Рыночные отношения в электроэнергетике
Рыночные отношения в электроэнергетике
(Учебное пособие по программе бакалавриата)
Иркутск
|
Экономика как наука имеет несколько разделов. В частности:
Макроэкономика – наука об экономических процессах в обществе. Эта наука рассматривает такие показатели, как совокупный доход, валовый национальный продукт, уровень инфляции, бюджетное обеспечение и др.
Микроэкономика – наука об экономических процессах в ячейках общества: отраслях, фирмах, предприятиях, домашних хозяйствах.
Изучаемые в настоящем курсе вопросы главным образом относятся к микроэкономике.
Введение
В последние два десятилетия в экономике России произошли радикальные перемены. Главное в них не изменение количественных показателей производства и потребления, а переход к новым принципам организации экономики. Отечественная экономика перешла от планово-директивной формы организации к рыночным механизмам функционирования. Эти механизмы не всегда хорошо отлажены, для согласованной работы иногда не хватает правового и нормативного обеспечения. Часто вступают в действие старые привычки и представления, что тормозит развитие новых форм взаимодействия.
Вместе с тем, рыночная экономика провозглашена одной из основных ценностей государства. Переход на иные принципы организации экономики потребует огромных затрат, и вряд ли возможен.
Рыночные преобразования глубоко проникли в отечественную электроэнергетику, включая сектор генерации и системы электроснабжения. Завершено радикальное реформирование отрасли. Одна из ключевых задач реформирования – создание эффективных конкурентных рынков электроэнергии и мощности. На рыночных принципах строятся взаимоотношения между основными участниками производства, передачи и сбыта электроэнергии. Под рыночные механизмы адаптирована структура предприятий. Этот процесс охватывает все части Единой энергосистемы России и влияет на организацию технологического и коммерческого управления. Понимание происходящих при реформировании процессов и активное участие в них – необходимое требование для современных специалистов в электроэнергетике.
Настоящий курс дает представления об основных принципах рыночного взаимодействия производителей, обслуживающих компаний и потребителей электроэнергии. Хорошо отлаженные рыночные механизмы призваны обеспечить оптимальную работу предприятий и систем электроснабжения.
В задачи курса входит знакомство студентов с основами рыночных отношений, принципами ценообразования на продукцию и услуги, критериями принятия решений, преимуществами и проблемами рыночной экономики. Эти знания закладывают основу понимания современного взаимодействия между основными субъектами электроэнергетики. Изучение основных положений экономической теории помогает лучше ориентироваться в происходящих в обществе процессах.
В материал курса входят задания для практических занятий, закрепляющие основные теоретические положения.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….3
1. Основные направления в развитии экономической теории …………….. 5
2. Основные понятия рыночной экономики ………………………………... 6
3. Координация спроса и предложения ………………………………………12
4. Предельные (маржинальные) и средние цены …………………………….14
Практическое занятие 1. Характеристики спроса и предложения …………...17
5. Основные экономические характеристики в производстве ……………...19
6. Эффект у поставщика и покупателя при координации спроса и предложения……………………………………………………………….…21
7. Регулирование цен………………………………………………………..….24
8. Влияние ограничений в производстве и транспорте товара на
равновесные цены и эффекты при рыночной торговле………..…………26
Практическое занятие 2. Согласование спроса и предложения на товарных рынках……………………………………………………………………..…..28
9. Условия идеальной конкуренции……………………………………….…...30
12. Монополизм….……………………………………………………………......31
13. Количественная оценка монополизма на рынках…………………….…..…33
Практическое занятие 3. Анализ монополизма на рынке электроэнергии…….36
14. Планирование производства продукции с достижением минимальных эксплуатационных затрат …………………………………………………...37
15. Маржинальная выручка (доход)……………………………………….…….40
16. Планирование производства с достижением максимальной валовой прибыли………………………………………………………………………..41
17. Планирование производства с окупаемостью суммарных затрат………....42
Практическое занятие 4. Планирование производства по разным
критериям оптимальности…………………………………………………...45
18. Работа рынка в условиях естественной монополии ……………………..…48
19. Работа рынков в условиях олигополии ……………………………………..51
20. Работа рынков в условиях монопсонии……………………………………...55
Практическое занятие 5. Планирование загрузки электростанций в условиях
олигополии на рынке электроэнергии ...………………………………..……58
Список литературы ………………………………………………….....………….60
Блага и плата за них
Блага –предметы, услуги или события, приносящие положительный эффект.
