Консультации из БД Техэксперт
СОДЕРЖАНИЕ
Публикации из периодических изданий
1. Вельмяйкин С.Ф. Обеспечение безопасных условий труда на производстве как фактор экономического развития России / С. Ф. Вельмяйкин // Справочник специалиста по охране труда. - 2015. - N 6. - С. 8-13.
2. Ворошилов А. С. Оценка рисков производственного травматизма / А. С. Ворошилов, Ун Ли Хи, А. И. Фомин // Безопасность труда в промышленности : Ежемесячн. науч. - техническ. журн. - 2016. - N 6. - С. 73-76
3. Карауш С. А. Эффективность государственного контроля за охраной труда в России / С. А. Карауш, О. О. Герасимова // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях : Ежемесячный производственно-технический журнал. - 2016. - N 4. - С. 61-64 : табл. - Библиогр.: с. 64 (10 назв.)
4. Орлов Г. П. Производственный травматизм: проблемы и пути решения / Г. П. Орлов // Охрана труда и социальное страхование. - 2016. - N 12. - С. 50-54 :
5. Румянцева А. В. Вопросы безопасности и охраны труда: зарубежный опыт / А. В. Румянцева, Н. А. Самарская // Безопасность труда в промышленности : Ежемесячн. науч. - техническ. журн. - 2016. - N 6. - С. 16-21 : ил. - Библиогр.: с. 21 (7 назв.)
6. Халин Е. В. Стандартизация требований к обучению персонала безопасности производства / Е. В. Халин, Б. М. Позднеев // ЛИН-технологии: Бережливое производство. - 2017. - N 1. - С. 25-34 :
7. Посыпкина А. В стремлении к абсолютной безопасности : [охрана труда] / А. Посыпкина // Гудок [2013-2016]. - 2016. - 8 февраля, N 19. - С. 4
.
Консультации из БД Техэксперт
Анализ состояния травматизма на производстве
Калькулятор для расчета коэффициентов травматизма
Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Документы АСПИЖТ
Список документов из БД АСПИЖТ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
За последнее время на государственном уровне проделана значительная работа в области охраны труда, в частности:
I
с 1 января 2014 г. в стране введен единый универсальный инструмент оценки условий труда на рабочих местах —специальная оценка условий труда (далее – СОУТ); субъектами РФ обеспечено планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда до 2020 г.
Например, к настоящему моменту Минтрудом России согласовано 82 проекта региональных программ по улучшению условий и охраны труда. Дорабатываются и будут приняты в 2015 г. региональные программы по улучшению условий и охраны труда в трех субъектах РФ
Мероприятия усматривают:
♦ совершенствование региональной нормативной правовой базы охраны труда.
* непрерывную подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
• информационное обеспечение и пропаганду охраны труда;
• улучшение лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
На финансирование региональных программ по улучшению условий и охраны труда в период до 2020 г. планируется направить в общей сложности более 220 млрд руб. Это в т. ч. средства ФСС России (39,4 млрд. руб.), работодателей (173,2 млрд руб.), федерального, регионального и муниципального бюджетов (7,4 млрд руб.).
Кроме того, с 1 января 2015 г. значительно ужесточена административная ответственность субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства об охране труда, особенно за те, что создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (таблица).
Внедрение СОУТ, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», для нас - очень важный проект. Он позволяет нам совершенно иначе распоряжаться теми ресурсами, которые выделяют, с одной стороны, бизнес, а с другой, - государство в целях обеспечения безопасных условий труда, для того, чтобы не подвергать риску жизнь и здоровье человека.
Как известно, механизмы стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников могут быть:
♦ административными;
♦ экономическими.
Применяемая с прошлого года СОУТ как раз и служит той основой, которая позволяет использовать механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда.
