при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и конструкторской документации;
20. Состояние работоспособное – состояния объекта (ПС), в том числе узлов, механизмов, систем управления, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской документации;
21. Состояние неработоспособное – состояние объектов (ПС), при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и конструкторской документации;
22. Состояние предельное – неработоспособное состояние объектов (ПС), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна;
23. Ограничитель рабочего параметра – устройство, предназначенное для автоматического предотвращения превышения допустимого значения рабочего параметра ПС;
24. Ограничитель рабочего движения – ограничитель, вызывающий остановку рабочего движения механизма ПС при достижении им предельного положения с последующей блокировкой движения в данном направлении, разрешая при этом движение в обратном направлении;
25. Коэффициент запаса – отношение фактической нагрузки к максимальной расчетной нагрузке;
26. Коэффициент запаса торможения – отношение момента, создаваемого тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок:
1. наибольшего рабочего груза;
2.массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза;
3.ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета);
27. Эксплуатационная документация – техническая документация, которая поставляется заводом-изготовителем вместе с ПС, включающая паспорт, техническое описание и руководство по эксплуатации.