Блага взаимосвязаны. У каждого блага есть заменители.
Плата за благо– отказ от других благ. Часто плата за благо включает множество факторов:
§ Денежные выплаты;
§ Ущербы при отказе от других благ;
§ Изменение рисков;
§ Изменение имиджа и т.п.
Принимая решение относительно блага, мы обычно оцениваем и взвешиваем сразу несколько факторов. Наиболее распространенным приемом многофакторного анализа является сведение многих факторов к одному обобщенному. В качестве такого обобщенного фактора (критерия) чаще всего выступает стоимость.
Цена – стоимость единицы блага в денежном выражении.
Денежные цены – основной координатор действий в рыночной экономике. Однако, не всегда возможно достаточно полно оценить благо в деньгах (знания, здоровье, уважение окружающих и т.д.).
Потребность и спрос
Потребность –желание получить дополнительное благо. Потребности безграничны.
Спрос– это осознанно принятое решение относительно потребности. Спрос – результат взвешивания платы за благо.
Закон спроса:
|
Обычно спрос выражают в виде графика (характеристики) V(p) (рис. 1), где р – цена, V – объем приобретаемого блага. Точка на графике – величина спроса. При изменении внешних условий спрос меняется.
Спрос изменчив и зависит от многих факторов (благосостояния, ценности блага, моды и т.п.). В качестве примера на рис. 1 приведены характеристики спроса на воду.
|
|
Спрос отражает готовность потребителя покупать благо по определенной цене.
Спрос может быть индивидуальным или коллективным, текущим или ожидаемым (перспективным).
Если на рынке существует несколько потребителей одного блага, то для
получения суммарного спроса индивидуальные характеристики суммируются по оси абсцисс. Суммирование начинается с потребления,
соответствующего наибольшим значениям цены.
Ценовая эластичность спроса –это показатель реакции спроса на изменение цены. Эластичность спроса характеризуется коэффициентом эластичности КЭ. Теоретически
На практике часто пользуются упрощенным выражением:
В этой формуле процентные изменения и можно вычислять по-разному. Так, для определения можно рассмотреть приращение
и отнести его к нижнему или к верхнему значению рассматриваемого интервала. При этом получатся разные значения КЭ.
Принято и вычислять по средним абсолютным величинам объема потребления и цены в рассматриваемых интервалах и .
Учитывая закон спроса, можно отметить, что всегда отрицателен. Однако, говоря о коэффициенте эластичности, обычно рассматривают только абсолютную величину .
Поскольку в приближенной формуле вычисляется по приращениям в относительных единицах, коэффициент эластичности – безразмерная величина и не зависит от единиц измерения V и p.
Грубо характеризуя эластичность, считается, что спрос эластичен, если >1. Спрос неэластичен при <1. Характеристики эластичного и неэластичного спроса приведены на рис. 3.
Эластичность спроса зависит от многих факторов:
- От наличия заменителей;
- От удельного веса затрат на приобретение данного товара в бюджете потребителя;
- От размера дохода потребителя;
- От наличия запасов этого товара;
- От временнóго характера спроса (краткосрочный спрос может быть неэластичным, тогда как долгосрочный спрос эластичен).
К товарам с низкой эластичностью спроса относятся: пищевая соль, бензин, электроэнергия.
Выручка (доход) –денежная сумма, полученная поставщиком при реализации объема V блага. Выручка R=p×V.
Важна связь между эластичностью спроса и величиной выручки (дохода). Можно доказать (графически или аналитически), что
| ||
|
Предложение -это осознанно принятое решение относительно предоставления блага. Предложение – результат взвешивания потенциальных (ожидаемых) выгод поставщика.
Закон предложения:
|
Предложение выражают в виде графика V(p) (рис. 4). Точка на графике – величина предложения. При изменении внешних условий предложение меняется.