Охрана труда - это сфера, в которой следует действовать превентивно, чтобы обеспечить работникам комфортные и безопасные условия труда. Для этого необходимо, помимо прочего, обеспечить эффективное взаимодействие с органами здравоохранения, которые отвечают за гигиену труда, территориальными органами Роструда
Например, она обеспечивает дифференциацию дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, в зависимости от установленных по результатам СОУТ классов (подклассов) условий труда по принципу «чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте, тем ниже тариф». Объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных (опасных)условиях труда зависит от результатов СОУТ, т. е. применяется принцип «чем выше уровень вредности, тем больший объем защитных мер предоставляется работнику».
В 2014 г. СОУТ проведена в 18 тыс. организаций на 506 тыс. рабочих мест. Численность работников, занятых во вредных условиях труда, составила 24%, что на 8% меньше, чем в 2013 г. В 2015 г. СОУТ проведена в 26 тыс. организаций на 784 тыс. рабочих мест, численность работников, занятых во вредных условиях труда, составила 26%*. Снижение обусловлено выведением из вредных условий труда административного и инженерно-технического персонала, эпизодически контактирующего с вредными производственными факторами.
Сегодня в Минтруде России существует постоянная рабочая группа с участием представителей объединений профсоюзов и работодателей, экспертного сообщества, нагорая занимается мониторингом СОУТ. в т. ч. с точки зрения совершенствовании этого института и внесения поправок в законодательство об охране труда. Организовано анкетирование в субъектах РФ и на официальном сайте Минтруда России.
Подготовлены поправки в законодательство о специальной оценке условий труда (планируемый срок внесении соответствующего законопроекта в Госдуму РФ –июнь 2015 г., а также в Методику проведения специальной оценки условий труда утвержденной приказом от 24.01.2014 № ЗЗн (планируемый срок утверждения изменений — июнь 2015г.)
На повестке дня стоят консультации в отношении как напряженности трудового процесса, так и освещенности. Мы продолжаем дискуссии о гигиенически обоснованном и о справедливом уровне шума, о направлениях развития декларирования условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и о том. что оно должно приносить работодатели», подавшему соответствующую декларации». Необходимо ответить на вопрос о том какие последствия декларирования должны быть с точки зрения работающего человека, как дать ему уверенность в том, что за формальной подачей декларации работодатель не скрыл плохие условия труда.
Что еще предстоит сделать в будущем?
* Информация актуальна на момент подготовки настоящей статьи.
Прежде всего, следует сформировать риск-ориентированную модель управления охраной труда. В настоящее время готовится ряд поправок в Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) с целью обеспечения перехода к объективной оценке существующих профессиональных рисков, т. е. воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов на каждом конкретном рабочем месте, и последующему управлению ими как комплексом взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда.
Процесс управления профессиональными рисками отражен на рис. 7.
Мы понимаем, что необходимо модифицировать охрану труда в рамках ТК РФ, и сейчас эту работу будем переформатировать. Нам обязательно потребуется помощь специалистов, занимающихся гигиеной труда, без которой охрана труда просто бессмысленна. И в этой части Минтруд России будет работать в партнерстве с Роспотребнадзором.
Также в ближайшей перспективе предстоит совершенствовать контрольно-надзорную деятельность в области охраны труда (деятельность Роструда должна быть направлена на усиление консультативной работы с работодателями, введение новых форм взаимодействия с предприятиями по вопросам охраны труда с использованием современных технических средств) и реформировать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (рис. 8).
Рис. 8. Реформирование социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Обеспечение безопасных условий труда - прямая обязанность всех заинтересованных сторон, в т. ч. государства. Без эффективной работы в этом направлении невозможно успешное экономическое развитие страны.
* Методы оценки рисков должны соответствовать характеру деятельности организации, ее размерам и сложности выполняемых операций.
Введение
Борьба с травматизмом остается одним из важнейших аспектов сохранения здоровья работника, что позволяет не только предотвратить его уход с работы по инвалидности и в связи с профессиональными заболеваниями, но также оградить семью от потери кормильца. Рассматриваемый вопрос также важен с точки зрения социальной и демографической стабильности в стране.
