Экономические методы управления
Экономические методы управления– это способы воздействия путем использования экономических стимулов и рычагов отдельно и в комплексе для формирования экономического механизма, заинтересовывающего работников и коллективы действовать в соответствии с целями организации.
Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме (на предприятии) – овладение экономическими методами управления, которые представляют собойсовокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.
Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо как минимум обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных подразделений и самофинансирование предприятия (организации). В свою очередь, расширение самостоятельности ведёт к большой свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам управления, когда:
• коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой;
• реализует свои экономические интересы.
Экономические методы управления способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идёт об изменении системы материального стимулирования с учётом экономических интересов всех участников производственного процесса. Проблема здесь в том, чтобысоздать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны.
Вся сложность проблемы состоит в обеспечении комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает эффективность экономического руководства.
Экономический механизм хозяйствования. Он может быть представлен в виде набора систем (или блоков) (рис. 9.5.1.).
Рис. 9.5.1.
Рассматривая экономический механизм хозяйствования, уместно обратить внимание на распространённый в отечественной экономике термин «хозрасчёт», который определялся как метод хозяйствования и считался что-то вроде панацеи от всех «экономических» болезней. Известно, что в зарубежной экономической литературе стран капиталистической ориентации, как и в хозяйственной практике, термин «хозрасчёт» не употребляется. Экономисты – исследователи хозяйственной жизни приходят к выводу, что этот термин надуман, хотя все принципы, так называемого хозрасчёта, являются основой прибыльного хозяйствования.
Видные экономисты 20-х годов определяли хозрасчёт как экономическую и управленческую самостоятельность хозяйственных единиц. Такое понимание хозрасчёта делает акцент на важнейшем условии прибыльного хозяйствования.
Покажем две стороны хозяйственных (хозрасчётных) отношений (рис. 9.5.2.):
Рис. 9.5.2.
Переход ряда предприятий путем приватизации из государственной в частную (индивидуальную или чаще коллективную) собственность значительно расширил сферу действия общехозяйственных отношений и мало что изменил на деле по расширению экономической самостоятельности внутрихозяйственных подразделений. На этом пути много проблем и время решения их пока не пришло
Принципы прибыльного-хозяйствования (хозрасчета). К ним можно отнести следующие:
1) соизмерение затрат и результатов (в стоимостной форме);
2) самоокупаемость – возмещение расходов за счет доходов от продажи своей продукции, выполнения услуг;
3) рентабельность – необходимость превышения доходов предприятия над его текущими расходами и получение прибыли;
4) принцип материальной заинтересованности – зависимость личных доходов работников от объёма реализуемой продукции и массы прибыли, получаемой предприятием;
5) принцип экономической ответственности – возмещение причиненного ущерба подразделениям своего предприятия, другим предприятиям и окружающей среде;
6) контроль рублем – означает проверку компетентными органами состояния и оценку уровня хозяйствования путём изучения денежных документов
Перечисленные принципы хозяйствования являются необходимыми на любом предприятии, независимо от того, в какой стране оно находится и знают ли там о «хозрасчете»
Средства экономического воздействия.К ним можно отнести:
• установление плановых заданий подразделению (отдельному работнику),
• доведение до коллективов подразделений показателей – лимитов по расходованию ресурсов;
• установление цен на традиционную и новую продукцию, изготавливаемую подразделением;
• установление системы оплаты труда рабочих и служащих;
• определение факторов (показателей) премирования рабочих и служащих;
• установление нормативов отчислений от прибыли и распределение оставшейся у предприятия;
• выделение предприятию (подразделению) кредита под невысокий процент на реконструкцию и обновление производства;
• определение условий выплат рабочим и служащим по итогам года;
• установление экономических санкций за нанесение ущерба другим коллективам, потребителям продукции, окружающей среде;
• переход на выпуск новой продукции с расширением рабочих мест;
• установление дотаций рабочим и служащим на питание, транспорт, содержание детей в дошкольных учреждениях;
• изменение формы собственности предприятия;
• выплата дивидендов на акционерный капитал.
Экономические методы управления отличаются от организационных и административных методовкосвенным характером воздействия на объект управления (трудовые коллективы) и в этом их преимущество. Они развивают у работников хозяйственную предприимчивость, ответственность за протекание экономических процессов в организации, чувство сопричастности к результатам работы предприятия, его имиджу.
Рыночные условия хозяйствования заставляют работников предприятия приобретать экономические знания, чтобы свободно ориентироваться в экономических рычагах и стимулах, знать экономический механизм, стать настоящим совладельцем предприятия, участвовать в его прибылях.