Исследование неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса.
Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.
Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем:
- С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способностью, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).
- С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).
Закон спроса не действует в следующих случаях:
- Парадокс Гиффена(Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода)
- Когда цена является показателем качества(В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)
- Эффект Веблена(Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")
- Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)
- Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.
Закон предложения
Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке не со стороны покупателя, как спрос, а со стороны продавца.
Предложение- это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.
Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.
Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары находящиеся в пути.
Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.
Предложение исследуется по трем временным интревалам:
- Краткосрочный — до 1 года
- Среднесрочный — от 1 года до 5 лет
- Долгосрочный — более 5 лет
Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях
Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента
Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения:
- Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)
- Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)
- Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель
- S — предложение
Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.
К неценовым факторам предложения относят:
- изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.
- Выход на рынок новых фирм.
- Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.
- Природные катастрофы
- Политические действия и войны
- Перспективные экономические ожидания
- Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.
- В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.
На кривую предложения огромную роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и варьировать количество товаров на рынке. Анализ графика предложения во много обусловлен той технологией производства, которой пользуется производитель, наличием и доступностью сырья используемых при изготовлении товара. Если мобильность производства используемые в нем ресурсы высока, то кривая предложения будет иметь более пологий вид т.е. приплющена вниз.
Воздействие изменения спроса и предложения на величину равновесной цены и равновесное количество продукта
Изменение предложения | Изменение спроса | Воздействие на равновесную цену | Воздействие на равновесное количество продукта |
Увеличение Сокращение Увеличение Сокращение | Сокращение Увеличение Увеличение Сокращение | Снижение Повышение Неопределенно Неопределенно | Неопределенно Неопределенно Увеличение Уменьшение |
6. Кардиналистская теория полезности и ординалистская теория полезности
Ординалистская (порядковая) теория полезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только сравниваться, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой. Альтернативой данной теории является кардиналистская (количественная) теория полезности.
Согласно ординалистской теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Возможности измерения поддаётся только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация даёт представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не даёт представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.
Авторами теории можно считать английского экономиста и статистика Ф. Эджуорта, итало-швейцарского социолога и экономиста В. Парето, американского экономиста и статистика И. Фишера. Теория приобрела широкое распространение после систематизации, проведённой в 1930-х гг. в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.
Ординалистская теория базируется на следующих гипотезах:
- Гипотеза полной упорядоченности: потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия.
- Гипотеза транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равнозначен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны.
- Гипотеза ненасыщения: при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.
- Гипотеза рефлексивности: A~A.
- Гипотеза выпуклости.
- Гипотеза безразличия.
7. Теория производства. Издержки производства
Производство - это процесс преобразования экономических ресурсов в определенный экономический продукт.
Для того, чтобы начать процесс производства, необходимо иметь факторы (ресурсы) производства.
Издержки производства - это денежное выражение использования производственных факторов для выпуска и реализации продукции, оказания услуг.
Издержки производства общества, куда входят затраты всего труда: овеществленного (с) и живого (v+m), необходимого (v ) и прибавочного (m), т.е. вся стоимость товара (c+v+m).
Издержки производства предприятия, которые составляют часть стоимости (c+v).
Издержки обращения - это затраты, связанные с реализацией (куплей-продажей) товаров. Чистые издержки - затраты на куплю-продажу, заработную плату продавцов и кассиров, маркетинг, содержание торговых предприятий, консультацию, рекламу, кассовые операции и др. Дополнительные издержки дополняют чистые издержки, ибо без них нельзя обеспечить куплю-продажу (это затраты на хранение, транспортировку, подсортировку, расфасовку и т.д.).
Постоянные издержки производства не зависят от объема производства, существуют и при нулевом объеме производства (стоимость оборудования, аренда, процент, займы, налоги, амортизационные отчисления, расходы по охране, зарплата управленческого аппарата).
Переменные издержки производства зависят от количества производимой продукции и складываются из затрат на сырье, материалы, топливо, заработной платы рабочих и т.д.
Валовые издержки производства - это сумма денежных расходов на производство определенного объема продукции, совокупность постоянных и переменных издержек.
Изменение количества издержек на производственную единицу характеризуют:
- средние издержки, равные частному от деления валовых издержек на количество произведенной продукции;
- средние постоянные издержки, равные частному от деления постоянных издержек на количество произведенной продукции;
- средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции.
Средние издержки постоянно сравнивают с рыночной ценой. Если средние издержки ниже рыночной цены, то фирма может работать рентабельно в границах объема производства.
Рис. 3. Издержки производства
Предельные издержки - это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. Они равны приросту переменных издержек, если предполагается, что постоянные издержки неизменны.
Рис. 4. Равновесие фирмы на рынке
Кривая АС (средние издержки) находится выше кривой МС (предельные издержки), так как включает, кроме переменных, еще и постоянные издержки, предельные же издержки, как было сказано выше, - это прирост переменных издержек. Кривая АС находится правее кривой МС, так как в АС включается весь объем переменных издержек, а в МС - только прирост переменных издержек (величина меньше всего объема переменных издержек).