Расчет рисков травматизма работников — актуальная задача [1—8], поскольку позволяет спрогнозировать возможные потери работодателя и государства.
В статье предложена методика, с помощью которой проводится расчет числа людей, получивших конкретный вред здоровью (легкий, средний, тяжкий и т.д.). Такой поход можно использовать как для прогноза травматизма, так и для оценки количества незарегистрированных случаев травматизма на предприятии.
Различные методики оценки травматизма часто не имеют достаточно полной шкалы, которая бы связывала травматизм, проценты и дни потери трудоспособности. В связи с этим на базе работы [9], законодательства и предложений авторов проведено дополнение и уточнение шкалы оценки рисков травматизма.
Данный подход дает возможность связать классы рисков и степени тяжести травматизма работников, что позволяет говорить не только о неприемлемых рисках тяжкого и смертельного травматизма, но и легкого, среднего, низкого и ничтожного.
Заключение
Дополнена единая шкала оценки травматизма, которая позволяет связать воедино степень травматизма, дни потери трудоспособности и процент потери трудоспособности.
Представлена методика для количественной оценки числа работников, получивших различный вред здоровью, которая позволит более полно оценивать потери работодателя от травм.
Показаны новые подходы к оценке рисков травматизма, а также их классификации, что напрямую связывает их с конкретным количеством травмированных людей.
Список литературы
1. Petersen D. Safety Management: A Human Approach. — American Society of Safety Engineer, 2001. — 380 p.
2. European Commission. Guidance on risk assessment at work. — Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1996. — p. 57.
3. International comparison on the application of societal risk criteria/ R. Pitblado, M. Bardy, P. Nalpanis ate.// Process Safety Progress. - 2012. - Vol. 31. - pp. 363-368.
4. Andor L. EU policy on health and safety at work: myths andfacts/ Institute of Occupational Safety and Health 2013 conference. — London, 2013.
5. Geigle S. Hazard Analysis and Control OSHAcademy Course 704 Study Guide/ Geigle Safety Group Inc. — Portland, 2011.
6. Kelloway E.K., Day A. Building healthy workplaces. What we knowso far// Canadian Journal of Behavioural Science. — 2005. - Vol. 37. - pp. 223-235.
7. Косырев O.A. Новая концепция оценки профессиональных рисков// Справочник специалиста по охране труда. - 2010. - № 4. - С. 41-53.
8. Левашов С.П. Проблемы перехода к управлению профессиональными рисками в РФ// Безопасность жизнедеятельности. — 2012. — № 1. — С. 2—10.
9. Ворошилов С.П., Ворошилов А. С. Травматизм. Функция распределения степени тяжести вреда здоровью среди работников// БИОТА+. - 2014. - № 3. - С. 31-34.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: ред. от 30 дек. 2015 г.// Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
11. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. на 30 дек. 2015 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/trudovoj-kodeks-rf-tk-rf (дата обращения: 28.03.2016).
12. Об утверждении правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: постановление правительства Российской Федерации от 17 авг. 2007 г. № 522: ред. от 17 нояб. 2011 г. № 938// Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 35. — Ст. 4308.
13. Файнбург Г.З. Размышления о том, о чем никто ничего никогда не знает в охране труда// Охрана труда и техника безопасности в строительстве. — 2015. — № 1. — С. 25—39.
14. Р 2.1.10.1920—04. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздейст- вии химических веществ, загрязняющих окружающую среду: утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 05.03.2004. — М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава РФ, 2004. - Ст. 144.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карауш С.А., Герасимова О.О.Обеспечение безопасности работ при строительстве объектов // Вестник ТГАСУ. — 2013. — №3. — С. 315-319.
2. Отчет о деятельностиФедеральной службы по труду и занятости за 2014 год.
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rostrud.ru/upload/Doc/Doc-rostrud / Роструд _ Отчет о деятельности ФСТиЗ за 2014. pdf. (Дата обращения: 11.11.2015).
