Прием и транспортировка ячменя
При наличии подъездного железнодорожного пути ячмень подвозят непосредственно к заводу в вагонах; при отсутствии его ячмень перевозят с железнодорожной станции на завод автомобильным транспортом.
Поступившее на завод зерно взвешивают на вагонных или возовых весах. От зерна отбирают среднюю пробу для предварительного анализа на влажность, зараженность и прорастаемость.
Из вагонов или автотранспорта в зависимости от наличия разгрузочных средств зерно выгружают механизированными лопатами, ленточными транспортерами, шнеками или посредством пневматических устройств и подают его к месту хранения.
Если на заводе имеются силосы для хранения зерна, то его вначале подают в завальную яму, а из нее ковшовыми элеваторами, ленточными транспортерами, шнеками или пневматическим транспортом на зерноочистку и сортировку и затем в силосы для хранения.
Ковшовый элеватор (нория)
Ковшовый элеватор (рис. 13) представляет собой бесконечную ленту с ковшами, натянутую на два барабана. Восходящая и нисходящая ветви ленты заключены в металлические кожухи прямоугольного сечения. Верхний барабан (ведущий) расположен в разгрузочной головке, нижний находится в приемной головке башмака ковшового элеватора.
Ковшовый элеватор всегда устанавливают вертикально так, чтобы лента при движении не задевала за стенки кожуха. Скорость движения ленты в элеваторе от 1 до 3 м/сек и более. Башмак с приемной головкой ковшового элеватора подводится под нижний откос зернового бункера или завальной ямы, и зерно подается в приемную головку самотеком.
Ковши захватывают зерно в приемной головке и поднимают его к верхнему барабану. При изгибе ленты по окружности верхнего барабана зерно из ковшей под действием центробежной силы выбрасывается по определенной траектории и попадает в отводящий зернопровод.
При работе нории часть зерна (около 12%) не попадает з отводящий зернопровод и по нисходящему кожуху падает обратно в приемную головку.
Производительность ковшового элеватора зависит от емкости ковшей, расстояния между ними и скорости движения лепты.
Ленточный транспортер
Перемещение зерна в горизонтальном либо слегка наклонном направлении достигается группой машин стационарного и передвижного типа, называемых ленточными транспортерами или конвейерами (рис. 14). Конструкция ленточного транспортера несложна; он состоит из головного и хвостового барабанов и серии промежуточных роликов, на которые натянута бесконечная лента. Головной барабан - приводной, хвостовой - натяжной.
Ленточные транспортеры могут быть передвижные и стационарные. В стационарных транспортерах на ленте устанавливаются сбрасывающая коробка и подающий питающий башмак, по желанию передвигаемые по ленте. Перемещение их на ленте позволяет транспортировать зерно из силосов в различные места, в пределах всей длины ленточного транспортера.
Ленточные транспортеры могут быть плоские и желобчатые. В желобчатых транспортерах лента поддерживается роликами, расположенными под небольшим углом. Лента движется со скоростью 2,5-3,5 м/сек. Ленточным транспортером можно перебросить зерно горизонтально или с наклоном до 30° на расстояние, соответствующее длине ленточных транспортеров.
Производительность ленточных транспортеров зависит от ширины ленты, высоты слоя зерна на ней и скорости движения.
На ленточном транспортере происходит небольшое проветривание, охлаждение и некоторое подсушивание зерна в сухую погоду.
Неудобство ленточных транспортеров состоит в том, что такой способ транспортировки сильно запыляет помещение.
Шнек
Шпек представляет собой бесконечный винт с широким шагом (рис. 15), изготовляется он из отдельных круглых шайб-перьев, вырезаемых из листового железа. Шайбы выгибают по профилю винта, надевают на вал соответствующего диаметра, склепывают или сваривают между собой и крепят к валу. По длине шнека вал поддерживается промежуточными подвесными подшипниками, располагаемыми, в зависимости от размеров шнека, на расстоянии от 2,5 до 3,5 м один от другого. Шнек работает в закрытом желобе. Зазор между витками шнека и нижней его стенкой должен быть столь незначительным, чтобы зерно не могло раздавливаться перьями и шнек не мог заклиниваться остающимся в желобе зерном.
Производительность шнека зависит от числа оборотов винта, шага винта и от степени заполнения шнека зерном, которое обычно составляет 1/3 диаметра.
Для примера можно указать, что шнек диаметром 250 мм с шагом винта 180 мм при 65 об/мин может обеспечить производительность до 7,5 т зерна в час.
Шнеками зерно может передаваться на относительно небольшие расстояния. Шнеки располагают горизонтально, однако возможна их установка под углом до 30°, но производительность при этом уменьшается.
Недостаток шнеков - дробление зерна при транспортировке.