Точка М - это точка равновесия фирмы на рынке, она отражает пределы расширения производства. Увеличение производства больше чем на 10 единиц ведет к уменьшению прибыли, либо на каждую единицу товара добавочные расходы (точка E) растут быстрее средних (точка F).
В условиях совершенной конкуренции точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных издержек. Рассмотрим эту ситуацию на графике (рис. 5).
Если предельный доход МR выше предельных издержек выше точки E при объеме производства 6 единиц, производство можно расширять. Если предельный доход меньше
Рис. 5. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
предельных издержек (ниже точки E ), производство невыгодно, следует его сократить. В точке E предельный доход и предельные издержки совпадают, фирма производство не увеличивает, выпуск товаров становится стабильным, отсюда и название "равновесие фирмы".
Альтернативные издержки - затраты ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения.
8. Рынок ресурсов и его особенности
Рынки ресурсов являются важным структурным элементом рыночной экономики. От
эффективности функционирования рынков ресурсов зависит оптимальность их
использования, а значит, устойчивость и равновесие экономики, результативность
работы фирм, предприятий.
Как известно, все экономические ресурсы разделяются на материальные ресурсы
(земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность).
Соответственно различаются рынки природных ресурсов (земли), капитала и труда.
Совокупность этих рынков выполняет в современной рыночной экономике важнейшие
функции: во-первых, содействует более эффективному производству товаров и услуг
(при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства, с
тем чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых,
помогает определить, для кого производятся товары и услуги, так как плата за
экономические ресурсы является основным доходом большинства людей.
Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Цены
экономических ресурсов выступают в рыночной экономике в виде денежного дохода:
прибыли (предпринимательский доход), заработной платы (доход от продажи труда),
ренты (земельный доход). Следовательно, ценообразование на ресурсы есть
образование определенных доходов - прибыли, заработной платы, ренты.
Ценообразование на ресурсы отражает все особенности рынков ресурсов - общие для
всех видов и специфические для каждого из них.
Особенности рынков ресурсов обобщенно выражаются прежде всего в том, что
вследствие ограниченности ресурсов неизбежно ограничен и сам объем производства
(предложения). В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них весьма
устойчив; более того, для рынка ресурсов характерна концентрация спроса, которая
делает типичными явления монопсонии (единственный покупатель) и олигопсонии
(небольшое число покупателей). Яркий образец - рынок труда в небольших городах.
Здесь вполне реальна такая ситуация, когда единственным покупателем рабочей силы
в данной отрасли выступает одна фирма. Если к
тому же эта рабочая сила немобильна, т. е. по тем или иным причинам не может
переместиться на другой участок рынка (в другую отрасль), фирма имеет все
возможности для того, чтобы понижать величину заработной платы. Наем меньшего
количества работников обеспечивает этой фирме максимальную прибыль. Другой
пример - двусторонняя Монополия на рынке капитала (например, на рынке
оборудования, изготовляемого по индивидуальным заказам). На этом рынке чаще
всего выступают один продавец и один покупатель. В такой ситуации не образуется
единая равновесная цена и результат сделки целиком зависит от относительной силы
сторон.
Цена на ресурсы складывается, как на всяком рынке, в зависимости от спроса и
предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и
реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять
последние по более высокой цене. Так, выплата высокой заработной платы
работникам определенных профессий стимулирует рост предложения соответствующих
категорий рабочей силы. Спрос же на ресурсы отражает обратную связь между ценой
и их объемом. Если цена на ресурсы повышается, предприятия либо покупают их в
меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми
ресурсами.
Особенности рынков ресурсов реализуются через специфические закономерности
спроса и предложения.
Особенности спроса на ресурсы.
Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию,
изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, ресурсы удовлетворяют
потребности не прямо, а через готовую продукцию. Следовательно, изменение спроса
на ресурсы также является величиной зависимой - прежде всего от изменения спроса
на готовую продукцию.
На движение спроса на ресурсы влияет и производительность труда: если она
растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает
приращение продукта - предельный продукт в денежном выражении - предельный
доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы
- предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства.
Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их
прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход
больше предельных издержек, спрос на ресурсы растет, в противоположной ситуации
- уменьшается.
Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики спроса на другие
ресурсы, т. е. от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд
заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление
пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем,
что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).
При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух
видов. Первый - эффект замещения -
связан с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену спроса (скажем,
замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на
капитал). Второй - эффект обг производства - выражается в увеличении издержек на
капитал, вызывающем падение объема производства и соответственно сокращение
спроса на ресурсы (на капитал). Как видим, эффект замещения и эффект объема
производства противоположны пс направленности. Поэтому на практике спрос на
замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект
замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс
возрастает, и наоборот.
9. Если в производство вводится дополнительный ресурс,
изменение его в цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в
противоположном направлении.
