Технология построения систем управления производством
Прежде чем начать рассмотрение вопроса о построении систем управления, важно сделать некоторые понятийные уточнения.
Часто можно встретить в учебнике по управлению рубрику «Управление предприятием, фирмой» вместо «Управление производством на предприятии». Предприятием может управлять вышестоящая организация, например, объединение, для которого входящее в его состав предприятие является объектом управления. Но если речь идет об управлении внутри предприятия, то следует говорить о системе управления производством, а не предприятием.
Нередко на вопрос «Сколько систем управления на конкретном предприятии», отвечают: одна. На самом деле это не так. Систем управления на предприятии много, их столько, сколько мы можем насчитать объектов управления. Ведь система управления, как известно, формируется из объекта и субъекта для того, чтобы объект управления эффективно выполнял свои функции и стремился к достижению целей организации. Здесь мы на первое место поставим те объекты управления, которые являются участниками производственного процесса, т.е. звенья и ячейки производства. На второе место можно поставить объекты управления, являющиеся остальными сферами деятельности предприятия (снабжение, сбыт, подготовка производства и т.п.).
Такая расстановка приоритетов по объектам управления усиливает акцент на понятии «система управления производством». Она оправданацелевой цепочкой предприятия: производство потребительной стоимости (продукции) → ее реализация (удовлетворение потребностей потребителя) → получение выручки → получении прибыли (через соизмерение затрат и результатов).
Деятельность каждого работника предприятия подчинена обозначенной целевой цепочке независимо от того, выполняет ли он производственные функции или управленческие.
Построение системы управления производством начинается собъекта управления, как строительство дома – с фундамента. В основе построения системы управления лежит иерархия производства (см. рис. 3.2.2). Она диктует необходимость построения систем управления на каждом уровне иерархии производства, а число таких систем будет как минимум определяться количеством объектов управления на том или ином уровне.
Пример. Определить число систем управления на уровне производственного участка, если в механическом цехе завода стиральных машин насчитывается 10 участков различного профиля. На каждом производственном участке формируется система управления производством из мастера (субъекта управления) и возглавляемого им коллектива рабочих (объекта управления).
Ответ: на уровне производственного участка в механическом цехе будет сформировано 10 систем управления производством.
Число систем управления, показанное в примере, может быть увеличено, если у некоторых мастеров появятся помощники по определенным вопросам, которым будет делегирована часть полномочий мастера по воздействию на коллективы рабочих. В этом случае один объект управления (ОУ) будет иметь двух субъектов управления (СУ) и тогда число систем управления возрастет до трех (рис. 3.6.1.):
Рис. 3.6.1.
Можно наблюдать и другой случай, когда один субъект управления имеет несколько объектов управления. Каждый производственный участок как сложная социально-экономическая система представляет собой совокупность рабочих мест исполнителей (операторов) трудового процесса. С учетом деления участка на рабочие места (РМ) число систем управления (Sy) будет равно числу рабочих мест при одном субъекте управления (рис. 3.6.2.):
(3.6.1.)
Рис. 3.6.2.
Когда мы ведем речь о производственном участке, возглавляемом мастером, то имеем в видугрупповой объект управления, а рабочее место оператора будет для мастера индивидуальным объектом управления. Отмеченные моменты должны приниматься во внимание при построении (проектировании) систем управления.
Теперь можно изложить технологию построения систем управления в виде шагов с определенными действиями.
Технология построения систем управления производством:
1-й шаг → Выбираем социально-экономическую (а иногда техническую) систему (СЭС) на определенном уровне иерархии производства (например, цех).
2-й шаг → Из выбранной СЭС выделяем субъект управления (аппарат управления во главе с начальником цеха).
3-й шаг → Фиксируем объект управления. Им является выбранная СЭС (в данном примере производственные участки цеха – нижестоящие по иерархии элементы выбранной СЭС).
4-й шаг → Определяем окружающую среду для данной системы управления (на уровне цеха). Ею будут все другие цехи предприятия и его аппарат управления, а также внешние для данного предприятия организации.
Всего четыре шага и система управления производством на уровне цеха, казалось бы, формально построена. Но это лишь скелет конструкции, а чтобы она начала функционировать для достижения целей организации,потребуется снабдить ее рядом важных узлов и деталей (элементов).