Если на рынке присутствуют несколько поставщиков одного блага, то суммарная характеристика предложения строится суммированием индивидуальных характеристик по оси абсцисс. Суммирование начинается с предложения, соответствующего наименьшим значениям цены.
Ценовая эластичность предложения.Так же, как и для спроса, существует показатель, отражающий эластичность предложения. Это величина
.
|
Примеры предложения с разной эластичностью показаны на рис. 6.
Как и для спроса, эластичность предложения зависит от рассматриваемого периода времени. Слабо эластичное предложение в краткосрочном периоде может стать более эластичным со временем.
Пример: у поставщика нет запаса дешевого топлива, оборудование загружено полностью, избытка рабочей силы нет. При повышении цены на рынке поставщик не может увеличить выпуск продукции. Предложение не эластично.
Со временем поставщик может ввести новое оборудование, увеличить число персонала, увеличить запасы запчастей и материалов. Со временем поставщик становится способным увеличить производство, реагируя на повышение рыночной цены. Предложение становится более эластичным на длительном периоде времени.
Возможные формы суммарных характеристик спроса и предложения.Часто по индивидуальным характеристикам спроса и предложения строятся суммарные характеристики, отражающие свойства нескольких участников рынка одного блага. Возможны разные сочетания индивидуальных кривых и разные формы суммарных характеристик. (Напомним, что суммарные характеристики строятся суммированием значений объемов по оси абсцисс.)
|
А) Индивидуальные характеристики имеют общий диапазон цен.
| | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарные характеристики имеют непрерывные участки с разрывами первого рода.
Б) Индивидуальные характеристики не имеют общего диапазона цен.
|
|
|
|
|
Суммарные характеристики имеют непрерывные участки с вертикальными скачками.
В) Индивидуальные характеристики не имеют общего диапазона цен и имеют абсолютную эластичность
Суммарные характеристики имеют ступенчатый характер.
Практическое занятие 1.
Основные положения
Спрос характеризуется:
· ценовой эластичностью – показателем реакции величины спроса на изменение цены;
· характеристикой спроса – зависимостью объема приобретаемого блага от цены.
Задача 1.
Рассматриваются: а) рынок электроэнергии, б) рынок автомобилей и в) продажа билетов в кинотеатр. Известны цены для двух состояний рынка.
Исходная информация представлена в таблице:
Электроэнергия | Автомобили | Билеты в кино | ||||
Цена | 400 Руб/МВтч | 600 Руб/МВтч | Тыс. руб | 300 Тыс. руб | руб | руб |
Объем продажи | 190 млн МВтч | 180 млн МВтч | шт. | шт. | билетов | билетов |
Суммарная выручка | ||||||
Коэффициент эластичности | _ | _ | _ | |||
Тип спроса (эластичен/не эластичен) | _ | _ | _ |
Задание:
Заполнить недостающие данные в таблице.
Задача 2.
До 1997 г. Бразилия экспортировала треть мирового потребления кофе. В 1997 г. сильные заморозки уничтожили 75% урожая. Другие поставщики не могли увеличить свои поставки на мировой рынок. Цена на кофе на мировом рынке увеличилась на 400%.
Задание:
Какова эластичность мирового спроса на кофе? (Рассчитать коэффициент эластичности спроса).
Задача 3.
Ответить, как изменится общая выручка поставщиков при росте цены, если:
- Спрос на товар эластичен;
- Спрос неэластичен;
- Спрос имеет единичную эластичность.
Задача 4.
Спрос на электроэнергию представлен зависимостью
, ,
где W – объем потребленной электроэнергии (кВТч),
р – цена электроэнергии (коп/ кВТч).
Задание:
Определить эластичность спроса, если электроэнергия продается по 45 коп/ кВТч.
Задача 5.
Спрос на товар представлен зависимостью ,где V – объем приобретаемого товара, р – цена в руб. за единицу.
Задание:
Определить эластичность спроса, если товар покупается по цене 54 руб. за единицу.
Задача 6.
Суммарные затраты и объем выпускаемой продукции приведены в таблице:
Выпущено деталей | Суммарные затраты в производство, руб. | Средние цены, руб./деталь | Маржинальные цены, Руб./деталь |
- | |||
Задание:
Рассчитать и внести в таблицу средние и маржинальные цены.