3. ГОСТ 12.0.230-2007.Системы управления охраной труда. Общие требования (ILO-OSH-2001). — М.: Стандартинформ, 2007. — 16 с.
4. Карауш С.А., Герасимова О.О.История охраны труда в России. Учеб. пособие. — Томск: Изд-во Томск, гос. архит.-строит. ун-та, 2004. — 121 с.
5. Указ Президента Российской Федерацииот 09.10.2007 № 1351. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. referent.ru/1/112075.html (Дата обращения: 16.11.2015).
6. Рекомендация об основах содействияпередовой организации охраны труда на национальном уровне (МОТ №197) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka. com/7_NMIW_2011 /Tecnic/13_80714.doc.html (Дата обращения: 16.11.2015).
7. Вишневская Н.Т., Капелюшников Р.И.Инфорсмент трудового законодательства в России: динамика, охват, региональная дифференциация. Препринт WP3/2007/02. — М.: ГУ ВШЭ, 2007. — 80 с.
8. О реализации государственной политикив области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2006 году. — М.: ФГУ ВЦОТ Росздрава, 2007. — 81 с.
9. Минько В.М.К обоснованию численности государственных инспекций труда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kaliningrad. hsac.ru/files/kaliningrad_pdf_statiy/022_k_ obosnovaniyu_chislennosti _minko.pdf.html (Дата обращения: 16.11.2015).
10. Рихтхофен фон В.Инспекция труда: введение в профессию. — Женева: Международное бюро труда, 2002. — 39 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. ilo.org/wcmsp5/groups/public/—europe/—rо-geneva/—sro-moscow/documents/pubiication/ wcms_312440.pdf.html (Дата обращения: 11.12.2015).
Производственный травматизм:
Проблемы и пути решения
В РФ не наблюдается серьезной озабоченности проблемой производственного травматизма со стороны государственных органов управления, контрольно-надзорных органов, а также со стороны бизнеса. Оценка условий труда, формируемых травмоопасными факторами, а значит, и профилактическая работа по снижению производственного травматизма не проводятся ни при одной из законодательно установленных процедур, связанных с оценкой условий труда.
Это касается и специальной оценки условий труда (СОУТ), и производственного контроля, и государственной экспертизы фактических условий труда работников. Нет в стране нормативного правового акта, устанавливающего методику такой оценки. Оценка травмоопасности, проводившаяся в рамках аттестации рабочих мест, с января 2014 г. отменена Федеральным законом от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Определенную долю успокоенности вселяет тот факт, что, по данным официальной статистики, количество несчастных случаев на производстве из года в год уменьшается: показатель общего травматизма (число несчастных случаев на 1 тыс. работников) снизился с 6,5 в 1985 г. до 1,4 в 2014 г., а смертельного травматизма за эти же годы - с 0,142 до 0,067. Основное снижение этих показателей приходится на постсоветское время: с 1985-го по 1994 г. они снизились соответственно в 1,1 и в 1,07 раза, а с 1995-го по 2014 г. - в 3,93 и в 1,99 раза.
В некоторой степени это обусловлено спадом производства за последние 20 лет, который продолжается в настоящее время, и, как следствие, сокращением численности работников в базовых, наиболее травмоопасных видах экономической деятельности (обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве и др.); увеличением численности занятых в таких нетравмоопасных сферах, как финансовая деятельность, торговля, оказание услуг и др.
Основная причина снижения статистических показателей производственного травматизма - такое отрицательное явление, получившее широкое развитие в эти годы, как сокрытие несчастных случаев на производстве.
Индикатором скрываемости является динамика изменения показателя (коэффициента) тяжести травм Кт - среднее количество дней нетрудоспособности пострадавших, приходящееся на один несчастный случай. Скрывают в основном травмы легкой и средней тяжести, а в официальную статистику попадают более тяжелые травмы, что приводит к росту Кт. С 1990-го по 2014 г. этот показатель вырос с 23,4 до 73,9 (см. рисунок).