Роль системы управления в освоении менеджмента настолько велика, что некоторые авторы книг по управлению определяют менеджмент как систему управления производством. Они правы лишь отчасти, подчеркивая лишний раз ведущее место системы управления среди составляющих менеджмента.
Тема 4
ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
В этой теме для осваивающих менеджмент и интересующихся проблемами управления будут освещены следующие вопросы:
• понятие организации;
• жизненный цикл организации;
• внутренняя среда организации;
• внешняя среда организации;
• организация-носитель производственного процесса;
• предприятие как разновидность социальной организации;
• понятие предприятия;
• предприятие как система;
• организационно-правовые формы предприятий;
• предприятие как физическая и кибернетическая система;
• деление предприятия на подразделения;
• разновидность предприятий по форме собственности;
• производственные подразделения предприятия как объекты управления;
• производственная система предприятия и её иерархические уровни.
Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обусловливающей существование менеджмента.
Понятие организации
Слово «организация», восходящее к греческому «органон» – «инструмент» или «орудие», в русский язык попало кружным путём через французский, где основным его значением было «устройство». Термин «организация» несёт на себе разнообразную смысловую нагрузку:
• под организацией понимается процесс создания, формирования чего-нибудь из отдельных элементов, составных частей;
• организация – это степень,мера соответствия упорядоченности какой-либо системы её функции, решаемым ею задачам;
• организация – общее название учреждений, предприятий (объект со своей структурой).
Признаки организации.Организация как структура характеризуется рядом основополагающих признаков (рис. 4.1.1.). К ним относятся:
• Наличие цели. Цель придаёт смысл существованию организации, определённость и направленность действиям её членов, сплачивает и объединяет их в повседневной жизни, служит ориентиром для их личных задач.
• Наличие в организации некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга, объединяя свои усилия, помогая друг другу, обеспечивают реализацию ее цели.
• Наличие внутреннего координирующего центра, который придаёт стабильность организации, равновесие внутренним и внешним процессам. Это служит важным условием нормального функционирования и развития организации.
• Действие принципа саморегулирования Суть саморегулирования состоит в том, что координирующий центр на основе имеющейся информации самостоятельно принимает решения, касающиеся внутренней жизни организации и координирует действия ее членов.
• Обособленность, наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения, в том числе от других организаций
• Организационная культура, представляющая собой совокупность норм поведения, традиций, символов, словом, всего того, что отличает данную организацию от других Организационная культура формируется постепенно, и в этот процесс вносит вклад каждый из членов организации. В то же время посредством целенаправленного воспитания и обучения она прививается новичкам, обогащаясь одновременно теми полезными для организации элементами, которые они с собой приносят.
Рис. 4.1.1.
Организация– это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Жизненный цикл организации.«Жизнь» организации подобна жизни человека, времени существования любого предмета труда или услуги. Она имеет свои фазы и особенности развития. Вся деятельность организации проходит ряд стадий начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации. Известны пять основных фаз развития организации.
Фаза 1 –рождение организации. Для неё характерны:
• определение главной цели, заключающейся в выживании;
• кризис стиля руководства (руководство одним лицом);
• основная задача – выход на рынок;
• организация труда – стремление к максимальному увеличению прибыли.
Фаза 2 –детство и юность. Отличительные особенности:
• главная цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост;
• выживание за счёт жёсткого руководства;
• основная задача – укрепление и захват части рынка;
• организация труда – планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг.
Фаза 3 –зрелость. Её особенности:
• главная цель – систематический, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа;
• эффект руководства за счёт делегирования полномочий (децентрализованное руководство),
• основная задача – рост по разным направлениям, завоевание рынка, учёт разнообразных интересов;
• организация труда – разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.
Фаза 4 –старение организации. По сути, – это высшая ступень её зрелости. Характерные особенности:
• главная цель – сохранить достигнутые результаты (остаться на «завоёванных» позициях);
• в области руководства эффект достигается за счёт координации действий;
• основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.
Фаза 5 –возрождение организации. Особенности этой фазы:
• главная цель – обеспечение оживления по всем функциям;
• рост организации – за счёт коллективизма;
• главная задача – омоложение;
• в области организации труда – внедрение НОТ, коллективное премирование.