Приоритеты в организации управления

В зависимости от приоритетов в организации управления (производство, продукт, цель, стратегия) выделяются следующие типы управления (рис. 17.5.2.):

  у    
Приоритеты в организации управления - student2.ru п Приоритеты в организации управления - student2.ru · Функционально-производственное
  р   управление
Т а   · Управление по результатам
И в    
П л   · Стратегическое управление
Ы е    
  н   · Программно-целевое управление
  и    
  я    

Рис. 17.5.2.

1 Функционально-производственное управление. Оно характеризуется тем, что в основе его построения лежит организация производства, функции производства играют решающую роль. Этим определяется и структура системы управления, и мотивация (механизм управления), и процессы управления. Вся проблематика и всё внимание сосредоточены на внутрипроизводственных процессах. Внешнее управление существует в меру необходимого для решения внутренних, преимущественно производственных, проблем.

Когда не возникает острых проблем со сбытом продукции, реализацией её на рынке, тогда такое управление может быть оправданным и приемлемым. Но когда существует конкуренция, когда она обостряется, возникает, например, проблема качества при реализации продукции на рынке, тогда возникает потребность в ином типе управления.

2 Управление по результатам. Этот тип существует тогда, когда результат производства рассматривается как материализация деятельности в изготовленном продукте. Все приоритеты управления концентрируются вокруг изготавливаемого продукта. Иногда такое управление имеет название «управление по продукту». Если результатом выступают позиции товара на рынке, то это будет уже тип рассмотренного нами управления – маркетинг.

В практике управления результат может быть понимаем по-разному. Иногда результатом управления считается качество, имидж фирмы, прибыль, понятие результата отождествляется с целью, что не совсем оправдано. Цель – это маяк в деятельности, перспектива, ориентир развития.

3 Стратегическое управление имеет место при ориентации на цель, приоритет стратегии. Его особенность заключается в том, что все процессы его осуществления согласуются с разработанной и принятой стратегией развития фирмы, стратегией её поведения на рынке, её общественного имиджа и миссии, достижения ею в будущем определённого положения, позиций. И такой подход находит отражение во всех параметрах управления, во всех его проявлениях и особенностях.

4 Программно-целевое управление. Стратегия управления может по-разному реализовываться. Если обеспечению стратегического управления служит программа, ориентированная на достижение определенных стратегических целей и все приоритеты управления укладываются в эту программу, то такое управление имеет названиепрограммно-целевого управления. Его особенность в том, что оно в концептуальном и организационном отношении строится по программе действий.

Приоритет мотивации

В управлении в различной степени может быть развита система мотивации деятельности. Причины здесь могут быть разные: непонимание важности мотивации, неспособность мотивировать производительный труд, сложности информационного обеспечения. Но так или иначе мотивация, будучи важнейшей характеристикой современного управления, так же как и другие признаки, определяет различные типы управления. Здесь можно выделить (рис. 17.7.1.):

         
Приоритеты в организации управления - student2.ru     Приоритеты в организации управления - student2.ru · Административный менеджмент
         
  Приоритеты в организации управления - student2.ru     · Управление с ограниченной
        мотивацией
      · Мотивационный менеджмент
         
        · Антимотивационный менеджмент
         
         

Рис. 17.7.1.

1 Административный менеджмент характеризуется минимальным объёмом мотивационной деятельности менеджера и его аппарата или мотивацией преимущественного административного-организационного характера. Например, выбор такого варианта распределения функции, который соответствует специальности, опыту и ожиданиям специалиста, созданию благоприятных организационных условий для выполнения работы.

Конечно, это имеет большое значение в организации управления, и соответствующим образом мотивирует труд, но у человека множество разнообразных ожиданий, стремлений, интересов, и поэтому такое административное мотивирование не всегда бывает достаточно эффективным.

Административный менеджмент не следует отождествлять только с отрицательными моментами управления. В одних условиях он может характеризовать отрицательный тип управления, в других не только приемлемый, но и положительный. Кроме того, жизненность и потребность в типе менеджмента определяется ещё и продолжительностью его реального существования, и внутренней динамикой функционирования. Любой тип управления может вылиться в консервативную организацию, сначала ускоряющую деятельность, но потом тормозящую её.

Большую жизненность административный менеджмент показывает в условиях экономики с неразвитыми механизмами рыночного регулирования. По существу именно это часто бывает причиной возникновения административного управления, которое и менеджментом – то иногда назвать очень трудно. «Антирыночность» питает его существование продолжительный период. Необходимы реформы макроэкономического уровня, чтобы изжить тенденции и условия административного управления экономикой.