На кривой, изображенной на рисунке, можно видеть, что интенсивность роста Кт (интенсивность скрываемости) заметно увеличилась после 2005 г. Это объясняется тем, что
скрываемость несчастных случаев на производстве происходит в основном за счет «перевода» их с согласия работника в категорию бытовых несчастных случаев.
До 2005 г. больничные листы по бытовым травмам оплачивались за счет средств Фонда социального страхования РФ (ФСС России) лишь с 6-го дня нетрудоспособности. Работникам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве, естественно, было невыгодно оформлять эти случаи как бытовые.
В 2005 г. Федеральным законом от 29.12.04 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 г.» это ограничение было отменено (больничные листы по бытовым травмам стали оплачиваться за счет средств ФСС России с 1-го дня нетрудоспособности). Это послужило более интенсивному росту скрываемости производственных травм и резкому увеличению числа бытовых травм (последнее отмечают многие отраслевые прфсоюзы, например - профсоюз угольщиков).
В 2009-2010 гг. с введением штрафных санкций за сокрытие несчастных случаев на производстве (Федеральный закон от 24.07.09 № 213-ФЗ) наблюдается некоторое снижение Кт (скрываемости). Однако в последующие два-три года темпы роста скрываемости восстановились. Видимо, представители бизнеса достаточно быстро осознали неадекватность размеров штрафов (500-1000 руб. для должностных лиц, 5000-10 000 руб. для юридических лиц) и той экономии на размерах страховых взносов в ФСС России, которую работодатели получают за счет сокрытия несчастных случаев.
Чтобы хотя бы ориентировочно определить объем скрываемости производственных травм в стране, нами проведен предварительный анализ по методике Международной организации труда «Об оценке достоверности статистики о несчастных случаях на производстве в странах с несовершенным учетом».
Эта методика разработана на основе выявленной зарубежными специалистами следующей статистической закономерности: в странах с достоверной статистикой о травматизме отношение S общего числа несчастных случаев на производстве к числу несчастных случаев со смертельным исходом является постоянным, а величина этого отношения зависит от принятого в каждой из стран порядка учета несчастных случаев.
Анализируя по доступным нам источникам отечественную статистику о производственном травматизме в 1975-2014 гг., мы выявили, что в 1980-1994 гг. величина отношения S с точки зрения математической статистики была практически постоянной и равнялась 47,9 (см. таблицу).
Статистические показатели производственного травматизма в России (РСФСР) в 1975-2014 гг. | ||||||||||
Показатель | ||||||||||
Всего несчастных случаев, тыс. | 47,5 | |||||||||
Число случаев со смертельным исходом, ед. | 11 766 | 12 349 | ||||||||
S | 58,6 | 46,2 | 46,4 | 51,5 | 49,9 | 47,6 | 45,3 | 48,3 | 39,9 | 20,3 |
Sср = 479 |
Следовательно, можно сделать вывод, что в эти годы отечественная статистика травматизма была наиболее достоверной. С 1995 г. величина отношения S начала снижаться и в 2014 г. составила 20,3, т.е. уменьшилась в 2,36 раза. Так как порядок учета несчастных случаев в стране за эти годы не изменился, число 2,36 следует считать показателем скрываемости несчастных случаев в 2014 г. Таким образом, фактическое число несчастных случаев в этом году составило 47 500 ×2,36 = 112 000.
Если сравнивать приведенные цифры фактического травматизма с количеством выявленных в стране профессиональных заболеваний (по данным ФСС России, в 2014 г. было зарегистрировано 7268 профзаболеваний), то последние составляют 6 % от общего количества случаев нанесения ущерба здоровью работникам в процессе их трудовой деятельности (112 000 + 7268).
Условия труда на рабочих местах сегодня на 94 % формируются травмоопасными факторами, обусловливающими несчастные случаи, и лишь на 6 % - вредными гигиеническими факторами, приводящими к профессиональным заболеваниям работников, на профилактику которых направлена специальная оценка условий труда.