Таким образом, производный спрос на ресурсы возрастает, если увеличивается спрос
на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции,
падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на
дополнительные ресурсы.
Понимание особенностей спроса на ресурсы позволяет определить и специфику его
эластичности.
Эластичность спроса на ресурсы.
Характеристика эластичности спроса на ресурсы раскрывается через его производный
характер.
Чувствительность спроса, его реакцию на изменение цены" ресурсов определяют три
фактора. Первый - эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем
более эластичным будет и спрос на ресурсы. Когда повышение цены на товар
вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах
уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных
ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор -
замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если при повышении
цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина -
дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря
которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор,
определяющий эластичность спроса на ресурсы, - их доля в общих издержках.
Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках
производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы
растет, это приводит к падению спроса на данные ресурсы. Чем больше доля
ресурсов в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.
Особенности предложения ресурсов.
Хотя ресурсы ограничены, но на какой-то данный момент их общее предложение -
величина вполне определенная (например, в таком-то году рабочая сила составила
столько-то миллионов человек, посевные площади - столько-то тысяч гектар, добыто
столько-то миллионов тонн нефти и т. д.). Следовательно, величина ресурсов не
строго фиксиро-
вана; больше того, величина ресурсов может изменяться и очень часто реально
изменяется под воздействием тех или иных усилий людей. Так, элементы физического
капитала можно произвести (оборудование, станки) и построить (здания); изменяя
продолжительность рабочего дня и величину заработной платы, можно влиять на
предложение труда. Даже отличающееся от других факторов производства
фиксированное природой предложение земли тоже может быть увеличено посредством,
например, мелиоративных работ. Однако недостаточно продуманные агротехнические
мероприятия могут способствовать разрушению плодородия земли и тем самым
уменьшать ее пахотные площади.
Раскрыв особенности спроса на ресурсы и их предложения, рассмотрим особенности
действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов.
Особенности действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов.
Действие закона спроса и предложения для ресурсов, как и для других товаров,
зависит прежде всего от условий рынка. В основе предложения ресурсов лежат
предельные издержки, а спроса на ресурсы - предельный денежный продукт. Каков
механизм использования ресурсов в различных рыночных структурах?
В условиях совершенной конкуренции фирмы не влияют на цены ресурсов и цены
продуктов; это - работа рынка. Спрос на ресурсы зависит от того, насколько
эффективно они используются, какой приносят денежный доход, каков их предельный
денежный продукт. Фирмы увеличивают использование ресурсов до тех пор, пока
получаемый благодаря их применению предельный денежный продукт не сравняется с
предельными издержками ресурсов. Если каждая последующая единица ресурсов
добавляет к общему доходу фирм больше, чем к их общим издержкам, то
стимулируется дальнейшее привлечение дополнительных ресурсов. В этом
случае^фирмы присваивают дополнительную прибыль. При превышении предельных
издержек ресурсов над предельным денежным продуктом фирмы-производители несут
убытки и вынуждены сокращать применение ресурсов.
В условиях несовершенной конкуренции увеличение спроса на ресурсы происходит
вместе с уменьшением цены на них, а увеличение предложения - при ее возрастании.
Фирмы стремятся ограничить спрос на ресурсы и обеспечить превышение предельного
денежного продукта над предельными денежными издержками продукта. В результате
извлекается добавочная прибыль. Поставляя на рынок меньше продукта,
несовершенный конкурент "предъявляет и меньший спрос на ресурсы.
Важнейшее следствие закона спроса и предложения на рынке ресурсов - высокий
доход на дефицитные ресурсы, которые остро необходимы для производства предметов
потребления; и, напротив, падение дохода на ресурсы, имеющиеся в изобилии, или
на появляющиеся их заменители.
Действие закона спроса и предложения на рынке ресурсов может нарушаться не
только условиями рынка, но и политикой и практикой государства. На рынок ресурсов воздействуют наряду со стихийно
рыночными сознательно целенаправляемые регуляторы. Так, на рынке труда
ценообразование на рабочую силу (заработная плата) регулируется профсоюзами и
правительством с применением различных методов.Понятие макроэкономики. Модель доходов и расходов в экономике.
10. Показатели функционирования экономики на макроуровне: валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП).
Ключевым параметром, характеризующим макроуровень функционирования экономики, является валовой национальный продукт (ВНП). От размеров его производства и от того, как он распределяется, зависит экономическая мощь страны, решение социальных проблем, темпы экономического роста, т.е. он является индикатором здоровья экономики.
Валовой национальный продукт – это рыночная ценность всех конечных благ, произведенных в стране в течении года.
Валовой внутренний продукт (ВВП) является модификацией ВНП, но в отличии от него охватывает результаты деятельности на территории страны всех экономических субъектов, независимо от их национальной принадлежности.
Главное требование при расчетах ВНП и ВВП – чтобы все товары и услуги учитывались только один раз и не учитывались промежуточные продукты, которые могут покупаться и перепродаваться несколько раз.