Управление административного типа может возникнуть и в организациях неэкономического характера, например в системе государственного управления. Часто административный менеджмент проявляется в небольших масштабах управления как неумение менеджера установить коммуникации в коллективе, регулировать социально-психологическую атмосферу. Во многих случаях кажется, что легче управлять административными методами, что это оперативное управление и управление предельно чёткое в организационном своём построении. Но таким оно может быть лишь непродолжительный период или в исключительных случаях. Это неустойчивый эффект. Такое управление часто вырождается в бюрократизм, который в итоге разрушает все факторы эффективности управления и ведёт к кризису.

Система управления при административном менеджменте очень часто имеет тенденцию к линейному построению, отдаётся приоритет полномочиям и ответственности, часто это система высокоцентрализованного управления, в лучшем варианте это просто чёткие связи, в худшем – множество бюрократических согласований, потому что административному менеджменту не присущи приоритеты доверия и самостоятельности, творческой инициативы.

Механизм управления в административном менеджменте построен на мотивации страхом ответственности, чёткости исполнения команд, приказов и распоряжений, чёткой субординации действий, дозирования информации по каждому из подразделений системы управления. В основе механизма управления лежит опыт административной деятельности, оцениваемой по критериям деятельности, исполнительности, дисциплинированности.

Административный менеджмент часто бывает обусловлен обстановкой критического развития, как во внешних факторах существования фирмы, так и во внутреннем её положении. Те особенности административного менеджмента, которые отражают определённость и чёткость решений, повышенную ответственность, исключительность и субординацию действий, свидетельствуют о приемлемости этого типа управления в условиях опасности кризиса.

2 Управление с ограниченной мотивацией. Мотивирование может осуществляться на основе ограниченного набора учитываемых и используемых в управлении мотивов производственной деятельности человека. В реальности очень часто так и бывает. Трудно учитывать полный набор мотивов деятельности. Их надо изучить и исследовать, понять особенности и связи. На это требуются и дополнительные ресурсы, и способности. Да и в конкретных обстоятельствах не всегда оказывается необходимым и оправданным максимизация мотивирования.

Особенность управления с ограниченным мотивированием состоит в том, что мотивация осуществляется по ограниченному составу мотивов, который устанавливается опытным путём и ограничивается конкретными ситуациями.

3 Мотивационный менеджмент. Стремление к обеспечению максимального эффекта мотивирования производительной деятельности или качества требует изучения полного комплекса мотивов деятельности человека и построения на этой основе мотивированного менеджмента комплексного типа. Он опирается на систему мотивов, взаимосвязанных и связанных с другими факторами деятельности человека, такими, как установки, привычки, ценности и т.д.

4 Антимотивационный менеджмент. Или управление отрицательной мотивации. В практике нередко можно наблюдать существование такого управления. Оно возникает иногда случайно, иногда в связи с небрежным и несерьёзным отношением к проблемам мотивирования деятельности, непониманием важности мотивирования, его использования как сильного фактора достижения успеха в управлении.

Очень часто «эффект» антимотивационного менеджмента объясняется спорадическими и непоследовательными попытками мотивирования. Это также можно наблюдать в практике. Часто такое управление объясняется недостаточным опытом менеджера или отсутствием профессиональной подготовки.

Уровень опасности кризиса

По фактору-критерию оценки опасности кризиса в функционировании организации целесообразно выделить следующие типы управления (рис. 17.8.1.):

    у    
    п Приоритеты в организации управления - student2.ru · Управление, повышающее опасность кризиса
Приоритеты в организации управления - student2.ru   р    
    а   · Управление в зоне опасности кризиса
    в    
    л   · Актикризисное управление
    е    
    н   · Управление стабилизацией
    и    
    я    

Рис. 17.8.1.

1 Управление, повышающее опасность кризиса или управление, предполагающее кризис. Это бывает в тех случаях, когда менеджер не видит опасности кризиса и не реагирует на признаки его углубления или повышения его вероятности. Но причиной такого положения может быть и, напротив, рискованное управление, когда принимаются управленческие решения рискованного типа, но при этом не предпринимается никаких мер по страховке возможных осложнений. Чаще всего это непрофессиональное, недальновидное управление, не способное прогнозировать тенденции развития фирмы.