Таким образом, проблему производственного травматизма в стране следует признать достаточно острой, требующей принятия незамедлительных мер, активизации работы по снижению числа несчастных случаев на производстве, а также радикальных мер по ликвидации скрываемости производственных травм.
Целесообразно начинать решение этой проблемы с разработки и принятия методики оценки условий труда на рабочих местах по факторам травмоопасности. Прежде всего, необходимо создать классификацию условий труда по этим факторам. Предлагается по аналогии с СОУТ предусмотреть в ней четыре класса: оптимальный, допустимый, травмоопасный с четырьмя подклассами и недопустимый.
В качестве основного признака классификации следует использовать степень несоблюдения требований травмобезопасности, содержащихся в нормативных правовых актах по охране труда, с учетом частоты и тяжести несчастных случаев, которые могут произойти вследствие такого несоблюдения. Каждый класс (подкласс) должен характеризоваться определенной тяжестью возможных несчастных случаев и их вероятностью.
Следует разработать подробную качественную характеристику каждого из классов (подклассов) с выделением типичных для каждого из них обстоятельств возможных несчастных случаев, а также порядок отнесения условий труда по факторам травмоопасности на конкретных рабочих местах к соответствующему классу (подклассу) классификации. В качестве основы для реализации изложенного должны использоваться результаты углубленного анализа производственного травматизма либо в целом по стране за последний отчетный год, либо по доверительному объему выборки (по ряду регионов либо по нескольким видам экономической деятельности).
Далее в окончательном виде формируется методика оценки условий труда по факторам травмоопасности. Результатом такой оценки будет уровень риска травмирования работника при исполнении им трудовых обязанностей на своем рабочем месте.
Заключительный этап оценки - составление перечня мероприятий по снижению этого риска по каждому рабочему месту. При надлежащем контроле за их выполнением со стороны контрольно-надзорных органов, технической инспекции труда профсоюзов работа по профилактике производственного травматизма в стране может быть в значительной степени активизирована.
По уровням риска травмирования работников на рабочих местах (индивидуальным рискам) может быть рассчитан уровень риска травмирования в целом по организации (коллективный риск).
Использование этого показателя взамен количества и тяжести несчастных случаев при определении размера скидки (надбавки) к страховому тарифу для страхователей по системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний позволит ликвидировать скрываемость производственных травм в стране. При этом не будет иметь смысла скрывать несчастные случаи.
Вопросы безопасности и охраны труда: зарубежный опыт
А.В. Румянцева,канд. экон. наук, доцент, ст. науч. сотрудник
Н.А. Самарская,канд. экон. наук, доцент, зам. директора, УрМФ ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России
Актуальность темы вызвана большим числом несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, что не только замедляет развитие экономики, но и способствует возникновению существенных экономических потерь в отдельной организации и государстве в целом. Эти вопросы — важные и актуальные для любого предприятия в Российской Федерации (РФ).
Охрана труда — важнейший элемент социальной политики современного государства. Без соблюдения законов по охране труда, а также без модернизации мер по обеспечению безопасных условий труда на предприятиях невозможно эффективное развитие бизнеса.
Анализ лучших практик по охране труда в других странах с учетом российских особенностей позволит значительно снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость на отечественных предприятиях.
Условия и охрана труда в РФ
Состояние условий и охраны труда напрямую зависит от особенностей экономического развития страны. В современных условиях наблюдается жесткая конкуренция среди организаций, приоритетными становятся вопросы эффективного использования финансовых ресурсов, при этом улучшению условий и охране труда уделяется недостаточно внимания.
Среди показателей, характеризующих условия и охрану труда, только производственный травматизм имеет положительную динамику (рис. 1). Абсолютная численность пострадавших от производственных травм, по данным Росстата, в 2000 г. составила 152 тыс. чел., в 2005 г. — 77,7 тыс. чел., в 2008 г. — 58,3 тыс. чел., в 2014 г. — 31,3 тыс. чел. [1].
