Виды инструктажей на производстве
По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.
Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию возложены эти обязанности, а с учащимися в учебных заведениях — преподаватель или мастер производственного обучения.
На крупных предприятиях к проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты.
Вводный инструктаж проводят в кабинете по охране труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натуральных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т. п.). Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной отделом (бюро, инженером) охраны труда с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.
В соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 в примерный перечень основных вопросов вводного инструктажа включены:
а) общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства;
б) основные положения законодательства об охране труда, трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет, льготы и компенсации, правила внутреннего трудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушение правил, организация работы по охране труда на предприятии, государственный и общественный контроль за состоянием охраны труда;
в) общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях, расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений;
г) основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства; методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, средства коллективной защиты, сигнализация, знаки безопасности, плакаты; основные требования по предупреждению электротравматизма;
д) основные требования производственной санитарии и личной гигиены;
е) средства индивидуальной защиты, порядок и нормы выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), сроки носки;
ж) обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности;
з) порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
и) пожарная безопасность; способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий, действия персонала при их возникновении;
к) первая помощь пострадавшим; действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цехе; действия при поражении электрическим током.
Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой. Вводный инструктаж завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения.
О проведении вводного инструктажа и проверке знаний делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа или личной карточке инструктируемого с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу.
Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируются в журнале учета учебной работы; с учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях, рабочем журнале руководителя кружка, секции и т. д.
Первичный инструктажна рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:
со всеми вновь принятыми на предприятие, а также переводимыми из одного подразделения в другое;
с работниками, выполняющими новую для них работу; командированными, временными работниками;
со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия;
со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику, перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках; при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях. Примечание. Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, с использованием электрического тока, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж не проходят.
Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель предприятия (организации) по согласованию с профсоюзным или совместным комитетом (комиссией) и отделом
(бюро) ,инженером охраны труда.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятия, учебного заведения для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации. Программы согласовывают с отделом (бюро), инженером охраны труда, профсоюзом или совместным комитетом (комиссией) подразделения, предприятия.
В соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 в примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте включены:
а) общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе, основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе;
б) безопасная организация и содержание рабочего места;
в) опасные зоны оборудования, машины, механизма, прибора, средства безопасности оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности), требования по предупреждению электротравматизма;
г) порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструментов и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты);
д) безопасные приемы и методы работы, действия при возникновении опасной ситуации;
е) средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими;
ж) схема безопасного передвижения работающих на территории цеха, участка;
з) внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы, требования безопасности при погрузочно- разгрузочных работах и транспортировке грузов;
и) характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственного травматизма;
к) меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров; обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре; способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.
Стажировка. Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных курсовых комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением), решением по цеху (участку). Примечание. Руководство цеха, участка и т. п. по согласованию с отделом (бюро), инженером охраны труда и профсоюзным или совместным комитетом (комиссией) может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж работы по специальности не менее трех лет, переходящего из одного цеха в другой, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее не меняется.
Рабочие допускаются к самостоятельной работе только после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
Повторный инструктаж проводят с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады по программе инструктажа на рабочем месте — ГОСТ 12.0.004-90. Он проводится методом чтения инструкции и подкрепляется подробным разбором нарушений требований безопасности, имевших место несчастных случаев, показом правильных, безопасных приемов работы. Рассматривается передовой опыт работы, работы без травм. Используются технические средства обучения.
Повторный инструктаж проходят все рабочие (за исключением лиц, которые не проходят первичный инструктаж) независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы ежеквартально, но не реже одного раза в полугодие.
Предприятиями, организациями по согласованию с соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до одного года) срок проведения повторного инструктажа.
Повторный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме. По окончании повторного инструктажа инструктирующее лицо должно путем опроса убедиться в знании инструкций по охране труда для данного (конкретного) рабочего места, усвоении безопасных методов труда, умении пользоваться средствами индивидуальной защиты, предохранительными, оградительными, сигнализационными блокировочными приспособлениями.
С лицами, которые по каким-либо причинам (командировка, отпуск, болезнь и др.) отсутствовали при проведении повторного инструктажа, проводят инструктаж в день выхода на работу. О проведении повторного инструктажа производится запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте или в личной карточке инструктируемого и в удостоверении по охране труда с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Внеплановый инструктаж проводят:
- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента;
- при замене исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
- при нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
- по требованию органов надзора;
- при получении разовой работы, не входящей в круг обязанностей рабочего;
- при перерывах в работе — для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ — 60 дней.
Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии в объеме первичного инструктажа на рабочем месте. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т. п.); при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; при проведении экскурсий на предприятии, в организации, массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.) [64,86].
Классификация условий труда
Условия труда– совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Сочетание различных факторов, формируемых в производственной среде, определяет условия труда работающих на производстве. Они оказывают влияние на здоровье и работоспособность человека.
Современная физическая теория функциональных систем различает три функциональных состояния организма как реакцию на воздействие условий труда: нормальное, пограничное (между нормой и патологией) и патологическое. Эти состояния можно использовать в качестве физиологической шкалы для определения тяжести и напряженности труда.
Нормальное функциональное состояние организма:Условия работы соответствуют ПДК и ПДУ. Работоспособность не нарушается, отклонений в состоянии здоровья в связи с профессиональной деятельностью не наблюдается на протяжении всей трудовой деятельности человека.
Пограничное функциональное состояние организма:У практически здоровых людей в процессе труда ухудшается большинство физиологических показателей (особенно в конце смены или недели). Появляются типичные производственно обусловленные предзаболевания.
Патологическое функциональное состояние: Условие труда, которые в конце смены, недели формируют реакции, характерные для патологического функционирования организма у практически здоровых людей, исчезающие у большинства работников после полноценного отдыха. Однако у некоторых работников они могут перейти в производственно обусловленные и профессиональные заболевания.
Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.
Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.
Введение в нашей стране практики оценки гигиенических критериев условий труда через проведение аттестации рабочих мест позволило дать для конкретных производств и профессий оценку существующих условий и характера труда на рабочих местах, установления на этой основе приоритетных в проведении оздоровительных мероприятий, а также формирования социальной политики на производстве (сокращенный рабочий день, льготы и компенсации по условиям труда, страхование на производстве и др.).
Под гигиеническими нормативами условий труда понимают уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работающего и его потомства. Условия труда с этими нормативами или при полном отсутствии вредных и опасных производственных факторов называют безопасными условиями труда.
В соответствии с гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, изданных Госкомсанэпиднадзором России (Р 2.2.013-94) условия труда оцениваются по четырем классам.
1-й класс – оптимальные условия труда, выполняя профессиональные обязанности, при которых работающие сохраняют свое здоровье, имеют предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
2-й класс – допустимые условия труда характеризуются значениями факторов, не превышающими установленных гигиеническими нормами, а функциональное состояние организма от их воздействия восстанавливается к началу следующей смены, не оказывая неблагоприятного воздействия на работающего и его потомство.
3-й класс – вредные условия труда. Этим классом характеризуются рабочие места, на которых производственные факторы превышают гигиенические нормы. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:
3.1 – вызывающие обратимые функциональные изменения организма;
3.2 – приводящие к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости;
3.3 – приводящие к развитию профессиональной патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний;
3.4 – приводящие к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда. Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний [12,14].