2 Управление в зоне опасности кризиса, в зоне повышения риска, но управление, учитывающее возможность кризиса и создающее условия страховки, его безболезненности, исключения разрушающего кризиса, снижения его возможной остроты. Это управление, построенное на предвидении и оценке последствий кризиса, управление, способное смягчить кризис, если невозможно его избежать.

3 Антикризисное управление. Его основные черты заключаются в том, что такое управление построено на исключении кризиса в процессах развития фирмы. Это высокопрофессиональное управление, процент ошибочных решений в котором сводится к минимуму, оно способно прогнозировать и оценивать признаки кризисных явлений и вовремя устранять те негативные тенденции, которые характеризуют наступление кризиса.

Но антикризисное управление – это не только управление, обходящее кризис. Ведь кризис в той или иной форме может быть объективным явлением. Социально-экономическая система (фирма, предприятие и т.п.) имеет циклический характер развития, который проявляется в том, что возможны кризисные её состояния. Поэтому антикризисное управление – это и управление в условные кризиса, но успешное управление и в этих условиях, т.е. управление, позволяющее пройти кризисную стадию развития с меньшими потерями и быстрее выйти из этой стадии. Сегодня этот тип управления становится весьма актуальным. Существует множество причин кризисов. Их необходимо знать для распознавания кризисов и учитывать в антикризисном управлении. Причинами кризиса могут быть:

·финансово-экономическое положение в стране, которое усложняет все процессы функционирования и развития, – это инфляция, безработица, неплатёжеспособность, сокращение инвестиций, остановка предприятий, отношение государства к экономической ситуации;

·обострение конкуренции на рынке по определённым видам товаров, возникновение торговой войны, борьбы за покупателя;

·непрофессиональное управление, допускающее множество ошибочных решений или принимающее неэффективные решения, отсутствие стратегии или недостаточно хорошо отработанная стратегия управления, неправильный выбор целевых установок и ориентиров, неэффективный стиль руководства, упущения в управлении персоналом.

Сложная социально-политическая обстановка в стране также может быть причиной возникновения кризисного развития, потому что решение экономических проблем для многих фирм оказывается связанным с политическими проблемами, с политикой государства в области экономического регулирования развития.

Причиной кризиса могут быть и природные катаклизмы, такие как землетрясение, ураганы и наводнения, засухи или серьёзные аварии.

Для антикризисного управления очень важно своевременно принять решение и правильно рассчитать время его исполнения. В кризисных ситуациях не решаемые вовремя или долго решаемые проблемы углубляются и усугубляют положение.

Концепция антикризисного управления включает в себя четыре блока проблем.

Первый блок – это проблемы, связанные с управлением на разных фазах цикличного проявления кризисного развития – проблемы распознавания, поддержания жизнедеятельности, выхода из кризиса и ликвидации последствий. На каждом из этих фаз управление должно менять ориентировки и, следовательно, использовать различные механизмы управления (мотивацию, установки, ценностную ориентацию, ограничения и пр.) и организационные формы (в одном случае это ужесточение организации, в другом – смягчение, неформальное управление и пр.).

Второй блок проблем включает проблемы, связанные со сферами управления или сферами деятельности, функционирования объекта управления. Это проблемы методологии и организации управления, финансово-экономические и правовые проблемы, социально-психологические проблемы.

Третий блокпроблем – это проблемы процессуальности управления: прогнозирование кризисов и оценка кризисных ситуаций, готовность к кризису и предвидение возможных его последствий, разработка управленческих решений в условиях риска и рискованного типа, разработка и осуществление инновационных стратегий кризисного поведения фирмы. Сопротивление кризису и выход из него требуют всегда инноваций, которые кризис, как правило, и стимулирует и предполагает.

Четвёртый блок проблем – это проблемы социально-экономического типа: поведение фирмы на рынке и управление персоналом. Здесь очень важную роль играет инвестиционное проектирование, без которого невозможны модернизация и реконструкция фирмы, нахождение новых вариантов поведения фирмы на рынке и селекция персонала по новым критериям организации управления (функциональные требования, квалификация, образование, условия деятельности, ограничения, мотивирование и пр.).

4 Управление стабилизацией. Или управление выходом из кризиса. Это тоже специфический тип управления, требующий особых приёмов и подходов. Изучение тенденций развития многих фирм показывает, что здесь необходимы оригинальные подходы и неординарные решения.

Наши рекомендации