Снижается также коэффициент частоты производственного травматизма (число пострадавших от несчастных случаев на 1000 работающих): в 2000 г. — 5,1; в 2005 г. - 3,1; в 2010 г. - 2,2; в 2014 г. - 1,4 [1].
Сокращается численность погибших в результате несчастных случаев на производстве. В 2000 г. погибло 4404 человек, в 2005 г. — 3091 человек, в 2008 г. — 2550 человек, в 2014 г. — 1456 человек. Коэффициент частоты смертельного травматизма снизился: в 1995 г. - 0,138; в 2000 г. - 0,149; в 2005 г. - 0,124; в 2010 г. - 0,094; в 2014 г. - 0,067 [1].
Однако производственный травматизм по-прежнему остается высоким и превышает аналогичные показатели в экономически развитых странах в 4—5 раз [2]. Другие показатели, характеризующие условия и охрану труда, не имеют устойчивой тенденции к снижению.
С 2008 по 2014 г. удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда, возрос с 26,2 до 39,7 %. В соответствии с этим велика доля работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций. По данным Росстата, в 2005 г. эта доля составила 41,4 % списочной численности работников, в 2014 г. - 46,7 % [1].
Не снижается профессиональная заболеваемость, причем в структуре выявляемых профзаболеваний преобладают хронические (отравления): в 2005 г. - 98,8 %, в 2014 г. - 93 %. Число профзаболеваний на 10 тыс. работников растет: в 2000 г. — 1,81, в 2005 г.-2,1, в 2014 г.-2,3 [1].
В то же время увеличиваются объемы финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников (по данным Фонда социального страхования РФ) с 1,2 млрд. руб. в 2003 г. до 8,9 млрд. руб. в 2014 г. (рис. 2) [1].
За прошедшие годы экономических реформ в РФ предпринято немало усилий, направленных на улучшение условий и охраны труда на предприятиях. Но, к сожалению, число нарушений охраны труда и, как следствие, производственный травматизм остаются довольно высокими по сравнению с развитыми странами.
Высокий производственный травматизм вызывает экономические издержки предприятий и государства вследствие потери рабочего времени: по экспертным оценкам, потери из-за производственного травматизма и предоставляемых работникам компенсаций в 2014 г. составили 107,9 млн. чел.-дней, потери из-за общего производственного травматизма — 11,5 %. Недопроизводство продукции и услуг в этой связи оборачивается потерями валового внутреннего продукта (ВВП) — около 0,6 %. В целом экономические потери, связанные с состоянием условий труда в РФ, в 2014 г. составили 1,29 трлн. руб. (1,8 % ВВП), из них экономические издержки вследствие потерь рабочего времени — 431 млрд. руб., в связи с выплатой досрочных пенсий — 58,4 млрд. руб. в месяц (700,8 млрд. руб. в год), расходы на компенсации — 102 млрд. руб., на выплаты обеспечения по страхованию — 59 млрд. руб. [1].
В связи с этим полезно обратить внимание на зарубежный опыт экономически развитых стран. Там прекрасно понимают, что для достижения более высоких стандартов, улучшения производительности труда необходимо постоянно разрабатывать и совершенствовать условия и охрану труда. В настоящее время в экономически развитых странах существует развитое законодательство, устанавливающее стандарты требований к вопросам безопасности и охраны труда.
Охрана труда в Европе
Предотвратить несчастные случаи на производстве возможно, необходимо и экономически выгодно. Об этом свидетельствует опыт европейских стран, которые всерьез занимаются проблемами сохранения жизни и здоровья работников.
Показателен в этом отношении опыт Германии, где существует система всестороннего профилактического обслуживания малых предприятий, не имеющая аналогов в мире. Она основана на возможности интегрирования мер по обеспечению безопасности труда и защите здоровья работника на рабочем месте в производственный процесс («модель предпринимателя») [2].
В структуре профессионального страхования в Германии действует Объединение промышленных обществ профессионального страхования, которое функционирует по принципу самоуправления социальных партнеров (работодатели и профсоюзы) и обеспечивает прозрачную и эффективную работу системы.