Задача 7.
На электростанции 3 агрегата. Мощности агрегатов и себестоимость производства одного МВТч электроэнергии приведены в таблице
№ агрегата | Мощность агрегата, МВт | Цена генерируемой электро-энергии, руб/МВТч |
Задание:
Определить маржинальную и среднюю цены электроэнергии, если электростанция загружена на 300 ВМт.
Регулирование цен
Регулирование цен может вестись жестко и мягко. При жестком регулировании регулирующим органом назначается конкретное значение цены товара или услуги, которое может отличаться от равновесного значения. При мягком регулировании вводится «потолок» цены, превышение которого не допускается. Существует третий вид регулирования – налоговое.
Жесткое регулирование приводит к избытку или к дефициту товара (услуги), если назначенная цена не совпадает с равновесной. Если регулируемая цена меньше равновесной, то объем продаж на рынке Vрег определяет поставщик. Такое регулирование приводит к несогласованности интересов поставщика и покупателя и к дефициту блага на рынке, рис. 14а. В этом случае Vрег<V*. Если регулируемая цена выше равновесной, то объем продаж определяет покупатель. Такое регулирование ведет к избытку блага.
Важно отметить, что при жестком регулировании снижается суммарный (социальный) эффект от торговли на рынке. Так, для случая, показанного на рис 14а, полученный социальный эффект уменьшается до площади, ограниченной интервалом от 0 до Vрег (заштрихованная область). Оставшаяся не заштрихованная область характеризует недополученный (упущенный) эффект.
|
Мягкое регулирование ведет к избытку или дефициту блага, если значение равновесной цены лежит за регулируемыми пределами цены. В противном случае мягкое регулирование не препятствует установлению равновесной цены, рис. 14б.
При избытке (перепроизводстве) блага эффект (прибыль) поставщиков
снижается. Дефицит товара на рынке требует содержания распределительной системы, является источником очередей, неудобств и коррупции.
Получение товара при его дефиците требует от покупателя дополнительных затрат. Фактическая цена для покупателя оказывается выше назначенного регулируемого значения ррег. Фактическая цена может оказаться выше равновесной цены р*.
Одним из видов регулирования является налоговое регулирование. Оно достигается за счет изменения налогового бремени участников рынка. При изменении налогов сдвигаются характеристики спроса и предложения. Налоговое регулирование не приводит к появлению дефицита или избытка блага, но меняет распределение эффектов.
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Аналогичные рассуждения можно провести для случая введения дополнительного налога на покупателя.
Из рассмотренных примеров могут быть сделаны следующие выводы:
| ||
|
Практическое занятие 2.
Задача 1.
На электростанции 3 агрегата. Мощности агрегатов и их характеристики издержек (расходные характеристики) приведены в таблице.
№ агрегата | Мощность агрегата Р, МВт | Расходная характеристика агрегата С(Р), руб |
С1(Р1)=1200+500·Р1 | ||
С2(Р2)=1400+600·Р2 | ||
С3(Р3)=1300+400·Р3 |
Задание:
Построить характеристику предложения станции для рынка электроэнергии. Определить маржинальную и среднюю цены, если электростанция загружена на 300 МВт.
Задача 2.
Электростанция имеет рабочую мощность 300 МВт.
Известна расходная характеристика (характеристика издержек) на производство электроэнергии С(V)=1200+40V+0,5V2 руб/час.
где С – издержки, V – количество выработанной электроэнергии за час.
Задание:
Построить расходную характеристику, характеристики средних и маржинальных цен.
Задача 3.
На электростанции 4 агрегата. Экономические показатели агрегатов приведены в таблице:
№ агрегата | Мощность агрегата, МВт | Маржинальная цена , руб/МВтч |
Примечание: считается, что маржинальная цена каждого агрегата не зависит от его загрузки.