Приоритетность профилактических мер по предотвращению страховых случаев на производстве в Германии — главная задача как государства, так и общества. Каждый предприниматель обязан зарегистрироваться в профессиональном обществе, при этом членство не может заменить страховка — застрахованы все работники, заключившие трудовой договор. Обеспечение безопасного и здорового труда — приоритетная цель деятельности обществ. Считается, что до несчастных случаев дело вообще не должно доходить [2].
Главные субъекты в системе профилактики производственного травматизма — советники по вопросам безопасности труда служб технического надзора обществ. Их задачи: консультирование по вопросам безопасности труда и охраны здоровья, контроль за соблюдением правил безопасности на предприятиях, обучение в специальных учебных заведениях, участие в испытании оборудования и др. [2].
Интересно отметить, что в зарубежной практике политика стимулирования работодателей и реализации мер по профилактике (предотвращению) несчастных случаев возникла не из теоретических соображений социальной справедливости, а в результате практики осуществления системы социального страхования от несчастных случаев на производстве. С момента возникновения в Германии системы страховой защиты от производственных опасностей встал вопрос о необходимости не только выплаты компенсаций пострадавшим вследствие несчастных случаев, но и о необходимости проведения профилактических мероприятий. Оказалось, что с экономической точки зрения целесообразно предпринимать все возможные меры для предотвращения несчастных случаев, поскольку обязанность выплачивать компенсацию в связи с несчастным случаем — тяжелое бремя для тех, на кого она возложена [3].
В Германии экономическое стимулирование мер профилактики несчастных случаев базируется на следующих принципах [3]:
- нацелено на такое улучшение производственной среды, которое выходит за рамки требований законодательства;
- предполагает экономическую выгоду работодателя;
- базируется на финансовом поощрении предприятий, которые обеспечивают здоровые и безопасные условия труда;
- направлено на предотвращение связанного с производством ущерба, а не на оказание помощи пострадавшим;
- базируется на уменьшении страхового взноса в случае осуществления мер по снижению профессиональных рисков по сравнению с уровнями, установленными нормативными актами.
Такая политика позволила значительно сократить число несчастных случаев на производстве. Сто лет назад в Германии на работе ежегодно погибало 10тыс. человек. В 2013г. число смертельных случаев впервые составило менее 500.Только за последние 20лет число несчастных случаев сократилось вдвое [2].
В Испании инспекция труда входит в состав Министерства труда и социальной защиты. Страховые организации, обеспечивающие компенсационные выплаты в случае производственных травм или заболеваний, занимают важное место в системе охраны труда.
В соответствии с законом работодатели, а также рабочие и служащие должны вносить взносы в Национальный институт социальной зашиты, который обеспечивает льготы (пенсия по старости), а также выплаты по болезни и нетрудоспособности. Кроме того, в Испании существуют различные страховые агентства, которые собирают страховые взносы и возмещают средства работодателям на выплату зарплаты рабочим и служащим в период отсутствия их на работе по причине производственных несчастных случаев или заболеваний, а также рабочим и служащим, имеющим любую степень инвалидности, полученную в результате несчастного случая или заболевания. По сути это страховые агентства, уполномоченные Министерством труда и социальной защиты, работающие на неприбыльной основе, их основная роль — оказание финансовой поддержки в период отсутствия на работе, вызванного производственными инцидентами, а также обеспечение компенсационных выплат [4].
Национальный совет по экономике и социальным вопросам в Испании — трехсторонний орган, включающий работодателей, рабочих и служащих, а также правительство, является национальным форумом по вопросам консультации относительно всех предложенных законопроектов, рассматривающих проблемы, связанные с охраной здоровья [5].Требования и нормативные акты, касающиеся охраны труда, обязательны к выполнению всеми предприятиями.
В Бельгии к компаниям установлены определенные требования, имеющие социально-экономический характер, включая обязательства по принятию мер по профилактике т