Задание:
Определить издержки электростанции на производство электроэнергии за час при условии, что в течение часа электростанция имеет нагрузку 320 МВт.
|
|
| |||
4. Какой суммарный недополученный эффект возникнет у поставщиков и покупателей электроэнергии при установленном уровне цены?
| ||
|
11. Условия идеальной (совершенной) конкуренции
|
Такое условие выполняется при большом количестве малых участников рынка. Это относится как к поставщикам, так и к покупателям. Принудительного регулирования цен при идеальной конкуренции нет.
|
|
При этом на рынке устанавливается равновесная цена p*, обеспечивающая максимум социального (суммарного) эффекта.
Кроме отсутствия влияния участников на цену рынка существуют другие условия идеальной конкуренции. К ним относятся:
· Однородность продуктов на рынке. Продукция всех поставщиков имеет одинаковое качество. Покупателям безразлично у какого продавца покупать продукт;
· Участники рынка действуют независимо. Они не объединяются в коалиции;
· Участники могут свободно входить в рынок и выходить из него. В рынок в любой момент может войти новый поставщик и вытеснить участников с высокой ценой;
· Покупатели информированы о реальных ценах и возможностях поставщиков. Злоупотребления поставщика ведут к потере клиентов;
· На рынке нет ограничений по объемам производства и по транспортным услугам.
В условиях идеальной конкуренции нет проявлений монополизма, развивается здоровая конкуренция и устанавливается равновесная цена. Идеальная конкуренция ведет к снижению фактических издержек поставщиков и повышению эффективности использования товара покупателями для увеличения их прибыли.
К сожалению, на реальных рынках идеальной конкуренции не существует. На реальных товарных рынках присутствует «несовершенная» конкуренция. Одним из видов такой конкуренции является олигополия. Крайними случаями «несовершенной» конкуренции являются монополия и монопсония[1]. Отдельные участники имеют разную «власть» над рынком и по-разному влияют на рыночную цену.
Кроме того, из-за стремления участников получить максимум своей (индивидуальной) выгоды на реальных рынках часто встречаются разного рода злоупотребления и манипуляции. К ним относятся: сокрытие части предложения, искусственное завышение цены ценоформирующим участником, сговор поставщиков между собой, сговор поставщиков с покупателями.
Для борьбы с манипуляциями регулирующими органами анализируются проявления монополизма. Для этого определяются разные показатели (индексы) для количественной оценки монополизма.
Монополизм
Одним из условий успешной конкуренции на рынке является отсутствие привилегированного положения отдельных участников. В реальных рынках это условие соблюдается не всегда.
Монополия(в переводе с греческого) – единственный продавец. Абсолютная монополия порождает абсолютно неэластичный спрос. Продавец-монополист может как угодно менять цену при неизменном объеме продаж.
Другим видом привилегированного рынка является
Монопсония – вид рынка с единственным покупателем.
Теоретически абсолютной монополии и монопсонии не бывает. У покупателя или продавца всегда есть заменители, но часто эти заменители оказываются слишком дорогими.
Говоря о монополии, можно выделить следующие ее виды:
1.
|
Обычно такая монополия вводится государством для повышения стабильности на рынке или в обществе, для повышения безопасности, упрощения государственного управления и т.п.
Примеры искусственных монополий:
· монополия государства на торговлю оружием;
· монополия на торговлю золотом;
· оборот ядерных материалов;
· оборот наркотических средств.
|
2.
В естественных монополиях дезинтеграция (дробление) производства экономически не выгодно. В них издержки на производство и реализацию растут медленнее, чем доход при увеличении объема. Обычно такие монополии имеют место в производствах с сетевыми структурами и оперируют с товаром, имеющим малую замещаемость и низкую эластичность спроса и высокие постоянные издержки.
Монопольное положение поставщика и низкая эластичность спроса требуют регулирования цен и деятельности монопольных компании.
| |||
|
У крупных поставщиков характеристика предложения (линейная или нелинейная) может иметь возрастающий характер, рис. 20. Такими поставщиками, как правило, являются производственные объединения, имеющие несколько производителей.
|
Олигополии бывают количественные (когда участники влияют на цену рынка за счет изменения объема реализации) и ценовые (когда участники манипулируют заявляемыми ценами).
Для исследования поведения участников рынка в условиях олигополии применяются специальные математические модели, основанные на теории игр.
Практическое занятие 3
Задача 1.
|